Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Талицкая основная общеобразовательная школа № 8"
МКОУ "Талицкая ООШ № 8"
УТВЕРЖДЕНО И.о.директора ___________________ Сидорова М.П. Приказ №____ от «_____» __________ 2023 г |
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
5-9классов
Разработанаиреализуетсявсоответствии
сФАООПобучающихсяс умеренной, тяжелой и глубокой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Вариант 2
г. Талица, 2023
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ В 5-9 КЛАССАХ
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- АООП ООО для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2);
- учебного плана образовательного учреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
1.2СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ.
Структура рабочей программы по «Окружающему природному миру» включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения предмета;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся по предмету «Окружающий природный мир» на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.
Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в основной школе.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Окружающий природный мир» является частью предметной области «Окружающий мир», реализуется в 5-9 классах.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
формированиепервоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
формирование временных представлений;
формирование представлений о растительном и животном мире.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета «Окружающий природный мир» в основной школе рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). В учебном плане на изучение предмета выделен 340 часов:
в 5классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 6 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 7 классе составляет – 68 часа за год (2 часа в неделю);
в 8 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);
в 9 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по окружающему природному миру представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися по предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
основы персональной идентичности,осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР предметные результаты по предмету «Окружающий природный мир» планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоёмы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.);
представления о временах года, характерных признаках времён года, их влиянии на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам и явлениям живой природы;
представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.);
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу).
Элементарные представления о течение времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временами года;
представления о течение времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ В 5-9 КЛАССАХ
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагаетоценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся. При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера, положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет делать;
что из полученного применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
"выполняет действие самостоятельно",
"выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной),
"выполняет действие по образцу",
"выполняет действие с частичной физической помощью",
"выполняет действие со значительной физической помощью",
"действие не выполняет";
"узнает объект",
"не всегда узнает объект",
"не узнает объект".
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Окружающему природному миру» в 5-9 классах, отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено».
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
спокойное пребывание в новой среде;
перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
принятие контакта, инициированного взрослым;
установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
планирование учебного дня;
ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
поддержание правильной позы;
направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
подражание простым движениям и действиям с предметами;
выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
принятие помощи взрослого;
использование по назначению учебных материалов;
выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
выполнение действий с предметами (по подражанию);
выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
выполнение задания полностью (от начала до конца);
выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
выполнение задания с заданными качественными параметрами;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
3.2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСC
Растительный мир
Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Значение фруктов в жизни человека. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Чистка фруктов. Узнавание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Узнавание способов переработки ягод. Знание строения гриба. Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Узнавание способов переработки грибов. Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (тюльпан, нарцисс, пион, астра, гладиолус, георгин, роза, лилия, гвоздика). Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.
Животный мир
Группа «Домашние животные». Знание о питании домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Знание значения домашних животных в жизни человека. Группа «Дикие животные». Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, олень, песец, тюлень, морж, пингвин). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица, дятел, снегирь, сова). Знание питания птиц. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы».
Объекты неживой природы
Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).Узнавание солнца, воздуха, воды. Определение месторасположения земли и неба. Различение земли, неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе. Воздух. Свойства воздуха. Знание значение воздуха в природе и жизни человека. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Узнавание (различение) объектов природы земной поверхности. Знание значения объектов природы земной поверхности в жизни человека (горы, овраги, суша, водоёмы, лес).
Временные представления
Определение частей суток по расположению солнца. Рассказ о погоде текущего дня. Узнавание (различение) дней недели (рабочие, выходные). Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) времён года (осень, зима, весна, лето). Узнавание (различение) времён года по характерным признакам. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Соотнесение месяцев с временем года и днём рождения (отметка в календаре). Узнавание (различение) явлений природы (дождь, листопад, ветер, снегопад, гроза, радуга, туман, гром). Соотнесение явлений природы с временем года (календарь природы).
6КЛАСС
Растительный мир
Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (подснежник, ландыш, ромашка, василек, фиалка, колокольчик, лютик). Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.
Животный мир
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, олень, песец, тюлень, морж, пингвин). Знание связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна. бегемот, крокодил). Знание особенностей строения животного.
