Секретные ингредиенты вкусного и полезного урока
от Л.Г. Драгоневской.
(урок геометрии в 8 классе «Решение задач по теме «Трапеция», на котором продемонстрированы некоторые приёмы развития метапредметных навыков)
17 декабря 210 года приказом Министерства образования и науки РФ был утверждён ФГОС и на государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. В этом должны помочь метапредметные результаты, которые будут демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе. Но как же развить метапредметные компетенции, да ещё и в рамках такого предмета как геометрия?
Безусловно, геометрия развивает теоретическое мышление, да и без регулятивных навыков сложной задачи не решить и теоремы не запомнить. Но ведь если в урок внести немного креативности, то это очень положительно повлияет на управленческие навыки, развитие self-менеджмента, креативное и логическое мышление и многое другое. На примере своего урока мне хотелось бы показать несколько приёмов развития метапредметности.
ИнгредиентI. Нестандартное начало урока.
Каким должно быть начало урока? Конечно увлекательным, интригующим и запоминающимся. В самом начале урока наша главная задача – переключить внимание учащихся на себя и удержать его, создать позитивную обстановку в классе.
Пример: учитель показывает ладони и спрашивает, сколько пальцев у него на руках (чаще всего 10), а потом спрашивает, сколько пальцев на 10 руках (обычно большинство отвечают, что 100, но ведь на десяти руках 50 пальцев). Такой приём стимулирует развитие:
логическое мышление;
критическое мышление;
лидерские качества (порой подростки стараются «быть как все», а такой приём может помочь не молчать, если знаешь верный ответ и не согласен с мнением большинства).
ИнгредиентII. Определение темы урока, заданной в форме ребуса или шарады.
Пример: на слайде перед учащимися изображения: картина французского художника, фото классной комнаты, платье, 3D-модель тела человека, картинка, созданная при помощи искусственного интеллекта. Что общего у всех этих изображений? Верный ответ в данном уроке – трапеция. Такой приём развивает:
эффективное мышление;
умение переработки информации;
универсальную общекультурную грамотность.
ИнгредиентIII. Работа в малых группах.
Такой приём повышает познавательный интерес, создаёт конкуренцию, развивает коммуникативные и управленческие навыки.
ИнгредиентIV. Цикличное повторение одного и того же типа задач с ёё последовательным усложнением.
Пример: задача №5 из первого блока (задачи на готовых чертежах) аналогична задаче №3 из второго блока (вычислительные задачи по заданным условиям) и повторяет последнюю, текстовую задачу.
Такой приём кроме предметных умений развивает навыки анализа, выделения главного, обобщения, построения аналогий и систематизации.
ИнгредиентV. Анализ заведомо неверного решения и выявление недостаточного условия
Пример: учащимися представлено решение задачи, первый шаг в котором пропущен и предлагается проанализировать, чего не хватает в решении и почему без пропущенного шага решение не является верным.
Такой приём развивает:
логическое мышление;
критическое мышление;
лидерские качества;
креативное мышление;
системное мышление.
ИнгредиентVI. Включение в урок текстовой задачи
Пример: в ходе урока дана текстовая задача, в которой скрыта геометрическая задача.
«Иван Алексеевич Бунин любил размышлять, прогуливаясь по саду. Мягкий шорох листвы под ногами, свежий воздух, насыщенный ароматами смолы, земли, травы и цветов, наполняли его новыми идеями и предвещали приятные открытия. Вокруг него тянулись к небу могучие деревья. Их ветви создавали чудесный узор на фоне голубого неба.
Во время прогулок он чувствовал, как напряжение рабочей недели и городская суета оставались позади. Здесь, наедине с природой, он мог быть самим собой.
Отвлёкшись от решения задач по геометрии, любознательный Николенька, сын Ивана Алексеевича, стал наблюдать за прогулкой папы и заметил, что гуляет тот всегда по одной и той же траектории: вначале он шёл двести шагов от дома до амбара, потом, повернув влево, шёл по дорожке к вишне (дорожки находились под углом 30 градусов); от вишни он следовал по тропинке к скамье (тропинка и дорожка от дома до амбара были параллельны друг другу) и, пройдя еще сто шагов, сворачивал обратно к дому.
Тропинки от амбара до вишни и от скамьи до дома были одинаковой длины, но на них шаги Ивана Алексеевича то замедлялись и уменьшались, то ускорялись и удлинялись, и Николеньке никак не удавалось подсчитать их количество.
«А сколько же шагов сделал бы папа за один круг прогулки, если бы шаги на тропинках и на дорожке были одинаковыми?» Чтобы точно вычислить количество шагов, Николеньке понадобилось измерить угол между тропинками от амбара до скамьи и от скамьи до дома, что он и сделал папиной астролябией: ровно сто тридцать пять градусов.»
Такой приём в рамках предметных компетенций направлен на развитие навыка математического моделирования. Этот навык позволяет выделять для исследования наиболее важные свойства объекта, абстрагируясь от его несущественных характеристик. В рамках развития метапредметности же математическое моделирование развивает критическое мышление (выделение важных и достоверных свойств и абстрагирование от несущественного и недостоверного). Кроме того, решение текстовых задач развивает читательскую грамотность – важнейший метапредметный результат обучения. Текстовые задачи относятся к наиболее сложным для овладения учащимися, так как требуют содержательного осмысления.
Каждый учитель – по-своему волшебник и творец, но порой в суете рабочих будней мы и сами не замечаем, как много в наших обычных рабочих уроках «секретных ингредиентов», которые помогают вырастить из человека Человека. Творите чудо, создавайте свои уроки и обязательно получайте удовольствие от них!
3