С любовью к родному краю!
Разработала
учитель начальных классов
Филиал Верхнесинячихинская СОШ №3-«Бубчиковская СОШ»
Чернова Наталья Владимировна
2024 год
Аннотация
Привитие любви к своей Родине, чувства ответственности, гордости и патриотизма – важный и обязательный элемент воспитания любого ребенка. К большому сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу.
В сознании людей получили широкое распространение чувства равнодушия и эгоизма. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить еще на ранней стадии становления его мировозрения. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее.
Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким:
«С любовью к родному краю»
«Люблю тебя, земля моя родная!
Ты песнею живёшь в душе моей.
По лужам бегала я здесь босая,
И для меня нет уголка милей».
Цель: создать необходимые условия для формирования патриотического сознания младших школьников ,расширить и углубить знания о «малой Родине».
Задачи:
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, к родному дому, земле где он родился.
3. Воспитание любви и уважения к своему народу , его обычаям и традициям
Планируемые результаты деятельности:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.
Метапредметные:
- умение работать с информацией и медиасредствами;
– умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного города.
Форма мероприятия: литературно- музыкальная композиция
Место проведения: Филиал ВССШ №3-«Бубчиковская СОШ»
Возраст 1-4 классы
Учебно-наглядный комплекс:
-фотографии
-компьютер
-мультимедийный проигрыватель
Ход внеклассного мероприятия.
(звучит песня « Наш край» в исполнении детского Хора им. В.Локтева)
Организация детей. Эмоциональный настрой.
Учитель:
Добрый день, ребята. Я приветствуювас на нашем мероприятии . Но прежде чем его начать я приглашаю вас сыграть в игру.
Игра на сплочение.
Дети встают в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый предмет, личностное качество, хобби и т.п.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята ,сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда разгадаете ЗАГАДКУ:
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
2. Работа по теме мероприятия .
Учитель:
- Кто же знает о чем идет речь в загадке?(ответы детей)
- Прочитайте тему нашего мероприятия.
- А как вы думайте о чем же пойдет речь сегодня ?
Ученик:
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Учитель:
- Ребята, а вы знаете ,что такое Родина ? Но прежде чем вы мне расскажите ,послушайте внимательно стихотворение.
Ученик 1:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Ученик 2:
У реки берёзка — скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной уютный двор.
Ученик 3:
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Ученик 4:
Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна
Учитель:
- Вы послушали прекрасное стихотворение, а теперь поразмыслите , что же для вас значит Родина. Скажите, а с чем у вас ассоциируется слово «РОДИНА»?(ответы детей)
малая физминутка
«Родина»
Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (изображают«богатырей»)
Вот она, по имени Россия,
От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки)
Учитель:
Вывод: Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. Каждый человек – это дальний потомок какого-то древнейшего рода.
Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, вместе отмечают государственные праздники. В случае необходимости люди встают на защиту своей Родины.
Учитель:
Дорогие ребята, наша Родина, наше Отечество – это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. У нас свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина – его родное село или город, в котором он родился и вырос.
Россия,
Люблю я твои луга,
и пашни,
и крик воронья,
родная моя Россия,
тебя не любить нельзя.
Учитель:
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.
- Ребята, в нашем огромном мире каждая страна имеет свою определенную символику. А вы знаете государственные символы нашей страны?(ответы детей)
Беседа о государственных символах.
Учитель:
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (демонстрация флага)
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Учитель: А теперь давайте посмотрим на изображение Государственного герба России (демонстрация герба).
Современный государственный герб был принят в 1993 году. В 2000 году был принят закон "О Государственном Гербе Российской Федерации". Государственный герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Орел символ непобедимости и силы. Над орлом три короны. Корона на голове орла- символ законности, означающий, что страна живет по законной чести. Его короны символы республик, краёв и областей. В лапах у орла скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) – это древнерусские символы, скипетр и держава означают силу и могущество единого государства.
Учитель:
Сейчас ребята расскажут вам о гимне нашей страны.
Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.
Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.
Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя.
Учитель:Ребята, у каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.
Для кого-то малая родина — небольшой поселок или деревушка, для других — городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Послушайте пожалуйста стихотворение:
Малая родина
Малая родина —
Островок земли.
