Троица в детском саду
Подготовительная работа:
Проведена беседа с детьми о празднике «Троица» с использованием презентации.
Действующие лица:
Хозяйка – Жагорова Ирина Анатольевна
Березка
Русалки
Леший
Кикимора
Музыкальный репертуар:
Хоровод «Во поле береза стояла»
Хоровод «Трали-вали, Троица!»
Хоровод «Как пошли наши подружки»
Танец Русалок
Игра «Елочки-пенечки»
Обряды:
Обряд завивания березки
Обряд кумления
Игры:
«Лапоток»
«Леший»
«Кресты»
Ход праздника:
Под русскую народную плясовую мелодию дети в народных костюмах собираются на площадке детского сада. Их встречает Хозяйка.
Хозяйка:
Вы не спать пришли, не стоять пришли,
А Троицу-праздник встречать пришли!
Троица зеленая, гостья наша дорогая,
Ты пришла в воскресенье – всю неделюшку веселье!
Троица – это старинный народный праздник земли, воды и леса.
С Троицей начиналось настоящее долгожданное лето!
С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку - символ добра, любви и чистоты.
Появляется Березка.
Это я, Березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами!
С праздником вас, дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!
Хозяйка:
И тебя, Березка, все мы поздравляем!
Счастья и веселья и тебе желаем!
У красы-Березки - платье серебристо,
У красы-Березки - зелены косицы!
Березка:
Что за чудо-хоровод!
Каждый пляшет и поет!
А уж как танцует важно
На лугу на нашем славном!
Хоровод «Во поле береза стояла»
Хозяйка:
В праздник березу украшают,
Ленты ей в косы вплетают,
Хороводы девицы ведут,
Песни звонкие поют!
Давайте и мы с вами украсим березку, которая «возле дома растет». Завяжем ей ленточку яркую да загадаем желание заветное.
Под красивую народную музыку дети завязывают ленточки на березке и загадывают желания.
Березка:
Спасибо, ребята! Мне очень понравилось, как вы украсили мою сестрицу-Березоньку!
Уж, вы милые девчонки мои!
Уж, вы верные подруженьки!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песню нежную, за хоровод дружный!
А сейчас, милые мои девчоночки, я вас приглашаю покумиться,чтобы на всю жизнь сдружиться!
Совершается обряд кумления.
Хозяйка и Березка берут каждая по большой ветке березы, становятся боком друг к другу и скрещивают друг с другом поднятые кверху ветки березы.
Две девочки в веночках на голове проходят через эти «воротца», обмениваются своими веночками, обнимаются друг с другом и приговаривают:
Покумимся, кума, покумимся!
Нам с тобою не браниться,
А вечно дружиться!
Хозяйка:
Троица считается Днем Рождения леса, земли и воды.
В этот день земля, вода и лес - именинники!
Появляются Леший и Кикимора.
Леший:
А!.. День Рожденья леса!.. Так это же наш праздник!..
Кикимора:
Давайте тогда, развлекайте нас, подарки дарите!
А то заломаем вашу березу!
Леший толкает в бок Кикимору и говорит:
Да что ты, старая, совсем с ума спятила?.. Нельзя Березу-то ломать!..
Давай просто всех в дебри заведем, чтобы заблудились да напугались, да чтобы в лес к нам больше не приходили, покой наш не нарушали...
Кикимора:
Сам ты, старый, с ума спятил!.. В дебри заведет он их... ага... а как же праздник, а подарки?..
Березка:
Леший, Кикимора! Хватит спорить и ругаться! Ребята Троицу отмечают! Они очень любят природу и относятся к ней бережно! Давайте лучше вместе с нами играть!
Игра «Леший»
Игровая площадка делится на две части, одна из которых символизирует «Лес и дом Лешего», а вторая – безопасную территорию.
Ход игры:
Леший спит у себя «в доме». Остальные участники с криками: «Злой Леший, выходи! Злой Леший, нас найди!» ходят по своей территории. Подпустив детей к себе поближе, «Леший просыпается» и с громким злобным воем кидается за детьми. Тот, до кого Леший дотрагивается, застывает до окончания игры, становится «деревом в лесу у Лешего». Таким образом, в следующий поход отправляется меньшее количество детей. Оставшиеся непойманными и незаколдованными в конце игры «вместе с Лешим расколдовывают и оживляют деревья».
Кикимора:
Ой!.. А такому не бывать, чтоб со мной не поиграть!..
Музыкальная игра «Елочки-пенечки»
Леший:
Ох, устали мы!.. Посидим, отдохнем... Вот щас бы нам чего-нибудь прекрасного, спокойного!..
Появляются Русалки, показывают свой танец.
После танца Русалки подбегают к детям и начинают их пугать, стараются щекотать детей.
Русалки:
Ух, защекочу!..
В сеть запутаю!..
В омут затащу!..
В болото заманю!
