Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Сценарий урока литературы в 8 классе по теме "Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина"

Сценарий урока литературы в 8 классе по теме "Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина"

Урок предполагает поиск ответа на проблемный вопрос путем постоянного взаимодействия обучающихся. Групповая работа на занятии способствует развитию навыков критического мышления, коммуникации и кооперации, креативного подхода к решению учебной задачи. Ученики не только распределяют роли в команде, но и оценивают свою работу в соответствии с определенными критериями. Урок насыщен материалом для анализа текста.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Маша Миронова – нравственный идеал А. С. Пушкина

Проблемный вопрос: Почему роман назван «Капитанская дочка?»

- Прочитаем тему урока, каково значение слова «нравственный?» (духовный)

- Значит, какова будет цель нашего урока? ( Понять, какие духовные качества героини близки автору).

-Давайте сформулируем проблемный вопрос. В этом нам помогут следующие варианты:

1) «Пётр Гринёв» 2) «Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв» 3) «Восстание Пугачёва» 4) «Пётр Гринёв и Маша Миронова» 5) «Капитанская дочка»

- Как вы думаете, что представлено в этих записях? Представьте, что мы впервые взяли в руки роман А. С. Пушкина и прочитали первую строчку после автора, что бы перед нами было написано и какие бы ассоциации у нас возникали?

- Какой вывод мы можем сделать? (Что название дано Пушкиным неслучайно, что большую роль в повествовании играет именно Маша)

- Какой проблемный вопрос мы сформулируем?

- Значит, нам важно узнать в конце урока, почему Пушкин выбрал такое название, каким же нравственным идеалом оказалась Маша?

- Дома вы должны были вспомнить эпизоды, в которых проявляется характер героини, что это за фрагменты? Давайте перечислим.

- Ваше д.з. будет началом нашей работы на уроке. Сегодня мы поделимся на группы.

Задача каждой группы - ответить на вопросы по эпизоду в виде тезисов, схем и таблиц.

- В каждой группе у каждого человека есть своя роль, поэтому каждый участник работает индивидуально, но в то же время он должен сотрудничать с группой.

- Каждая группа получает 2 листа – лист с заданиями и лист самооценки.

В группе есть координатор – тот, кто распределяет обязанности, следит за выполнением работы, работает с листом самооценки. Координатор может быть спикером – выступающим с результатами выполнения работы.

Роли в группе: координатор, отвечающий за таблицу, отвечающий за схему, отвечающий за подбор цитат, спикер.

Вопросы к 1 группе: «Первое впечатление Петра о Маше» Глава 3 («Крепость»), материал для анализа: с. 123 (со слов «Василиса Егоровна приняла нас запросто..») – 125 . Глава 4 («Поединок») с. 125.

1.Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы:

1.Внешность, возраст Маши Мироновой (представить в виде схемы)

2. Впечатления героев о Маше: Петра, Швабрина, характеристика со стороны матери (представить в виде таблицы)

3. Как изменилось отношение Петра к Маше?

Роли в группе: координатор, отвечающий за таблицу, отвечающий за схему, отвечающий за подбор цитат, спикер.

Вопросы к группе 2: «Дуэль и её последствия» Глава 4 («Поединок» с. 127-128), Глава 5 («Любовь с. 135-136, с.140)

1.Причина дуэли: что возмутило Гринёва в словах Швабрина, какие качества проявляет герой, согласившись на дуэль? (Представить в виде схемы)

2. Как развивались отношения Маши и Петра после дуэли? Какие чувства связывают героев?

3. Как Маша отреагировала на письмо отца о помолвке? Какое качество обнаруживается в героине в этом эпизоде?

Роли в группе: координатор, отвечающий за таблицу, отвечающий за схему, отвечающий за подбор цитат, спикер.

Вопросы к группе 3: «Судьба капитанской дочки после казни родителей» (Письмо Маши из главы 10 «Осада города» с. 174- 175, глава «Сирота» с. 188-189)

1.Где находилась Маша до освобождения? Что она пишет в письме в Петру, о чём просит?

2. Как герой реагирует на получение письма? О чём это свидетельствует?

3. Поведение Маши во время освобождения: что впервые проявляется в героине?

Роли в группе: координатор, отвечающий за таблицу, отвечающий за схему, отвечающий за подбор цитат, спикер.

Вопросы к группе 4: «Арест. Петербург» (Глава 14 «Суд» с. 202, 205, 206-210)

1.Из-за чего арестовали Петра? Почему он не выдал причины связи с Пугачёвым? Как это характеризует героя? (с.202)

2. Зачем Маша задумывает поездку в Петербург? (с.205)

3. Встреча Маши и дамы. Что чувствует капитанская дочка при встрече с дамой? О чём героиня рассказала женщине?(206-208)

4. Встреча с императрицей: кем оказалась Екатерина II ? Решение о судьбе Петра Гринева? (209 последний абзац – 210)

Оценочный лист (Заполняет координатор)

Координатор:

Участники группы, функция каждого:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Скорость выполнения заданий (от 1-4 баллов)

Правильность выполнения заданий (каждое выполненное задание 1 балл)

Речевая грамотность (от 1- 5 баллов)

Ответы на вопросы (1 – 0 баллов)

Формулировка вывода по уроку (1 -0 баллов)

Подведение итогов – возвращения к проблемному вопросу – почему же повесть названа «Капитанская дочка», какие нравственные качества обнаруживаются в героине?

Название повести неслучайно выбрано А. С. Пушкиным. Во-первых, характер Петра во многом формируется в ситуациях, связанных с Марьей Мироновой, во-вторых, именно из-за любви к ней герой совершает нравственные поступки (защищает её честь на дуэли, вызволяет из плена Швабрина, не раскрывает имя любимой во время ареста, оберегая её). Марья же, несмотря на природную скромность и застенчивость, готова ехать к самой императрице, чтобы просить помилования для Петра. Только преодолев все испытания, показав готовность к самопожертвованию ради любимого человека, герои становятся счастливыми.

Запись вывода в тетрадь.

В финале занятия координаторы подсчитывают баллы и оглашают их совместно с учителем. Оценивание работы групп.

Домашнее задание не связано с темой урока, направлено на анализ следующего центрального персонажа романа – Е.Пугачева.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок разработан в соответствии с методикой по развитию личностного потенциала обучающихся. Каждый этап урока - блок, связанный с развитием социально-эмоционального интеллекта учащихся, при этом направленный на решение определенной учебной задачи - подготовка к ЕГЭ (отработка конкретного задания №26 - одного из самых сложных номеров)
0 ₽
Урок предполагает поиск ответа на проблемный вопрос путем постоянного взаимодействия обучающихся. Групповая работа на занятии способствует развитию навыков критического мышления, коммуникации и кооперации, креативного подхода к решению учебной задачи. Ученики не только распределяют роли в команде, но и оценивают свою работу в соответствии с определенными критериями. Урок насыщен материалом для анализа текста.
0 ₽