Объекты неживой природы
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание глобуса – модели Земли. Узнавание изображения Земли из космоса. Знание знаменитых космонавтов. Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание почвы. Знание свойств почвы. Знание значения почвы в жизни человека. Узнавание (различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, торф, известняк, песок, глина, мрамор, гранит, алюминий, медь, золото). Знание способов добычи полезных ископаемых. Знание значения полезных ископаемых в жизни человека.
Временные представления
Определение частей суток по расположению солнца (повторение). Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
7 КЛАСС
Растительный мир
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, орегано (душица), ромашка, календула тимьян (чабрец), шалфей, лаванда). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, фикус, кактус, фиалка). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.
Животный мир
Группа домашние птицы. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Знание особенностей внешнего вида птиц. Питание домашних птиц. Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание питания птиц. Объединение птиц в группу «водоплавающие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь, аист, журавль, ласточка, стриж, грач). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».
Объекты неживой природы
Знание свойств почвы. Знание значения почвы в жизни человека. Узнавание (различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, гранит, торф, мрамор, известняк, песок, глина, алюминий, медь, золото). Знание значения полезных ископаемых в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки (ручья). Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке (водоёме). Узнавание водоёма. Знание значения водоемов в природе и жизни человека.
Временные представления
Дни недели. Знание дней недели. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности: рабочие, выходные, праздничные дни. Временные промежутки в жизни человека: рабочие дни (месяцы), отпуск. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разные возрастные периоды. Узнавание (различение) собственного возраста учащегося.
КЛАСС
Растительный мир
Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений. Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения травянистых растений в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений. Узнавание (различение) зерновых и бобовых культур по внешнему виду. Зерновые и бобовые культуры (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), узнавание по внешнему виду зерна и плодов. Значения зерновых и бобовых культур в жизни человека.
Животный мир
Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц. Узнавание (различение) перелетных птиц. Знание особенностей внешнего вида птиц. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) насекомых в природе. Знание строения тела насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.
Объекты неживой природы
Узнавание (различение) болота, как избыточно увлажнённого участка суши. Знание значения болот в природе и жизни человека. Правила поведения в болотистой местности. Узнавание водоемов. Соблюдение правил поведения на водоёмах. Знание значения водоёмов в природе и жизни человека. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления
Узнавание (различение) возраста человека. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разные возрастные периоды. Узнавание (различение) собственного возраста учащегося, отнесение его к правильной возрастной категории. Узнавание (различение) возраста родных и близких учащегося, отнесение его к правильной возрастной категории. Узнавание (различение) возраста людей, отнесение его к правильной возрастной категории. Ориентация в календаре.
КЛАСС
Растительный мир
Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур. Значение зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая берёза). Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Животный мир
Знание основных признаков животного. Знание строения животного. Узнавание (различение) домашних животных. Знание значения домашних животных в жизни человека. Знание правил ухода за домашними животными. Узнавание (различение) диких животных. Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса. Узнавание (различение) домашних птиц. Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) зимующих птиц. Узнавание (различение) перелетных птиц. Узнавание (различение) водоплавающих птиц. Узнавание (различение) речных рыб. Узнавание (различение) насекомых. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин). Узнавание (различение) морских обитателей (морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка, морской краб). Знание строения морских обитателей; установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты неживой природы
Знание значения солнца и луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Космос. Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Знание свойств воздуха. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание почвы. Знание значения почвы в жизни человека. Знание полезных ископаемых. Знание значения полезных ископаемых в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств и значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки (водоёма). Узнавание огня. Знание значения огня в жизни человека.
Временные представления
Узнавание (различение) частей суток. Представление о сутках как о последовательности. Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня. Узнавание (различение) возраста человека.
