Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. История
  3. Семейные ценности на страже исторической памяти

Семейные ценности на страже исторической памяти

Аннотация: педагогическая практика направлена на формирование ценностного отношения к историческому наследию и преемственности поколений, чувства патриотизма у современных школьников, расширение их социального опыта, сохранению уважения к истории не только своей семьи, а страны в целом, посвящена сохранению исторической памяти, культурного кода страны. Основа педагогической практики, это проектная деятельность, выходящая далеко за рамки урока или отдельно взятой школы. В создании проекта задействованы не только учащиеся, учителя-предметники, классные руководители, администрация образовательной организации, но и семьи (родители, бабушки, дедушки и т.д.). Это возможность узнать о своих родственниках, в различные исторические периоды, например, принимавших участие в боевых действиях, на трудовом фронте, сделавших научные открытия, семейных традициях и ценностях. Каждый ребёнок является частью истории России, носителем информации рода, поэтому он должен знать об истории не только страны, малой родины, но и своей семьи и понимать, какое влияние они оказали как на судьбу семьи, так и страны в целом. Это увековечивание памяти предков и изучение собственной родословной в определённых исторических границах с возможностью поделиться историей своей семьи на защите проектов как в школе, так и за ее пределами, например, в различных конкурсах освещающих данную тематику.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

История

Категория

История
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

"Семейные ценности на страже исторической памяти"

И.В. Бортникова (г. Краснодар)

МАОУ СОШ № 99 г. Краснодар

Аннотация: педагогическая практика направлена на формирование ценностного отношения к историческому наследию и преемственности поколений, чувства патриотизма у современных школьников, расширение их социального опыта, сохранению уважения к истории не только своей семьи, а страны в целом, посвящена сохранению исторической памяти, культурного кода страны. Основа педагогической практики, это проектная деятельность, выходящая далеко за рамки урока или отдельно взятой школы. В создании проекта задействованы не только учащиеся, учителя-предметники, классные руководители, администрация образовательной организации, но и семьи (родители, бабушки, дедушки и т.д.). Это возможность узнать о своих родственниках, в различные исторические периоды, например, принимавших участие в боевых действиях, на трудовом фронте, сделавших научные открытия, семейных традициях и ценностях. Каждый ребёнок является частью истории России, носителем информации рода, поэтому он должен знать об истории не только страны, малой родины, но и своей семьи и понимать, какое влияние они оказали как на судьбу семьи, так и страны в целом. Это увековечивание памяти предков и изучение собственной родословной в определённых исторических границах с возможностью поделиться историей своей семьи на защите проектов как в школе, так и за ее пределами, например, в различных конкурсах освещающих данную тематику.

Ключевые слова: историческое наследие, преемственность поколений, духовные ценности, семейные традиции, общероссийская гражданская идентичность, культурный код страны.

Цели: изучить и обобщить вклад членов семьи в историю страны в различные исторические периоды, создать условия, способствующие формированию у подрастающего поколения общероссийской гражданской идентичности, ценностного отношения к историческому наследию, патриотического сознания, формирования чувства любви к родному краю, малой родине сквозь призму проектно-исследовательской работы по изучению истории своей семьи. Способствовать духовному развитию подростков расширив их социальный опыт на примере различных исторических событий, произошедших с членами семьи, например, семейных традиций, профессионального подвига, героического подвига в годы Великой Отечественной войны и других событий, сохранить преемственность поколений, сформировать уважение к военной истории России и страны в целом.

Задачи: сформировать ценностное отношение к историческому наследию и преемственности, создание условий для освоения учениками социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, воспитание чувства гордости и уважения к родным и близким людям, посредством сбора информации о своих родственниках, систематизации и проектной защиты. Проследить историю семьи в различные исторические периоды; изучить семейные архивы и фотографии; расширить знания о профессиях, традициях, о функциях армии; определить вклад семьи; структурировать собранный материал, представить его в виде проекта о своей семье в выбранном историческом периоде. Воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, трепетное уважение к культурному, профессиональному, героическому прошлому своего народа, (гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, религиям). Передать эстафету памяти, показать ученикам величие и самоотверженность нашего народа.

Актуальность: изучение своих корней – это богатейший источник жизненного и исторического опыта. Наш мир меняется, и меняются люди, существует угроза утраты или искажения исторической памяти и первостепенная задача практики, не допустить этого. Ценностное отношение к историческому наследию, патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных организаций [1]. В наше время, когда историю пытаются переписать или исказить, необходимо со школьной скамьи доносить правдивую информацию. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Невозможно быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки. Необходимо осветить для детей подвиг своего народа через историю семей, например, подвиг в годы Великой Отечественной Войны, профессиональный подвиг, который совершается каждый день на необъятных просторах нашей Родины. Важно донести чувство личной ответственности за свою страну и ее будущее, пробудить в детях любовь к Родине, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Так, память о Великой Отечественной войне, ставшей для нынешнего поколения уже далекой историей – это не только хроника, это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее нашей страны, это то, о чем забыть мы не имеем права.

