Современные формы работы по развитию функциональной грамотности обучающихся на занятиях сольфеджио и музыкальной литературы
«Функциональная грамотность - это способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений».
А.А.Леонтьев,
лингвист, психолог, доктор
психологических и филологических наук
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
Наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Последние несколько десятилетий проблема функциональной грамотности современных учащихся является предметом научных исследований. К этой проблеме обращаются и в школах, и в министерствах.
В настоящее время функциональная грамотность определяется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, уровень, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
А функционально грамотная личность – это личность, адаптированная в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Функциональная грамотность обучающихся складывается из ключевых образовательных компетенций, среди которых: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является создание условия для формирования функциональной грамотности школьника, а именно такой образовательной среды, которая будет этому способствовать и поможет овладению рядом полезных компетенций.
Требования к современному образованию, его уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение правильно выбрать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Обучение по программам музыкально-теоретического цикла призвано выполнять несколько взаимосвязанных функций:
– стимулировать развитие ассоциативности, вариативности и других качеств художественно-образного мышления детей;
– вырабатывать логическое мышление, вопросы и задания должны носить проблемный характер, быть направлены не на получение точного ответа, а на раздумья, размышления;
– воспитывать у детей сопереживание, внимание к вечным ценностям – природе, человеку, миру;
– целесообразно формировать понятия через накопление детьми многообразных ассоциаций, образных характеристик того или иного предмета, средства выразительности;
– ведущим в музыкальном образовании должно стать его художественное начало.
Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках теории музыки целесообразно описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся:
восприятие музыки и размышление о ней;
певческая деятельность (сольная, ансамблевая);
активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, дирижирование, разного рода импровизации – вокальные, ритмические, художественные);
освоение музыкального языка в процессе изучения музыкальной грамоты;
работа с текстами учебников и тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими);
подбор информации в Интернете, словарях, справочниках;
поиск образных ассоциаций школьниками;
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
арт-терапиевтическая и здоровьесберегающая деятельность;
музыкальное самообразование школьников.
Занятия сольфеджио и музыкальной литературы могут способствовать наиболее полному раскрытию внутренних психологических качеств учащихся (таких, как мышление, воображение, память, воля и др.), воспитанию эмоционально-чувственной сферы (чуткости, умения сопереживать), дают возможность шире познавать мир, развивать художественный вкус, творческое воображение, воспитывать любовь к жизни, к человеку, к природе, к Родине.
Занятия теории музыки требует большой компетентности педагога, потому что на своих уроках мы не только формируем музыкально грамотную личность, осваиваем специальные термины, понятия, закономерности, но и развиваем духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов разных национальностей и эпох. При этом педагог должен продумывать и грамотно выстраивать свое занятие, чтобы ученикам было интересно, увлекательно, чтобы они стремились расширять свой кругозор. Часто у учеников-подростков возникает дискуссия на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге после бурных обсуждений соглашаются с тем, что за свой период обучения они стали более эрудированными и развитыми, они лучше понимают музыку и разбираются в ней.
Что же включает в себя функциональная грамотность и как я развиваю ее на занятиях музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников на примере теории музыки.
Общая грамотность развивается у учащихся, когда я даю задание:
построить интервал или аккорд (напрямую развивается математическая грамотность);
написать небольшое эссе - поделиться своими впечатлениями, рассуждениями о прослушанном музыкальном произведении;
подготовить реферат по биографии и творчеству композитора (развивается речевая, читательская грамотность);
ответить на вопросы по теме, грамотно выстраивая свой ответ, умело используя раздаточный и дидактический материал;
заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.
Компьютерная грамотность очень хорошо проявилась и пригодилась в условиях пандемии и карантина во время дистанционного обучения. Ученики должны были:
найти информацию в сети Интернет;
уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, Skype, ВКонтакте;
участвовать в онлайн-тестах;
работать с материалами электронных энциклопедий.
В этом случае также сработал индикатор: Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях. Никто ведь не ожидал, что будем обучаться дистанционно! И мы - взрослые, педагоги и родители, должны были заботиться не только об образовании обучающихся, но и о их здоровье (задавать по минимуму, но так, чтобы учебный материал был усвоен). Я старалась использовать максимально интересные, доступные упражнения и задания. Например, при изучении темы «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева» давала ссылку на мультфильм. Ребёнок слушал музыку и отдыхал и одновременно. А для того, чтобы поставить оценку давала задание: выписать героев сказки и музыкальные инструменты, их озвучивющие.
Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда я даю задание:
найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;
посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;
анализировать информацию по теме урока.
Коммуникативная грамотность:
уметь взаимодействовать с людьми, расположить их к себе;
работать в парах, группах, команде;
не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.
Чтобы максимально развить функциональную грамотность школьников, Каждое занятие стараюсь сделать насыщенным и интересным. Для этого использую наглядность, различный дидактический материал: видео уроки, презентации, учебные модули, аудиоматериал; чередую индивидуальную работу с занятиями в парах, группах; опросы устный и письменный; дискуссию, анализ и обсуждение и т.д.
У Альберта Эйнштейна есть известная фраза, которая в полной мере раскрывает практическую суть функциональной грамотности: «…образование - это то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». Я, как музыкальный педагог, применяя вышеперечисленные формы работы, стремлюсь к тому, чтобы наши дети развивали свою функциональную грамотность в различных областях, чтобы их внутренний мир обогащался эмоционально, культурно, духовно.
В заключении хочу сказать, что в наше время, с постоянно меняющимся и все возрастающим уровнем требований к образованию нам, педагогам, необходимо повышать и развивать собственную функциональную грамотность. Если преподаватель будет функционально грамотен, то функционально грамотен будет и ученик!