Д епартамент образования администрации г. Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества
им. В.П. ЧКАЛОВА»
Сценарий музыкального спектакля учащихся детских эстрадных студий для педагогов в системе дополнительного образования
«Пушкин детям не игрушка!
Или новогодние приключения в Лукоморье».
Автор-составитель:
педагог дополнительного образовании
высшей категории
МБУ ДО «ДДТ им. В.П.Чкалова»
Платонова Ирина Александровна
г.Нижний Новгород
2023 год
Пояснительная записка.
Публичное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение целым комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного вокального, музыкального, интеллектуального и артистического совершенствования.
ПОЧЕМУ ВАЖНО УЧАСТВОВАТЬ В КОНЦЕРТАХ ?
1. Первой и самой важной причиной является опыт. Маленькие вокалисты во время подготовки к выступлениям впитывают все новые-новые знания, которые и являются стимулом к работе на занятиях для получения максимального результата в будущем. Они учатся сосредотачиваться, работать голосом, отрабатывать движения во время исполнения произведения, передавать характер исполняемого произведения, работать в команде. Вокалисты, которые постоянно участвуют в концертах знают, как работать на сцене, получают неоценимый опыт сценического мастерства и это дает им возможность совершенствовать себя снова и снова.
2. Снятие сценического волнения посредством совместного участия в концерте родителей. Выход на сцену у маленьких детей зачастую вызывает волнение и тревогу. Чтобы выступление воспринималось с радостью, с легкостью мы приучаем участвовать в концертах самых близких детям людей-родителей. Они принимают непосредственное участие в создании концертного номера (шьют костюмы, помогают учить слова в песнях, психологически поддерживают ребенка, готовят памятные подарки), а так же принимают участие и в самом концерте (что мы продемонстрируем в данном сценарии). Таким образом, ребенок попадает в атмосферу поддержки и соучастия, тем самым он избавляется от стресса и выход на сцену для него становится праздником.
Цель: демонстрация творческих достижений обучающихся в концертной деятельности.
Задачи:
- показать навыки в исполнении песни: не забыть текст произведения и четко (дикционно и артикуляционно) пропеть все звуки, исполнить произведение интонационно правильно, следить за положением микрофона во время исполнения, выполнить все движения, поставленные педагогом или хореографом;
- получить практику концертного публичного выступления: приобщится к сцене, суметь выразить себя, свое настроение и чувство перед зрителем;
- получить практику актерского мастерства: развить уверенность, харизму, воображение, развить речь и попробовать себя в ораторском искусстве;
- снять сценическое волнения и привить позитивные эмоции от выступления.
Участники мероприятия: учащиеся Детской эстрадной студии «Пилот» Дворца детского творчества им. В.П. Чкалова» от 5 до 11 лет, их родители и гости концерта.
Оформление и оборудование: подготовлены футажи (экранные заставки), на фоне которых происходит действие и выступают дети, подготовлены минусовки песен, музыкальные заставки сопровождающие действие на сцене для звукорежиссера, расписана программа для светорежиссера, за кулисами подготовлены подарки для участников концерта, настроены микрофоны, настроена звукоусиливающая аппаратура.
Ход мероприятия:
Сцена 1
Голос за кадром:
- Эта история произошла под Новый Год в Лукоморье – да-да, в том самом Лукоморье, где на неведомых дорожках следы невиданных зверей, где русалка сидит на ветвях, а Кощей чахнет над златом, где ступа с Бабою Ягою… А вот, собственно, и она – идет, бредет сама собою.
На сцену выходит Баба Яга. Она тащит за собой большой мешок, недовольно бухтит.
- Вы подумайте, бабушке уже 200 с лишним лет, и ни разу ей под елочку не принесли даже вот такусенького подарочка! Ну ничего, я вам устрою праздник! Узнаете, каково это – остаться в Новый год без любимых игрушек! Вот они где все у меня! (показывает мешок). Спрячу-ка их в сказках: ни один ребенок не сможет разгадать все мои загадки и отыскать к ним путь. Посмотрим, как вы теперь запоете!
