Сценарий праздника русского языка «Королевство русского языка»
(закрытие недели русского языка)
Цель: развитие познавательного интереса к изучаемому предмету; раскрытие творческого потенциала учащихся; развитие коммуникативных навыков.
Действующие лица:
Королева Пунктуация
Принцесса Орфография
Придворный
Федя
Слуги (чтецы)
Вопросительный знак
Сцена украшена декорациями, изображающими Королевство русского языка
Музыка | Фанфары |
Вступление. | На сцене чтецы. |
Чтец 1 | Много языков на свете разных- Выучить их все не смог бы я, Все они по-своему прекрасны, В каждом есть изюминка своя. |
Чтец 2 | Говорят в Париже по-французски, По-немецки говорит Берлин; Мне же дорог мой, привычный, русский, Для меня родной лишь он один. |
Чтец 1 | Мелодичный, гибкий и певучий, С детства он меня очаровал, И не зря великим и могучим Наш язык Тургенев называл. |
Чтец 2 | Развиваясь быстро, динамично, Впитывая разные слова. Новое воспринимал отлично, Но и мудрость предков в нём жива. |
Чтец 1 | Да и только нашей, русской речью Можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно И не сможет, верю, умереть! |
Музыка торжественная | На сцену выходят Королева Пунктуация, принцесса Орфография, их слуги. У принцессы Орфографии в руках письмо. |
Королева Пунктуация | Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе? |
Принцесса Орфография | Да, письмо-то меня и озадачило. (Читает "Грустные вести" А. Шибаев ) Пришло письмишко мне, Гляжу – Из лагеря, от Мишки… "Здесь чудный лук, и я лижу", - Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за чудеса! Наверно, шутит плут… Читаю дальше: "Здесь – лиса, красивый длинный прут". И что такое он плетет – Не разберусь, хоть тресни: "Когда отряд идет в поход, я запиваю песни… На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…" Нет, нет, не шутит он! Боюсь, |
Королева Пунктуация | Твой друг серьезно болен. Вернется – надо подлечить: Заставь - ка правила учить… |
Принцесса Орфография | Да-да , пойду его лечить. Заставлю правила учить! |
Придворный (вбегает) | Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом. |
Королева Пунктуация | Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. |
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный ) | |
Федя | Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове? |
Королева Пунктуация (поправляет корону) | Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий? |
Федя | Ну, Федя. |
Королева Пунктуация | Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. |
Федя | Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую. |
(Предложение на карточках держат слуги.) | |
Королева Пунктуация | Задание: поставь запятую на нужное место. |
Федя | Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда… (запятую ставит после слова ) |
Королева Пунктуация | Прочитай, что у тебя получилось. |
Федя (читает) | |
Королева пунктуация | Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу. (Выбегают на сцену слуги и тащат его в сторону) |
Федя | Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается. |
Королева Пунктуация | Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь. |
Федя | Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает. |
Королева пунктуация | Ну что ж, Федя, принимается твой ответ. Слуги, угощение чужестранцу! |
Федя | Не надо. Мне домой, если можно. |
Королева Пунктуация | Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно (предложение написано на доске) |
Федя (ставит запятые) | Не надо, мне домой, если можно. |
Королева пунктуация | Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой. |
Федя убегает | |
Королева Пунктуация | Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной. Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста! |
(На сцену входят знаки препинания с табличками на груди) | |
Вопросительный знак | Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чём? Вот какой я мастак, Вопросительный знак! |
Восклицательный знак | Обычно в предложении Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, победу, торжество… Мне право от рождения В грамматике дано: Где я, то предложение С особым выражением Произнестись должно! |
Точка | У меня особый пост В самой малой строчке. Если Точка — Вывод прост: Это значит — ТОЧКА. Точку надо уважать. Точку слушать надо. И хотя же я твердыня В книге и в тетради, Без особого труда Нужно со мной ладить, Если только мысли Нить От воды избавить, Если Точку Не забыть Вовремя поставить. |
Запятая | |
Многоточие | Я- многоточие… (пауза) Обо мне сложены такие строчки: Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далёкими Туманными намёками… |
Двоеточие | Я- двоеточие. Обо мне говорят так: Двоеточие глазастое Ходит, знаниями хвастая: Так и хочется ему Разъяснить нам, Что к чему. |
Тире | Я- тире. (пауза) Лягу палочкой на строчку: Проходите по мосточку. |
Кавычки | -Мы- кавычки. О нас есть такие стихи: -Всегда подслушать норовят То, что другие говорят. |
Скобки | -Мы - скобки. Словам раскрываем объятия: -Ждём в гости вас, Милые братья! |
Королева | Вот и все наши гости. Прошу садиться. (Жестом приглашает сесть на стулья в глубинесцены.) А тот, кто ленится и не хочет учиться превратится в Лежебокина, про которого мы сейчас расскажем (на сцену выходят двое учеников, разыгрывают сценку) |
Сценка про Лежебокина. Рассказывают два чтеца (слуги) | |
Чтец 1 | Спросили Лежебокина: |
Чтец 2 (Лежебокин) | - В том не моя вина. Ведь я падеж творительный |
Чтец 1 | Да, переделка, кажется, |
Чтец 2 (Лежебокин) | Давно придумал: Грубительный, |
Чтец 1 | Вот какой ленивый Лежебокин. (прогоняет Лежебокина) |
Королева пунктуация | И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного. Неделя русского языка показала, что среди ребят много знатоков русского языка. Д о р о ж и т е |
Все участники исполняют песню | Песня «Выучи русский язык» ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи, выучи русский язык. Он твой наставник – великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи – Выучи, выучи русский язык. Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово - свободы зарница, Выучи, выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово - Выучи, выучи русский язык! |
Награждение грамотами победителей конкурсов недели русского языка. |