Конспект урока открытого занятия в 3 «А» классе«Праздник сушки»
Цели:
- познакомить детей с историей возникновения сушек и баранок;
- формировать положительное отношение к народным традициям,
уважение к прошлому своего народа;
- воспитывать культуру поведения, чувство товарищества и
взаимопомощи;
- создавать условия для раскрытия своих способностей.
Оборудование:
Сушки и баранки, верёвочки, бумага, фломастер, карточки со скороговорками, карточки с пословицами, магнитофон, рецепт, самовар, скатерть.
Ход мероприятия.
(Дети под русскую народную музыку рассаживаются на скамейки, покрытые половичками. Учитель выступает в роли хозяйки)
Хозяйка:
- Пожалуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-то потешку, кому – правду, кому – песенку, а всем – вкусное угощение. У нас для каждого найдётся местечко, доброе словечко!
Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне.
Словно мы в огромной дружной
И приветливой семье.
Всю семью мы приглашаем
С нами петь, играть, плясать,
Но в начале предлагаем
Меню наше вам узнать!
- Итак, наша программа такая: первое – информация о происхождении сушек; второе - рецепт сушек, третье – соревнование сладкоежек-сушечников; на десерт – поём, танцуем, сладким чаем угощаем.
Хозяйка:
- Отгадайте загадку. Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее, всем на загляденье!
Ну и объеденье!
Угадали? Да, это сушка или баранка, бублик. Все их любят, а вот как они попали на наш стол, знают не все. Послушаем первое блюдо из нашего меню. (Выступают дети – информация о сушках)
1-й ученик:
Баранки, бублики, сушки – старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие и в будни, и в праздники. Да и сегодня жители многих городов и деревень охотно покупают бараночные изделия. Выбор большой: баранки сахарные, простые, горчичные, молочные, сдобные, ванильные, чистые и с маком, многие другие.
2-й ученик:
Непременной операцией производства баранок является обварка тестовых колец крутым кипятком. Существует мнение, что эти бараночные изделия попали несколько веков назад из Польши на Украину, а оттуда перекочевали к нам в Россию. Баранки и сушки долго хранятся, не теряя своих качеств.
3 ученик:
Воины, уходившие в далёкие походы, брали с собой в дорогу лёгкие, высушенные до звона, ломтики хлеба или сухари и сушки. На огромных парусниках, бороздивших далёкие моря и океаны, существовали специальные сухарные трюмы, которые вмещали запасы этих продуктов для команды на год. Сушки и баранки были и остаются для большинства людей любимым лакомством.
Хозяйка:
- Сейчас я вам прочитаю стихи, но последнее слово вы будете мне подсказывать все вместе, дружно.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …(позвал).
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый … (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не …(идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек … (отломил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту … (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек не …(нашли).
Хозяйка:
- Молодцы, дружно вы отвечали. А теперь я предлагаю рецепт русской народной кухни. (рецепт зачитать и подарить мамам)
Рецепт старинной домашней сушки
2 стакана муки, 1 яйцо, полстакана воды, соль и сахар по вкусу.
Из данных продуктов замесить крутое тесто, дать постоять на опаре 30 минут. Тесто разделить на небольшие кусочки, раскатать жгутиками и придать им форму сушек. Затем опустить их в кипящую подслащённую воду, варить 1-2 минуты. Вынуть шумовкой, уложить на противень, посыпать маком, сахаром и запекать в печке или духовке до образования золотистого цвета. Приятного аппетита!
Хозяйка:
- Все мы любим поиграть. Игра называется «Составь пословицу». Я выдаю вам разрезанные пословицы, а вам нужно их собрать правильно и выразительно прочитать всем гостям. (Выдаются разрезанные пословицы)
Хозяйка:
-Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(дети поют частушки)
Хозяйка:
- Молодцы! На третье блюдо у нас – весёлые соревнования сладкоежек-сушечников. (по командам)
- Хорошо частушки слушать,
О том, о сём поговорить.
А теперь пора сыграть,
Свою удаль показать.
(за правильное и быстрое выполнение задания – сушка – балл)
Конкурсы:
«Бусы»
(На первом стуле – тарелка с сушками, на другом – верёвочка. Участникам нужно взять с одной тарелочки сушку, прибежать к другому стулу, «надеть» сушку на верёвочку…)
«Скороговорки» (раздать напечатанные)
«Шифровальщики» (составить новые слова, которые спрятались
в слове «БАРАНКА»)
«Тайный мешочек» (нужно угадать, сколько в мешочке сушек лежит)
«Танец по кругу» (Стульчики стоят по кругу, на них сушки. Кто быстрее сядет, возьмёт сушку, тот и выигрывает. Идут под музыку)
Хозяйка:
- А теперь подведём итоги наших состязаний. Посчитайте заработанные сушки…(награждение «Золотые» бублики»)
Хозяйка:
Хорошо мы поиграли,
Свою удаль показали.
А теперь чайку попьём,
Поговорим о том, о сём.
Всех приглашаем на наш десерт – чаепитие!