Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Геометрия
  3. Секретные ингредиенты вкусного и полезного урока от Л.Г. Драгоневской.

Секретные ингредиенты вкусного и полезного урока от Л.Г. Драгоневской.

Разработка урока геометрии в 8 классе «Решение задач по теме «Трапеция», на котором продемонстрированы некоторые приёмы развития метапредметных навыков, таких как критическое мышление, осмысленное чтение текста, создание математических моделей.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Геометрия

Категория

Геометрия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта


Секретные ингредиенты вкусного и полезного урока

от Л.Г. Драгоневской.

(урок геометрии в 8 классе «Решение задач по теме «Трапеция», на котором продемонстрированы некоторые приёмы развития метапредметных навыков)

17 декабря 210 года приказом Министерства образования и науки РФ был утверждён ФГОС и на государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. В этом должны помочь метапредметные результаты, которые будут демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе. Но как же развить метапредметные компетенции, да ещё и в рамках такого предмета как геометрия?

Безусловно, геометрия развивает теоретическое мышление, да и без регулятивных навыков сложной задачи не решить и теоремы не запомнить. Но ведь если в урок внести немного креативности, то это очень положительно повлияет на управленческие навыки, развитие self-менеджмента, креативное и логическое мышление и многое другое. На примере своего урока мне хотелось бы показать несколько приёмов развития метапредметности.

ИнгредиентI. Нестандартное начало урока.

Каким должно быть начало урока? Конечно увлекательным, интригующим и запоминающимся. В самом начале урока наша главная задача – переключить внимание учащихся на себя и удержать его, создать позитивную обстановку в классе.

Пример: учитель показывает ладони и спрашивает, сколько пальцев у него на руках (чаще всего 10), а потом спрашивает, сколько пальцев на 10 руках (обычно большинство отвечают, что 100, но ведь на десяти руках 50 пальцев). Такой приём стимулирует развитие:

  1. логическое мышление;

  2. критическое мышление;

  3. лидерские качества (порой подростки стараются «быть как все», а такой приём может помочь не молчать, если знаешь верный ответ и не согласен с мнением большинства).

ИнгредиентII. Определение темы урока, заданной в форме ребуса или шарады.

Пример: на слайде перед учащимися изображения: картина французского художника, фото классной комнаты, платье, 3D-модель тела человека, картинка, созданная при помощи искусственного интеллекта. Что общего у всех этих изображений? Верный ответ в данном уроке – трапеция. Такой приём развивает:

  1. эффективное мышление;

  2. умение переработки информации;

  3. универсальную общекультурную грамотность.

ИнгредиентIII. Работа в малых группах.

Такой приём повышает познавательный интерес, создаёт конкуренцию, развивает коммуникативные и управленческие навыки.

ИнгредиентIV. Цикличное повторение одного и того же типа задач с ёё последовательным усложнением.

Пример: задача №5 из первого блока (задачи на готовых чертежах) аналогична задаче №3 из второго блока (вычислительные задачи по заданным условиям) и повторяет последнюю, текстовую задачу.

Такой приём кроме предметных умений развивает навыки анализа, выделения главного, обобщения, построения аналогий и систематизации.

ИнгредиентV. Анализ заведомо неверного решения и выявление недостаточного условия

Пример: учащимися представлено решение задачи, первый шаг в котором пропущен и предлагается проанализировать, чего не хватает в решении и почему без пропущенного шага решение не является верным.

Такой приём развивает:

  1. логическое мышление;

  2. критическое мышление;

  3. лидерские качества;

  4. креативное мышление;

  5. системное мышление.

ИнгредиентVI. Включение в урок текстовой задачи

Пример: в ходе урока дана текстовая задача, в которой скрыта геометрическая задача.

«Иван Алексеевич Бунин любил размышлять, прогуливаясь по саду. Мягкий шорох листвы под ногами, свежий воздух, насыщенный ароматами смолы, земли, травы и цветов, наполняли его новыми идеями и предвещали приятные открытия. Вокруг него тянулись к небу могучие деревья. Их ветви создавали чудесный узор на фоне голубого неба.

Во время прогулок он чувствовал, как напряжение рабочей недели и городская суета оставались позади. Здесь, наедине с природой, он мог быть самим собой.

Отвлёкшись от решения задач по геометрии, любознательный Николенька, сын Ивана Алексеевича, стал наблюдать за прогулкой папы и заметил, что гуляет тот всегда по одной и той же траектории: вначале он шёл двести шагов от дома до амбара, потом, повернув влево, шёл по дорожке к вишне (дорожки находились под углом 30 градусов); от вишни он следовал по тропинке к скамье (тропинка и дорожка от дома до амбара были параллельны друг другу) и, пройдя еще сто шагов, сворачивал обратно к дому.

Тропинки от амбара до вишни и от скамьи до дома были одинаковой длины, но на них шаги Ивана Алексеевича то замедлялись и уменьшались, то ускорялись и удлинялись, и Николеньке никак не удавалось подсчитать их количество.

«А сколько же шагов сделал бы папа за один круг прогулки, если бы шаги на тропинках и на дорожке были одинаковыми?» Чтобы точно вычислить количество шагов, Николеньке понадобилось измерить угол между тропинками от амбара до скамьи и от скамьи до дома, что он и сделал папиной астролябией: ровно сто тридцать пять градусов.»

Такой приём в рамках предметных компетенций направлен на развитие навыка математического моделирования. Этот навык позволяет выделять для исследования наиболее важные свойства объекта, абстрагируясь от его несущественных характеристик. В рамках развития метапредметности же математическое моделирование развивает критическое мышление (выделение важных и достоверных свойств и абстрагирование от несущественного и недостоверного). Кроме того, решение текстовых задач развивает читательскую грамотность – важнейший метапредметный результат обучения. Текстовые задачи относятся к наиболее сложным для овладения учащимися, так как требуют содержательного осмысления.

Каждый учитель – по-своему волшебник и творец, но порой в суете рабочих будней мы и сами не замечаем, как много в наших обычных рабочих уроках «секретных ингредиентов», которые помогают вырастить из человека Человека. Творите чудо, создавайте свои уроки и обязательно получайте удовольствие от них!

3

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Разработка урока геометрии в 8 классе «Решение задач по теме «Трапеция», на котором продемонстрированы некоторые приёмы развития метапредметных навыков, таких как критическое мышление, осмысленное чтение текста, создание математических моделей.
0 ₽