Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Сценарии к 9 мая
  3. Сценарий литературно – музыкальной композиции к 78 – летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Сценарий литературно – музыкальной композиции к 78 – летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Цель: условия для формирования гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне. Задачи: -развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны военной истории Отечества; -познакомить обучающихся с песнями военных лет, посвящённых Великой Отечественной войне; -противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Вид сценария

Сценарии к 9 мая

Категория

Сценарии к 9 мая
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Сценарийлитературномузыкальнойкомпозициик 78 летиюПобедывВеликойОтечественнойвойне 1941 1945 гг.

Цель: условия для формирования гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи:

-развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны военной истории Отечества;

-познакомить обучающихся с песнями военных лет, посвящённых Великой Отечественной войне;

-противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Ведущий:

СкаждымгодомВеликаяПобедаотодвигаетсяповремени,всёменьшерядомснамифронтовиков,тружениковтыла,детейвойны,воочиювидевших 9 мая 1945 года.

Наступитдень,когдаиссякнутсписки,
Когданестанетвстречоднополчан
Квзметнувшемусявнебообелиску
Шагнётодинпоследнийветеран.

Одинзавсех,одинвовсейвселенной
ПройдёткОгню,медалямизвеня,
Собраввсесилы,встанетнаколено,
Сверкнутнаградыотблескомогня.

Стальнойканат,протянутыйсквозьвремя
Проверенныйвойнойседойстарик.
Оглянется.Людскойтолпе,невнемля,
Застынетмолча,памятьювелик.

Пустьсвязьсегоэпохойсталатонкой,
Ещёчуть-чутьиоборвётсянить
Онздесьстарик!Ихорошобпотомкам
Успетьспросить,чтозначитслово«ЖИТЬ!

(Наэкранезаставка : информациявцифрах,изтелефона)

ВеликаяОтечественнаявойна - самаястрашнаявойназавсюисториюнашегочеловечества.Онаунеслаболее 27 миллионовжизней.

ПОМНИТЕ 1941г. 1945г.

Война 4 года, 1498 днейиночей.Более 27 миллионовпогибшихэто 22 человеканакаждые 2 метранашейземли,это 13 человекпогибшихвкаждуюминуту.

Войнанепростовписанависториюстраны,ноиявляетсяотдельнойглавойвлетописикаждойсемьи.Изкаждойсемьиушлинафронтотцыидети,мужьяижёны,бабушкиидедушки,братьяисёстры..

(заставканаэкране - женщинаобнимающаясына,аврукеиконка )

Провожаламатьдетейнавойну,

Зашивалаимраспятьезаворот.

Разрывалаейсердцетоска,

АВГЛАЗАХРАЗДИРАЮЩИЙХОЛОД!

Наэкранеслайды:вдомахнастенахврамкахфотографииродных,ушедшихнавойну.Нафонесменяющихсяодинзаоднимслайдовзвучатслова:

НетвРоссиисемьитакой,

Гдебнепамятенбылсвойгерой,

Иглазамолодыхсолдат

Сфотографийувядшихглядят

Давнымдавнобылавойна,

Номыеёнепозабыли.

Ибудемпомнитьмывсегда,

Зачтосолдатыголовысложили.

ПамятьоВеликойОтечественнойвойнебудетсохранена,есликаждыйчеловекбудетзнатьипомнитьовойнеипередаватьэтопонаследству.

Наэкранезаставка :

«Героиживы,покамыпомнимоних……»

ВеликаяОтечественнаявойнатрагическаястраницависториинашейРодины.Нашнародценойогромныхпотерьзащитилсвоюотчизнуотврага.ВлетописиВеликойОтечественнойвойныназваныименатысячитысячгероев,отстоявшихсвободуинезависимостьнашейРодины.Именноимпосвященыпесни,которыесталивнародесамымилюбимымиидорогими.

Ведущий:

Наэкранеслайдыизображениясоответствующиесмыслутекставедущего.

Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Она складывалась обо всём, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них пелось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, была необходима человеку, как воздух, с ней человеческое сердце не черствело.

У каждой песни своя история, свой путь, своя судьба.

1418днейиночейдлиласьвойна.ИспервыхминутвражескогонашествиявесьСоветскийнародвсталнасмертныйбой .

Вставайстранаогромная,

Вставайнасмертныйбой

Сфашистскойсилойтёмною,

Спроклятоюордой!

Пустьяростьблагородная,

Вскипаеткакволна

Идётвойнанародная,

Священнаявойна!

Этапатриотическаяпесня,ставшаягимномзащитыОтечества,являетсяглавнойпеснейвремёнВеликойОтечественнойвойны! Песнябыланаписанавпервыеднивойны,еёавторомбылпоэтВасилийЛебедевКумач.Текстбудущейпеснибылопубликован 24 июня 1941 годавгазетах«Краснаязвезда»и«Известия».Композитор,народныйартистСССРАлександрВасильевичАлександровсразужевзялсязанаписаниемузыки.Мелодиябыстрородилась,буквальнозадвадня.Одинденьпонадобился,чтобыотрепетироватьпроизведение. 26 июня«Священнуювойну»исполнилКраснознамённыйансамбльпесниипляскиСССРподруководствомАлександраВасильевичаАлександрова.ПремьерасостояласьнаБелорусскомвокзале,откудамузыкантывыезжалинафронт.

Исполняетсяпесня«Священнаявойна»

СначаломВеликойотечественнойвойны, в 1941 годугруппадеятелейсоветскойкультурыбылаотправленавэвакуациювТатарскуюССР.СрединихбылипоэтМихаилИсаковский. НаходясьвэвакуациинаберегахрекиКамыпоэтсоздалсамыеизвестныесвоитворения.

Вгазете«КраснаяТатария»в 1942 годупоэтпубликуетсвоёстихотворение«Влесуприфронтовом»,котороеонпосвятилсвоейсупругеЛидии.

ВэтовремявСталинградешлокровавоесражение,котороепереломилоходвойны.Людямнужныбылипесни,которыеподдержалибыихвтрудныеминуты.Нужныбылинетолькобоевыемарши,аилирическиедушевныекомпозиции.

ПоэтотправилсвоётворениекомпозиторуМатвеюБлантеру,скоторымонидавнодружноработалиивместесоздализнаменитуюпесню«Катюша».

Ивотпоистечениинесколькихмесяцев,Исаковскийслышитсвоистроки,положенныенамузыкуизрепродуктора,висполнениисолисталенинградскойфилармонииЕфремаФлака.

Вальсовыйритм,нежнаямелодия,избраннаякомпозиторомдлясозданияпесни,призваныбылинапомнитьбойцамомирнойжизни,облизкихиродных,изватьнабойсненавистнымврагом.

МатвейБлантериМихаилИсаковскийзасвоибессмертныетворенияудостоеныбыливысокойнаграды«Сталинскойпремии».

Звучитпесня«Влесуприфронтовом»

В годы войны в солдатской среде была очень популярна незамысловатая песня про синий платочек. В своей книге «Голоса времен» известный поэт Алексей Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с «коваными» строками «Идет война народная» в солдатских сердцах теплятся слова песни « Синий платочек». Она стала очень любимой песней солдат на фронтовых концертах, а для Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко стала визитной карточкой.

«Синий платочек» по праву вошел в «обойму» лучших песен о Великой Отечественной войне. Она и сегодня в строю, прошедшая дорогами войны, помогавшая громить фашистов на полях сражений.

Исполняетсяпесня«Синийплаточек»

Увсенароднолюбимойпесни«Огонёк»времёнВОВвесьмаинтереснаяистория.СтихотворениеМихаилаИсаковского«Огонёк»былоопубликовановгазете«Правда» 19 апреля 1943 года.

.Позаконамвоенноговремени,снаступлениемночи,городаутопаливтемноте.Наулицахнегорелифонари,окнасвечераплотнодрапировались,чтобывражескиесамолётынеобнаружилицель,дажеавтомобилиипоездадвигалисьбеззажжёныхфариогней.Ивдругпоявилисьобнадёживающиеитрепетныестихиотом,чтоуходитбоецнапозицииидолговидитвокнелюбимойогонёк.

. « Огонек», как – символ надежды на скорую победу, на мир». Стихи Исаковского так напевны и задушевны, что как только они появлялись на страницах газет, тут же превращались в песню.

Солдатская почта понесла «Огонёк» по позициям, и фронтовые самодеятельные музыканты начали придумывать для этих стихов мелодии одну краше другой. Существовали десятки вариаций на тему «Огонька».

Композиторэтойпеснинеизвестен.Еёпоправусчитаютнародной.

Песнюпеливезде:инафронте,ивтылу,ипослеокончаниявойны.Этапеснявсемилюбимаисегодня.

Звучитпесня«Огонёк»

Ведущий:

Наэкранеслайдыизображениясоответствующиесмыслутекставедущего.

