Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8"
МКОУ "Талицкая ООШ № 8"
УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ________________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г |
по учебному предмету
«Изобразительная деятельность»
5-7классов
Разработанаиреализуетсявсоответствии
сФАООПобучающихсяс умеренной, тяжелой и глубокой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Вариант 2
г. Талица, 2023
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в 5-7 КЛАССАХ
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- ФАООП ООО для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2);
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
1.2СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗО
Структура рабочей программы по учебному предмету «Изобразительная деятельность» включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения предмета;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся по учебному предмету «Изобразительная деятельность» на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в основной школе.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» в среднем звене является частью предметной области «Искусство», реализуется в 5 – 7 классах.
Цель обучения – формирование умений изображать предметы и явления окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
развитие интереса к изобразительной деятельности;
формирование умений пользоваться инструментами;
обучение доступным приёмам работы с различными материалами;
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
развитие художественно-творческих способностей.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета «Изобразительная деятельность» в основной школе рассчитана на 3 года (с 5 по 7 класс). В учебном плане на изучение предмета выделено 306 часов:
в 5 классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю);
в 6 классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю);
в 7 классе составляет – 102 часа за год (3 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по ИЗО представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися по предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
основы персональной идентичности,осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР предметные результаты по предмету «Изобразительная деятельность» планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
стремление к собственной творческой деятельности умение демонстрировать результаты работы;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
Готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;
умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В 5-7 КЛАССАХ
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагаетоценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся. При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера, положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет делать;
что из полученного применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
"выполняет действие самостоятельно",
"выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной),
"выполняет действие по образцу",
"выполняет действие с частичной физической помощью",
"выполняет действие со значительной физической помощью",
"действие не выполняет";
"узнает объект",
"не всегда узнает объект",
"не узнает объект".
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Изобразительная деятельность» в 5-7 классах, отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено».
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
спокойное пребывание в новой среде;
перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
принятие контакта, инициированного взрослым;
установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
планирование учебного дня;
ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
поддержание правильной позы;
направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
подражание простым движениям и действиям с предметами;
выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
принятие помощи взрослого;
использование по назначению учебных материалов;
выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
выполнение действий с предметами (по подражанию);
выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
выполнение задания полностью (от начала до конца);
выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
выполнение задания с заданными качественными параметрами;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
3.2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСC
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина (пластичная глина). Узнавание (различение) инструментов для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина, теста, глины. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Проделывание отверстий в деталях. Катание колбаски в руках. Катание шарика в руках. Сгибание колбаски в кольцо, полукольцо, дугу. Закручивание колбаски в жгутик. Вырезание формочкой предметов определённой формы. Лепка предметов (материал по выбору), объединённых сюжетом.
Аппликация
Инструменты и приспособления для изготовления аппликации. Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей поверхности листа бумаги клеем. Разрезание листа бумаги ножницами по линиям. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Вырезание по контуру деталей. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, по контуру. Декоративная аппликация. Соблюдение последовательности действий. Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий. Выкладывание аппликации на плоскости способом чередования объектов. Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: сборка изображений. Намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование
Материалы и инструменты, используемых для рисования: краски, кисти, мольберт, ёмкость для воды, палитра, фломастеры, мелки, карандаши. Приёмы рисования карандашом. Рисование контура предмета по контурным линиям (трафарет, шаблон). Заполнение готового контура точками. Прорисовывание деталей готового предмета. Дорисовывание части предмета. Рисование предмета с натуры с опорой на образец и показ. Освоение приёмов рисования красками, кистью. Подбор цвета и закрашивание предметов. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента (стилизованные ягоды, ветки, листья). Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента (чередование по форме и цвету). Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента (с применением осевых линий). Сюжетное рисование. Подбор цвета в соответствии с сюжетом. Расположение объектов на поверхности листа. Рисование с использованием нетрадиционных техник: «по-сырому», губкой.
