Сценарий
весеннего праздника «Жаворонки»
для детей среднего дошкольного возраста
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.
Задачи:
Обучающие: В игровой форме познакомить детей с народной традицией встречи весны и праздником прилета птиц - Жаворонками; пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных с традиционным русским бытом; продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: закличками, прибаутками, песенками.
Развивающие: Способствовать развитию у детей внимания, воображения, речи, эмоционального отклика на весенние проявления природы, эстетических чувств, переживаний, творческих способностей.
Воспитательные: Способствовать формированию уважительного отношения к русской народной культуре; создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором, вызвать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
Здоровьесберегающие: Развивать двигательную активность, способствовать снятию усталости и напряжения.
Оборудование: аудиозаписи народных песен, пение жаворонка; народные костюмы, деревянные ложки, поднос; шапочки птиц: синица, дятел, воробей, снегирь, грач, скворец, солнышко; обрядовое деревце, ленточки, колокольчики.
Предварительная работа: беседы про птиц, дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы», заучивание закличек, потешек, заучивание сценки «Птицы летят», русские народные игры, загадки про птиц.
Работа с родителями: Выпекание из теста жаворонков.
Ход праздника:
Под русскую народную музыку входит Хозяюшка (в руках поднос с булочками - жаворонками):
Хозяюшка:
Хлебом-солью всех встречаем, друзей в гости приглашаем.
Каравай гостям несём, милых детушек зовём! (ставит поднос на стол)
В русских народных костюмах в зал входят дети, проходят к стульчикам и встают около них.
Хозяюшка:
Здравствуйте, дорогие гости! Милости просим! Мы собрались здесь, чтобы отметить день прилета птиц, день встречи весны! На Руси праздник встречи весны назывался — «Жаворонки». Русские люди верили, что весну приносят
птицы на своих крылышках. По народным приметам, прилёт жаворонков означал установление теплой весенней погоды и начало пахотных работ. Поэтому жаворонки были желанными гостями.К началу праздника встречи весны, мамы выпекали для детей из теста птичек. Жаворонков. Дети с нетерпением ждали, когда испекутся жаворонки. Мамы раздавали птичек детям, и они с криком и звонким смехом бежали звать жаворонков, а с ними и весну. Дети пели песенки - заклички. Давайте и мы будем весну встречать - жаворонков зазывать!
Ой, кулики, жаворонушки
Прилетайте к нам у водонушки
Летел кулик из-за моря
Принес кулик 10 замков.
Кулик, кулик замыкай зиму
Отмыкай весну, красно солнышко.
Хозяюшка:
А когда солнышко ярко светить начинает, тогда и весна быстрее приходит.
Ребята,давайте солнышко позовём? Обратимся к солнышку с просьбами, с поклонами!
Все вместе:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Поскорей, не робей, нас ребят, обогрей.
(все кланяются, звучит музыка входит солнце девочка)
Ребёнок1:
Засияло солнце ярко. Солнышко пришло с весной!
Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, лучик золотой!
Солнце:
Ярче вы, лучи сияйте. И земельку согревайте!
Зеленейте стебельки, Расцветайте, все цветки!
Песня «Солнышкино платьице»
Хозяюшка:
Давайте откроем золотые ворота для Весны-красы. Зима хоть весну пугает, да сама то тает, весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Народная игра «Золотые ворота»
(2 детей становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота и говорят слова. Ворота закрываются на последнем слове и ловят того,кто в этот момент проходил через них).
Золотые ворота Первый раз прощается,
Пропускают не всегда. Второй раз запрещается,
Идет матушка весна А на третий раз
Отворяйте ворота! Не пропустим вас!
Хозяюшка: Давайте встанем в хоровод и позовем Весну.
Дети становятся в круг, исполняют хоровод «Веснянка»
1. Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, нету льда.
Ой вода, ой вода.
Нету снега, нету льда!
2. Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли,
И соловушки малы.
Дети присаживаются на стульчики и под музыку входит Весна .
Весна:
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, гости!
Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
А теперь, мои ребятки,
Загадаю вам загадки:
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его - … (скворец)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (воробей)
Кто без рук и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (соловей)
Клювом кто стволы долбил,
Всех букашек истребил? (дятел)
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поёт, поёт. (жаворонок)
Весна: Молодцы, ребята! Вы знаете, наших друзей пернатых. Первым из перелетных птиц прилетает в наши края жаворонок, а за ними летят и другие перелетные птицы. Ребятушки, а давайте представим, что мы тоже стали птичками. И поиграем в игру «Жаворонок».
Подвижная игра «Жаворонок»
Дети становятся в круг и поют:
В небе Жаворонок пел
Колокольчиком звенел
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.
Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»
Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
Хозяюшка: В старину, на праздничных гуляниях не только играли, пели, плясали, да хороводы водили, а еще и на ложках играли.
Исполнение оркестра на ложках.
Весна:Спасибо вам ребята. За ваше старание я предлагаю вам послушать песню жаворонка, эту птицу называют «певцом весны».
Звучит фонограмма пения жаворонка.
Весна: Слышите какой голос у жаворонка? (Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, напевный).
Ребята, давайте послушаем как зимующие птицы встречают своих пернатых друзей.
Игра – инсценировка «Птицы летят»
Синица:
Я – зимующая птица!
Всем знакомая синица.
Зиму дома провожу
И с ребятами дружу.
Не страшны мне холода,
Ведь в кормушках есть еда.
Дятел:
Я никуда не улетаю
И не куда не улечу.
Когда деревья подрастают,
Я от болезней их лечу.
Воробей:
Говорят, я озорной
Задира воробей!
Подумаешь, одно зерно
Я взял у голубей!
Снегирь:
Пришла весна,
Пришла красна,
И ярко светит солнышко!
Скорей летите, птицы, к нам,
И зяблики, и скворушки.
Синица:
Расскажите птицы. Где вы побывали?
Расскажите птицы, что вы повидали?
Грач:
В жарких странах жаркое лето –
Ни зимы, ни снега там нету.
Дятел:
Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили, в странах незнакомых?
Скворец:
Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью.
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Дети:
Все мы рады. Вам друзья! Будьте с нами вы всегда.
Хозяюшка: Ребята, а теперь давайте заведем весенний хоровод. (Встают в хоровод)
«Весенняя, хороводная»
1.Солнышко встало
В небе засеяло
С нашими детками
В садике гуляло.
2.Птички летели
На крылечко сели
Нашим деткам
Песенку запели.
Припев: Чив – чив, фью – фью.
3.В лес ходили
Тропками бродили
Нашим ребятам
Всем цветы дарили. Весна: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну зазывают. Я приглашаю всех: и детей и гостей завязать свои ленточки на обрядовом дереве, при этом загадать желание на успех и благополучие (дети украшают дерево).
Хозяюшка: А сейчас примите от меня угощение. Вот вам печеные «жаворонки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому. А сейчас в самый час, всем на удивленье, заварить душистый чай да отведать угощенье.
Праздник заканчивается чаепитием.