Осенью 1940 года поэт Яков шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В нее входили семь песен, в том числе и «Смуглянка» . Когда началась война ноты были утеряны, сохранились лишь черновики. Восстановив ноты и слова песни во время войны, Новиков принес ее на радио. Но там ее не оценили. В 1944 году Александр Васильевич Александров, руководитель Краснознаменного ансамбля попросил у Анатолия Новикова новых песен для пополнения репертуара. Новиков предложил ему песню «Смуглянка». К великому удивлению композитора эта песня про любовь девушки партизанки понравилась прославленному музыканту. «Смуглянка» полюбилась бойцам, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшнего дня. В 1944 году эта песня была исполнена в концертном зале имени Петра Ильича Чайковского. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала широко известна, и как принято говорить, ушла в народ.

Исполняется песня «Смуглянка» учеником класса фортепианного отделения.

Набезымяннойвысоте

Уже прошло несколько десятилетий, как закончилась Великая Отечественная война, однако народная память свято хранит имена героев, отдавших свои жизни за Родину! Правдивой летописью тех суровых дней, когда людскому горю не было предела, по праву называют песенное творчество. Много композиций было создано не только во время тяжких испытаний, но и после Великой Победы.

В 1962 году из печати вышел новый роман писателя-фронтовика Юрия Бондарева«Тишина».

Сюжетная линия романа сразу привлекла внимание талантливого режиссёра Владимира Басова. Для музыкального оформления фильма Владимир Павлович пригласил композитора Вениамина Баснера и поэта Михаила Матусовского . Перед композитором и поэтом Басов сразу поставил задачу: для фильма нужна песня-воспоминание о минувших фронтовых буднях и тех воинах, кто ради Победы погиб, не жалея своей жизни. 

В основу поэтического текста песни «На безымянной высоте» легли реальные события середины сентября 1943 года. История такова: группа из восемнадцати бойцов-сибиряков, захватив неприступную высоту, располагавшуюся неподалёку от поселка Рубежанка, всю ночь вела сражение с сильно превосходящими силами противника. В масштабах большой войны - это был маленький эпизод, однако значение его было очень велико, так как смелая операция помогла нашим войскам кардинально изменить положение дел на фронте: нанести сокрушительный удар по немцам и тем самым открыть путь на город Рославль.

Стихи у Матусовского родились молниеносно и взволновали, как режиссёра, так и композитора, который, не теряя времени, приступил к сочинению мелодии. Мелодия у композитора рождалась долго и мучительно.

Он даже хотел отказать режиссёру в его просьбе - написании мелодии к стихам. Режиссёр отказа не принял, и настоял на том, чтобы Баснер продолжил свою работу. С трудом, но мелодия песни родилась. Она понравилась Владимиру Басову и создателю поэтического текста этой песни. В киностудии песня была записана.

После выхода на экраны киноленты «Тишина», песня сразу нашла отклик в сердцах советских зрителей и её запела вся страна

Звучит песня«Набезымяннойвысоте»

Песня«Журавли»

АвторствоэтойпрекрасноймелодиипринадлежиткомпозиторуЯнуФренкелю.Эталирическаякомпозицияосолдатах,которыетрагическипогибливовремяВтороймировойвойны.

РасулГамзатовсочинилэтостихотворениеаварскимязыком,вложиввстихиисториюомаленькойдевочкеСадакоСасаки,котораясмертельнозаболелапослепаденияатомнойбомбынаХиросиму.Онасвятоверила,чтосможетпоборотьболезнь,если,используятехникуоригами,сделаетизбумагитысячужуравликов.Вазиатскихстранахсуществуеттакоеповерье:всежеланиячеловекасбудутся,еслионнеполенитьсяисделаетизбумагитысячужуравлей.ВХиросимеэтойдевочкедажепоставилипамятниккаксимволпамятиопроисшествии,котороепогубилостолькомирногонаселения.

ВпослевоенноевремястихбылнапечатанвжурналеНовыймир,перевелегоНаумГребневпереводчикстихотворенийстранВостока,атакжедругиодногруппникГамзатова.Онглубокопрониксяэтимстихотворением. Переводятекст,добавилвпереводсвоиэмоцииопережитыхсобытиях.

СтихбылпрочитанпевцомМаркомБернесомизаделегозаживое.

БернесотправилсяккомпозиторуЯнуФренкелю.Тотнеотказалсянаписатьмузыкудлястихотворения. Бернесзаписывалпеснювовремятяжелойболезнионнемогполноценнопередвигаться,ноещенашелвсебесилыспомощьюсынаприехатьнастудиюзвукозаписиизаписатьпеснюспервогораза.

Каждаяпонастоящемутрогательнаявоеннаяпесняэтонетольковоодушевляющиесловаимелодия,ноиотражениечьейтоличнойболи.

Этоэмоцииавтора,воплощённыевживыестроки,способныедостучатьсядосамогочёрствогосердца.

Песняобрелаогромнуюпопулярностькакпамятьовойне,осолдатах,которыебольшеникогданевернутсядомой,ксвоимсемьям,необнимутжен,детей,матерей.

Песня«Журавли»сталанеофициальнымгимномветерановВеликойотечественнойВойны.

Звучитпесня«Журавли»висполнениипреподавателей.

Песнинавойнеявлялисьтакимжеоружиемкакгранаты,патроны.Внаиболеетяжёлыеминуты,когданетбольшесил,апомощиждатьнеоткуда,навыручкуприходитпесня.Онаподнималадух,возвращаласилы,звалакподвигу.Песнивыражаличувстваимыслилюдейбезлишнегопафосаифальши,именнотаккаквиделиэтопростыесолдаты.Онисталимогучеймобилизирующейсилойвжизнинародаиармии,таккакзатрагивалисамыеглубокиеструнычеловеческойдуши.

Этипеснимыдолжныпередатьдетям,внукам,правнукам.Песняэтосамыйпонятныйязык,доступныйвсемпоколениям.

Наэкраневидеослетящимивнебежуравлями.Чтецнафонеэтоговидеочитаетстихотворение:

Прошлавойна,прошластрада,

Нобольвзываетклюдям

«Давайте,люди,никогда

Обэтомнезабудем».

Пустьпамятьгордуюоней

Хранятобэтоймуке,

Идетинынешнихдетей,

Инашихвнуковвнуки.

(И.А.Твардовский)

Наэкраневидеосвечнымогнём. Нафонеэтоговидеозвучатслова:

Одналишьпросьбаестьунас:

«Потомки,памятьсохраните!»

Мыжизниотдализавас,

АвыРоссиюсберегите!!!

Видеосвечнымогнёмзаканчиваетсяминутоймолчания.Времяотсчитываетметроном.

Краткаяисториясозданияпесни«Влесуприфронтовом»

ИСТОРИЯСОЗДАНИЯ

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году группа деятелей советской культуры была отправлена в эвакуацию в Татарскую ССР. Среди них был и поэт Михаил Исаковский. У поэта катастрофически садилось зрение, и его не взяли на фронт. Исаковский очень переживал, что не может наравне со всеми защищать Родину и старался своим искусством хоть как-то помочь в борьбе с ненавистным врагом. Но именно в годы эвакуации на берегах реки Камы поэт создал самые известные свои творения.

В газете «Красная Татария» в 1942 году поэт публикует свое стихотворение под названием «В прифронтовом лесу», которое он посвятил своей супруге Лидии. Сам поэт рассказывал о том, как он в тоске по родным местам вспоминал северную осень, золотой русский лес, звенящую тишину, которую никто не может нарушить. И представлял себе солдат, уставших от войны и отвыкших от тишины.

А в это время в Сталинграде шло кровавое сражение, которое переломило ход войны. Людям нужны были песни, которые поддержали бы их в тяжелую годину. И не только боевые марши, а лирические душевные произведения.

Поэт решил отправить свое творение композитору Матвею Блантеру, с которым они давно уже дружно работали и вместе создавали «Катюшу». И вот по истечении нескольких месяцев, Исаковский слышит свои строки, положенные на музыку, из радиорепродуктора. Самым первым песню «В лесу прифронтовом» исполнил на радио солист Ленинградской филармонии Ефрем Флакс.

В стихотворении Исаковского упоминается вальс «Осенний сон», который был популярен в самом начале 20 века. Автором этого произведения был «английский король вальсов» Арчибальд Джойс. Очевидно, интонации вальса «Осенний сон» и вдохновили Блантера на написание музыки к стихотворению «В прифронтовом лесу».

Вальсовый ритм, нежная мелодия, избранная композитором для создания песни, призваны были напоминать бойцам о беззаботной мирной жизни, о близких и родных и звать на бой с ненавистным врагом.

Композитору Блантеру за создание песен, ставших всемирно известными, в 1946 году была присуждена высокая награда — Сталинская премия. А поэт Михаил Исаковский получил ее еще в 1943 году. В числе песен, за которые наградили композитора и поэта, была и песня – вальс «В лесу прифронтовом».

Композитор утверждал, что никогда не смог бы написать таких блестящих музыкальных произведений без талантливого литературного материала. И действительно, Блантер очень тонко чувствовал поэзию. Ведь «Катюшу» он создал после того, как другой известный музыкант отказался от стихов Исаковского. Удивительно лиричные, поистине народные строки трогали души людей и сделали его произведения узнаваемыми во всех странах мира.