6 КЛАСC
Лепка
Пластичные материалы: пластилин, тесто, глина. Инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, форма, валик, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Получение формы путём выдавливания формочкой. Переплетение: плетение из 2 (3) колбасок. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Аппликация
Инструменты и приспособления для изготовления аппликации. Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей поверхности листа бумаги клеем. Разрезание листа бумаги ножницами по линиям. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Вырезание по контуру деталей. Декоративная аппликация. Соблюдение последовательности действий. Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий. Выкладывание аппликации на плоскости способом чередования объектов. Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: сборка изображений. Намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование
Материалы и инструменты, используемых для рисования: краски, кисти, мольберт, ёмкость для воды, палитра, фломастеры, мелки, карандаши. Приёмы рисования карандашом. Прорисовывание деталей готового предмета. Дорисовывание части предмета. Рисование предмета с натуры с опорой на образец и показ. Освоение приёмов рисования красками, кистью. Подбор цвета и закрашивание предметов. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента (стилизованные ягоды, ветки, листья). Сюжетное рисование. Подбор цвета в соответствии с сюжетом. Расположение объектов на поверхности листа.
7 КЛАСC
Лепка
Пластичные материалы: пластилин, тесто, глина. Инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, форма, валик, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Основные приёмы работы с пластичными материалами. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Лепка с натуры. Дополнение изделия мелкими деталями Лепка изделий с нанесением орнамента.
Аппликация
Инструменты и приспособления для изготовления аппликации. Основные приёмы работы с бумагой. Декоративная аппликация. Предметная аппликация. Сюжетная аппликация.
Рисование
Материалы и инструменты, используемых для рисования: краски, кисти, мольберт, ёмкость для воды, палитра, фломастеры, мелки, карандаши. Основные приёмы рисования. Прорисовывание деталей готового предмета. Дорисовывание части предмета. Декоративное рисование. Рисование приближённого и удалённого объекта. Рисование с использованием нетрадиционных техник: «по-сырому», солью, шариками, граттаж. Срисовывание готового сюжетного рисунка по представлению
3.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержательные линии | Всего часов | 5 класс | 6 класс | 7 класс |
Рисование | 102 | 34 | 34 | 34 |
Лепка | 102 | 34 | 34 | 34 |
Аппликация | 102 | 34 | 34 | 34 |
Итого | 306 | 102 | 102 | 102 |
3.4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Изобразительная деятельность» 5 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Лепка – 34 часа | ||
1 | Лепка.Пластичные материалы. Инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, форма, валик, подложка, штамп. Санитарно-гигиенические правила работы с пластичными материалами. | 1 |
2 | Разминание пластилина. Дорожные знаки треугольной формы: «Светофор». | 1 |
3 | Разминание пластилина. Дорожные знаки треугольной формы: «Дети». | 1 |
4 | Разминание пластилина. Дорожные знаки треугольной формы: «Пешеходный переход». | 1 |
5 | Разминание пластилина. Дорожные знаки треугольной формы: «Дикие животные». | 1 |
6 | Разминание пластилина. Плоская картина «Дорога перед Центром с дорожными знаками». | 1 |
7 | Приготовление теста разных цветов. | 1 |
8 | Разминание теста. Раскатывание теста. Вырезание формочкой «Печенье». | 1 |
9 | Приготовление теста разных цветов по образцу. | 1 |
10 | Разминание теста. Заполнение тестом готового контура. Рамка для фотографии. | 1 |
11 | Тесто разных цветов. Отрывание кусочков материала от целого куска. Изготовление заготовок колец пирамидки разного размера и цвета. | 1 |
12 | Отрывание кусочков материала от целого куска. Изготовление заготовки конической формы. Игрушка «Пирамидка». | 1 |
13 | Тесто разных цветов. Отрывание кусочков материала от целого куска. Изготовление заготовок шаров для пирамидки 2 размеров и разных цветов. | 1 |
14 | Проделывание отверстий в деталях. Сбор пирамидки «Гусеница». | 1 |
15 | Тесто красного цвета. Раскатывание колбаски, сгибание колбаски в кольцо, полукольцо, дугой. | 1 |
17 | Тесто красного цвета. Раскатывание колбаски, сгибание колбаски в кольцо, полукольцо, дугой. | 1 |
18 | Тесто синего цвета. Раскатывание колбаски, сгибание колбаски в кольцо, полукольцо, дугой и пр. | 1 |
19 | Тесто синего цвета. Раскатывание колбаски, сгибание колбаски в кольцо, полукольцо, дугой и пр. | 1 |