Хозяйка:
Ребята, не бойтесь! У вас под скамейкой есть веточки березы, они волшебные! Берите по веточке в каждую руку и убегайте от Русалок! Чтобы Русалка не утащила вас к себе в омут, надо положить веточки крестиком друг на друга и встать на крестик ногами.
Игра «Кресты»
Дети убегают от Русалок, Русалки ловят детей сетями. Дети когда устают бегать, кладут веточки березы крест-накрест на землю и становятся ногами на получившийся крест.
Березка:
Ах, вы проказницы! Хотели нам праздник испортить!
Ишь, моду взяли, людей таскать!
Ведь ваше время уже кончилось!
Уходите в свое болото!
Русалки (хором):
Не пойдем мы! Не хотим мы!
Березка:
Нет! Нет! Прогоним мы вас!
Ребята, прогоним?
Дети:
Да!
1, 3, 4 Русалки (хором):
Ну ладно! Только условие! Проводите нас с почетом - тогда уйдем!
2 Русалка:
А я главная Русалка! Своими ноженьками не пойду! Вот если повезете, тогда согласна!
Березка:
Что же тебе предложить? А вороной конь тебе по нраву?
2 Русалка:
Да, да, хочу! Подавай его сюда!
Березка:
Только конь не простой! Отгадайте, что за конь?
Загадка:
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Хозяйка выносит кочергу.
Березка:
Ну что, нравится? Не конь, а огонь! Садись верхом да скачи!
1 Русалка:
А я тоже хочу!
3 Русалка:
И я хочу!
4 Русалка:
И я!..
2 Русалка:
Цыц, вертихвостки! Я здесь старшая! Я одна поеду, а вы пешком пойдете!
Русалки (поникшие - хором):
А у них тут музыка веселая была, мы тоже хотим!
2 Русалка обращается к детям:
Слыхали? Без оркестра не поедем! Да чтоб самый лучший, да погромче!
Дети берут музыкальные инструменты: маракасы, трещотки, ложки, деревянные палочки, бубенцы.
Впереди скачет главная Русалка, чуть позади - остальные.
Дети гремят, шумят и бегут за Русалками. Русалки убегают.
Хозяйка:
Ну вот, Русалок прогнали, можно теперь везде смело, не боясь, ходить!
Леший:
Ха!.. Ходить!.. А лапти-то я свои совсем стоптал!.. Где новые взять?
Хозяйка:
А в старину лапти из бересты – березовой коры, плели!
Игра-забава «Найди для себя лапти»
Из нескольких пар лаптей выкладывается круг.
Дети образуют за лаптями второй круг.
Количество детей - на один больше, чем пар лаптей.
Ты, Иван, не зевай, не зевай!
Лапоточки обувай, обувай!
Под карельскую мелодию все подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки каждый старается занять ногами пару лаптей. Оставшийся без лаптей выбывает из игры. Одна пара лаптей убирается, игра продолжается. Играют до тех пор, пока не останется один человек.
Хозяйка:
Березонька, красавица, немного отдохни,
И хоровод девичий ты с нами посмотри.
Девицы, платки берите,
Для Березки вы спляшите!
Хоровод: (танцуют девочки с платочками.)
Березка:
Я пришла к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.
Свои веточки показала, все секреты рассказала.
Будьте, дети, добры, будьте ласковы, умны,
Все здоровы и красивы, и, конечно, веселы!
Хозяйка:
Пришла пора проститься,
Да Березке на прощанье поклониться!
Лето красное нас манит и зовет,
Много интересного нас ждет!
Прощай, Березонька белая!
Прощай, Березонька кудрявая
Прощай, Троица, да зеленая!
Празднику Троица – злат венец,
А вам, дорогие гости, - здоровья и радости!
Заканчивается наше веселье сладким угощеньем!
Березка угощает детей березовым соком.
Игра «Леший»
Леший по лесу бродил, грибников за нос водил. (Леший может потрогать кого-то из детей за нос.)
Раз – тропинка (движение руками в правую сторону),
Два – тропа (движение руками в левую сторону),
Закружилась голова!.. (присели на корточки, схватились руками за голову).
Леший:
Хе-хе-хе, ха-ха-ха, поболит пусть голова!(Леший держится за живот и качает головой).
Дети:
Ты нас, Леший не води, а домой путь покажи!
Леший садится на пенек, нога на ногу.
Леший:
Поиграете со мной, отпущу я вас домой!
А не станете играть, век тут будете плутать!
Ну, а коли догоню, в дерево вас превращу! БУУУУ!.. (Леший догоняет детей, кого догонит, тот замирает на месте.)
Леший:
Ладно! Поиграли вы со мной, отпущу я вас домой!
Игра «Венок»
Дети – «Цветы» встают в одну шеренгу с одной стороны площадки.
Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей. Подходя к ним, он произносит слова:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок.
Дети - «Цветы» отвечают:
Не хотим, чтоб нас сорвали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться!
Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.