Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другие
  3. Сценарий лекции-концерта "Музыкальная карусель"

Сценарий лекции-концерта "Музыкальная карусель"

Текст представляет собой сценарий лекции-концерта для разновозрастной аудитории. Может быть полезен для проведения в ДМШ. В основе использован доступный материал с интернет-ресурсов, популярных статей. В качестве музыкальных номеров приведены примеры, пожалуй, наиболее часто встречающиеся в репертуаре молодых исполнителей ДМШ.

Вид сценария

Другие

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Сценарий лекции-концерта «Музыкальная карусель»

Открывает наш концерт вальс из камерной монооперы русского композитора Владимира Ребикова «Ёлка». Это самый популярный номер оперы, являющийся кульминацией всего произведения. Очень трогательный, поэтически-нежный и печальный. Либретто оперы было написано композитором по сказке Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками» и рассказу Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Трагический сюжет повествует нам о девочке-нищенке, погибающей в рождественскую ночь от холода человеческого непонимания и отчужденности. Образ замерзающей девочки воспринимается как символ обречённости, горя, нищеты, безнадежности. Трагедия выражается в противоречии стремления к счастью, любви, доброте, красоте, мечте и невозможности достигнуть этого самого идеала. Образ Рождественской ёлки предстаёт перед нами как символ яркого праздника жизни. Самый трепетный, лирически нежный вальс олицетворяет вечно прекрасный идеал недостижимого счастья, манящего как мираж.

1.Фортепианный дуэт – Владимир Ребиков Вальс из оперы «Ёлка»

Сейчас для вас прозвучат два прекрасных вокальных номера. Первый из них – «В горнице моей светло» композитора Александра Морозова. Являясь также Народным артистом России и певцом, за 40 лет своей творческой деятельности он написал более 1000 песен. Его перу принадлежат сочинения для эстрадно-симфонического оркестра, музыка к кинофильмам, но всё же большое место в творчестве занимает именно песенный жанр.

В продолжение для вас прозвучит фрагмент из музыки к одноименному спектаклю по пьесе венгерского драматурга Миклоша Дарфаша. Песня "Проснись и пой" написана для спектакля композитором Геннадием Гладковым, стала весьма популярной в 70-е годы — после того, как прозвучала в фильме « Джентльмены удачи » в 1971 году и, особенно — после того, как сам спектакль был показан по телевидению.

2. «В горнице моей светло» А. Морозов-Н. Рубцов; «Проснись и пой» из музыки к одноименному спектаклю

Сочинение, которое вы сейчас услышите, называется каприччио. С итальянского языка это слово переводится буквально как каприз, прихоть. Это инструментальная пьеса свободной формы в блестящем виртуозном стиле, для которой типична причудливая смена эпизодов, настроений. Автор этого сочинения – русский композитор Валерий Гаврилин. Им создано большое количество сочинений – балетов, симфонических сюит, около 60 пьес для фортепиано в две и четыре руки, более 50 песен и романсов, а также произведений для хора. Интересно, что создавая любое из своих творений, сказывалось тяготение композитора к излюбленному романтиками жанру песни. Нельзя этого не заметить и в его фортепианном сочинении Каприччио.

3. В. Гаврилин Каприччио

Сейчас для вас прозвучат два дуэта австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, в жанрах Менуэта и Гавота.

Менуэт — трёхдольный танец французского происхождения в умеренном темпе. Мода на менуэт возникла в XVII веке и просуществовала до начала XIX века. В начале XVIII века менуэт появился и в России, при дворе Петра I. Придворный менуэт был очень сложным, замысловатым танцем и даже считался «школой хороших манер». Для музыки менуэта характерен изящный мелодический рисунок, отражающий пластику танца: поклоны, плавные приседания. Интересно, что Моцарт хорошо танцевал этот сложный танец. Первые свои менуэты он написал в восемь лет, тогда же он научился танцевать этот танец.

Как и менуэт, гавот происходит из Франции. Гавот в переводе от провансальского слова gavoto – «житель области Овернь». Это танец чётного размера, умеренного или умеренно быстрого темпа. Он не так долго, как менуэт, просуществовал в качестве бального танца, но остался в музыке как одна из любимых инструментальных пьес. Для него характерны чётный размер и чёткая ритмическая пульсация. Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком.