20 | Тесто синего цвета. Раскатывание колбаски, сгибание колбаски в кольцо, полукольцо, дугой и пр. | 1 |
21 | Тесто чёрного цвета. Раскатывание колбаски, сгибание колбаски в кольцо, полукольцо, дугой и пр. | 1 |
22 | Получение формы путём выдавливания формочкой. «Рамка для фотографий». | 1 |
23 | Сгибание колбаски в кольцо. | 1 |
24 | Сгибание колбаски в кольцо. | 1 |
25 | Сгибание колбаски в кольцо. | 1 |
26 | Керамика: посуда. Разминание глины (скульптурная глина). Лепка посуды круглой формы (горшочек, чашка). | 1 |
27 | Керамика: игрушки. Разминание глины (скульптурная глина). Лепка игрушек круглой формы (мяч, сова «Винни Пух и все-все-все» ). | 1 |
28 | Керамика: украшения. Разминание глины (скульптурная глина). Лепка украшений круглой формы (бусы). | 1 |
29 | Керамика: украшения. Разминание глины, вырезание формочкой предметов определённой формы. Браслет. | 1 |
30 | Лепка предметов (материал по выбору), объединённых сюжетом: «Чайная пара». | 1 |
31 | Лепка предметов (материал по выбору), объединённых сюжетом: «Грибы на пеньке». | 1 |
32 | Лепка предметов (материал по выбору), объединённых сюжетом: «Фрукты на тарелке». | 1 |
33 | Лепка предметов (материал по выбору), объединённых сюжетом: «Овощи в корзинке». | 1 |
34 | Лепка предметов (материал по выбору), объединённых сюжетом: «Цветы в вазе». | 1 |
Аппликация – 34 часа | ||
35 | Инструменты и приспособления для изготовления аппликации. Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Собака». | 1 |
36 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Кошка». | 1 |
37 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Рыбка». | 1 |
38 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Зайчик». | 1 |
39 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Пингвин». | 1 |
40 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Лягушка». | 1 |
41 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Цветы». | 1 |
42 | Скручивание листа бумаги. Объёмная аппликация «Дерево» (по схеме). | 1 |
43 | Скручивание листа бумаги. Объёмная аппликация «Цветы» (по схеме). | 1 |
44 | Разрезание листа бумаги ножницами по линиям. Аппликация: «Узор в полосе» (повторяющиеся или чередующиеся элементы: ягоды, ветки, листья). | 1 |
45 | Разрезание листа бумаги ножницами в произвольном направлении. Аппликация: «Узор в полосе» (чередование по форме и цвету). | 1 |
46 | Разрезание листа бумаги ножницами по кругу. Аппликация: «Геометрический орнамент в круге» (построение орнамента на осевых линиях круга (овалы-лепестки), круг – по шаблону). | 1 |
47 | Вырезание по контуру деталей. Аппликация: «Простой натюрморт» (яблоко и ваза). | 1 |
48 | Вырезание по контуру деталей. Аппликация: «Жостовский поднос». | 1 |
49 | Сборка изображения объекта из нескольких деталей «Открытка» (элементарный скрапбукинг). | 1 |
50 | Сборка изображения объекта из нескольких деталей «Открытка» (элементарный скрапбукинг). | 1 |
51 | Сборка изображения объекта из нескольких деталей «Лес зимой». | 1 |
52 | Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий: заготовка деталей. Аппликация «Цветочный горшок с растением» (шаг 1). | 1 |
53 | Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий: сборка изображения объекта. Аппликация «Цветочный горшок с растением» (шаг 2). | 1 |
54 | Намазывание частей аппликации, выкладывание в определённых местах. Аппликация «Моя комната» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
55 | Намазывание частей аппликации, выкладывание в определённых местах. Аппликация «Кухня» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
56 | Намазывание частей аппликации, выкладывание в определённых местах. Аппликация «Гостиная» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
57 | Намазывание частей аппликации, выкладывание в определённых местах. Аппликация «Ванная» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
58 | Сборка изображения из нескольких деталей на плоскости. Аппликация «Мой дом» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
59 | Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии. | 1 |
60 | Выкалывание шилом по контуру. | 1 |
61 | Декоративная аппликация «Узор в квадрате» из растительных форм с применением осевых линий. Придумывание узора (шаг 1). | 1 |
62 | Декоративная аппликация «Узор в квадрате» из растительных форм с применением осевых линий, составление эскиза сюжета аппликации (шаг 2). | 1 |
63 | Декоративная аппликация «Узор в квадрате» из растительных форм с применением осевых линий, сборка изображения (шаг 3). | 1 |
64 | Декоративная аппликация «Узор в квадрате» из растительных форм с применением осевых линий. Намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону (шаг 4). | 1 |