Песню включили в свой репертуар многие исполнители, выезжавшие с концертами на фронт. Одним из них был Г. Виноградов в составе Краснознаменного имени А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии. Включили ее в свой репертуар известные эстрадные исполнители: В. Козин, Н. Обухова, В. Трошин, М. Кристалинская и другие. Впоследствии песню исполняли не только эстрадные, но и оперные певцы — Иван Козловский, Тамара Синявская.

Позднее песня была записана на грампластинку в исполнении С. Хромченко в сопровождении ансамбля под управлением Цфасмана.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. В конце 1960-х годов стихотворение «В прифронтовом лесу» (именно с первоначальным вариантом названия) с тем же посвящением было опубликовано в собрании сочинений М. Исаковского.

В 1990-х годах было высказано предположение о том, что интонации вальса «В лесу прифронтовом» позаимствована Блантером из музыкального произведения под названием «Королева ночи», сочиненного в 1925 году прусским композитором по фамилии Матиасович. Но подозрения не имели под собой документальных оснований. Поэтому автором лирического гимна солдатской душе, вальса «В лесу прифронтовом» официально признан композитор Матвей Блантер. А в авторстве текста никто никогда не сомневался. Стихи Исаковского всегда несли в себе дух советских воинов – победителей и веру в Великую Победу.

Где же вы теперь, друзья-однополчане

История создания песни

«Однажды во время поездки на большую сибирскую стройку я встретился с бывшими воинами-фронтовиками, долго беседовал с ними, недавними солдатами, которых раскидало, разметало по всей стране.

Возвращаясь в Ленинград, все думал о них. Мне вдруг в голову пришла фраза: «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» Я стал варьировать эту фразу, искать для нее мелодическое и ритмическое решение. Потом наиграл мелодию своему другу – поэту Алексею Фатьянову. Тот долго, внимательно вслушивался и через несколько дней показал мне стихи. Это было не совсем то, что я задумал. Перебрав несколько других вариантов, я, тем не менее, сочинил песню.

Первый исполнитель Ефрем Флакс ее, однако, раскритиковал: написанная в минорной тональности, песня получилась какой-то тоскливой, однообразной. Вроде, как и не рад солдат возвращению к мирному труду. Флакс посоветовал переделать вторую половину куплета с отклонением в параллельный мажор. Попробовал – вышло. Вот так у песни этой, получившей большое распространение в послевоенные годы, оказалось три автора. Кроме меня – еще Фатьянов и Флакс».

В. СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ

«...В чисто «мужской» песне «Где же вы теперь, друзья-однопол­чане?» мне хотелось передать сердечность и суровость солдатской дру­жбы, мужскую сдержанность, чурающуюся сентиментальности, ста­рающуюся открытое проявление искреннего чувства «замаскировать» шуткой, улыбкой. Эту песню я отношу к числу, быть может, самых интимных — ведь это диалог с другом, диалог не вслух, а тот, что ведется внутри, в душе человека, ведется не один день, не однажды, в нем выражены самые сокровенные желания и стремления встретить того, с кем проливал кровь, с кем навек породнили фронтовые будни и с кем разлучили новые, мирные обстоятельства жизни. Оттого и песня эта вся пронизана грустью — светлой, но грустью: ведь мирные обстоятель­ства, радостные сами по себе, разлучили с людьми, к которым прикипел сердцем, а значит, вызвали не только радость, но и печаль. Разве можно о таком петь хором? Да еще в полный голос? Нет, «Однополчане», как я их понимаю, «негромкая» песня, песня-исповедь, песня-раздумье, песня-воспоминание. Всякое иное решение приходит, по-моему, в противоречие с самой ее сутью. Ведь, и по сей день, тысячи однополчан грустят, вспоминая своих боевых спутников, которых становится все меньше, мечтают о встрече с ними, не в силах забыть дружбу, скрепленную кровью, дружбу, ставшую символом мужества и стойкости советского воина».

Клавдия ШУЛЬЖЕНКО

«...На эстраду поднялась очень красивая женщина в сверкающем платье и спросила, здесь ли находится боец Мамушкин, который недавно отличился в бою. Мамушкин смутился и хотел спрятаться. Но его заставили подняться. Актриса обратилась к Мамушкину и сказала, что хочет спеть для него песню. И спросила, какая песня ему нравится. Мамушкин долго мучился оттого, что на него все смотрели, потом набрался духу и выпалил: «Синий платочек». Актриса исполнила «Синий платочек», потом, называя имена других героев, спрашивала, какие песни любят, и пела, обращаясь только к ним.

И так хорошо она пела, просто и задушевно, что невольно каждому думалось о своих любимых, и все они казались такими же красивыми, как эта поющая женщина».

Краткая история создания песни «Эх, дороги…»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Песня “Эх, дороги…” была написана сразу после завершения военных действий на территории Советского Союза и победы над врагом. Она была создана композитором Новиковым на стихи Ошанина осенью 1945 года специально для программы “Весна победная”, в которой все военные действия описывались от начала и до конца — как начиналась война и как немецкие войска возвращались на родину с поражением.

Песня поначалу была названа “Под стук колес”, и дорабатывалась еще целый месяц после премьеры театральной постановки.

О чем эта песня? Сначала может показаться, что в ней поется о дороге, которая пролегла через пыль и туман, на обочине растет бурьян, в котором лежат мертвые солдаты, случайно наступившие на гранату или подстрелены пулей врага. Но на самом деле символ дороги говорит о том, что это жизнь, на протяжении которой может случиться что угодно. Некоторым поколениям”посчастливилось” жить во время военных действий, и каждый день был для них вечностью.

Никто никогда не знал, когда его подстережет мина или враги ворвутся в дом и заберут оттуда нехитрые пожитки и сожгут его. Жизнь в то время ассоциируется у людей, видящих все те события своими глазами, с холодом, голодом и постоянной тревогой и страхом. Люди боялись умереть, боялись, что это никогда не кончится и они все свое существование отдадут в руки врагу, который вот так внезапно ворвался на чужую землю, в чужой дом. Который забрал у матери сына, у дочери — отца, у девушки — любимого. Который искалечил тела, оставив людей без рук, ног, с тяжелыми осколочными ранениями и контузиями. Который изуродовал души, заставив бояться любого шороха и повторения военных действий.

Песня была написана для Ансамбля НКВД, авторы будущей песни получили большой перечень тем, которая должна была прозвучать на сцене. Они думали, что все уже написано, но решили создать произведение, в сюжете которого солдаты будут ехать на фронт. Они не знают, что их ждет — смерть или жизнь, удастся ли им вернуться домой живыми.

Самое страшное — когда на твоих глазах умирает подстреленный боевой товарищ, который своей грудью прикрыл тебя от осколков и поплатился за это жизнью. На этом его существование оборвалось, и оборвалась его дорога. Почему слово “дорога” употребляется в припеве в множественном числе? Сколько мужчин вынуждены были пойти на фронт и не вернулись — их не сосчитать. У каждого своя жизнь, которая до войны была отличительной от других: кто-то тешился детками, кто-то только закончил школу, а кто-то впервые полюбил девушку. У каждого было свое будущее, которое перечеркнула война. Все жизни-дороги были сведены в одно место — на фронт. Место, где встретились жизнь и смерть.

Любая война — это огромная трагедия для любого народа и каждого человека в частности. Общество ничему не учится — пережив одну войну, через несколько десятков лет оно опять начинает воевать проливая кровь и заставляя убивать таких же людей, как и мы сами. Самое обидное то, что вступает в военный конфликт власть страны, подбивая свой народ к действиям, давя на патриотизм и необходимость защиты своей родины. Обычным людям в голову не придет воевать между собой и проливать невинную кровь. Власть стран решает, кому и когда жить, а когда можно напасть на чужую страну и оставить после себя хаос, разрушения и тысячи могил безымянных солдат. Потому что нельзя сказать точно, сколько попало в плен, скольких убили и изуродовали, а сколько пропало без вести.

Война — это страх. Страх не дожить до утра и быть изгнанным из собственного дома, наступить на гранату и, возвратившись с фронта, застать свою жену и детей мертвыми.

Война — это слезы. Слезы детей за погибшим отцом, дорога которого оборвалась преждевременно, слезы матери, которая не дождалась внуков и получила похоронку — весточку о смерти своего единственного сына.

Война не должна повторяться. Раз она повторяется и люди снова и снова проливают кровь, — значит что-то в нашем обществе не так и нам нужно пересмотреть свои взгляды на принципы и категории существования.

Краткая история создания песни «Журавли» Расула Гамзатова

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Авторство этой прекрасной мелодии принадлежит Яну Френкелю — композитору, который перевел стих Расула Гамзатова на русский язык. Эта лирическая композиция о солдатах, которые трагически погибли во время Второй мировой войны.

Расул Гамзатов сочинил это стихотворение аварским языком, вложив в стихи историю о маленькой девочке Садако Сасаки, которая смертельно заболела после падения атомной бомбы на Хиросиму. Она свято верила, что сможет побороть болезнь, если, используя технику оригами, сделает из бумаги тысячу журавликов. В азиатских странах существует такое поверье: все желания человека сбудутся, если он не полениться и сделает из бумаги тысячу журавлей. В Хиросиме этой девочке даже поставили памятник как символ памяти о происшествии, которое погубило столько мирного населения.

