Тема: Средства выразительности речи в текстах современных песен (повторение тропов и синтаксических средств выразительности №26 ЕГЭ)
Автор: Гудель Наталия Сергеевна
Класс: 11
Учебная дисциплина: русский язык
Особенность урока: развитие личностного потенциала обучающихся
Актуальность урока: удовлетворение потребности применять физические и психологические возможности для реализации своих умений, формирование способности к самоорганизации и саморегуляции и самодисциплине; развитие ощущения значимости личности через взаимодействие с творчеством.
Позиция субъектов образовательных отношений: «Я участник»
Цель: реализация способности распределять свой уникальный набор ресурсов и потребностей и направлять его для достижения личного результата.
Задачи:
1.Создать мотивацию посредством спича и включения обучающихся в процессы коллаборации и критического мышления;
2. Заключить соглашение с классом о командной работе, взаимоподдержке, уважении и поощрении;
3. Поддержать интерес обучающихся через инновационную форму урока – квеста, укрепить взаимодействие учеников друг с другом через поиск и анализ языковых фактов;
4. Дать возможность обучающимся ощутить процесс приобретения личностно значимых знаний и осмыслить свое психологическое состояние посредством выбора одной из категорий.
Методы: инновационные
Результативность: развитие способности открывать и применять социально-значимые знания и навыки в жизни, влияние атмосферы на обучающихся: активность, уверенность в себе, коммуникация, коллаборация.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Познавательная | Состояние, внутреннее ощущение | |
(организационный этап) Спич учителя | - | Предчувствие активной деятельности |
Установка на активную деятельность посредством поиска «ключа к шифру» | Мозговой штурм, выдвижение идей, работа в группе, обсуждение | Интерес, коммуникация, коллаборация, критическое мышление, желание получить поощрение |
Актуализация знаний по теме «Средства выразительности речи» в творческой форме | Выполнение задания №1 в группе на сопоставление, презентация работы группы одним спикером | Командная работа, соглашение, поддержка, публичное выступление как способ развития уверенности в себе |
Поиск информации и её осмысление | Выполнение задания №2 в парах, перемещаясь по кабинету, затем снова работа в команде | Двигательная активность, жажда поиска, желание найти истину |
(оценочный блок») Присутствует на нескольких этапах урока, после выполнения каждого задания) | Ученики подсчитывают баллы за задания, выставляют себе оценку за урок на лист «Самооценки» | Ощущение собственной значимости на уроке, ценность личного вклада в работу команды |
Выводы, дом.задание, возвращение к словам спича | Формулирование выводов совместно с учителем, запись д.з., обратная связь | Осмысление своего ощущение на уроке посредством выбора одной из 3-х категорий «уютно», «интересно», «полезно» |
Сценарий урока:
(Класс уже разделен на 4 группы по 5 человек)
СПИЧ
У: Всем доброе утро! Я гарантирую КАЖДОМУ ИЗ ВАС, тех СЧАСТЛИВЧИКОВ, что пришли сегодня в 23 кабинет, что сегодня на уроке вам будет УЮТНО, ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО! Вы мне верите?
ЭНЕРГИЯ
У: Первым делом мы с вами попытаемся совместить, казалось бы, несовместимое! Обратимся к 3-м зашифрованным символам «26», «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ПЕСНЯ». Из каких областей знаний каждый символ?
(ответы учащихся: математика, русский язык, музыка)
У: А теперь посовещайтесь внутри группы в течение 1 минуты и сформулируйте идею, как эти 3 слова могут быть связаны?
Группы совещаются, выдают идеи.
У: Ребята, согласитесь, что слово «песня» - самое загадочное здесь? Какая песня? О чём? Ведь именно в ней кроется разгадка этих символов. Её- то мы сейчас с вами и послушаем. Настройтесь на спокойную атмосферу, расслабьтесь, но одновременно будьте очень внимательны и прислушивайтесь к словам. Как они могут быть связаны с числом 26 и с нашим предметом?
(прослушивание фрагмента песни группы «Корни» «Ты узнаешь её»)
У: Какие мысли появились после прослушивания фрагмента? (после совместного обсуждения учитель обобщает)
У: Текст песни, которую мы прослушали, содержит очень много средств выразительности, а это наше 26 задание ЕГЭ. Вот и весь секрет!
СУПЕРВКУС Задание в группе №1
У: Как вы думаете, что нам теперь предстоит сделать? Верно, найти в тексте песни «Ты узнаешь её» все средства художественной выразительности и делать это каждый из вас будет сообща.
На группу выдается текст песни (разрезанный) и средства выразительности (разрезанные). Ребятам необходимо в течение 5 минут приклеить на лист А4 строчку песни и рядом средство выразительности, например:(пугливую речь – эпитет)
Презентация работы групп ( каждая группа не более 3 минут)
Оценка работы групп (выставление баллов за 1 задание)
У: Видите, как интересно замечать то, что мы изучаем, в окружающей нас жизни!
У: А сейчас мы с вами почувствуем себя в роли кладоискателей!
ПОДАРОК Задание в группе №2
У: Сейчас ты найдёшь себе пару (каждый), с которой будешь искать по кабинету желтые карточки.
В них будут содержаться строчки из песен. После того, как время закончится (5 минут), все собираются в свои команды, открывают карточки и должны будут за 3 минуты определить, что за художественное средство выразительности в них содержится.
Поиск карточек
Групповая работа по определению средств выразительности (3 минуты)
Представление результатов в течение 3 минут (каждая группа)
ВКЛАД В БУДУЩЕЕ Оценка работы групп (выставление баллов за 2задание)
Лист самооценки (после заполнения сдается учителю)
ХОЧУ ЕЩЁ Подведение итогов. Рефлексия
У: Видите, как знания тесно связаны с жизнью. То, что порой нам кажется сложным для запоминания, окружает нас практически ежедневно. Нужно уметь прислушиваться и замечать красоту слова как в классических текстах, так и в современных. Что пытаются донести до нас через метафоры и яркие образы? Правильно, свои самые искренние чувства! В этом мы сегодня убедились!
У: А я бы хотела, чтобы дома вы выполнили творческое задание и нашли ещё строчки песен, в которых есть средства художественной выразительности (не менее 15)
У: И помните, что в начале урока я вам обещала, что будет уютно, интересно и полезно?
Я бы хотела получить от вас обратную связь. Я раздам вам стикеры, приклейте их, пожалуйте, на один из 3 листов со словами «УЮТНО», «ИНТЕРЕСНО», «ПОЛЕЗНО».
Благодарю каждого из вас за активность и творчество!
*Подсчёт стикеров.