Сценарий игры-викторины
для детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;
- закреплять правила поведения в природе.
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: эмблемы участников команд «Зеленый патруль» и «Чистые берега»; музыкальное сопровождение; задания для конкурсов; жетоны (яйца от Киндер сюрпризов) за правильные ответы; раздаточный материал; медальки ; круги из картона (кочки), листья деревьев из бумага и лента голубого цвета для игры «Очистим ручеек»; 4 коробочки и фигурки животных: заяц, еж, медведь, лиса; разрезные картинки(по 1 на выбор педагога для каждой команды)рыбы, птицы, насекомые, звери: глобус.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Есть мир чудесный — он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.
-Дети, давайте совершим небольшое увлекательное путешествие в неизведанную страну, которая называется природой.
Чтобы подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру.
В викторине у нас будут принимать участие две команды. Сначала распределимся по командам. (на столе лежат эмблемы – дети берут эмблему и садятся за нужный стол )
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это всё вокруг…… ПРИРОДА!
Воспитатель: Итак, в викторине примут участие две команды. Это команды «Зеленый десант» и «Чистые берега». Давайте выберем капитана от каждой команды.
Дети делятся на две команды, и выбирают капитанов.
Воспитатель: Оглашаю правила игры:
1. Вопросы выслушивать внимательно.
2. Не подсказывать, не выкрикивать.
3. Если готовы ответить, поднимайте руку.
В нашей игре-викторине 8 туров, задания будут даваться командам. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон (яйцо от киндер-сюрприза). В конце игры мы их посчитаем, и определим победителя. Желаю всем удачи!
Поприветствуем игроков.
Вы веселые ребята, и не будете скучать.
На вопросы викторины будем с вами отвечать!
Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба владычицей побед.
И так начинаем!
1 тур - «Разминка» (блиц-опрос).
Воспитатель: Вопросы задаются каждой команде по очереди, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. Слушаем внимательно!
1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает еж зимой? (спит)
3. Какие птицы прилетают к нам первыми?(грачи)
4. Сколько ног у паука? (восемь)
5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
8. Какую птицу называют «лесное радио»?(сорока)
9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
12. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
13. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
14. Что такое зеленый покров земли? (трава)
15. Кувшинка растет в лесу? (нет)
16. Какого зверя можно назвать длинноухим?(заяц)
17. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник)
18. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет, колючий. (шиповник)
19. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)
20. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)
21. Камень относится к живой природе? (нет)
22. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)
23. У каких деревьев осенью листья красные?(рябина, клен)
24. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
25. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)
26. Какая нить в природе самая тонкая?(паутина)
27. Как называется самая маленькая птица?(колибри)
28. Как называется самый музыкальный цветок?(колокольчик)
29. Ворона, скворец, воробей, ласточка – это? (птицы)
30. У какого дерева белый ствол? (береза)
2 тур - «Как вести себя в природе» (ситуации для каждой команды).
Воспитатель: С заданием справились, молодцы! Дети, чтобы быть настоящими знатоками природы, нужно знать правила поведения в природе. Следующий конкурс называется…
«Правила поведения в лесу»
Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу (команды получают экологические знаки в виде рисунков).
«Подбери знак»
(Воспитатель читает экологическую ситуацию по очереди для каждой команды, а участники объясняют , почему дети неправильно поступают в данной ситуации и из всех знаков выбирают соответствующий знак и показывают, если команда не справится, у команды-соперницы есть шанс получить дополнительный балл).
- «Не разводить костёр»,
- «Не шуметь»,
- «Не ломать ветки»,
- «Не рвать растения»,
- «Не разорять птичьи гнёзда»,
- «Не трогать детёнышей животных»
-«Нельзя собирать червей и личинок насекомых».
1-я ситуация
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой
Воспитатель: Правильно ли девочки поступили? (Нет неправильно: птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло).
- Найдите и покажите нужный знак («Не разорять птичьи гнёзда»)
2-я ситуация
Две сестренки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Воспитатель: Правильно ли поступили девочки? (Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут).