Для Гамзатова символ журавля был очень близок, так как сам он работал переводчиком. Получив весть о смерти матери, которая жила в России, Расул отправился самолетом на похорон. В полете он все время думал о матери, о своих погибших братьях — один погиб под Севастополем, другой пропал без вести в морских водах. Также он думал о других своих родственников, которых забрала война, в результате закончившаяся победой над Германией и ее союзником Японией. Все это натолкнуло писателя написать стих, в котором он сможет описать все горе, которое ощутили люди, потеряв своих близких людей.

В послевоенное время стих был напечатан в журнале “Новый мир”, перевел его Наум Гребнев — переводчик стихотворений стран Востока, а также друг и одногруппник Гамзатова. Он глубоко проникся этим стихотворением, так как сам участвовал в боях — служил под Брестом, пережил битву под Сталинградом, получил три ранения. Поэтому он, переводя текст, добавил в перевод свои эмоции и пережитые события.

Как появилась песня? Стих был прочитан певцом Марком Бернесом, и зацепил его за живое, хоть тот и не воевал на фронте. Он ездил с концертами на фронт, общался с солдатами, принимал участие в театральных постановках на военные темы, но в активных боях не был замечен. Так что, можно сказать, что война не была чужой для Бернеса.

После прочтения стихотворения он позвонил Гребневу и предложил совместными усилиями написать песню, кое-что поменяв в тексте. Они заменили слово “джигиты”, которое присутствовало при переводе в первой строфе, на слово “солдаты”. Такая замена существенно расширила тематический ряд новоиспеченной песни.

Уже с готовыми правками Бернес отправился к композитору Яну Френкелю. Тот не отказался написать музыку для стихотворения, потому что сам был единожды сильно ранен на фронте. Бернес записывал песню во время тяжелой болезни — он не мог полноценно передвигаться, но еще нашел в себе силы с помощью сына приехать на студию звукозаписи и записать песню с первого раза.

Песня обрела огромную популярность как память о войне, о солдатах, которые больше никогда не вернутся домой, к своим семьям, не обнимут жен, детей, матерей. Теперь им осталось только летать над землей, выискивая там родные лица. Журавли — птицы, не отличающиеся ярким окрасом, но несут в себе глубочайший символизм. Журавль символизирует несбывшиеся мечты, жалость об упущенных возможностях, горе, разочарование. Их курлыканье немного трагическое, словно они сожалеют о том, что им пришлось покинуть родные края и навсегда улететь отсюда.

Изображения журавлей, журавлиного клина обрело еще один смысл — души солдат, павших в смертельных боях, в борьбе за свободу Родины. Птицы символизируют свободу, что противоречит войне. Война — это плохо, это смерти, слезы, кровь и стон матерей за сыновьями, которые больше никогда не вернуться домой, не женятся и не подарят им внуков. Это страдания юных невест и жен, чьи любимые остались навечно в поле, прикрыв собой от пуль товарища. Это плач детей, которым папа больше никогда не подарит игрушку и не возьмет за руку.

Чем больше в нашем мире войн, тем больше журавлей — невинных душ солдат, жертв трагической войны — появляется в этом мире как символы глупости войны.

Краткая история создания песни «На безымянной высоте»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Песню “На безымянной высоте” была написана специально для фильма “Тишина” в 1963-1964 годах прошлого века. Композиция о событиях Великой Отечественной войне, о том, что делает война с людьми, которые, жертвуя собой, идут на войну. Автор этих прекрасных проницательных слов — Михаил Матусовский, музыка к стихотворению была написана Вениамином Баснером.

В композиции изображены военные пейзажи — горящий закат, горящая роща — все в огне, в дыму, все пылает и трещит от искр. Далее автор вспоминает о том, что из восемнадцати солдат, которые бросили все и решили защищать свою землю, осталось только трое. Большинство погибло из-за нелепой войны…

Когда ты постоянно в движении, перебежках, часто даже не обращаешь внимание что вокруг — поле или лес неподалеку, важнее уберечь себя и своих боевых товарищей от вражеской гранаты. А думать о том, как называется тот или иной населенный пункт — даже мыслей нет. Поэтому многие из ребят остаются лежать навечно где-то в окопах, у дороги, у деревень, названия которых никто не знает.

У лирических героев есть прототипы в реальной жизни. Это были 18 солдат-стрелочников, заданием которых было — овладение высотой 224,1, от которой удобно выходить к Десне. Эта высота находилась вблизи деревни Рубеженка, и эти 18 ребят всю ночь вынуждены были отбивать нападение вражеских войск. Они захватили высоту и не позволили врагу овладеть ею, но какой ценой! Из почти двух десятков молодых парней к утру в живых осталось только двое — один рядовой солдат попал в плен к немецким войскам, а другому просто повезло — его случайно нашли живым среди мертвых.

В этой песне есть еще один смысл. Безымянная высота — это то место, куда отправляются души мертвых солдат, выполнив свой гражданский долг. Это выше небес, куда не долетают птицы. Сколько безвинных душ оказалось там, отдав свое тело на растерзание врагам! Насколько глупа и не нужна война, если из-за нее умирают молодые парни, которым еще жить и жить.

Они умели дружить, так как страх за свою жизнь и одновременно желание убрать врага с родной земли объединяет. Если бы они остались живы, то могли бы постоянно рассказывать своим детям и внукам о страшных событиях войны, о том, что нужно мирно решать конфликты между странами. А теперь их осталось всего несколько в живых, и до конца своих дней они будут видеть во снах тех ребят, которых потеряли в боях, будут помнить землянку, в которой укрывались от снарядов, и сосну, которая как будто вчера полыхала пламенем над их головами. Для тех, кто пережил весь ужас войны и остался в живых, больше никогда в жизни не забудет всего того, что выпало на их долю.

И каждый день Победы будет опять и опять напоминать каждому из них о погибших товарищах, которые не смогли дожить до сегодняшнего дня и порадоваться внукам, жить под мирным небом и радоваться солнцу, солнечному свету, а не вспышкам от артиллерийских залпов.

Эта песня — реквием по погибшим, которые обороняли Безымянную высоту от нападений немецкий войск. Они положили свои жизни, чтобы выполнить приказ, данный свыше. Те, кто давали такой приказ, в любом случае остались живы, а рядовые солдаты вынуждены были своей грудью защищать объект.

В большинстве случаев война крайне несправедлива. Об умерших, защищавших землю своим телом, через несколько лет уже никто не вспомнит, потому что их тысячи. А об генералах, которые только отдают приказы, помнят все. Награждают орденами всех, только какой толк от того ордена сыну, который вырос без отца? Женщине, ставшей в двадцать лет вдовой? Матери, похоронившей свою единственную надежду и счастье?…

Война не имеет права существовать. Не имеют права умирать молодые парни, девушки. Не должны они подставлять себя под пули! Разве люди забыли о том, какие последствия несет за собой война? Сколько могил останется, сколько слез было и будет пролито! Как много страданий приносит каждая военная схватка и каждый конфликт!

То, что строится на крови, будет существовать совсем недолго. Войны убивают человека в человеке.

Краткая история создания песни «День Победы»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Песня «День Победы» для миллионов зрителей является символом этого праздника. Она неизменно вызывает слёзы на глазах слушателей. В песне есть то, что не может оставить их равнодушными.

Возникает ощущение, что эта песня существует с того самого дня, 9 мая 1945 года. Но на самом деле это произведение было создано гораздо позже, в 1975 году, к празднику 30-летия Победы. Песня настолько органично передаёт чувства ветеранов войны, что без неё не обошлось ни одно празднование в честь Победы.

Как же была создана эта великая песня?

Автор слов – поэт Владимир Харитонов. Он прошёл всю войну, и стихи, написанные им, отражают его личный опыт и чувства. По его словам, он пытался вместить в стихотворение всю радость, боль утрат, гордость за свою страну. «Радость со слезами на глазах» — именно то, что он чувствовал сам, и эта фраза очень точно передаёт главную мысль произведения.

Весной 1975 года Союзом композиторов объявил конкурс на лучшую песню о Победе. Поэт Владимир Харитонов обратился к молодому композитору Давиду Тухманову. Он принёс ему свои стихи, и тот за пару дней написал к ним музыку. Песня попала в конкурсные списки буквально в последний день перед окончанием конкурса.

Песня «День Победы» прозвучала в конкурсной программе в последний день прослушивания. Но увы, никакого места она не заняла. Пожилой состав жюри конкурса весьма нервно отреагировал на молодого композитора Давида Тухманова, на тот момент известного автора эстрадных шлягеров. Против него довольно резко высказались старшие коллеги, и на Гостелерадио это стало известно. В те годы именно руководители Союза композиторов определяли репертуарную политику радио и телевидения. Сейчас трудно в это поверить, но действительно было именно так.

Руководители Союза композиторов в основном были людьми весьма преклонного возраста, которым 30-летний Тухманов казался несерьёзным мальчишкой. К тому же он был автором множества хитов. И, хотя его песни звучали везде, он пока не имел никаких званий и наград. Если автор слов считался авторитетным человеком, будучи сам участником войны, то Тухманову не простили его молодости.