3.3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержательныелинии | Всего часов | Количество часовпоклассам | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
Растительный мир | 79 | 22 | 12 | 15 | 16 | 14 |
Животный мир | 99 | 20 | 18 | 16 | 24 | 21 |
Объекты неживой природы | 84 | 11 | 23 | 22 | 13 | 15 |
Временные представления | 78 | 15 | 15 | 15 | 15 | 18 |
Итого | 340 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
3.4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Окружающий природный мир» 5 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Растительный мир - 22 часа | ||
1 | Знание значения деревьев в природе и жизни человека. | 1 |
2 | Фруктовые деревья. Узнавание (различение) фруктовых деревьев по внешнему виду. | 1 |
3 | Значение фруктов в жизни человека. | 1 |
4 | Сбор фруктов с дерева. Спелые (гнилые) фрукты. | 1 |
5 | Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Чистка фруктов. | 1 |
6 | Узнавание способов переработки фруктов. | 1 |
7 | Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. | 1 |
8 | Различение лесных и садовых ягод. Сбор ягод с кустарника. | 1 |
9 | Знание значения ягод в жизни человека. | 1 |
10 | Узнавание способов переработки ягод. | 1 |
11 | Знание строения гриба. | 1 |
12 | Различение съедобных и несъедобных грибов. | 1 |
13 | Знание значения грибов в природе и жизни человека. | 1 |
14 | Правила сбора грибов в природе. | 1 |
15 | Узнавание способов переработки грибов. | 1 |
16 | Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (тюльпан, нарцисс, пион). | 1 |
17 | Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (роза, лилия, гвоздика). | 1 |
18 | Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин). | 1 |
19 | Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). | 1 |
20 | Составление карты садовых цветочно-декоративных растений (тюльпан, нарцисс, пион, астра, гладиолус, георгин, роза, лилия, гвоздика). | 1 |
21 | Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. | 1 |
22 | Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. | 1 |
Животный мир – 20 часов | ||
23 | Группа «Домашние животные» (повторение изученного ранее). | 1 |
24 | Знание о питании домашних животных. | 1 |
25 | Знание способов передвижения домашних животных. | 1 |
26 | Знание значения домашних животных в жизни человека. | 1 |
27 | Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). | 1 |
28 | Знание значения домашних животных в жизни человека. | 1 |
29 | Группа «Дикие животные» (повторение изученного ранее). | 1 |
30 | Знание питания диких животных. | 1 |
31 | Знание способов передвижения диких животных. | 1 |
32 | Знание значения диких животных в жизни человека. | 1 |
33 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, олень, песец). | 1 |
34 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (тюлень, морж). | 1 |
35 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (пингвин). | 1 |
36 | Установление связи строения животного с его местом обитания. | 1 |
37 | Знание питания животных. | 1 |
38 | Знание способов передвижения животных. | 1 |
39 | Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица). | 1 |
40 | Узнавание (различение) зимующих птиц (дятел, снегирь, сова). | 1 |
41 | Знание питания птиц. | 1 |
42 | Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». | 1 |
Объекты неживой природы – 11 часов | ||
43 | Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). | 1 |
44 | Определение месторасположения земли и неба. Различение земли, неба. | 1 |
45 | Определение месторасположения объектов на земле и небе. | 1 |
46 | Воздух. Свойства воздуха. | 1 |
47 | Знание значение воздуха в природе и жизни человека. | 1 |
48 | Узнавание (различение) форм земной поверхности. | 1 |
49 | Узнавание (различение) объектов природы земной поверхности. | 1 |
50 | Знание значения объектов природы земной поверхности в жизни человека (горы, овраги). | 1 |
51 | Знание значения объектов природы земной поверхности в жизни человека (суша). | 1 |
52 | Знание значения объектов природы земной поверхности в жизни человека (водоёмы). | 1 |
53 | Знание значения объектов природы земной поверхности в жизни человека (лес). | 1 |
Временные представления – 15 часов | ||
54 | Определение частей суток по расположению солнца. | 1 |
55 | Рассказ о погоде текущего дня. | 1 |
56 | Узнавание (различение) дней недели (рабочие, выходные). Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. | 1 |
57 | Узнавание (различение) времён года (осень, зима, весна, лето). | 1 |
58 | Узнавание (различение) времён года по характерным признакам. | 1 |
59 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. | 1 |
60 | Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. | 1 |
61 | Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. | 1 |
62 | Узнавание (различение) месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. | 1 |
63 | Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). | 1 |