Баба Яга уходит за кулисы, с другой стороны на сцену выбегают дети, озираются по сторонам.
Дети:
- Я знаю, где мы оказались! Это Лукоморье! Всех героев здесь придумал Пушкин, я читала про это, вот слушайте:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью там ворона
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – громко лает.
Идет налево – замычит.
И сыр из клюва выпадает,
И страус в ужасе бежит…
Дети:
- Баба Яга все перепутала, теперь нам не отыскать ни наших игрушек, ни дорогу домой. (обращаются к залу). Нам очень нужна ваша помощь! Какие истории в этом стихотворении запутались в одну? (Отвечает зал: вступление к Руслану и Людмиле и песня Пластилиновая ворона)
- Верно! А чтобы идти дальше, нам нужно спеть нашу песню!
Ансамбль «Нежный возраст» – «Пластилиновая ворона»
Сцена 2
Дети возвращаются на сцену, разговор продолжается.
- А какую игрушку украла у тебя Баба Яга?
- Мою любимую! Сейчас я расскажу вам ее историю.
Жили мы с мамой и папой
У самого синего моря
Отдыхали в хорошем отеле
Четыре дня и три ночи
Мама делала свои селфи
Ну а папа ходил на рыбалку
Раз он в море закинул спиннинг –
Поймал только тину морскую,
Он в другой раз закинул спиннинг –
И испортил кадр моей маме.
И взмолилась тогда моя мама:
«Ты не рыбой займись, а ребенком!»
И пошел папа мой на ресепшн
И принес для меня… кашалота!
Дети:
- Я поняла, это снова происки Бабы Яги, она специально путает песни и сказки, чтобы мы окончательно заблудились. (обращаются к залу). Вы узнали, что это была за сказка? (Правильный ответ из зала – «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Нужно спеть песню про твою игрушку, чтобы она тебя услышала!
Ансамбль «Малыши» – «Кашалот»
Сцена 3
На сцене – три девочки.
-И у меня Баба Яга унесла любимую куклу – Барби…
- И у меня! (спорят) И у меня! Нет, у меня! Нет, у меня!
Голос: Три девицы под окном
Спорят поздно вечерком.
1: «Я эстрадная певица», -
Голос: Говорит одна девица, -
1: «Слушать звонкий мой вокал
Соберется полный зал».
2: «Так и я, дружок, певица, -
Голос: Говорит ее сестрица. -
2: «Мой волшебный голосок
Восхищает весь Тик-ток».
Голос: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела…
К ним выходит педагог:
Педагог: «Ну-ка быстро на урок!
Вам, голубушки-певицы,
Не хватает репетиций,
Чтоб мне ваши «кря-кря-кря»
Слушать без нашатыря!»
«Мы как ваши ученицы
Петь большие мастерицы!
3: В подтвержденье прозвучит
Песня Барби - супер-хит!»
- Ансамбль «Взлетай» – «Барби»
Сцена 4
На сцене дети:
- Я знаю, как нам отыскать игрушки! Читала в сказке Пушкина. Надо спрашивать у ветра! Сейчас попробую.
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты игрушечки мои?
Я хозяйка их».
Голос за кадром: «Смотри, —
Отвечает ветер робко, —
Там за улицей широкой
Есть высокая гора,
В ней родительский гараж;
В гараже, во тьме печальной,
Шкаф стоит монументальный.
В нем кадушки, раскладушки -
Там хранят твои игрушки!
Ты их песней разбуди
И с собою уведи».
Дети:
- Кажется, это новая хитрость Бабы Яги. (к залу). Вы узнали эти стихи? (Сказка о Мертвой царевне и 7 богатырях).
Верно! А мы все же попробуем разбудить игрушки своей песней.
Ансамбль «Малинки» – «Игрушки»
Сцена 5
На сцене – дети.
- По-моему, мы окончательно заблудились – смотрите, вокруг только снег и ничего больше не видно. И здесь так холодно (делает вид, что мерзнет), давайте громко читать стихи, чтобы согреться?
