Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить

Шахматы

Разработан конспект "Шахматы" для обучающихся 3 класса и для ребёнка с категорией 3.2.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Классный час

Категория

Классный час
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Курганский педагогический колледж"

Конспект внеурочного занятия в инклюзивном образовании

(обучающийся с категорией 3.2.)

Студент:

Иванова А.Г.

Группа:

32

Методист:

Менщикова С.В.

Класс:

3-4

Оценка:

Shape1

Курган 2024

Тема занятия: «Шахматы»

Класс: 3-4

Направление:общеинтеллектуальное.

Цель:Формирование знаний об игре в шахматы.

Задачи:

Образовательные:

- узнать о шахматных фигурах и их ходах;

- познакомиться с шахматной доской.

Развивающие:

- развивать навыки устной речи на основе рассказов про гроссмейстеров

- развивать внимание, мышление, речь через выполнение заданий;

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся стремления к шахматам, через беседу о них;

Коррекционно-развивающие:

-развитие зрительного и слухового восприятия

- развитие логического мышления

Форма занятия: беседа

Материально-техническое обеспечение: кубик, мешочек с шахматными фигурами, настенная шахматная доска.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

Л1Освоение личностного представления о шахматах;

  • Метапредметные:

Регулятивные:

Р1Планировать свои действия
Р2 – Оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативные:

К1Высказывать и отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
К2 - Участвовать в диалоге, слушать и понимать других

Познавательные:

П1Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
П2 – Умение строить речевое высказывание в устной форме;
П3 - Видеть проблемы, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы;

Ход занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Коррекционно-развивающая

работа

Вводный

- Здравствуйте! Я рада вас снова видеть. Садитесь. Прежде чем начать работу, давайте с вами вспомним правила поведения на занятии.

- Ребята, что вы любите делать в свободное время?

- Ребята, а какие виды игры вам нравятся?

-Молодцы!

- Сегодня я пришёл со шкатулкой, но с необычной, а со шкатулкой игр. На партах у вас лежат листочки, на них вам нужно написать название вашей любимой игры, а потом мы с вами положим все эти названия в шкатулку

- А вы знаете, что есть игра, которую возможно мало кто или вообще никто из вас не написал, это интеллектуальная игра, это игра, в котором выигрывают самые умные. Чтобы нам узнать, о какой игре мы будем с вами говорить, нужно решить задание. На доске вы видите слово, но буквы в нём пропущены, сейчас один желающий выйдет к доске, вставит недостающие буквы и назовёт слово, которое получилось.

- Вы, наверное, уже догадались, какая сегодня тема нашего занятия?


- А какую мы с вами поставим цель?

Здороваются. Садятся.

Правила поведения на занятии:

1. На уроках если хочешь ответить поднимают руку, а не кричат с места.

2. На уроках не разговаривают с другими учениками, не смеются и не мешают заниматься всему классу.

3. На уроке не занимаются посторонними делами.

4. На уроках внимательно, не отвлекаясь, слушают учителя.


- Гулять, играть

Ответы детей. (Компьютерные, подвижные: догонялки, прятки)

Один желающий выходит к доске и вставляет пропущенные буквы. Ответ: Шахматы




- Шахматы

- Узнать, что такое шахматы, шахматные фигуры и как они ходят.

Ребенок сидит по центру на 1 парте, накладка на парту зеленого цвета

Иллюстрации с презентации в рамочке на жёлтом фоне положить на парту

Указка со светящимся наконечником

Основной

- Правильно.

Ребята, шахматы – это одна из самых известных стратегических игр на нашей планете, из истории чрезвычайна интересна и насчитывает несколько столетий. История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный. Существует много интересных легенд о возникновении игры в шахматы. Послушайте одну из них.

Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине.

После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.

Это было то, что так долго они пытались найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 22, 4 клетки – 23, …, 64 клетка – 264). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 18 446 744 073 709 551 615 зерен пшеницы. Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

- Исходя из легенды какой вывод мы можем с вами сделать, какими качествами обладает крестьянин, который придумал эту игру?

- Шахматы были актуальны в те времена, но они актуальны и сейчас. Шахматы сейчас это интеллектуальный спорт, в нём выигрывают самые умные и мудрые. Таких спортсменов называют гроссмейстер

- Гроссмейстер — высшее шахматное звание.

В начале XX века гроссмейстерами называли наиболее выдающихся шахматистов того времени — победителей крупных международных соревнований.

- Давайте с вами познакомимся с некоторыми нашими гроссмейстерами, сейчас те, кому я раздал тексты про гроссмейстеров выйдут и расскажут нам про них. /Приложение 1/ Потом мы с вами сделаем вывод.

- Какой мы можем сделать вывод из рассказов про гроссмейстеров?


- Теперь мы с вами познакомимся с правилами шахмат и шахматными фигурами.

- Ребята, самое основное правило игры в шахматы - в эту игру могут играть два человека. У каждого игрока есть шестнадцать фигур (шести разных типов). Фигуры выстраиваются на доске. Конечная цель каждого игрока - поставить мат своему сопернику. Это означает, что король противника попадает в ситуацию, в которой взятие неизбежно.