64 | Соотнесение месяцев с временем года и днём рождения (отметка в календаре). | 1 |
65 | Узнавание (различение) явлений природы (дождь, листопад, ветер). | 1 |
66 | Узнавание (различение) явлений природы (снегопад, ветер). | 1 |
67 | Узнавание (различение) явлений природы (дождь, гроза, радуга, туман, гром, ветер). | 1 |
68 | Соотнесение явлений природы с временем года (календарь природы). | 1 |
«Окружающий природный мир» 6 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Растительный мир 12 часов | ||
1 | Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. | 1 |
2 | Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. | 1 |
3 | Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. | 1 |
4 | Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. | 1 |
5 | Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика) (повторение). | 1 |
6 | Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (подснежник, ландыш). | 1 |
7 | Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, василек). | 1 |
8 | Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (фиалка, колокольчик, лютик). | 1 |
9 | Составление карты дикорастущих цветочно-декоративных растений. | 1 |
10 | Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). | 1 |
11 | Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. | 1 |
12 | Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. | 1 |
Животный мир – 18 часов | ||
13 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, олень, песец, тюлень, морж, пингвин). | 1 |
14 | Знание связи строения животного с его местом обитания. | 1 |
15 | Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. | 1 |
16 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев). Знание особенностей строения животного. | 1 |
17 | Установление связи строения животного с его местом обитания. | 1 |
18 | Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. | 1 |
19 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (слон, жираф). Знание особенностей строения животного. | 1 |
20 | Установление связи строения животного с его местом обитания. | 1 |
21 | Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. | 1 |
22 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (зебра, черепаха). Знание особенностей строения животного. | 1 |
23 | Установление связи строения животного с его местом обитания. | 1 |
24 | Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. | 1 |
25 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (носорог, обезьяна). Знание особенностей строения животного. | 1 |
26 | Установление связи строения животного с его местом обитания. | 1 |
27 | Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. | 1 |
28 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (бегемот, крокодил). Знание особенностей строения животного. | 1 |
29 | Установление связи строения животного с его местом обитания. | 1 |
30 | Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. | 1 |
Объекты неживой природы – 23 часа | ||
31 | Узнавание (различение) форм земной поверхности. | 1 |
32 | Изображение земной поверхности на карте. | 1 |
33 | Узнавание глобуса – модели Земли. | 1 |
34 | Узнавание изображения Земли из космоса. | 1 |
35 | Знание знаменитых космонавтов. | 1 |
36 | Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. | 1 |
37 | Различение растений (животных) леса. | 1 |
38 | Соблюдение правил поведения в лесу. | 1 |
39 | Узнавание луга. | 1 |
40 | Узнавание луговых цветов. | 1 |
41 | Знание значения луга в природе и жизни человека. | 1 |
42 | Узнавание почвы. | 1 |
43 | Знание свойств почвы. | 1 |
44 | Знание значения почвы в жизни человека. | 1 |
45 | Узнавание (различение) полезных ископаемых (известняк, песок, глина). | 1 |
46 | Знание способов добычи полезных ископаемых. | 1 |
47 | Узнавание (различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, торф). | 1 |
48 | Знание способов добычи полезных ископаемых. | 1 |
49 | Узнавание (различение) полезных ископаемых (мрамор, гранит). | 1 |
50 | Знание способов добычи полезных ископаемых. | 1 |
51 | Узнавание (различение) полезных ископаемых (алюминий, медь, золото). | 1 |
52 | Знание способов добычи полезных ископаемых. | 1 |
53 | Знание значения полезных ископаемых в жизни человека. | 1 |
Временные представления- 15 часов | ||
54 | Определение частей суток по расположению солнца (повторение). | 1 |
55 | Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. | 1 |
56 | Узнавание (различение) месяцев. | 1 |
57 | Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. | 1 |
58 | Соотнесение месяцев с временами года. | 1 |
59 | Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). | 1 |
60 | Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). | 1 |
61 | Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. | 1 |
62 | Представление о годе как о последовательности сезонов. | 1 |
63 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. | 1 |