На момент конкурса Тухманов два года как являлся членом Союза композиторов, и его авторитет среди «зубров» старшего состава был невысок. Они коллективно решили, что новая песня несёт в себе элементы развлекательной музыки, то ли фокстрота, то ли танго. Союз композиторов не рекомендовал это произведение для телевизионных и радио эфиров.

Песня Тухманова не получила никакого места на конкурсе. Её как будто не заметили. Кстати, позже все эти начальники из Союза композиторов и руководства Гостелерадио везде говорили о том, что стали «крёстными отцами» песни, не упоминая своей негативной роли в её продвижении. Правда, сегодня никто не помнит песни, которые заняли первые места в том конкурсе, а «День Победы» осталась в памяти.

И всё же один раз опальная песня попала в эфир. Это произошло во время «Голубого Огонька», посвящённого Дню Победы в 1975 году. Первым исполнителем стал певец Леонид Сметанников.

Во время записи плакала вся съемочная группа, участники «огонька», ведущие. Всем очень понравилось выступление. Но всё равно, критики от Союза композиторов не изменили мнения, и «чужой фокстрот», как окрестили песню на конкурсе, больше не демонстрировался по телевидению и радио.

И только в ноябре 1975 года, Лев Лещенко исполнил «День Победы» во время концерта в честь Дня милиции. Ему очень нравилась песня, и он отдавал себе отчёт в том, что рискует, выступая с «не одобренным» произведением. Практически, он обманул организаторов. Но песня произвела фурор. Зал аплодировал стоя. Ветераны не могли сдержать слёз.

Организаторы концерта прикусили языки, они уже не могли ничего изменить. Концерт транслировался в прямом эфире, и песню услышала вся страна. Именно с тех пор песня ушла «в народ», и стала прочно ассоциироваться с великой Победой.

Краткая история создания песни «Огонек»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Огонек – символ надежды на скорую победу, на мир. В военное время в городах в ночью было необходимо производить затемнение. Уличного освещения не было, окна завешивались. Ни одного лучика света в непроглядной ночной тьме. Даже машины двигались, не зажигая фар. Это было необходимо для того, чтобы немецкие самолеты не смогли обнаружить цели.

И вдруг – «Огонек»! Слабый колеблющийся свет в окошке любимой – это прообраз будущей победы над врагом. Образ домашнего очага, теплого и уютного дома, где ждут солдата и верят в его возвращение.

До победы было еще далеко, но народ понимал, что она обязательно наступит. Закончились долгие страшные годы отступления наших войск. Шел 1943 год.

Впервые стихотворение Михаила Исаковского под названием «Огонек» и подзаголовком «Песня» появилось в газете «Правда» 19 апреля 1943 года. Но написано оно было раньше, в 1942 году и до этого звучало на радио. Поэт находился в это время в эвакуации в Татарской ССР. Именно здесь, на берегу Камы, Исаковский написал лучшие свои произведения.

Подзаголовок «Песня», очевидно, предполагал, что исполнять стихотворение «Огонек» можно только под музыку. Всем уже давно было известно, что Исаковский работает в содружестве с композитором М. Блантером. И стихотворение «Огонек» поэт также отправил музыканту для создания песни. А стихи Исаковского так напевны и задушевны, что как только они появлялись на страницах газет, как тут же превращались в песню. Такое уже происходило со стихами «До свиданья, города и хаты», «Не тревожь ты себя, не тревожь» и другими.

Но в этот раз сочетание двух знакомых фамилий «Исаковский – Блантер» было разрушено. Потому «Огонек» по позициям ч за то олдатская почта понесла, и фронтовые самодеятельные музыканты начали придумывать для этих стсихов мелодии одну краше другой. Существовали десятки вариаций на тему «Огонька». Были даже вальсовые и маршевые решения. Но народный перепев сохранил мелодию песни такой, какой мы слышим ее сейчас. Видимо, она самая поминающаяся.

На авторство музыки к песне «Огонек» кроме Матвея Блантера претендовали и другие профессиональные композиторы. Среди них А. Митюшин, Л. Макарова, Л. Шварц. И тогда, чтобы выяснить и окончательно установить авторство музыки к легендарной песне, Союз советских композиторов решил создать комиссию. Она должна была провести расследование и установить автора музыки всенародно любимой песни «Огонек». Происходило это в мирное время, в конце 1960-х годов.

Профессиональные музыканты рассмотрели огромное множество документов и материалов, проверили каждый музыкальный значок, каждую нотку. В результате было установлено, что мелодия «Огонька» аналогична мелодии модного довоенного танго «Стелла».

Существует также свидетельство сына фронтового самодеятельного музыканта Кирилла Макарова. Он рассказывал, как в районе Днепра однажды к нему подошел один из военнослужащих его полка и попросил подобрать какую-нибудь мелодию к стихотворению «Огонек», опубликованному в газете 2-го Украинского фронта. Кирилл Максимович до войны очень часто исполнял на баяне танго «Стелла». Он прочел стихи, и понял, что они замечательно лягут на его любимую музыку. Изменить пришлось всего лишь два такта и убрать припев. Так и пошла песня «Огонек» по фронтам радовать солдат.

Самая первая грамзапись песни «Огонек» произведена после войны, в 1947 году. Записал ее на ту мелодию, которая полюбилась всем, певец В. А. Нечаев. Исполнялась она с эстрадным оркестром Радиокомитета под руководством В. Н. Кнушевицкого. Предположительно Кнушевицкий и произвел аранжировку мелодии, которая передавалась от одного к другому. На грампластинке было написано, что автором слов является М. Исаковский, а музыка – народная. Тогда же «Огонек» прозвучал и на радио.

Свидетельством популярности «Огонька» служило и то, что в военные годы появлялись так называемые «ответы», т. е. другие варианты текста на ту же тему. Для стихов М. Исаковского это характерно. Так происходило с песнями «Катюша», «Землянка», «Синий платочек».

Есть такие варианты, где солдат погибает и вспоминает огонек в окне любимой. А есть и о том, как герой дошел до Берлина и вернулся к любимому огоньку. Песня прошла через десятилетия и расстояния и остается популярной сегодня.

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 77 летию Победы «Памяти павших и ныне живущим участникам Великой Отечественной войны - посвящается».

Цель: условия для формирования гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи:

-развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны военной истории Отечества;

-познакомить обучающихся с песнями военных лет, посвящённых Великой Отечественной войне;

-противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Ведущий:

На экране слайды – изображения соответствующие смыслу текста ведущего.

Мирно страна проснулась.

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова.

Голос Левитана (Объявление о начале войны)

1418 дней и ночей длилась война. И с первых минут вражеского нашествия весь Советский народ по зову Родины встал на смертный бой.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Исполняется песня «Священная война» в исполнении ученика класса фортепианного отделения.

Ведущий:

На экране слайды – изображения соответствующие смыслу текста ведущего.

Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Она складывалась обо всём, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них пелось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, была необходима человеку, как воздух, с ней человеческое сердце не черствело.

Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: «Самое важное!»

У каждой песни своя история, свой путь, своя судьба.

Песня «Катюша»: в этой лирической композиции с большой задушевностью воспеваются светлые романтические чувства простой русской девушки и ее возлюбленного пограничника, защищающего рубежи родины. В годы войны Катюша представилась в новом качестве, она запела орудийными залпами. Она прошла всю войну. «Катюшами» на фронте стали называть реактивные минометы, грозное оружие того времени.

Звучит песня «КАТЮША», в исполнении ученицы класса фортепианного отделения.

Ведущий:

На экране слайды – изображения соответствующие смыслу текста ведущего.

Только что отгремели бои за Москву, принесшие нашим войскам первую важную победу . Большую помощь наступающим частям нашей армии оказали партизанские отряды- московские, брянские, смоленские. Мужественность, серьезность, уверенность присущи этой песне. Впервые ее исполнили в октябре 1942 года, слушатели с волнением воспринимали слова о партизанах, которые достойно, по-русски встречали аккупантов. Песня звучала как клятва, как приговор врагу.

Звучит песня «Ой, туманы вы мои, растуманы», в исполнении ученицы класса фортепианного отделения.

В феврале 1942 года в редакцию «Фронтовой правды» где работал Алексей Сурков приехал композитор Константин Листов. Он попросил у военного корреспондента «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут Сурков вспомнил о стихах, написанных домой. Переписал их из блокнота и отдал Листову. Он был абсолютно уверен, что ничего из этого лирического стихотворения не выйдет. Однако Листову этот текст пришелся по душе. Он взял в руки гитару и мелодия сразу родилась. В годы Великой Отечественной войны эта песня была невидимой нитью , соединившей сердца тех кто сражался на фронтах и тех кто их ждал дома. В редкие минуты отдыха после боя, в землянках, на привалах всегда звучала эта песня, согревавшая душу бойцам.

Звучит песня «В землянке», в исполнении ученицы класса фортепианного отделения.

Ведущий:

На экране слайды – изображения соответствующие смыслу текста ведущего.

В годы войны в солдатской среде была очень популярна незамысловатая песня про синий платочек. В своей книге «Голоса времен» известный поэт А. Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с «коваными» строками «Идет война народная» в солдатских сердцах теплятся слова песни « Синий платочек». Она стала очень любимой песней солдат на фронтовых концертах, а для Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко стала визитной карточкой.