-Найдите и покажите нужный знак («Не рвать растения»)
3-я ситуация
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Воспитатель: Правильно поступил мальчик? (Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могу погибнуть).
-Найдите и покажите нужный знак («Не трогать детёнышей животных»)
4-я ситуация
После дождя дети пошли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червяков!
- Давай соберем их и девчонок испугаем!
- Пойдем посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Воспитатель: Правильно ли поступили дети? (Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе: они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные).
-Найдите и покажите нужный знак («Нельзя собирать червей и личинок насекомых»)
Воспитатель: А сейчас переходим к следующему конкурсу, я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.
3 тур - «Подбери слово».
1.1. Лес может быть густым, а может быть и …(редким)
1.2. Волк – зверь большой, а ежик … (маленький)
1.3. Лось могучий, т.е. какой? (большой, огромный, крупный, великий)
1.4. Весна бывает ранняя, а бывает и …(поздняя)
1.5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины …(горькие)
1.6. Январь год начинает, а декабрь … (его заканчивает)
1.7. Ноябрь осень заканчивает, а декабрь зиму … (начинает)
1.8. Морозная зима, а лето … (жаркое)
1.9. Окунь – это рыба, а ласточка это …(птица)
*********
2.1. Зима – холодная, а лето … (жаркое)
2.2. Заяц – дикое животное, а кролик ...(домашнее)
2.3. Береза лиственное дерево, а сосна …(хвойное)
2.4 Опенок – съедобный гриб, а мухомор …(ядовитый)
2.5. Море – соленое, а река … (пресная)
2.6. Клубника крупная, а малина ... (мелкая)
2.7. У волка хвост длинный, а у медведя …(маленький)
2.8. Заяц травоядное животное, а лиса …(хищное)
2.9. Осенью короткий день, а ночь … (длинная)
Воспитатель: Команды справилась отлично!
4 тур Игра «Расчистим родник».
Воспитатель: Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. (На пути расставлены «кочки» - круги из картона). На другой стороне болота находится засыпанный листвой родник. Каждый участник команды, преодолев «болото», должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Итак, начали!
Молодцы, вы спасли сегодня два родника с чистой водой!
5 тур - «Разрезные картинки»
Каждой команде выдаются конверты с разрезными картинками, которые необходимо сложить, назвать животных)
6 тур «Угадай животное»
Под музыку дети одной команды изображают движения какого-либо животного (медведь, заяц, змея), а другая команда отгадывает. Затем команды меняются.
7 тур - «Угадайте по описанию».
Воспитатель: Вот мы и добрались до следующего конкурса. Дети, вам предстоит угадать животных по описанию, изображения которых спрятаны в этой коробочке. Если вы дадите правильный ответ, коробочка откроется.
1. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
(Ответ:еж).
2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка: Его считают большим трусишкой.
(Ответ:заяц).
3. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
(Ответ:лиса).
4. У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это?
Подсказка: Он живет в лесу, неуклюжий, косолапый.
(Ответ: медведь).
8 тур - «Путешествие по планете Земля» (глобус).
Воспитатель: А теперь предлагаю командам отправиться в путешествие по нашей планете Земля.
Какие цвета преобладают на нашей планете?(голубой, зелёный, жёлтый, коричневый)
Больше всего на планете голубого цвета – так изображена Вода.
А еще на планете есть коричневый, зелёный, жёлтый цвета – это Суша (пустыни, леса, горы).
Многие животные приспособились к водной среде и населили моря, реки, озера, а другие привыкли обходиться почти без воды и стали жителями суши.
На столе приготовлены карточки с изображением животных.
Участнику команды необходимо определить, какие животные живут в воде, какие на суше. Каждый участник берёт одну карточку и несёт на своё поле. Одна команда расселяет животных на суше, вторая в воде (Суша – картон коричневого цвета, вода – голубого)
Подведение итогов.
Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!
Игра «Если я приду в лесок…»
Воспитатель: Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо - говорите «да», если плохо – «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы, вы всё правильно ответили.
Дорогие дети, наше путешествие подошло к концу. Вы показали хорошие знания в викторине«Знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Воспитатель вручает всем участникам игры-викторины медальки «Юный защитник природы)