- Я попробую!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит!
Но, кажется, мой нос синеет,
Перед глазами все темнеет,
В ушах шумит, в груди – свистит…
Дети:
- Остановись! Ты что, не слышишь? Опять Баба Яга нас запутывает! (К залу) Кто-то из вас узнал эти стихи? Помогите нам выбраться из ловушки! (Зимнее утро, «Мороз и солнце, день чудесный…»). Отлично, теперь мы найдем путь! А чтобы согреться, надо спеть!
Алдабаева Полина – «Снег-снежок»
Сцена 6
На сцену выходит Царевна-Лебедь (любой нарядный костюм + корона), из другой кулисы к ней выходят дети.
Дети:
- Я знаю, кто это! Это Царевна-Лебедь, я читала про нее у Пушкина, она может нам помочь! Сейчас я ей все объясню!
Грусть-тоска нас всех съедает –
Бабка Ёжка обижает,
Все игрушки собрала,
И с собою унесла!
Царевна:
Это, девочки, не диво,
Одарю вас эксклюзивом:
Вот волшебное кольцо –
Мчитесь вы за ним трусцой.
Вас, как и должно быть в сказке,
Приведет оно к развязке...
Дети:
- Кажется, мы уже научились разговаривать на сказочном языке. Но куда же приведет нас кольцо? Побежали за ним!
Ансамбль младшей группы – «Подарил колечко»
Сцена 7
На сцене появляется Пеппи, к ней из другой кулисы выбегают дети, смотрят удивленно.
Дети:
- Кажется, кольцо привело нас совсем в другую сказку! Девочка, здравствуй! Ты кто? Как необычно у тебя все здесь устроено…
Пеппи:
- Я – Пеппи Длинный чулок. И у меня, между прочим, очень простое устройство! Две руки, две ноги, две косички и одна голова! И вообще – вы все так нервничаете. А давайте я вас буду веселить! А давайте я вас буду подбадривать! О! Что я вспомнила! Еду я как-то раз в поезде, и в окно ко мне – представляете – влетает корова! А на хвосте у нее была дорожная сумка! Корова садится напротив меня и начинает листать дорожное расписание. Потом она достает бутерброд с селедкой и начинает его есть! Хотя у нее была гора бутербродов с колбасой.
Кузницына Александра «Песня Пеппи»
Пеппи:
- Давайте мне сюда эту вашу Бабу Ягу, я ее мигом победю! То есть, побежу! Короче, побежали!
Сцена 8
Из кулисы к детям и Пеппи выходят Бабки Ёжки.
- Это кто это тут побежит? То есть победит? Тьфу! В общем, считайте, что вы уже добегались. Мы – ансамбль песни и сказки имени Пушкина! Не было еще такого конкурса, в котором мы не побеждали!
Здесь все ансамбли мимоходом
Пленяют грозное жюри.
На сцене мы перед народом
В надежде получить гран-при
Поем от ночи до зари.
В гримерке здесь солисты тужат:
Кто же из них диплом заслужит?
Побуду Бабою Ягой –
Успех наступит сам собой!
А тот, кто над дипломом чахнет,
Услышит нас – и просто ахнет!
Ансамбль «Пилот» – Частушки Бабок-Ежек»
Сцена 9.
Бабки Ёжки:
- Вам ни за что не найти среди нас ТУ САМУЮ Бабу Ягу, и ни за что не вернуть свои игрушки назад!
Пеппи:
- Что ж, если здесь чудес ждать не приходится — придется самим делать чудеса. Девчонки! Давайте их щекотать!
Дети бегут к Бабкам Ёжкам, те бросаются в рассыпную, и на сцене остается одна – та самая Баба Яга.
БЯ:
- Не обижайте бабушку! Я верну вам игрушки! Пусть у вас будет праздник, а у меня опять не будет настоящего Нового года! (плачет).
Пеппи:
- Я не допущу, чтобы Новый год кто-то встречал в слезах! Может, Баба Яга и не всегда умеет себя прилично вести. Но у нее доброе сердце, а это куда важнее. Простим ее, девочки?