«Синий платочек» по праву вошел в «обойму» лучших песен о Великой Отечественной войне. Она и сегодня в строю, прошедшая дорогами войны, помогавшая громить фашистов на полях сражений.

Звучит песня «Синий платочек», в исполнении ученицы класса фортепианного отделения.

В полях над Вислой сонной

Лежат в земле сырой,

Серёжка с Малой Бронной

И Витька с Маховой.

А где-то в людном мире,

Который год подряд,

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Текст песни Евгением Винокуровым был написан под впечатлением поступка своего школьного товарища Саши Волкова, ушедшего на фронт добровольцем в 17 лет. Марку Бернесу эти слова очень понравились. Он показал их композитору Андрею Эшпаю. Эшпай воскликнул: «Они как будто из моей биографии. Я ушёл на фронт с Большой Бронной, которая находится рядом с Малой Бронной. До меня на войну ушёл мой брат Валя, летом 1941 года он погиб. Мама до последних дней жизни ждала его возвращения…. Спать ложилась очень поздно.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна-

Она да гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые искренние слёзы-

То слёзы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Звучит песня «Москвичи» в исполнении ученицы класса фортепианного отделения.

Ведущий:

На экране слайды – изображения соответствующие смыслу текста ведущего.

Осенью 1940 года поэт Яков шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В нее входили семь песен, в том числе и «Смуглянка» . Когда началась война ноты были утеряны, сохранились лишь черновики. Восстановив ноты и слова песни во время войны, Новиков принес ее на радио. Но там ее не оценили . В 1944 году А. Александров, руководитель Краснознаменного ансамбля попросил у Новикова новых песен для пополнения репертуара. Новиков предложил ему песню «Смуглянка».К великому удивлению композитора эта песня про любовь девушки партизанки понравилась прославленному музыканту. «Смуглянка полюбилась бойцам, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшнего дня. В 1944 году эта песня была исполнена в концертном зале им. Чайковского . Благодаря трансляции по концерта по радио «Смуглянка» стала широко известна, и как принято говорить, ушла в народ.

Исполняется песня «Смуглянка» учеником класса фортепианного отделения.

Ведущий:

На экране слайды – изображения соответствующие смыслу текста ведущего.

Помните!

Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, —
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!

На экране слайд- изображение вечного огня и секундный отсчёт времени.

Объявляется минута молчания …..

Краткая история создания песни «Журавли» Расула Гамзатова

Авторство этой прекрасной мелодии принадлежит Яну Френкелю — композитору, который перевел стих Расула Гамзатова на русский язык. Эта лирическая композиция о солдатах, которые трагически погибли во время Второй мировой войны.

Расул Гамзатов сочинил это стихотворение аварским языком, вложив в стихи историю о маленькой девочке Садако Сасаки, которая смертельно заболела после падения атомной бомбы на Хиросиму. Она свято верила, что сможет побороть болезнь, если, используя технику оригами, сделает из бумаги тысячу журавликов. В азиатских странах существует такое поверье: все желания человека сбудутся, если он не полениться и сделает из бумаги тысячу журавлей. В Хиросиме этой девочке даже поставили памятник как символ памяти о происшествии, которое погубило столько мирного населения.

Для Гамзатова символ журавля был очень близок, так как сам он работал переводчиком. Получив весть о смерти матери, которая жила в России, Расул отправился самолетом на похорон. В полете он все время думал о матери, о своих погибших братьях — один погиб под Севастополем, другой пропал без вести в морских водах. Также он думал о других своих родственников, которых забрала война, в результате закончившаяся победой над Германией и ее союзником Японией. Все это натолкнуло писателя написать стих, в котором он сможет описать все горе, которое ощутили люди, потеряв своих близких людей.

В послевоенное время стих был напечатан в журнале “Новый мир”, перевел его Наум Гребнев — переводчик стихотворений стран Востока, а также друг и одногруппник Гамзатова. Он глубоко проникся этим стихотворением, так как сам участвовал в боях — служил под Брестом, пережил битву под Сталинградом, получил три ранения. Поэтому он, переводя текст, добавил в перевод свои эмоции и пережитые события.

Как появилась песня? Стих был прочитан певцом Марком Бернесом, и зацепил его за живое, хоть тот и не воевал на фронте. Он ездил с концертами на фронт, общался с солдатами, принимал участие в театральных постановках на военные темы, но в активных боях не был замечен. Так что, можно сказать, что война не была чужой для Бернеса.

После прочтения стихотворения он позвонил Гребневу и предложил совместными усилиями написать песню, кое-что поменяв в тексте. Они заменили слово “джигиты”, которое присутствовало при переводе в первой строфе, на слово “солдаты”. Такая замена существенно расширила тематический ряд новоиспеченной песни.

Уже с готовыми правками Бернес отправился к композитору Яну Френкелю. Тот не отказался написать музыку для стихотворения, потому что сам был единожды сильно ранен на фронте. Бернес записывал песню во время тяжелой болезни — он не мог полноценно передвигаться, но еще нашел в себе силы с помощью сына приехать на студию звукозаписи и записать песню с первого раза.

Песня обрела огромную популярность как память о войне, о солдатах, которые больше никогда не вернутся домой, к своим семьям, не обнимут жен, детей, матерей. Теперь им осталось только летать над землей, выискивая там родные лица. Журавли — птицы, не отличающиеся ярким окрасом, но несут в себе глубочайший символизм. Журавль символизирует несбывшиеся мечты, жалость об упущенных возможностях, горе, разочарование. Их курлыканье немного трагическое, словно они сожалеют о том, что им пришлось покинуть родные края и навсегда улететь отсюда.

Изображения журавлей, журавлиного клина обрело еще один смысл — души солдат, павших в смертельных боях, в борьбе за свободу Родины. Птицы символизируют свободу, что противоречит войне. Война — это плохо, это смерти, слезы, кровь и стон матерей за сыновьями, которые больше никогда не вернуться домой, не женятся и не подарят им внуков. Это страдания юных невест и жен, чьи любимые остались навечно в поле, прикрыв собой от пуль товарища. Это плач детей, которым папа больше никогда не подарит игрушку и не возьмет за руку.

Чем больше в нашем мире войн, тем больше журавлей — невинных душ солдат, жертв трагической войны — появляется в этом мире как символы глупости войны.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/istoriya-sozdaniya-pesni-zhuravli

Одинокая гармонь

 

Гармонь. Этот чудесный музыкальный инструмент называют душой русского народа и символом нашего Отечества. Его звучный голос сразу пришёлся россиянам по вкусу, так как, ярко отражая национальный характер и колорит, он может изобразить и лирическую песню, и весёлый перепляс. Ранее в России без гармони не обходилось ни одно гулянье и праздник, однако она сопровождала людей не только в радостные, но и печальные моменты, а потому этот музыкальный инструмент в жизни наших соотечественников играл весьма важную роль. Поэты слагали о нём стихи, которые композиторы затем превращали в прекрасные песни, а примером тому может служить очаровательная композиция «Одинокая гармонь», созданная Михаилом Исаковским и Борисом Мокроусовым.

Историю создания песни «Одинокая гармонь», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

Краткая история

Поэтический дар Михаила Исаковского проявился довольно рано, и несмотря на то, что из-за безденежья, которое постоянно преследовало его семью, мальчик не мог завершить своё образование, уже в четырнадцать лет в газете напечатали его первое стихотворение. Затем в 1921 году, когда молодой человек перебрался в Смоленск для работы редактором областной газеты, из печати вышли три небольших сборника стихов, ставшие предпосылками начала его литературной деятельности. Впоследствии книги с поэзией, воспевавшей деревню и выходившие с завидной периодичностью, в 1931 году привели Исаковского в Москву для работы редактором журнала «Колхозник», чем он очень гордился. Хотя вскоре в столице Михаилу пришлось весьма нелегко: в следующем году, по состоянию здоровья, ему пришлось оставить службу и это заметно повлияло на материальное благополучие поэта.

Однако всё изменилось с тех пор, когда песни с его стихами зазвучали по всей стране. Поначалу для Михаила Васильевича это было большой неожиданностью. Он случайно в исполнении хора услышал свои стихи «Вдоль деревни», которые написал в 1933 году, а затем узнал, что на музыку их положил Владимир Захаров - руководитель Хора имени Пятницкого. Впоследствии популярными песнями стали его стихотворения «Прощание» («Дан приказ: ему — на запад»), «Будьте здоровы», «Катюша», «И кто его знает».

В июне 1941 года началась кровавая Великая Отечественная война. Друзья поэта уходили на фронт, но он из-за тяжёлой болезни глаз он не мог разделить их судьбу, но тем не менее отдавал родной стране весь свой дар и талант. Исаковский писал поэтические тексты, которые превращаясь в песни, помогали его народу в жестокой смертельной борьбе. Так появились знаменитые «В лесу прифронтовом», «Под звёздами балканскими», «Огонёк», «Ой туманы мои, растуманы».