- Теперь давайте познакомимся с шахматной доской – местом сражения шахматных фигур. Шахматная доска имеет форму правильного квадрата, каждая сторона состоит из 8 клеток. Шахматисты называют их полями. В расстановке фигур перед игрой действует несколько правил:

  • доска устанавливается таким образом, чтобы у каждого партнера крайнее левое поле было темным;

  • в первоначальной позиции фигуры занимают 2 первых ряда.

- У каждой клеточки на шахматном поле есть свой адрес. Так вот, вертикаль обозначаются цифрами, а горизонталь буквами. Так же есть диагональ — это цепочка полей одного цвета, которые соприкасаются друг с другом уголками. По горизонтали буквы латинского алфавита от a до h. А по вертикали цифры от 1 до 8. Адрес обозначается следующим образом: a8, g6, c5. По шахматным правилам для расстановки белых фигур перед игрой отводятся горизонтали 1-2, для черных 7-8.

- Ребята, кто хочет выйти к доске и находи названный адрес шахматного поля, остальные на раздаточном материале

1)A4

2)B7

3)D5

4)A7

5)F6

6)G2

8)H1

9)E5

10)E3

- Здорово, вам удалось хорошо запомнить фигуры. Давайте чуть-чуть отдохнём и разомнёмся

Физ.минутка

Ну-ка, пешки, встаньте в ряд (поднимаются со своих мест)
Маршируйте как отряд (маршируют)
Как слоны раскиньте хобот (руки вперед)
Помотайте им немного (машут руками)
А сейчас как кони поскачите (прыгают)
И как ладьи затопочите (топают)
Ферзь сказал: «Давайте дружно хлопать» (хлопают в ладоши)
А за ним король пришел, посадил всех и сказал: (сели) «Давайте дальше дружно все работать».

А теперь давайте подробно разберём каждую из фигур. У вас на партах лежит раздаточный материал. Я сейчас буду читать вам загадки, а вы, по этим загадкам должны будете догадаться, что это за фигура и после моего объяснения как она выглядит и ходит, вы должны установить соответствие

- Приступим. (раздаточный материал на соответствие после объяснения) /Приложение 2/

Видимо, она упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок,
Не шагнет наискосок
(Пешка)

Ходит только вперёд по вертикали на 1 клетку, из начального положения пешка может сделать ход на 2 клетки вперёд. Пешка бьёт по диагонали на одно поле. Назад пешка не ходит и не рубит, если пешка доходит до последней горизонтали, то её обязательно меняют на фигуру того же цвета кроме короля.

Я смел, и строен, и высок
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок.
(Слон)

Слон ходит по диагонали на любое количество полей. Слон бьёт фигуры противник так же, как и ходит. Если слон в изначальном положении стоял на тёмной клетке, то он чёрнопольный, если на белой клетке, то он белопольный.

Прыгнет он. Подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так, и сяк.
Получается зигзаг!
(Конь)

Ходит буквой Г, при ходе конь всегда стаёт на поле противоположного цвета.


Фигура эта так упряма,

Что из угла идёт лишь прямо.

Ходить умеет по вертикали

И ещё по горизонтали
(Ладья) 

Ладья ходит по горизонтали и вертикали

Он в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у него широк.
Умеет ходить как ладья, и как слон -
И прямо, и наискосок.
(Ферзь)

Ферзь ходит по горизонтали, по вертикали, диагонали на любое количество полей.

Быть особо защищенным-
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он
(Король)

Король ходит по горизонтали, вертикали, диагонали на одно поле. Короля нельзя ставить по бой. Если на короля напала фигура противника, то нужно обязательно избавиться от нападения. Нападение на короля — это шах.

- Отлично! Мы познакомились с шахматными фигурами и их ролью в игре.

- Чтобы закрепить наши знания, мы с вами сыграем в викторину «Верю-не верю». Правила просты: Когда вы согласны поднимайте правую руку, а когда нет, то левую

Слушают, рассматривают иллюстрации

- Мудрость

- Что они все начинали играть с очень раннего возраста, были умны и много добились

- Выходят к доске и выполняют задание

Выполняют физ. минутку

- Пешка (выходит к доске и крепит к фигуре пешки название

- Слон (выходит к доске и крепит к фигуре слона название)

- Конь. (выходит к доске и крепит к фигуре коня название)

- Ладья. (выходит к доске и крепит к фигуре ладьи название)

- Ферзь (выходит к доске и крепит к фигуре ферзя название)

- Король (выходит к доске и крепит к фигуре короля название)

Сокращенный текст на парте 16-18 шрифтом, текст на желтом фоне с рамкой

Словарик (термин, картинка, слово в контексте)

На парте текст про гроссмейстеров 16-18 шрифтом

Видеоувеличитель



Уголок из бумаги

Раздаточный материал (2 столбика вместо 3)

Заключительный

- Давайте вспомним, какой была тема нашего занятия.