65 | Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: придумывание сюжета (выбор готовых деталей) (шаг 1). | 1 |
66 | Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: составление эскиза сюжета аппликации (готовые детали) (шаг 2) на тему «Зимние развлечения». | 1 |
67 | Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: сборка изображения (шаг 3) на тему «Зимние развлечения». | 1 |
68 | Намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону (шаг 4) на тему «Зимние развлечения». | 1 |
Рисование – 34 часа | ||
69 | Материалы и инструменты, используемых для рисования: краски, кисти, мольберт, ёмкость для воды, палитра, фломастеры, мелки, карандаши. Санитарно-гигиенические нормы занятий рисованием. Рисование контура предмета по трафарету (по шаблону). Заполнение контура точками. | 1 |
70 | Приёмы рисования карандашом. Прорисовывание деталей готового предмета. «Рыбки в аквариуме». | 1 |
71 | Приёмы рисования карандашом. Дорисовывание части предмета (отдельных деталей). | 1 |
72 | Приёмы рисования карандашом. Дорисовывание части предмета (симметричной половины по клеточкам). | 1 |
73 | Приёмы рисования карандашом. Дорисовывание части предмета (симметричной половины по проколу). | 1 |
74 | Приёмы рисования карандашом. Графический диктант. | 1 |
75 | Рисование предмета с натуры с опорой на образец и показ, спортивный инвентарь: «Мешочек с песком», «Скакалка». | 1 |
76 | Рисование предмета с натуры с опорой на образец и показ: «Яблоко», «Апельсин». | 1 |
77 | Рисование предмета с натуры с опорой на образец и показ: «Книга», «Карандаш». | 1 |
78 | Подбор цвета и закрашивание предметов. Натюрморт «Книга и апельсин». | 1 |
79 | Подбор цвета и закрашивание предметов. Натюрморт «Карандаш и яблоко». | 1 |
80 | Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента (стилизованные ягоды, ветки, листья). | 1 |
81 | Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента «Узор в полосе» (чередование по форме и цвету). | 1 |
82 | Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента «Узор в квадрате» (с применением осевых линий). | 1 |
83 | Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента «Узор в квадрате» (весенние цветы и насекомые). | 1 |
84 | Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента «Узор в круге» (весенние цветы и насекомые). | 1 |
85 | Палитра. Сюжетное рисование. Подбор цвета в соответствии с сюжетом. Рисунок к сказке «Колобок». | 1 |
86 | Сюжетное рисование. Подбор цвета в соответствии с сюжетом. Рисование губкой. «Весенняя яблоня». | 1 |
87 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Рыбки в аквариуме среди водорослей». | 1 |
88 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Сказочная избушка» | 1 |
89 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Автобус». | 1 |
90 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Магазин игрушек». | 1 |
91 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Магазин игрушек». | 1 |
92 | Сюжетное рисование. Рисование по-сырому. «Салют». | 1 |
93 | Сюжетное рисование. Рисование по-сырому. «Весенние цветы на полянке». | 1 |
94 | Сюжетное рисование. Рисование по-сырому. «Планеты и звёзды». | 1 |
95 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Кораблик и чайки». Соединение техник. | 1 |
96 | Рисование с натуры дорожного знака треугольной формы: «Светофор». | 1 |
97 | Рисование с натуры дорожного знака треугольной формы: «Дети». | 1 |
98 | Рисование с натуры дорожного знака треугольной формы: «Пешеходный переход». | 1 |
99 | Рисование с натуры дорожного знака треугольной формы: «Дикие животные». | 1 |
100 | Рисование с натуры доски для резания овощей. | 1 |
101 | Рисование с натуры неваляшки. | 1 |
102 | Рисование с натуры будильника. | 1 |
«Изобразительная деятельность» 6 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Лепка- 34 часа | ||
1 | Лепка.Пластичные материалы. Инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, форма, валик, подложка, штамп. Санитарно-гигиенические правила работы с пластичными материалами. | 1 |
2 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Дождь». | 1 |
3 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Радуга». | 1 |
4 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Гроза». | 1 |
5 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Листопад». | 1 |
6 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Иней». | 1 |
7 | Работа с тестом. Приготовление теста разных цветов. | 1 |
8 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Вырезание заданной формы по шаблону. | 1 |
9 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Получение формы путём выдавливания формочкой. | 1 |
10 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Переплетение: плетение из 2 (3) колбасок. Украшение изделий косичками (рамка, паспарту). | 1 |