4. Моцарт, два дуэта для флейты и скрипки

А сейчас вы услышите самое известное произведение композитора Евгения Дмитриевича Доги – вальс из фильма «Ласковый и нежный зверь». Этот вальс стал одним из самых известных произведений ХХ века, был признан специальным решением ЮНЕСКО одним из 4-х музыкальных шедевров прошлого века. Даже Рональд Рейган, будучи президентом США, назвал вальс музыкой века. Музыка вышла далеко за рамки фильма, для которого была написана. Её исполняют на различных мероприятиях, да и просто на улице и даже в переходе можно услышать эту вечную мелодию. Любопытно, что знаменитый на весь мир вальс родился буквально за одну ночь. Накануне записи музыки ещё совершенно ничего не было готово, студия, оркестр и хор уже заказаны, назначена звукозапись, а что записывать, даже сам автор ещё не знал. И лишь когда режиссёр фильма вошёл в комнату композитора уже в 11 часов вечера, с грозным и решительным видом, автор сел за рояль и показал ему несколько набросков, один из которых с первых же нот понравился режиссёру. Всю ночь и утро композитор потратил на то, чтобы из данной идеи создать ту незабываемую партитуру, которая с тех пор восхищает людей всех поколений из разных стран. Днём музыка была сдана в работу, а вечером уже записана с оркестром.

5. Е. Дога Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Далее вы услышите Этюд ре бемоль мажор венгерского композитора Ференца Листа с несколько загадочным подзаголовком "Вздох" ("Un Sospiro"), посвящённый дорогому для автора человеку – дяде Эдуарду. Этюд полон необыкновенной красоты, грации, благородного пафоса. Всё это как-то переплетается то нежными, то горячими волнами эмоций, связано поэтической декламацией и патетикой... Наверное, символично, что именно этим этюдом Листа завершил своё последнее концертное выступление смертельно больной русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Известно также, что другому русскому композитору, Александру Константиновичу Глазунову посчастливилось побывать в гостях у самого Листа и услышать этот этюд в божественном исполнении автора. Память об авторском исполнении этого этюда осталась у Глазунова на всю жизнь; он говорил, что руки Листа не играли, а как бы парили над клавиатурой, создавая необыкновенно прекрасную волшебную ауру.

6. Ференц Лист, Этюд ре бемоль мажор

А сейчас для вас прозвучит необычный номер – грузинский танец «Давлури». Это танец городской аристократии, которая в отличие от других социальных слоёв, всегда старалась быть ближе к традициям. В постановке этого танца, танцовщица появляется на сцене с двумя партнёрами, которые соперничают друг с другом. Затем «Давлури» исполняется большим количеством пар. Благодаря музыке и красочным костюмам возникает ощущение, что вы попали на настоящий праздник городской знати. И вы сейчас сможете вообразить эту необычайную сочную картину под звуки музыки.

7. Грузинский танец «Давлури»

Автор последнего в нашем концерте номера – бразильский композитор Зекинья де Абреу. Известно, что он с шестилетнего возраста обучался игре на фортепиано, играл в театре, снимался в немом кино. Является автором многочисленных вальсов. Один из самых популярных авторов раннего периода современной бразильской песни. Сочинение, которое вы сейчас услышите, Зекинья де Абреу написал ещё в 1917 году, и сначала оно называлось «Tico-Tico no Farelo» (в переводе на русский - "Воробей на отрубях"), но затем, в 1931 году, автор переименовал мелодию в "Tico-Tico no Fuba" ("Воробей на кукурузной крупе"). В том же году была сделана оркестровая запись мелодии, и она стала распространяться на виниловых пластинках, и не только в Бразилии, но и в других странах, и постепенно дошла до СССР.

В России эту мелодию обычно знают под сокращённым названием Тико-Тико, хотя по правилам бразильского диалекта португальского языка правильно произносить не Тико-Тико, а Чику-Чику.

8. Хосе Гомеш де Абреу Бразильский карнавал

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Текст представляет собой сценарий лекции-концерта для разновозрастной аудитории. Может быть полезен для проведения в ДМШ. В основе использован доступный материал с интернет-ресурсов, популярных статей. В качестве музыкальных номеров приведены примеры, пожалуй, наиболее часто встречающиеся в репертуаре молодых исполнителей ДМШ.
0 ₽
Текст представляет собой сценарий лекции-концерта для подготовленных слушателей. Может быть полезен для проведения в ДМШ. В основе использован доступный материал с интернет-ресурсов и популярных статей.
0 ₽