64 | Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. | 1 |
65 | Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. | 1 |
66 | Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). | 1 |
67 | Соотнесение явлений природы с временем года. | 1 |
68 | Рассказ о погоде текущего дня. | 1 |
«Окружающий природный мир» 7 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Растительный мир – 15 часов | ||
1 | Узнавание травянистых растений. | 1 |
2 | Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик). | 1 |
3 | Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (кориандр, мята). | 1 |
4 | Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (одуванчик, подорожник, крапива). | 1 |
5 | Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). | 1 |
6 | Знание значения трав в жизни человека. | 1 |
7 | Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, орегано (душица). | 1 |
8 | Узнавание (различение) лекарственных растений (ромашка, календула). | 1 |
9 | Узнавание (различение) лекарственных растений (тимьян (чабрец), шалфей, лаванда). | 1 |
10 | Знание значения лекарственных растений в жизни человека. | 1 |
11 | Узнавание (различение) комнатных растений (герань, фикус). | 1 |
12 | Узнавание (различение) комнатных растений (кактус, фиалка). | 1 |
13 | Знание строения растения. | 1 |
14 | Знание особенностей ухода за комнатными растениями. | 1 |
15 | Знание значения комнатных растений в жизни человека. | 1 |
Животный мир – 16 часов | ||
16 | Группа домашние птицы. | 1 |
17 | Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). | 1 |
18 | Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). | 1 |
19 | Знание особенностей внешнего вида птиц. Питание домашних птиц. | 1 |
20 | Знание значения домашних птиц в жизни человека. | 1 |
21 | Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). | 1 |
22 | Узнавание (различение) водоплавающих птиц (пеликан). | 1 |
23 | Знание питания птиц. | 1 |
24 | Объединение птиц в группу «водоплавающие птицы». | 1 |
25 | Знание значения птиц в жизни человека, в природе. | 1 |
26 | Узнавание (различение) перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь). | 1 |
27 | Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, журавль). | 1 |
28 | Узнавание (различение) перелетных птиц (ласточка, стриж, грач). | 1 |
29 | Знание питания птиц. | 1 |
30 | Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». | 1 |
31 | Знание значения птиц в жизни человека, в природе. | 1 |
Объекты неживой природы – 22 часа | ||
31 | Знание свойств почвы (повторение). | 1 |
32 | Знание значения почвы в жизни человека (повторение). | 1 |
33 | Узнавание (различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, гранит, торф, мрамор, известняк, песок, глина, алюминий, медь, золото). | 1 |
34 | Узнавание (различение) полезных ископаемых (уголь, нефть, гранит, торф, мрамор, известняк, песок, глина, алюминий, медь, золото). | 1 |
35 | Знание значения полезных ископаемых в жизни человека. | 1 |
36 | Узнавание воды. | 1 |
37 | Знание свойств воды. | 1 |
38 | Знание значения воды в природе и жизни человека. | 1 |
39 | Узнавание реки (ручья). Равнинные реки. | 1 |
40 | Узнавание реки (ручья). Горные реки. | 1 |
41 | Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. | 1 |
42 | Соблюдение правил поведения на равнинной реке. | 1 |
43 | Соблюдение правил поведения на горной реке. | 1 |
44 | Узнавание водоема (озеро, пруд). | 1 |
45 | Узнавание водоема (водохранилище). | 1 |
46 | Узнавание водоема (бассейн). | 1 |
47 | Узнавание водоема (море). | 1 |
48 | Узнавание водоема (океан). | 1 |
49 | Знание значения водоемов в природе и жизни человека. | 1 |
50 | Соблюдение правил поведения на озере (пруду). | 1 |
51 | Соблюдение правил поведения на водохранилище. | 1 |
52 | Соблюдение правил поведения в бассейне. | 1 |
53 | Соблюдение правил поведения на море (океане). | 1 |
Временные представления – 15 часов | ||
54 | Дни недели. Знание дней недели (повторение). | 1 |
55 | Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности: рабочие, выходные, праздничные дни. | 1 |
56 | Временные промежутки в жизни человека: рабочие дни (месяцы), отпуск. | 1 |
57 | Узнавание (различение) возраста человека: младенчество (до 1 года), детство (1 – 13 лет). | 1 |
58 | Узнавание (различение) возраста человека: подростковый возраст (13 – 19 лет). | 1 |
59 | Узнавание (различение) возраста человека: юношество (19 – 25 лет).. | 1 |
60 | Узнавание (различение) возраста человека: молодой возраст (25 – 44 года). | 1 |
61 | Узнавание (различение) возраста человека: средний возраст (44 – 60 лет). | 1 |
62 | Узнавание (различение) возраста человека: пожилой возраст ( 60 – 75 лет). | 1 |
63 | Узнавание (различение) возраста человека: старческий возраст ( 75 – 90 лет). | 1 |
64 | Узнавание (различение) возраста человека: долгожители (после 90). | 1 |
65 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разные возрастные периоды. | 1 |