11 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Натюрморт «У самовара…». Заготовка деталей. | 1 |
12 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Натюрморт «У самовара…». Сборка картины. Декорирование. | 1 |
13 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Натюрморт «Яичница в сковороде». Заготовка деталей. | 1 |
14 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Натюрморт «Яичница в сковороде». Сборка картины. Декорирование. | 1 |
15 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Натюрморт «Игрушки и учебные принадлежности на столе». Заготовка деталей. | 1 |
17 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Натюрморт «Игрушки и учебные принадлежности на столе». Сборка картины. Декорирование. | 1 |
18 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. «Галетное печенье». | 1 |
19 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. «Пельмени, вареники». | 1 |
20 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. «Пицца». | 1 |
21 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. «Пицца». | 1 |
22 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. «Ватрушки и пирожки». | 1 |
23 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. «Ватрушки и пирожки». | 1 |
24 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. «Пирог с ягодами». | 1 |
25 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. «Пирог с ягодами». | 1 |
26 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Кирпичи (заготовка деталей). | 1 |
27 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Кирпичи (заготовка деталей). | 1 |
28 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дом из кирпича (одноэтажный). Декорирование дома. | 1 |
29 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дом из кирпича (многоэтажный). | 1 |
30 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дом из кирпича (одноэтажный). Декорирование дома. | 1 |
31 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Глиняные игрушки. | 1 |
32 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Глиняные игрушки. | 1 |
33 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Глиняные игрушки. | 1 |
34 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Глиняные игрушки. Выставка работ. | 1 |
Аппликация – 34 часа | ||
35 | Инструменты и приспособления для изготовления аппликации. Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Медведь». | 1 |
36 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Лиса». | 1 |
37 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Волк». | 1 |
38 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Ослик». | 1 |
39 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Бабочки». | 1 |
40 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Мышка». | 1 |
41 | Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо. Оригами «Петушок». | 1 |
42 | Скручивание листа бумаги. Объёмная аппликация «Деревянный дом» (по схеме). | 1 |
43 | Скручивание листа бумаги. Объёмная аппликация «Рыба-карп» (по схеме). | 1 |
44 | Разрезание листа бумаги ножницами по линиям. Аппликация: «Закладка для книги» (чередующиеся элементы). | 1 |
45 | Разрезание листа бумаги ножницами по линиям. Аппликация: «Коврик» (чередующиеся элементы). | 1 |
46 | Разрезание листа бумаги ножницами по кругу и линиям. Аппликация: «Тропическая рыба». | 1 |
47 | Вырезание по контуру деталей. Аппликация натюрморт «У самовара…». | 1 |
48 | Вырезание по контуру деталей. Аппликация натюрморт «Яичница в сковороде». | 1 |
49 | Вырезание по контуру деталей. Аппликация натюрморт «Игрушки и учебные принадлежности на столе». | 1 |
50 | Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий: выбор эскиза, заготовка деталей. Аппликация: «Сирень» (шаг 1). | 1 |
51 | Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий: сборка изображения. Аппликация: «Сирень» (шаг 2). | 1 |
52 | Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий: намазывание деталей, приклеивание к фону. Аппликация: «Сирень» (шаг 3). | 1 |
53 | Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий: выбор эскиза, заготовка деталей. Аппликация: «Будильник» (шаг 1). | 1 |
54 | Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий: сборка изображения объекта. Аппликация: «Будильник»» (шаг 2). | 1 |
55 | Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий: намазывание деталей, приклеивание к фону. : «Будильник» (шаг 3). | 1 |
56 | Намазывание частей аппликации, выкладывание в определённых местах. Аппликация «Открытка» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
57 | Намазывание частей аппликации, выкладывание в определённых местах. Аппликация «Дом в лесу» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
