МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»
г. Железногорск
Курская область
Международный День Музыки
Сценарий
Автор: педагог дополнительного образования
Борзенкова Оксана Валериевна
(Звучит музыка: фанфары)
Слова ведущего:
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя и гости! Сегодня у нас необычная встреча. Мы пришли в гости, на праздник - День рождения. А кто же виновник торжества?
Наша именинница - Музыка. Да, и музыка имеет свой День рождения. Это 1 Октября. В1975 году по решению ЮНЕСКО был учрежден Международный день музыки, который проводится 1 октября. Одним из основателей этого дня был Д. Д. Шостакович – великий композитор – классик XX.
А как вы думаете, сколько лет сегодняшней имениннице? Трудно сказать. Почти столько же, сколько и человечеству. С музыкой люди знакомы с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных более 2 тысяч лет назад. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться.
Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки. Музыка окружает нас повсюду. Она обладает невероятным магнетизмом и энергетикой.
Ученые доказали, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие человека, а также воздействовать на его эмоции и самочувствие.
«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее» - Дмитрий Борисович Кабалевский.
Стихотворение о музыке прочтут ребята 4 «А» класса.
1 чтец
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада –
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
2 чтец
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечно своей
Мир наполняет природа!
3 чтец
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо.
Слова ведущего:
Интересно, о чем думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра? Может быть, с такими словами рождается музыка:
Чистый лист бумаги,
Нотная строка…
звуки всей Вселенной
В мыслях у меня…
Дай мне силы, Боже,
Это удержать,
Красоту созвучий
Людям передать! - Это стихи Е. Арсениной
Но так как сегодня мы отмечаем День музыки, то, наверное, о ней не следует много говорить, ее надо слушать… «Любовь моя, музыка» Так называется песня, которую исполнит для нас ….
Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество деталей, делает наброски, наигрывает её на инструменте и только потом уже записывает своё сочинение на нотной бумаге. Йозеф Гайдн любил работать за клавесином. А вот, к примеру, Петр Ильич Чайковский сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.
И вот музыка, наконец, создана и записана. Но как мы с вами, слушатели, сможем познакомиться с произведением, его услышать?
В этом нам поможет музыкант-исполнитель – человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом, исполняющий произведения для нас с вами, то есть для слушателей.
И сейчас дуэт пианистов: … исполнят для вас «Военный марш» Георгия Свиридова.
Между композитором и слушателем исполнитель является как бы посредником. Он должен не просто прекрасно исполнить музыку, но и точно передать смысл, содержание, чувства, заложенные в произведении. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, то есть искусством. К тому же исполнитель, особенно - талантливый, не просто «расшифровывает» для слушателя нотную запись композитора, «оживляя» её, а вносит в произведение свою индивидуальность, частичку своего «я». «Исполнение – это второе творение» - говорил русский пианист, дирижёр и композитор Антон Рубинштейн.
В исполнении …, прозвучит итальянская народная песня «О, солее мио»
Музыкант-исполнитель, как и композитор, должен многое знать и уметь, долго учиться своему мастерству и быть, конечно же, одаренным человеком. И в нашей школе занимается много одаренных ребят…
Песню «Лунные коты» исполнит вокальный дуэт…
Ребята, а вы знаете, что первый клавишно-струнный музыкальный инструмент появился на Востоке, и в началепервого тысячелетия был завезен в Европу. Клавиши были не продолговатыми, а квадратными черно-белыми. У современного пианино много струн. Чем тоньше струна, тем выше звук. Чем толще – тем звук ниже. У 1-го инструмента была одна струна, которую цепляли крючком, чтобы извлечь звук. Затем появились клавикорд, клавесин.На клавесине все звуки были одинаковой силы (громче и тише сыграть нельзя было). И только в 1711 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал инструмент, в котором по струне ударяли молоточки, обтянутые кожей. От силы удара зависела громкость звука. Этот инструмент назвали фортепиано – «громко, тихо». Среди музыкальных инструментов ему нет равных, по умению так разнообразно звучать. Он одновременно многозвучно мощный, и певуче нежный.
Н. Мордасов. Вальс. Исполняет дуэт пианистов …
А теперь попробуем отгадать загадки! Отвечать можно всем вместе.
Музыкальный инструмент, который вы увидите и услышите следующим, сравнительно молодой. Он был изобретен в 19 веке бельгийским мастером по фамилии Сакс. И сейчас он необыкновенно популярен. Вы уже догадались, что это за инструмент?
Ответы детей
Конечно, саксофон!
Он на солнце заблестит, Ярким звуком одарит.
В джазе самый первый он, золотистый …(Саксофон)
А сыграет на нем ……Юманс. «Чай на двоих».
Музыка необыкновенно богата и разнообразна по стилям, и вы это слышите. Один из самых молодых музыкальных стилей – это джаз. Он появился в начале 20 века у афроамериканцев и с тех пор распространился по всему миру, став необычайно популярным.
Шмитц. «Оранжевые буги». Исполняет дуэт пианистов: …
Земля и весь мир ежечасно, ежесекундно вибрирует звуками музыки. Представьте себе, что музыка вдруг исчезнет и наступит тишина. Человечество потеряет самый живой и понятный общий язык. Мы не сможем петь и танцевать. А без песен нам невозможно представить нашу жизнь.
Хатюхин Ж. и Краснов С. Прочтут стихи о музыке.
Чтецы:
День Музыки. День беспокойных птиц,
Гитар, тромбонов, труб, роялей, песен.
Без музыки весь мир не интересен,
Без музыки он полон серых лиц.
Взмахнёт рукой умелый дирижёр,
И красочнее лица в дружном хоре.
Мы плачем над аккордами в миноре
И верим в жизнь, услышав вдруг мажор!
Хор «Колокольчики» … исполнит песню «Это для нас» Муз Попатенко, сл. Румянцевой В. В.
Сегодня мы узнали о музыке много нового.
Я хочу произнести пожелание вам словами Д.Д. Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Мы от души вам этого желаем!
Благодарим вас за внимание!
И до встреч!
(Звучит музыка)