Роль музыкальных сказок в развитии детей дошкольного возраста.
Воробьева Татьяна Иосифовна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 69 «Веточка» ,корпус № 4
Самарская область, город Тольятти
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
/Сухомлинский В. А.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка.
С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду, а затем и в школе.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирование личности ребенка.
В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей детей.
Влияние и значение сказок для детей, в дошкольном возрасте, несомненно.
Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а иногда и остается на всю жизнь.
Музыкальная сказка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Сказку любят все: и взрослые, и дети. Сказка – это воплощение мечты, представление о справедливости, добре. Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать.
Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей. Музыка наполняет сказочные образы живым биением сердца.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием.
Музыкальная сказка – это яркое эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
Музыкальные сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции.
Музыкальная сказка развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
Музыкальная сказка развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки; дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
Музыкальная сказка развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок; дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу
радости, музыкального творчества, вырастает более устойчивым ко многим
неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Детство станет тусклым и не выразительным, если вдруг из него исчезнут
музыкальные сказки.
Вызывая радостные эмоции, музыкальные сказки знакомят ребят с окружающим их миром, развивают речь, воображение, эстетический вкус.
Поэтому музыкальные сказки оказывают неоценимую помощь в развитии
творческого потенциала детей.
Список литературы
1 Лобанова И.В. Народная сказка как средство воспитания и развития детей
дошкольного возраста // Культура и образование. – 2014 – №5 [Электронный
2 Охлопкова М.В. Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эф-
фективное средство развития музыкальных способностей старшего дошкольного
возраста / М.В. Охлопкова // Молодой ученый. – 2013 – №4. – С. 587–595.