58 | Сборка изображения из нескольких деталей на плоскости. Аппликация «3 медведя» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
59 | Сборка изображения из нескольких деталей на плоскости. Аппликация «Торт» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
60 | Сборка изображения из нескольких деталей на плоскости. Аппликация «Космос» (с использованием объёмных деталей). | 1 |
61 | Декоративная аппликация «Хохлома». Придумывание узора (шаг 1). | 1 |
62 | Декоративная аппликация «Хохлома» из растительных форм, заготовка деталей (шаг 2). | 1 |
63 | Декоративная аппликация «Хохлома» из растительных форм сборка изображения объекта (шаг 3). | 1 |
64 | Декоративная аппликация «Хохлома» из растительных форм. Намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону (шаг 4). | 1 |
65 | Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: придумывание сюжета (выбор готовых деталей) (шаг 1). Работа «Снегирь на рябине». | 1 |
66 | Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: составление эскиза сюжета аппликации (готовые детали) (шаг 2) на тему «Снегирь на рябине». | 1 |
67 | Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: сборка изображения (шаг 3) на тему «Снегирь на рябине». | 1 |
68 | Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону (шаг 4) на тему «Снегирь на рябине». | 1 |
Рисование – 34 часа | ||
69 | Материалы и инструменты, используемых для рисования: краски, кисти, мольберт, ёмкость для воды, палитра, фломастеры, мелки, карандаши. Санитарно-гигиенические нормы занятий рисованием. Палитра цветов. | 1 |
70 | Приёмы рисования карандашом. Прорисовывание деталей готового предмета. «Сетчатый узор для детской ткани». | 1 |
71 | Приёмы рисования карандашом. Дорисовывание части предмета (отдельных деталей). | 1 |
72 | Приёмы рисования карандашом. Дорисовывание части предмета (симметричной половины по клеточкам). | 1 |
73 | Приёмы рисования карандашом. Дорисовывание части предмета (симметричной половины по проколу). | 1 |
74 | Приёмы рисования карандашом. Графический диктант. | 1 |
75 | Рисование предмета с натуры с опорой на образец: «Бумажный стаканчик». | 1 |
76 | Рисование предмета с натуры с опорой на образец и показ: «Железная кружка» | 1 |
77 | Рисование предмета с натуры с опорой на образец и показ: «Кофейник (турка)». | 1 |
78 | Подбор цвета и закрашивание предметов. Натюрморт «У самовара…». | 1 |
79 | Подбор цвета и закрашивание предметов. Натюрморт «Яичница в сковороде». | 1 |
80 | Рисование растительных элементов орнамента (стилизованные ягоды, ветки, листья). «Хохлома». | 1 |
81 | Рисование растительных элементов орнамента «Узор в полосе» (чередование по форме и цвету). «Хохлома». | 1 |
82 | Рисование растительных элементов орнамента «Хохлома» (узор в квадрате). | 1 |
83 | Рисование растительных элементов орнамента «Хохлома» (узор в круге). | 1 |
84 | Рисование растительных элементов орнамента «Хохлома» (роспись заготовки). | 1 |
85 | Палитра. Сюжетное рисование. Подбор цвета в соответствии с сюжетом. Рисунок к сказке «3 медведя». | 1 |
86 | Сюжетное рисование. Подбор цвета в соответствии с сюжетом. «Сирень в цвету». | 1 |
87 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Снегирь на дереве». | 1 |
88 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Скворец у скворечника». | 1 |
89 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Дом около дома». | 1 |
90 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Машина на дороге». | 1 |
91 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Мыльные пузыри». | 1 |
92 | Сюжетное рисование. «Одуванчик полетел». | 1 |
93 | Сюжетное рисование. «Космос». | 1 |
94 | Сюжетное рисование. «Кошка на дереве» | 1 |
95 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Ягоды на поляне». | 1 |
96 | Рисование с натуры: «Любимая игрушка» (по выбору). | 1 |
97 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 |
98 | Рисование с натуры кастрюля. | 1 |
99 | Рисование с натуры кружка. | 1 |
100 | Рисование с натуры вазы (кувшина). | 1 |
101 | Рисование с натуры настольная лампа. | 1 |
102 | Рисование с натуры свечи на подсвечнике. | 1 |
«Изобразительная деятельность» 7 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Лепка- 34 часа | ||
1 | Лепка.Пластичные материалы. Инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, форма, валик, подложка, штамп. Санитарно-гигиенические правила работы с пластичными материалами. | 1 |
2 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Моё любимое животное». | 1 |
3 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «». | 1 |
4 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Портрет человека». | 1 |
5 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Автопортрет». | 1 |