Война закончилась, но советские люди были истощены духовно и физически и потому совсем по-иному стали ценить жизнь, окружающий мир и покой. Исаковский как нельзя лучше понимал желания своих соотечественников, ведь они ждали простых задушевных песен, которые бы помогли после суровых военных будней сбросить груз тяжёлых невзгод и вернуться к активной созидательной деятельности. Так, вскоре после Победы поэт написал душевные стихи, начинавшиеся словами «Снова замерло всё до рассвета» и передал их композитору Владимиру Захарову, который незамедлительно написал к ним музыку. Композиция, получившая название «Гармонист» вскоре вошла в репертуар хора имени Пятницкого, но всеобщего признания не получила. И неизвестно как бы в дальнейшем сложилась судьба этих проникновенных стихов Михаила Васильевича, если бы в начале следующего 1946 года их, опубликованные в популярном ежемесячном литературно-художественном журнале «Октябрь», не приметил талантливый композитор Борис Андреевич Мокроусов.

После прочтения поэтического текста, ему на ум пришёл один незамысловатый напев, который услышал, когда во время войны служил на Черноморском флоте. Взяв за основу интонации припомненного мотива, композитор в короткий срок сочинил музыку к поэтическому тексту, превратив его в прекрасную песню. Затем композиция, именованная «Одинокой гармонью» и опубликованная небольшим тиражом в июне того же года при содействии Музыкального фонда СССР, сразу привлекла к себе внимание известных исполнителей. Впервые под аккомпанемент рояля в 1948 году её исполнил солист Ленинградской филармонии Ефрем Флакс. Вскоре композицию, блестяще инструментованную непревзойдённым мастером аранжировки Виктором Кнушевицким, спел Георгий Абрамов - солист Всесоюзного радио. Впоследствии «Одинокая гармонь», быстро набиравшая популярность, исполнялась разными исполнителями, однако лучшими и в нынешнее время считаются Георг Отс и Сергей Лемешев.

Интересные факты

  • Песня «Одинокая гармонь» быстро набирала популярность не только в нашей стране. Она, разлетаясь по всему миру, исполнялась на многих языках, в том числе английском, французском, немецком, польском. Необходимо отметить, что это не были точные переводы стихов Исаковского, а совершенно вольные поэтические тексты. Так, например композицию на мелодию песни Бориса Мокроусова «Одинокая гармонь» весьма вдохновенно исполнял французский актёр и певец Ив Монтан. Он услышал её во время своих гастрольных поездок по нашей стране, а затем попросил своего друга композитора и поэта Фрэнсиса Лемарка написать к этой красивой мелодии слова. Так появилась душевная песня с названием «Прекрасный май».

  • Мелодия песни «Одинокая гармонь» является позывными и «визитной карточкой» известной радиопередачи «Встреча с песней», выходящей в эфир с 1967 года.

  • О популярности песни «Одинокая гармонь говорит тот факт, что на её мелодию создано много пародий, причём тематика их весьма разнообразна: от профессиональных до криминальных.

  • Режиссёры довольно часто используют песню «Одинокая гармонь» в художественных и документальных кинолентах. Например, её можно услышать в таких популярных фильмах, как «Ссора в Лукашах», «Дело Румянцева», «Ворошиловский стрелок» и «Убойная сила-2».

  • Исследователи творчества Исаковского в архивных бумагах поэта обнаружили совсем иной вариант окончания стихов, которые впоследствии стали популярной песней «Одинокая гармонь». Эти изначальные две строфы завершались совсем по-другому. Они были более драматичными по сравнению с развязкой нынешней композиции.

 

Содержание и текст песни «Одинокая гармонь»

«Одинокая гармонь». Эта душевная композиция, весьма напоминает трогательный романс, повествующий о любви девушки к юноше – гармонисту. Слушая песню, воображение рисует ночные улицы обезлюдившего посёлка, по которым в тёплую весеннюю пору, одиноко бродит молодой музыкант и, наигрывая душевные мелодии, тревожит сердца юных селянок. Простая, без изысков и затейливых гармоний красивая мелодия и проникновенные слова песни звучат с особой нежностью и теплом, вызывая у слушателей высокие романтические чувства.

 

«Одинокая гармонь». Эту прекрасную песня, созданную более семидесяти лет назад и с момента своего появления завоевавшую любовь не только в нашем отечестве, но и во многих странах мира, называют шедевром русской лирики. Затрагивая самые что ни на есть сокровенные струны человеческой души, она и в нынешнее время никого не оставляет равнодушным и потому с удовольствием исполняется, как на концертных площадках, так и семейных застольях.

 

На безымянной высоте

 

Уже прошло несколько десятилетий, как закончилась Великая Отечественная война, однако народная память свято хранит имена героев, отдавших свои жизни за то, чтобы мы сегодня могли радоваться мирному небу и солнечному свету. Правдивой летописью тех суровых дней, когда людскому горю не было предела, по праву называют песенное творчество. Много композиций было создано не только во время тяжких испытаний, но и после Великой Победы. Обновляя память воспоминаниями о подвигах наших солдат, современные авторы тоже продолжают сочинять песни о прошедшей войне. Хорошим примером тому служат такие прекрасные композиции, как «День Победы» Давида Тухманова, «Последний бой» Михаила Ножкина, а также песня «На безымянной высоте», созданная композитором Вениамином Баснероми поэтом Михаилом Матусовским.

Историю создания песни «На безымянной высоте», интересные факты и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

Краткая история

В 1962 году из печати вышел новый роман писателя-фронтовика Юрия Бондарева «Тишина». Существенные перемены, происходившие в тот период в нашей стране и называемые «хрущёвской оттепелью», позволили автору реально отобразить послевоенную жизнь советских людей, то есть со всей откровенностью поведать читателям о всём драматизме сталинского времени.

Сюжетная линия романа, повествующая о превратностях, которые судьба преподнесла прошедшему через военные трудности фронтовику, орденоносцу, командиру артиллерийской батареи Сергею Вохминцеву, сразу привлекла внимание талантливого режиссёра Владимира Басова. Будучи художником большого профессионального мастерства, для музыкального оформления фильма Владимир Павлович пригласил композитора Вениамина Баснера и поэта Михаила Матусовского, с которыми плодотворно работал над предыдущей своей кинолентой «Битва в пути». Перед композитором и поэтом Басов сразу поставил задачу: для фильма нужны две композиции: одна лирическая, а другая – песня-воспоминание о минувших фронтовых буднях и тех воинах, кто ради Победы погиб, не жалея своей жизни.  При этом Владимир Павлович – мастер точного видения, уточнил, что именно эта эмоционально-возвышенная, но в то же время душевная композиция, отражающая солдатскую братскую сплочённость, в фильме должна быть главной.

Поставленная режиссёром задача, заставила Михаила Матусовского, который с первого до последнего дня во время войны служил в разных фронтовых газетах, вспомнить об журналистских наработках, оставшихся в его армейских блокнотах. В них сохранилось немало героических историй, которые поэт не успел использовать в очерках и заметках. Просматривая свои корреспондентские черновики, Михаил Львович заострил своё внимание на записях, сделанных, когда был военкором Второго Белорусского фронта. Солдатские подвиги, которые Матусовский освещал в газете были в то время обычным явлением, но, чтобы собирать интересный материал, ему приходилось много беседовать с солдатами и офицерами. Так однажды, одну, заслуживающую особого внимания жестокую схватку, которая входила в число так называемых боёв местного значения, ему описал редактор дивизионной многотиражки «Сталинский призыв» Николай Чайка. Он поведал, что группа из восемнадцати бойцов-сибиряков, захватив неприступную высоту, располагавшуюся неподалёку от поселка Рубежанка, всю ночь вела сражение с сильно превосходящими силами противника. В масштабах большой войны - это был маленький эпизод, однако значение его было очень велико, так как смелая операция помогла нашим войскам кардинально изменить положение дел на фронте: нанести сокрушительный удар по немцам и тем самым открыть путь на город Рославль.

Об этом подвиге отважных восемнадцати сибиряков Михаил Львович поведал Владимиру Басову, и тут же получив одобрение, в короткий срок сочинил прекрасные стихи – воспоминание, основанные на данном военном событии. Поэтический текст был предельно приближен к реальности, однако Матусовский всё же допустил одну неточность: в том смертельном бою в живых осталось не трое бойцов, как поётся в песне, а двое.

Стихи Михаила Львовича взволновали, как режиссёра, так и композитора, который, не теряя времени, приступил к сочинению мелодии. Однако первый, второй, третий музыкальные варианты песни, предложенные им вниманию Басова, Матусовского и старшего музыкального редактора киностудии «Мосфильм» Раисы Лукиной, были категорично отвергнуты. Полностью отчаявшись, Баснер уже решил отказаться от сочинения музыки к фильму и вернуться домой в Ленинград. Предупредив о своём намерении режиссёра, который попытался подбодрить композитора и уговаривал продолжить работу, Вениамин Ефимович всё же купил билет на поезд. Усевшись удобно в вагоне в кресло, а поскольку на душе было очень скверно, он решил на что-нибудь отвлечься, однако в голове навязчиво крутились стихи о «Безымянной высоте». Так, постепенно, под стук колёс стала вырисовываться совершенно иная мелодия, которая Вениамину Ефимовичу показалась весьма удачной. Как назло, композитор не мог её записать, так как у него с собой не было ни блокнота, ни бумажного листочка. Чтобы не забыть мотив, Баснер всю дорогу его напевал, а приехав домой, не откладывая отобразил на листе нотной бумаге. Затем он позвонил в Москву Матусовскому и сообщил, что песня наконец-то получилась. Наутро Баснер был уже в столице. В киностудии с довольным видом он сел за рояль, чтобы проиграть новую мелодию, но исполнив композицию, восторженных отзывов опять не услышал. Тем не менее дирекция фильма всё же приняла решение песню записать с оркестром, а в качестве вокалиста пригласить Льва Барашкова, который прославился исполнением композиции «Главное, ребята, сердцем не стареть».