Дети:
- Простим!
Сцена 10.
На сцене – Баба Яга и дети.
БЯ:
- Не могу понять одного – как вам удалось не заблудиться в Лукоморье?
Дети:
- Ну мы же все вокалисты! Все время пели и слышали друг друга, где бы ни находились.
БЯ:
- Я тогда тоже хочу научиться петь!
Дети:
- Этим нужно заниматься серьезно. Сейчас расскажем:
Подруга дней моих суровых,
Учитель пения моя!
Одна в вокальном классе снова
Давно, давно ты ждешь меня.
Да, я опаздываю жестко,
Но распеваюсь по пути.
Простите нежного подростка
И разрешите в класс зайти.
Я к вам спешу – все знают в классе,
Что я с уроков убегу,
Чтоб песни петь – вот это счастье,
И в песне вам я не солгу.
Дети: - Баба Яга, хватит с нас твоих штучек, ты опять перепутала между собой наши стихи и песни! А мы же только что с тобой помирились! Так уж и быть, отгадаем твою последнюю загадку (к залу) – какие стихи Пушкина вы узнали? (Няне и Евгений Онегин, письмо Татьяны).
Пеппи:
- А я знаю, кто вас научит петь! Есть у меня одна знакомая няня – полное совершенство во всех отношениях. Но нам всем придется постараться, чтобы она появилась – мы должны устроить грозу! Хлопайте в ладоши изо всех сил, так, словно вы сумасшедшие тюлени! Так, чтобы вокруг поднялся настоящий ураган!
Зрители и герои аплодируют, начинают звучать первые аккорды.
Пеппи:
- Ура, она вернулась!
Слушкова Диана и младшая группа – «Брадобрей»
В последнем припеве на сцену выходят все дети.
Сцена 11
Выходит Дед Мороз.
- Вот чего-чего, а бороду брить себе не позволю, даже таким замечательным детям как вы! (улыбается). А вот песни петь разрешаю, это я и сам люблю. Узнал я, как вы лихо со всеми загадками Бабы Яги справились – молодцы! Только вот зря бабушка на меня обижалась – я ж ей все 200 с лишним лет подарки приносил, но ее избушка на курьих ножках меня жуть как боялась и всегда убегала – а где мне за ней угнаться! Хорошо, что я всех вас здесь встретил – теперь подарок достанется каждому!
(Дед Мороз раздает подарки).
- Ну вот и подошли к завершению наши новогодние приключения, а всем, кто пришел на них посмотреть большое спасибо и до скорых встреч!
Полную версию данного музыкального спектакля можно посмотреть по ссылке:https://youtu.be/C3TgTPnA6ro
Рекомендации педагогу-организатору:
Заранее проверить работу оборудования, настроить микрофоны.
Подготовить фон для выступления: либо это будет баннер, либо на экран, на который необходимо подготовить видео-футаж для каждого выступления.
Провести работу с родителями:
а) по подготовке костюмов,
б) расписать работу за кулисами, где необходимо помочь детям в переодевании, а так же в раздаче подарков в завершении музыкального спектакля.
Провести работу с актерами-детьми, отрепетировать сценарный ход, чтобы не было заминок.
Подготовить работу звукооператора и светорежиссера: подготовить список минусовок, видео-заставок, расписать технических ход мероприятия.
Подготовить работу технической группы за кулисами, которая отвечает за микрофоны. Расписать сколько на каждый номер необходимо микрофонов, с какой кулисы ведется работа для каждого номера.
Список использованной литературы:
Алтарева С.Г., Хвамова М.А. Внеклассная работа в начальных классах; Москва, 2010
Балабаева Е. Добрые сценарии для детей: Территория творчества; Москва, 2016
Лещинская В.В. Праздники в детском саду. Сценарии, конкурсы, игры и забавы: Аделант; Москва; 2008
Лоскутникова Л.П. Сценарии детских утренников и праздников: Ademar; Москва; 2015
11