- Какую цель мы поставили перед собой?

- Что мы делали на занятии?

- Теперь вернёмся к нашей волшебной шкатулке игр и пополним ещё одной интересной игрой

- Ребята, спасибо за вашу активность и внимание. Давайте, встретимся снова, и будем познавать новые горизонты! Желаем вам хороших партий, до новой встречи.

- Шахматы

- Узнать, что такое шахматы, шахматные фигуры и как они ходят

- Изучали шахматные фигуры, изучали гроссмейстеров и т.д.

Ф из.минутка (Базарный)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Shape2

Анатолий Евгеньевич Карпов родился 23 мая 1951 года в Златоусте Челябинской области в семье заводского инженера.

Занимался в шахматной секции Златоустовского металлургического завода, в возрасте 9 лет получил первый спортивный разряд, в 11 лет выполнил норму кандидата в мастера спорта, в 14 лет стал мастером спорта СССР.
В 1969 году Анатолий Карпов стал чемпионом мира среди юношей, в 1970 году — чемпионом России и получил звание гроссмейстера.

Карпов — трёхкратный чемпион мира по шахматам среди мужчин, трёхкратный чемпион мира ФИДЕ, двукратный чемпион мира в составе сборной СССР, четырёхкратный чемпион Европы в составе сборной СССР и шестикратный победитель Всемирных шахматных олимпиад в составе сборной СССР.
Карпов является победителем 167 шахматных турниров высшей категории (по рейтингу ФИДЕ). Всего он сыграл свыше 2000 партий и имеет наилучший (рекордный) результат среди ранее игравших и ныне играющих чемпионов мира.

Shape3

Гарри Каспаров– советский шахматист, родился в Азербайджане (в то время – СССР). При рождении было получено имя Гарри Кимович Вайнштейн.

Шахматные таланты стали проявляться в мальчике еще в 5 лет. Родители очень любили решать задачки в газете. И однажды Гарри подсказал отцу правильный ход. После этого Ким Моисеевич решил отдать сына в шахматную школу.

В возрасте 16 лет он стал мировым чемпионом. А с 1985 по 1993 Каспаров оставался чемпионом Международной Шахматной Федерации (ФИДЕ). Его первый матч с Анатолием Карповым был самым долгим за всю историю шахмат (сентябрь 1984 – февраль 1985). После 48 игр психологическое и физическое напряжение Карпова (он лидировал, но вShape4 ероятно мог проиграть) послужило причиной остановки матча судьями. Карпов сохранил за собой звание чемпиона. С тех пор бессрочные матчи перестали проводить.
Шесть месяцев спустя матч-реванш был выигран Каспаровым. Так Гарри стал самым молодым обладателем звания чемпиона мира. В 1986, 1987, 1990 годах он отстоял свой титул в матчах против Карпова.

В 1993 году шахматист вышел из ФИДЕ. Тогда же в биографии Гарри Каспарова была организована Профессиональная Шахматная Ассоциация. В 1996 году Каспаров играл в шахматы с компьютером. Впервые в истории чемпион мира проиграл партию компьютеру, хотя выиграл сам матч. В 1997 году тем не менее компьютер IBM «Deep Blue» победил Каспарова.

Shape5

Владимир Крамник (1975) – русский шахматист, родился в городе Туапсе.

В биографии Владимира Крамника увлечение шахматами проявилось в возрасте четырех лет. Тогда он впервые начал играть. В 11 лет Владимир начал обучаться благодаря помощи Михаила Ботвинника и Гари Каспарова.

Глубоко сведущий в теории шахмат, Крамник поддался влиянию стилей таких мастеров, как Капабланка, Фишер, Карпов, Каспаров. В 1991 году Владимир Крамник победил в юношеском чемпионате мира. В следующем же году, не смотря на возраст, он выступал на Олимпиаде по шахматам, выиграв золотую медаль.

В 2000 году в биографии Владимира Крамника состоялось еще одно важное событие. Он победил Гари Каспарова – обладателя звания чемпиона предыдущих 15 лет. В 2006 году Владимир одержал победу над Веселином Топаловым, став неоспоримым чемпионом мира.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фигура

Название

Как она ходит

Ферзь

Ходит по горизонтали и вертикали

Пешка

Ходит буквой Г

Слон

Ходит только вперёд по вертикали на 1 клетку, из начального положения может сделать ход на 2 клетки вперёд.

…..

…..

…..

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данный конспект, вам поможет по ближе познакомить детей с городом Тюмень. Этот конспект так же разработан для слабослышащих детей. В конспекте говорится об истории возникновения города Тюмень. А так же ребята познакомятся с достопримечательностями. (путешествуют по карте)
0 ₽
Конспект "Движение - есть жизнь" разработан для 3 класса, а так же для детей с категорией 1.2.
0 ₽
Конспект интеллектуальный марафон "Заповедники России" разработан для 4 класса , а так же для детей с категорией 2.2.(слабослышащие и позднооглохшие).
0 ₽