Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. "Секреты развития фонематического слуха"

"Секреты развития фонематического слуха"

Что такое фонематический слух? Особенности развития фонематического слуха и этапы. Значимость наличия развитого фонематического слуха для овладения письмом. Упражнения на развитие фонематического слуха.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

СЕКРЕТЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Упражнения для совершенствования фонематического слуха

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослого и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух. В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. К году у него появляются первые слова.

     Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей, контролирует свое произношение.

     В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь окружающих. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

     Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 годам ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка, при условии, что малыш находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем [с]-[ш], [ж]-[з], [к]-[т], [р]-[л].

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.

   Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным, фрагментарным, не связанным в единую систему знаниям и навыкам. Этот «пассивный» багаж, не может обеспечить основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Подфонематическим слухом – основным компонентом восприятия речи – понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы (звуки) в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Фонематический слух формируется в онтогенезе спонтанно.

Фонематический слух включает в себя 3 операции (по Л.С. Выготскому):

  • способность услышать и определить наличие данного звука в слове;

  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не формируется, для его развития необходимо специальное обучение детей.

Фонематическое восприятие включает в себя 3 операции(по Д.Б. Эльконину):

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;

  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Этапы развития фонематического восприятия:

1. развитие неречевого слуха (развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма);

2. развитие фонематического слуха;

3. формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Напервом этапе используются игровые упражнения, направленные на:

  • распознавание предметов по характерному шуму или звуку (губная гармошка, свисток, дудочка, погремушка, крупа в коробке и т.д.);

  • дифференциацию шумов или звуков (шелест листьев – шуршание бумаги, шум воды, ветра, хлопанье, скрип, стуки);

  • дифференциацию силы звучания предметов (большой барабан–маленький барабан);

  • определение направления шума или звука.

Навтором этапе используются игровые упражнения, с помощью которых дети учатся:

  • различать одинаковые слова, фразы, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса;

  • различать слова, близких по звуковому составу(тачка-пачка, бочка-ночка);

  • дифференцировать слоги (па-ба-па, са-за-за);

  • дифференцировать фонемы (звуки).

Третий этап имеет определённую последовательность:

  • определение количества слогов в словах разной сложности;

  • выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;

  • выделение из слога гласного, затем согласного звука;

  • выделение первого и последнего звука в слове;

  • выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;

  • определение места, количества, последовательности звуков в слове;

  • творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук «М» в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

  • нарушение звукопроизношения (замены и смешения звуков);

  • нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);

  • нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например, на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух?

Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Упражнения на развитие слухового внимания

  • Игра «Отгадай, что шумит». Показать ребёнку, какие звуки издают различные предметы (как

шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

  • «Разговор шёпотом». Ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3метров, должен услышать и

понять то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

  • «Слышим звон и не знаем где он». Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик.

Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Упражнения для развития фонематического восприятия:

  • хлопай в ладоши и считай до пяти (восьми, десяти);

  • нарисуй столько кружочков, сколько раз я хлопну;

  • закрой глаза, послушай и повтори: ау, ууа, ио, иау, иа;

  • назови первый звук: ау, иа, ои;    последний звук: аи, ауо, ау;    второй звук: иа, ауа, оои; 

  • выбери картинки, которые: начинаются со звука: [а], [у], [м], [в]; начинаются со слога: та, лы, во, су.

  • определи последний звук в словах и напечатай нужную букву: глаза, лицо, губы, рос, мох;

  • определи одинаковый звук в словах: бабочка, барабан, булка, батон;

  • Игра «Поймай звук». Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. То же с любыми другими звуками. Затем в слогах: ма, ка, ла, ва, ло, то, ро, до, вы, ры, мы, лы,.. Аналогично в словах: лото, нора, ванна, забота, лапка, радуга.

  • Игра «Придумать слова на заданный звук».Для начала лучше давать только гласныезвуки(а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б).

  • Игра «Определить место звука в слове».Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

  • Повторение слоговых цепочек. Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией (са-ША-са),

(за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например, С-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф(глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша.

Примеры слоговых цепочек: са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

  • Игра «Кто внимательнее». Взрослый показывает картинки и называет их(можно без картинок).

Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

  • Игра «Угадай слово». Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен

назвать слово целиком.Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:с-у-п, к-о-т; р-о-з-а, Д-а-ш-а; п-а-с-т-а, к-о-с-ть.

  • Игра «Четвертый лишний». Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов,

три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Например,чашка, очки, туча, мост;медведь, миска, собака, мел. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук.

  • Игра «Сто вопросов - сто ответов» с перебрасыванием мячас буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука,например, со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-ИзИркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

  • Игра «Цепочки слов». Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что

на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.

  • Игра «Не ошибись». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображе

ние: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон - вакон - фагон – вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.Начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  • Игра «Будь внимателен». Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых

звучат очень похоже, например, рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

  • Игра «Рифмы». Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка,

каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка

  • Игра «Магазин». Игры на выделение звука на фоне слова.Незнайка пошел в магазин за фруктами,

пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

  • Игра «Добавь звук». Какое слово получится, если добавить звук, например, [к] в конце слова: вол

– волк, рыба – рыбак, завтра – завтрак, пар – парк;

  • Игра «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук: косы – осы, крот – рот,

смех – мех;

  • Игра «Вставь пропущенный звук». Вставить звук, например, [л] так, чтобы он стал вторым в

слове: кок - клок; пот - плот; бок - блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ.

Хотелось бы ещё раз напомнить, что правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Что такое фонематический слух? Особенности развития фонематического слуха и этапы. Значимость наличия развитого фонематического слуха для овладения письмом. Упражнения на развитие фонематического слуха.
0 ₽