66 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разные возрастные периоды. | 1 |
67 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разные возрастные периоды. | 1 |
68 | Узнавание (различение) собственного возраста учащегося. | 1 |
«Окружающий природный мир» 8 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Растительный мир – 16 часов | ||
1 | Знание значения комнатных растений в жизни человека. | 1 |
2 | Узнавание (различение) комнатных растений (повторение). | 1 |
3 | Знание строения растения. | 1 |
4 | Знание особенностей ухода за комнатными растениями. | 1 |
5 | Пересадка комнатного растения. | 1 |
6 | Знание значения травянистых растений в жизни человека. | 1 |
7 | Узнавание (различение) лекарственных растений (повторение). | 1 |
8 | Узнавание (различение) лекарственных растений (внешнему виду и запаху). | 1 |
9 | Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (повторение). | 1 |
10 | Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (внешнему виду и запаху). | 1 |
11 | Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, рожь) по внешнему виду. | 1 |
12 | Узнавание (различение) зерновых культур (просо, ячмень) по внешнему виду. | 1 |
13 | Узнавание (различение) зерновых культур (кукуруза, горох) по внешнему виду. | 1 |
14 | Узнавание (различение) бобовых культур (фасоль, бобы) по внешнему виду. | 1 |
15 | Зерновые и бобовые культуры (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), узнавание по внешнему виду зерна и плодов. | 1 |
16 | Значение зерновых и бобовых культур в жизни человека. | 1 |
Животный мир – 24 часа | ||
17 | Знание значения птиц в жизни человека, в природе. | 1 |
18 | Узнавание (различение) водоплавающих птиц. | 1 |
19 | Узнавание (различение) перелетных птиц. | 1 |
20 | Знание особенностей внешнего вида птиц. | 1 |
21 | Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). | 1 |
22 | Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). | 1 |
23 | Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. | 1 |
24 | Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. | 1 |
25 | Узнавание (различение) насекомых в природе. | 1 |
26 | Узнавание (различение) насекомых (жук). | 1 |
27 | Узнавание (различение) насекомых (бабочка). | 1 |
28 | Узнавание (различение) насекомых (стрекоза). | 1 |
29 | Узнавание (различение) насекомых (муравей). | 1 |
30 | Узнавание (различение) насекомых (кузнечик). | 1 |
31 | Узнавание (различение) насекомых (муха). | 1 |
32 | Узнавание (различение) насекомых (комар). | 1 |
33 | Узнавание (различение) насекомых (оса). | 1 |
34 | Узнавание (различение) насекомых (пчела). | 1 |
35 | Узнавание (различение) насекомых (таракан). | 1 |
36 | Знание строения тела насекомого. | 1 |
37 | Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. | 1 |
38 | Знание питания насекомых. | 1 |
39 | Знание способов передвижения насекомых. | 1 |
40 | Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. | 1 |
Объекты неживой природы – 16 часов | ||
41 | Узнавание (различение) болота, как избыточно увлажнённого участка суши. | 1 |
42 | Знание значения болот в природе и жизни человека. | 1 |
43 | Правила поведения в болотистой местности. | 1 |
44 | Узнавание водоемов (повторение). | 1 |
45 | Узнавание водоемов (повторение). | 1 |
46 | Соблюдение правил поведения на водоёмах (повторение). | 1 |
47 | Знание значения водоёмов в природе и жизни человека. | 1 |
48 | Знание свойств воды. | 1 |
49 | Знание значения воды в природе и жизни человека. | 1 |
50 | Узнавание огня. | 1 |
51 | Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). | 1 |
52 | Знание значения огня в жизни человека. | 1 |
53 | Соблюдение правил обращения с огнем. | 1 |
Временные представления – 15 часов | ||
54 | Узнавание (различение) возраста человека: детство –юношество. | 1 |
55 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разные возрастные периоды. | 1 |
56 | Узнавание (различение) возраста человека: молодость – средний возраст. | 1 |
57 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разные возрастные периоды. | 1 |
58 | Узнавание (различение) возраста человека: пожилой – старческий возраст, долгожительство. | 1 |
59 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разные возрастные периоды. | 1 |
60 | Узнавание (различение) собственного возраста учащегося, отнесение его к правильной возрастной категории. | 1 |
61 | Узнавание (различение) возраста родных и близких учащегося, отнесение его к правильной возрастной категории. | 1 |
62 | Узнавание (различение) возраста людей, отнесение его к правильной возрастной категории. | 1 |
63 | Ориентация в календаре (определение дня рождения (собственного и всех членов семьи), отметка в календаре). | 1 |
64 | Ориентация в календаре (определение дня рождения предложенного учителем, отметка в календаре). | 1 |
65 | Ориентация в календаре (праздничные дни, отметка, отсчитывание дней до грядущего события). | 1 |