6 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Картина из пластилина (размазывание внутри контура) «Портрет любимого человека». | 1 |
7 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры: «Геометрические тела: шар, цилиндр, куб, конус, усечённый конус». | 1 |
8 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры предмета, собранного из геометрических тел: «Великан и мальчик-с-пальчик». | 1 |
9 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры предметов: «Кувшин и яблоко». | 1 |
10 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры: «Настольная лампа». | 1 |
11 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры: «Игрушки» (машина, самолёт – по выбору). | 1 |
12 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка с натуры: «Игрушки» (машина, самолёт – по выбору). | 1 |
13 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка предметов: «Сказочный богатырь». | 1 |
14 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка предметов, , объединённых сюжетом: «Сказочный город». | 1 |
15 | Работа с пластилином. Основные приёмы работы. Лепка предметов, объединённых сюжетом: «Современный город». | 1 |
17 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия мелкими деталями «Ветка рябины». | 1 |
18 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия мелкими деталями «Яблоня с листочками и яблоками». | 1 |
19 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия мелкими деталями «Птички на ветке». | 1 |
20 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия мелкими деталями «Бабочка на цветке». | 1 |
21 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Дополнение изделия мелкими деталями «Избушка на курьих ножках». | 1 |
22 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением растительного орнамента «Хохлома». | 1 |
23 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением растительного орнамента «Хохлома». | 1 |
24 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением растительного орнамента «Жостовский поднос». | 1 |
25 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением растительного орнамента «Жостовский поднос». | 1 |
26 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением орнамента «Гжель». | 1 |
27 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением орнамента «Гжель». | 1 |
28 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением орнамента «Городецкая роспись». | 1 |
29 | Работа с тестом. Основные приёмы работы. Лепка изделия с нанесением орнамента «Городецкая роспись». | 1 |
30 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка. | 1 |
31 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка. | 1 |
32 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка. | 1 |
33 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка. | 1 |
34 | Работа с глиной. Основные приёмы работы. Дымковская игрушка. | 1 |
Аппликация - 34 часа | ||
35 | Инструменты и приспособления для изготовления аппликации. Аппликация: «Кувшины разной формы». | 1 |
36 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Кофейник, чашка, яблоко». | 1 |
37 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Кринка с молоком и стакан». | 1 |
38 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Букет в вазе и оранжевый апельсин». | 1 |
39 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Ветка рябины». | 1 |
40 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Птички на ветке». | 1 |
41 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Яблоня с листочками и яблоками». | 1 |
42 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Бабочка на цветке». | 1 |
43 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Избушка на курьих ножках». | 1 |
44 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Дома в городе» (с дорисовыванием деталей фломастером). | 1 |
45 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Улица современного города». | 1 |
46 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Сказочный город». | 1 |
47 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Семёновская матрёшка». | 1 |
48 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Семёновская матрёшка». | 1 |
49 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Загорская матрёшка». | 1 |
50 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Загорская матрёшка». | 1 |
51 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Полхов-майданская матрёшка». | 1 |
52 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Полхов-майданская матрёшка». | 1 |
53 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Городецкая игрушка». | 1 |
54 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Городецкая игрушка». | 1 |
55 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Городецкая игрушка». | 1 |