После записи песни «На безымянной высоте» звукооператор весь вечер, а затем и в последующие дни безостановочно прокручивал эту плёнку. В итоге вся студия знала композицию наизусть и это было хорошим знаком. Действительно, после выхода на экраны киноленты «Тишина», песня сразу нашла отклик в сердцах советских зрителей и её запела вся страна. Впоследствии композиция «На безымянной высоте» вошла в репертуар таких известных исполнителей, как Юрий Гуляев, Борис Штоколов, Марк Бернес, Юрий Богатиков, Эдуард Хиль, Ренат Ибрагимов, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский.

 

Интересные факты

  • Реальные события, которые поэт Михаил Матусовский положил в основу поэтического текста песни «На безымянной высоте» произошли в середине сентября 1943 года. Ещё в августе войскам Западного фронта был дан приказ приступить к выполнению Смоленской наступательной операции под кодовым названием «Суворов». Её главной целью было не только освобождение Смоленска и близлежащих городов, но и уничтожение немецких объединений из состава группы армий «Центр». Немецкие войска сопротивлялись отчаянно и вели ожесточённые бои не только за каждый населённый пункт, но и за каждую стратегическую высоту. Одна из них располагалась на границе, которая в нынешнее время разделяет Смоленскую и Калужскую области, на военных картах значилась 224,1. Сильно упроченная минными заграждениями, множеством пулемётных точек и даже бронетехникой, она являлась серьёзным препятствием на линии продвижения наших войск к городу Рославлю и реке Десне. Для немцев этот опорный пункт был весьма значимым, так как его потеря отрывала советским войскам путь на Смоленск. Из-за насыщенности инженерными сооружениями и огневыми средствами, высота, которая оказалась на линии продвижения 139 стрелковой дивизии, входящей в состав 10-й армии Западного фронта, казалось неприступной. Многократные попытки наших бойцов овладеть этим важным объектом успехом не увенчались. Атаки, которые приводили к большим потерям личного состава, были бессмысленными. Тогда командир 718 -го полка принял решение создать штурмовой взвод из добровольцев, которые бы ночью зашли в тыл противника и выполнили эту сложную задачу. Желающих оказалось много, однако выбрали восемнадцать воинов - крепких сибиряков. Командовать группой, с радиопозывным «Луна» назначили младшего лейтенанта Е.И. Порошина.

  • Стремительные действия и внезапная атака позволили боевой группе занять стратегическую высоту. О том, что вылазка прошла успешно, «Луна» незамедлительно радировала в полк, впрочем, ошарашенные таким поворотом событий немцы быстро пришли в себя и подтянув дополнительные силы отсекли роту, следовавшую за взводом смельчаков. Против восемнадцати отважных бойцов противник бросил огромные силы, а именно более двух сотен солдат. Бой шёл не на жизнь, а на смерть. Сибиряки, отчаянно сопротивляясь, отбивали непрекращающиеся атаки гитлеровцев всю ночь, но с рассветом их силы иссякли. Когда однополчане храбрецов ворвались на высоту, то увидели ужасающую картину. Шестнадцать советских погибших воинов окружало более сотни мёртвых тел солдат и офицеров противника. После внимательного осмотра территории, солдаты обнаружили семнадцатого сибиряка – Герасима Лапина, который был очень сильно контужен. Восемнадцатым героем безымянной высоты был Константин Власов. Когда у него закончились патроны, сержант решил позволить немцам подойти ближе и вместе с собой подорвать их оставшейся последней гранатой, однако снаряд не взорвался, а раненый Власов был захвачен в плен.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА•SOLOWAY

  • Михаил Львович Матусовский до того, как сочинил стихи, положенные в основу песни «На безымянной высоте, написал поэтические тексты к таким всенародно любимым хитам, как «Что так сердце растревожено», «Подмосковные вечера» и «Старый клён».

  • Помимо песни на «На безымянной высоте» Блантер и Матусовский вместе создали такие выдающиеся шедевры, как «С чего начинается Родина», «Белой акации гроздья душистые», «Махнём не глядя», «Это было недавно» и «Берёзовый сок» - композиция в которой есть знаменитые слова: «И Родина щедро поила меня берёзовым соком».

  • Во время Великой Отечественной войны немцы очень боялись сибиряков и называли их не иначе как дикарями и русскими медведями, а сталкиваясь в рукопашном бою с ужасом разбегались. Даже своих европейских соотечественников сибиряки поражали выносливостью и морозоустойчивостью, а их слава превосходных охотников породила шутку, гласившую, что уроженцам зауральского края выдана специальная лицензия на отстрел фашистов без всякого ограничения. Помимо того бойцы из Сибири отличались силой, храбростью и умением сохранять хладнокровие в опасных ситуациях.

  • Оставшийся в живых после кровавой битвы на безымянной высоте 224,1 Константин Власов, после пребывания более полутора месяцев в бобруйском лагере для военнопленных, был отправлен в Германию. С помощью сибирской смекалки и простенького складного ножа ему, при содействии собратьев по несчастью, удалось открыть вагонную дверь и ночью выпрыгнуть из движущегося эшелона. Вскоре пленные примкнули к белорусским партизанам отряда «Мститель» и вместе с ними впоследствии участвовали во многих операциях, наносящих непоправимый урон фашистам.

  • Герасим Лапин – второй боец, оставшийся в живых после кровопролитной схватки на легендарной безымянной высоте и поведавший все подробности жестокого боя, после контузии подлечился в медсанбате, а затем снова вернулся в своё войсковое подразделение. Войну герой закончил в Берлине, но в составе другой войсковой части.

  • Герои безымянной высоты: Константин Власов и Герасим Лапин вновь встретились на калужской земле лишь в сентябре 1966 года. Их пригласили на открытие памятника погибшим «порошинцам». В 1980 году на месте гибели шестнадцати сибиряков был сооружён мемориальный комплекс, включающий в себя землянку, обелиск и музей.

  • Кинофильм «Тишина» был выпущен в прокат небольшим тиражом, однако и этого было достаточно, чтобы «Безымянная высота» без промедления ушла в народ и стала знаменитой. Именно благодаря популярности данной композиции военные историки стали изучать боевые действия около населённого пункта Рубежанка и выяснять имена героев, о которых повествуется в песне.

  • Необходимо отметить, что Михаил Матусовский впоследствии песню «На безымянной высоте» дополнил ещё одним куплетом, в котором уточнил, что этот подвиг совершили сибиряки.

 

Содержание и текст песни «На безымянной высоте»

«На безымянной высоте». Авторы этой трогательной песни пересказали подлинную историю, произошедшую в суровые времена Великой Отечественной войны. Поэтический персонаж композиции с горечью вспоминает тяжёлое сражение и своих погибших друзей, вместе с которыми стоял «на огненной черте» безымянной высоты. Акцентируя особое внимание в тексте на мужество, стойкость и героизм советских солдат, поэт также живописно нарисовал военный пейзаж, в котором всё пылало в огне: горела не только роща, но и закат. Помимо того он достоверно отобразил боевую обстановку с кружащими «мессерами» и перекрёстным артобстрелом. Следует подчеркнуть, что помимо описания картины жестокого боя Михаил Матусовскийв свои стихи заложил особый смысл: безымянная высота — это то место, куда отлетают души погибших солдат, выполнивших свой святой долг перед Родиной.

Композиция, включающая в себя четыре куплета, написана в минорной тональности и четырёхдольном размере. Выразительная мелодическая линия песни весьма извилиста и имеет довольно много интервальных скачков, тем не менее она весьма удобна в исполнении, так как заключена в диапазон чуть более октавы. 

«На безымянной высоте». Эта глубоко западающая в душу композиция, созданная на основе невыдуманной героической истории почти через двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны, сразу приобрела всенародное признание и любовь. Песня и в нынешнее время воспринимается как проникновенный реквием по отважным, не знающим страха солдатам, яростно сражавшимся за каждую пядь Родной земли и отдавшим свои жизни за любимую Отчизну.

 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Приобщение детей к музыкальному искусству, развитие музыкальных способностей и детского музыкально – художественного творчества. Задачи: Развить интерес к музыке, обогатить музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии...
0 ₽
Цель: условия для формирования гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне. Задачи: -развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны военной истории Отечества; -познакомить обучающихся с песнями военных лет, посвящённых Великой Отечественной войне; -противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
0 ₽
Цель: условия для формирования гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне. Задачи: -развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны военной истории Отечества; -познакомить обучающихся с песнями военных лет, посвящённых Великой Отечественной войне; -противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
0 ₽