66 | Ориентация в календаре (определение текущего месяца, предстоящей даты, отсчитывание дней до неё). | 1 |
67 | Ориентация в календаре (печатный, перекидной, отрывной и т.п.) | 1 |
68 | Ориентация в календаре (выбор предполагаемой даты) | 1 |
«Окружающий природный мир» 9 класс
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов |
Растительный мир - 14 часов | ||
1 | Знание значения комнатных растений в жизни человека. | 1 |
2 | Пересадка комнатного растения. | 1 |
3 | Узнавание (различение) зерновых культур. | 1 |
4 | Значение зерновых культур в жизни человека. | 1 |
5 | Посадка зерновых и бобовых культур. | 1 |
6 | Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох). | 1 |
7 | Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (карликовая береза). | 1 |
8 | Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. | 1 |
9 | Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус). | 1 |
10 | Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (верблюжья колючка). | 1 |
11 | Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (пальма). | 1 |
12 | Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (лиана). | 1 |
13 | Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (бамбук). | 1 |
14 | Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса. | 1 |
Животный мир – 21 час | ||
15 | Знание основных признаков животного. Знание строения животного. | 1 |
16 | Узнавание (различение) домашних животных. Знание значения домашних животных в жизни человека. | 1 |
17 | Знание правил ухода за домашними животными. | 1 |
18 | Узнавание (различение) диких животных. Знание значения диких животных в жизни человека. | 1 |
19 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса. | 1 |
20 | Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса. | 1 |
21 | Узнавание (различение) домашних птиц. Знание значения домашних птиц в жизни человека. | 1 |
22 | Узнавание (различение) зимующих птиц. | 1 |
23 | Узнавание (различение) перелетных птиц. | 1 |
24 | Узнавание (различение) водоплавающих птиц. | 1 |
25 | Узнавание (различение) речных рыб. | 1 |
26 | Узнавание (различение) насекомых. | 1 |
27 | Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин). | 1 |
28 | Узнавание (различение) морских обитателей (морская звезда, медуза). | 1 |
29 | Узнавание (различение) морских обитателей (морской конек, осьминог). | 1 |
30 | Узнавание (различение) морских обитателей (креветка, морской краб). | 1 |
31 | Знание строения морских обитателей; установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. | 1 |
32 | Знание питания морских обитателей. | 1 |
33 | Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. | 1 |
34 | Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). | 1 |
35 | Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.). | 1 |
Объекты неживой природы – 15 часов | ||
36 | Знание значения солнца и луны в жизни человека и в природе. | 1 |
37 | Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). | |
38 | Космос. Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. | 1 |
39 | Знание свойств воздуха. | 1 |
40 | Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе. | 1 |
41 | Узнавание (различение) форм земной поверхности. Изображение земной поверхности на карте. | 1 |
42 | Узнавание (различение) суши (водоема). | 1 |
43 | Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. | 1 |
44 | Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. | 1 |
45 | Узнавание луга. Знание значения луга в природе и жизни человека. | 1 |
46 | Узнавание почвы. Знание значения почвы в жизни человека. | 1 |
47 | Знание полезных ископаемых. Знание значения полезных ископаемых в жизни человека. | 1 |
48 | Узнавание воды. Знание свойств и значения воды в природе и жизни человека. | 1 |
49 | Узнавание реки (водоёма). | 1 |
50 | Узнавание огня. Знание значения огня в жизни человека. | 1 |
Временные представления – 18 часов | ||
51 | Узнавание (различение) частей суток. | 1 |
52 | Представление о сутках как о последовательности. | 1 |
53 | Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 1 |
54 | Узнавание (различение) дней недели. | 1 |
55 | Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. | 1 |
56 | Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. | 1 |
57 | Соотнесение месяцев с временами года. | 1 |
58 | Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). | 1 |
59 | Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). | 1 |
60 | Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. | 1 |
61 | Представление о годе как о последовательности сезонов. | 1 |
62 | Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. | 1 |
63 | Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. | 1 |
64 | Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. | 1 |
65 | Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). | 1 |
66 | Соотнесение явлений природы с временем года. | 1 |
67 | Рассказ о погоде текущего дня. | 1 |
68 | Узнавание (различение) возраста человека. | 1 |
23