56 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Дымковская игрушка». | 1 |
57 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Дымковская игрушка». | 1 |
58 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Дымковская игрушка». | 1 |
59 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Каргопольская игрушка». | 1 |
60 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Каргопольская игрушка». | 1 |
61 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Каргопольская игрушка». | 1 |
62 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Посуда Гжели». | 1 |
63 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Посуда Гжели». | 1 |
64 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Посуда Гжели». | 1 |
65 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Посуда Хохломы». | 1 |
66 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Посуда Хохломы». | 1 |
67 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Городецкая роспись». | 1 |
68 | Основные приёмы работы с бумагой. Аппликация: «Городецкая роспись». | 1 |
Рисование – 34 часа | ||
69 | Материалы и инструменты, используемых для рисования: краски, кисти, мольберт, ёмкость для воды, палитра, фломастеры, мелки, карандаши. Санитарно-гигиенические нормы занятий рисованием. Палитра цветов. Работа «Букет в вазе». | 1 |
70 | Основные приёмы рисования. Прорисовывание деталей готового предмета. «Осенние листья и плоды» (листья и плоды разного оттенка). | 1 |
71 | Основные приёмы рисования. Дорисовывание части предмета (отдельных деталей). «Портрет мамы». | 1 |
72 | Основные приёмы рисования. Дорисовывание части предмета (отдельных деталей). «Портрет папы». | 1 |
73 | Основные приёмы рисования. Дорисовывание части предмета (отдельных деталей). «Портрет друга». | 1 |
74 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Семёновская матрёшка». | 1 |
75 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Загорская матрёшка». | 1 |
76 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Полхов-майданская матрёшка». | 1 |
77 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Городецкая игрушка». | 1 |
78 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Дымковская игрушка». | 1 |
79 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Каргопольская игрушка». | 1 |
80 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Полхов-майданская матрёшка». | 1 |
81 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Посуда Гжели». | 1 |
82 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Посуда Хохломы». | 1 |
83 | Основные приёмы рисования. Декоративное рисование. «Городецкая роспись». | 1 |
84 | Основные приёмы рисования. Рисование приближённого и удалённого объекта. «Машина и самолёт». | 1 |
85 | Основные приёмы рисования. Рисование приближённого и удалённого объекта. «Скворечник и конура». | 1 |
86 | Основные приёмы рисования. Рисование приближённого и удалённого объекта. «Чайки над кораблём». | 1 |
87 | Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. «Ветка мимозы» (акварель «по-мокрому»). | 1 |
88 | Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. «Красивая ваза» (акварель «по-мокрому»). | 1 |
89 | Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. «Портрет человека» (акварель «по-мокрому»). | 1 |
90 | Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. «Вечер. Улица. Фонарь» (акварель «по-мокрому»). | 1 |
91 | Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Рисование солью «Подводный мир». | 1 |
92 | Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Рисование солью «Праздничный салют». | 1 |
93 | Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Рисование шариками «Маки и незабудки». | 1 |
94 | Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Граттаж. «Красивые цветы». | 1 |
95 | Основные приёмы рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник. Граттаж. «Ракета в космосе». | 1 |
96 | Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного рисунка по представлению. «Весна в деревне». | 1 |
97 | Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного рисунка по представлению. «Дождь в городе». | 1 |
98 | Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного рисунка по представлению. «Караван верблюдов в пустыне». | 1 |
99 | Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного рисунка по представлению. «На оленях по снегу». | 1 |
100 | Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного рисунка по представлению. «Дом Бабы-Яги в сказочном лесу». | 1 |
101 | Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного рисунка по представлению. «Корабли на море». | 1 |
102 | Основные приёмы рисования. Срисовывание готового сюжетного рисунка по представлению. «Праздник». | 1 |
22