Под окном смородина
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая
Родина моя!
Учитель:
-Вспомните, как называется регион в котором мы родились?
-Верно , мы родились на Урале.
Урал– это наша малая родина .Уралв переводе с башкирского языка означает«пояс», поэтому Уральскиегоры называют каменным поясом. Существует легенда о великане, который носил огромный пояс с глубокими карманами, где прятал все свои богатства. Однажды великан снял его с себя, и пояс растянулся через землю. Так образовались уральские горы.Уральские леса - настоящая кладовая красоты и богатства, полная приятных сюрпризов и чудесных тайн. Лес – это огромный дом для всего живого. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, насекомым и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!
- А какие традиции, праздники есть у нас на Урале ? (ответы детей )
А вы знали что на Урале есть необычный праздник ?Его празднуют 25 сентября. Всем туристам, которые хотят воочию понаблюдать интересные обычаи и ритуалы, стоит приехать на Урал ближе к Змеиному празднику. Корни этого обычая уходят ещё в язычество, хотя позже он трансформировался в христианский Артамонов день.
В это время на Урале обычно уже прохладно, поэтому змеиный царь выходит из глубины земли, созывает всех своих подданных, чтобы увести с собой в недра на всю зиму до следующей весны. Был один важный момент: местные на Змеиный праздник могли подсмотреть, где группируются эти змеи, потому что вход в подземное царство у них расположен в тех местах, где есть большие самородки. Если разработать там прииск, можно быстро стать очень богатым.
Учитель:
А какие национальные блюда есть?(ответы детей)
Традиционно на Урале готовили мясо, густые супы (чтобы ложка стояла), пироги. Если курники и кулебяки можно встретить и других регионах страны, на Урале они отличаются лишь начинкой, то открытые шаньги и посикунчики это чисто уральское изобретение. Назовите известных татарских поэтов и артистов.
Мы с вами люди русской национальности. Мы должны соблюдать традиции нашего народа, любить и уважать его культуру.
Учитель:
-А как называется область в которой мы живем?(ответы детей)
-А как называется район в котором мы живем?(ответы детей)
-Вот и у нашего района Алапаевского тоже есть свои символы .
(демонстрация герба и флага Алапаевского района)
Учитель:
А как называется поселок в котором мы живем ? (ответы детей)
Посёлок Бубчиково , в котором мы живем, находится в Свердловской области, входящий в муниципальное образование Алапаевское. Назван в честь Героя Социалистического Труда Ивана Иосифовича Бубчикова, начальника укладочного поезда строительства № 2 на железнодорожной линии Алапаевск - Сосьва. Посёлок находится при одноимённой железнодорожной станции.
Учитель:
Вы любите свой поселок ? (ответы детей )
А какие достопримечательности вашего района вы знаете?(Ответы детей)
Недалеко от города Алапаевска находится единственный на Среднем Урале Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д.Самойлова— это музей под открытым небом в старинном селе Свердловской области(Россия)Нижняя Синячиха, в котором представлены типы жилых и хозяйственных построек Урала, а также собрание Уральской народной росписи, внутреннего убранства домов, ставен и других изделий прикладного творчества. Музей был основан по инициативеИ. Д. Самойлова, открыт 16 сентября 1978 года.
Учитель:
- Ребята, если мы скажем, что живем в России, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Так как наша страна очень большая, то наше село по сравнению с ней как маковка. Напомните, пожалуйста, еще раз наш адрес, место в котором мы проживаем:
(Дети: мы проживаем в России, Свердловская области, Алапаевский район, поселок Бубчиково)
Учитель:
- Что вы запомнили о своей Родине?
- Какой вы хотите видеть свою малую в Родину в будущем ?(ответы детей)
-Что для этого надо делать?
Вывод: Каждому человеку на земле нужно любить и охранять свою малую Родину, тогда она будет еще более прекрасной , удивительной, великолепной .
Игра с мячом
Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)
3.Подведение итогов.
Учитель:
Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет
4.Рефлексия.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили?
- Что нужно делать каждому, чтобы Родина процветала?
(Прослушивание песни «Мы дети Твои, Россия!»)