Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Информационно-методическое сообщение на тему: "Современные формы работы по развитию функциональной грамотности обучающихся на занятиях сольфеджио и музыкальной литературы"

Информационно-методическое сообщение на тему: "Современные формы работы по развитию функциональной грамотности обучающихся на занятиях сольфеджио и музыкальной литературы"

Данный материал содержит описание форм, методов и приемов, служащих эффективному развитию функциональной грамотности школьников, осваивающих программу дополнительного образования художественной направленности (в области музыкального искусства).

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Современные формы работы по развитию функциональной грамотности обучающихся на занятиях сольфеджио и музыкальной литературы

«Функциональная грамотность - это способность человека

использовать приобретаемые в течение жизни знания для

решения широкого диапазона жизненных задач в различных

сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений».

А.А.Леонтьев,

лингвист, психолог, доктор

психологических и филологических наук

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

Наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Последние несколько десятилетий проблема функциональной грамотности современных учащихся является предметом научных исследований. К этой проблеме обращаются и в школах, и в министерствах.

В настоящее время функциональная грамотность определяется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, уровень, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

А функционально грамотная личность – это личность, адаптированная в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Функциональная грамотность обучающихся складывается из ключевых образовательных компетенций, среди которых: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является создание условия для формирования функциональной грамотности школьника, а именно такой образовательной среды, которая будет этому способствовать и поможет овладению рядом полезных компетенций.

Требования к современному образованию, его уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение правильно выбрать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Обучение по программам музыкально-теоретического цикла призвано выпол­нять несколько взаимосвязанных функций:

– стимулировать развитие ассоциативности, вариативности и других качеств художественно-образного мышления детей;

– вырабатывать логическое мышление, вопросы и задания должны носить проблемный характер, быть направлены не на получение точного ответа, а на раздумья, размышления;

– воспитывать у детей сопереживание, внимание к веч­ным ценностям – природе, человеку, миру;

– целесообразно формировать понятия через накопление детьми многообразных ассоциаций, образных характеристик того или иного предме­та, средства выразительности;

– ведущим в музыкальном образовании должно стать его художественное начало.

Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках теории музыки целесообразно описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся:

  • восприятие музыки и размышление о ней;

  • певческая деятельность (сольная, ансамблевая);

  • активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, дирижирование, разного рода импровизации – вокальные, ритмические, художественные);

  • освоение музыкального языка в процессе изучения музыкальной грамоты;

  • работа с текстами учебников и тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими);

  • подбор информации в Интернете, словарях, справочниках;

  • поиск образных ассоциаций школьниками;

  • проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • арт-терапиевтическая и здоровьесберегающая деятельность;

  • музыкальное самообразование школьников.

Занятия сольфеджио и музыкальной литературы могут способствовать наиболее полному раскрытию внутренних психологических качеств учащихся (таких, как мышление, воображение, память, воля и др.), воспитанию эмоционально-чувственной сферы (чуткости, умения сопереживать), дают возможность шире познавать мир, развивать художественный вкус, творческое воображение, воспитывать любовь к жизни, к человеку, к природе, к Родине.

Занятия теории музыки требует большой компетентности педагога, потому что на своих уроках мы не только формируем музыкально грамотную личность, осваиваем специальные термины, понятия, закономерности, но и развиваем духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов разных национальностей и эпох. При этом педагог должен продумывать и грамотно выстраивать свое занятие, чтобы ученикам было интересно, увлекательно, чтобы они стремились расширять свой кругозор. Часто у учеников-подростков возникает дискуссия на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге после бурных обсуждений соглашаются с тем, что за свой период обучения они стали более эрудированными и развитыми, они лучше понимают музыку и разбираются в ней.

Что же включает в себя функциональная грамотность и как я развиваю ее на занятиях музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников на примере теории музыки.

Общая грамотность развивается у учащихся, когда я даю задание:

  • построить интервал или аккорд (напрямую развивается математическая грамотность);

  • написать небольшое эссе - поделиться своими впечатлениями, рассуждениями о прослушанном музыкальном произведении;

  • подготовить реферат по биографии и творчеству композитора (развивается речевая, читательская грамотность);

  • ответить на вопросы по теме, грамотно выстраивая свой ответ, умело используя раздаточный и дидактический материал;

  • заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.

Компьютерная грамотность очень хорошо проявилась и пригодилась в условиях пандемии и карантина во время дистанционного обучения. Ученики должны были:

  • найти информацию в сети Интернет;

  • уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, Skype, ВКонтакте;

  • участвовать в онлайн-тестах;

  • работать с материалами электронных энциклопедий.

В этом случае также сработал индикатор: Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях. Никто ведь не ожидал, что будем обучаться дистанционно! И мы - взрослые, педагоги и родители, должны были заботиться не только об образовании обучающихся, но и о их здоровье (задавать по минимуму, но так, чтобы учебный материал был усвоен). Я старалась использовать максимально интересные, доступные упражнения и задания. Например, при изучении темы «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева» давала ссылку на мультфильм. Ребёнок слушал музыку и отдыхал и одновременно. А для того, чтобы поставить оценку давала задание: выписать героев сказки и музыкальные инструменты, их озвучивющие.

Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда я даю задание:

  • найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;

  • посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;

  • анализировать информацию по теме урока.

Коммуникативная грамотность:

  • уметь взаимодействовать с людьми, расположить их к себе;

  • работать в парах, группах, команде;

  • не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.

Чтобы максимально развить функциональную грамотность школьников, Каждое занятие стараюсь сделать насыщенным и интересным. Для этого использую наглядность, различный дидактический материал: видео уроки, презентации, учебные модули, аудиоматериал; чередую индивидуальную работу с занятиями в парах, группах; опросы устный и письменный; дискуссию, анализ и обсуждение и т.д.

У Альберта Эйнштейна есть известная фраза, которая в полной мере раскрывает практическую суть функциональной грамотности: «…образование - это то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». Я, как музыкальный педагог, применяя вышеперечисленные формы работы, стремлюсь к тому, чтобы наши дети развивали свою функциональную грамотность в различных областях, чтобы их внутренний мир обогащался эмоционально, культурно, духовно.

В заключении хочу сказать, что в наше время, с постоянно меняющимся и все возрастающим уровнем требований к образованию нам, педагогам, необходимо повышать и развивать собственную функциональную грамотность. Если преподаватель будет функционально грамотен, то функционально грамотен будет и ученик!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню музыки. Данное мероприятие рассчитано на 40-45 минут. Возрастная категория участников и слушателей - 8-10 лет (2-4 классы). Сценарий может быть полезен как для учителей музыки, так и для педагогов дополнительного образования.
0 ₽
Данный материал содержит описание форм, методов и приемов, служащих эффективному развитию функциональной грамотности школьников, осваивающих программу дополнительного образования художественной направленности (в области музыкального искусства).
0 ₽
Представленный контрольно-измерительный материал может быть полезен в работе в работе учителям музыкальной литературы ДШИ, педагогам дополнительного образования художественной направленности, учителям музыки общеобразовательных организаций. Задания направлены на проверку знаний учащихся в области русской классической музыки.
0 ₽