Роль адаптивной физической культуры в реабилитации
школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
Смирнов К.Ю.
ГБОУ СОШ №19
Адаптивная физическая культура (АФК) – это комплекс спортивно-оздоровительных мер, направленных на реабилитацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Она помогает преодолевать психологические барьеры, стимулирует позитивные морфофункциональные сдвиги в организме и развивает двигательные координации, физические качества и способности.
Роль адаптивной физической культуры в реабилитации школьников с отклонениями в состоянии здоровья заключается в следующем:
реабилитационная функция восстановления физических качеств, улучшение подвижности и координации движений;
социальная функция- совершенствование коммуникации и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;
психологическая функция- повышение эмоционального состояния, самооценки и снижение уровня тревожности и депрессии;
коррекционно-педагогическая функция- помощь в преодолении трудностей, связанных со здоровьем, и обучение компенсаторным механизмам;
профилактическая функция – укрепление иммунной системы, улучшение кровообращения и снижение уровня стресса, что предотвращает развитие ряда заболеваний.
Особенности уроков адаптивной физической культуры в школе:
главная цель- улучшение и гармонизация всех сторон личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с использованием физических упражнений, социальных и гигиенических факторов;
задачи: восстановление и формирование мышечной деятельно-сти, двигательных навыков (например, туризм, плавание, спортивные игры), обеспечение комфорта, развитие познавательных навыков, укрепление и сохранение здоровья учеников;
функции: профилактическая, коррекционно-компенсаторная, образовательная, воспитательная, лечебно-восстановительная, социально0интегративная, коммуникативная;
миссия педагога- максимально возможная реабилитация и адаптация ученика к жизни в обществе.
На уроках адаптивной физической культуры в школе применяются
следующие методы и приёмы:
Методы формирования знаний: рассказ, объяснение, беседа,
инструктаж.
Методы обучения двигательным действиям: показ, демонстрация, разучивание, тренировка, повторение, игровой метод.
Методы развития физических качеств и способностей: равномер-ный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный,
игровой методы.
Методы воспитания личности: убеждение, поощрение, пример,
требование, упражнение.
Методы взаимодействия педагога и занимающихся: руководство,
коррекция, контроль, оценка, поддержка, помощь.
Вот некоторые примеры упражнений адаптивной физической
культуры в школе:
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание рук, махи, вращения, отведение и приведение, рывки;
Упражнения для ног: приседания, выпады, подскоки, прыжки,
бег.
Упражнения для туловища: повороты, наклоны, круговые
движения.
Упражнения для развития гибкости: махи, наклоны, шпагаты,
мостики.
Упражнения для развития силы: отжимания, подтягивания,
приседания, подъём туловища из положения лёжа.
Упражнения для развития координации движений: равновесие, повороты, прыжки, танцевальные движения.
Упражнения для формирования правильной осанки: упражне-ния у стены, упражнения с предметами (мячами, палками).
Дыхательные упражнения: упражнения на контроль дыхания,
упражнения на задержку дыхания и восстановление дыхания после физической нагрузки.
Упражнения для профилактики плоскостопия: ходьба на носках пятках, внутренней и внешней сторонах стопы, перекаты с носка на пятку, собирание пальцами ног мелких предметов.
Упражнения для развития мелкой моторики: пальчиковая гим-настика, упражнения с мелкими предметами (бусинами, пуговица-ми, карандашами).
Выбор методических приёмов зависит от индивидуальных особенностей занимающихся, их возраста, физического и психического развития, состояния здоровья и уровня подготовленности.