Практическая значимость: заключается в возможности использования практики, как на уровне отдельно взятого класса (классные часы) или параллели (уроки истории, неделя истории и обществознания, конкурсные мероприятия), так и на уровне школы, иной образовательной организации; можно использовать всю практику или отдельные ее части.

Новизна и уникальность: данная педагогическая практика в отличие от подобных, включает в себя не только проектную деятельность, но и масштабные мероприятия (защита проектов на различных образовательных площадках, конкурсы семейных традиций, строевого шага и военно-патриотической песни, циклы бесед и классных часов о профессиях родителей, семейных традициях, героях военных лет и современности, участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах и олимпиадах), выходящие за пределы класса и школы. Так же в работе приведены имена людей, которые сыграли важную роль в истории нашей страны, например, имена героев Великой Отечественной войны, героев, совершивших профессиональный подвиг, которых нет в общедоступных источниках.

Уникальность заключается в том, что этот проект дает возможность заинтересовать не только учеников с разной успеваемостью, поведением, детей с ОВЗ, но и их семьи в целом, объединив несколько поколений общей идеей, учит делать выводы и связывать историческое прошлое с нынешними реалиями, дав возможность почувствовать себя сопричастными к истории страны.

Педагогическая идея и логика реализации: формирование ценностного отношения к историческому наследию и преемственности поколений, чувства патриотизма у современных школьников, расширение их социального опыта, сохранению уважения к истории не только своей семьи, а страны в целом. Основа педагогической практики, это проектная деятельность, выходящая далеко за рамки урока или отдельно взятой школ цикла тематических классных часов, посвящена ознакомлению учеников школы с историей и традициями, государственной символикой, знакомства с различными профессиями и их ролью в жизни страны, событий Великой Отечественной войны с использованием мультимедийных презентаций: «Традиционные праздники России», «Люби и знай свой край», «По зову сердца и Отчизны», «Города-герои»; «Памяти детей Ейского детского дома», «День Военно-морского флота России», «Герои нашего времени», «Все профессии важны, все профессии нужны».

Подготовка и участие в конкурсах «Карусель профессий», «Кубанские традиции», «Государственные символы», военно-патриотической песни «Муза в солдатской шинели». Цикл бесед о семье: «Семейные традиции и праздники», «Профессия моих родителей», «День освобождения Краснодара», «Военная истории России: прошлое и настоящее», «День Героев Отечества». Посещение музеев, памятных мест края. Защита проектов по выбранной тематике, оформление книг «Профессии моих родителей», «Герб семьи», «Помним, чтим, гордимся», «Семейные традиции». Более подробно с моделью реализации педагогической деятельности можно ознакомиться на сайте учителя Бортниковой И.В. [3;4].

Основные механизмы реализации и организационно-педагогические условия: сбор и изучение семейных альбомов, архивов в соответствии с поставленными задачами, изучение литературы и электронных источников; поиск, изучение и обработка архивных документов; опрос родственников; анализ документов из семейных архивов; обобщение и систематизация полученных данных. Проведение тематических классных часов (профессии родителей, семейные традиции, символы России, дети-герои, женщины войны, военная техника, город Краснодар в годы войны, освобождение Кубани), встречи с ветеранами, экскурсии по памятным местам, посещение музеев, литературная деятельность, создание тематических презентаций, оформление проектов. Все это создает атмосферу эмоционального комфорта, доброжелательности и взаимопонимания, условия для работы детей с различной успеваемостью и поведением, детей ОВЗ.

1. Подготовительный: составление плана; организация работы по реализации педагогической практики; разработка рекомендаций для детей и родителей в организации проекта по заданным темам «Профессии родителей», «Семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Государственная символика» и другие изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей; индивидуальное консультирование учеников, родителей и привлечение их к сбору материала.

2. Практический: проведение тематических классных часов; проведение конкурсов, моя будущая профессия, семейные традиции, государственная символика, военно-патриотической песни и строевого шага; сбор и систематизация информации из семейных архивов; проведение познавательных бесед о выборе профессии, обрядах, традициях, праздниках, Великой Отечественной войне на уроках истории, кубановедения и классных часах с использованием мультимедийных презентаций; посещение выставок исторических, краеведческих, военно-исторической тематики в Историческом парке «Россия – Моя история»; разработка и создание учащимися проектов о своей семье; проведение заключительного мероприятия с защитой проектов; создание книг «Профессии моих родителей», «Герб семьи», «Помним, чтим, гордимся», «Семейные традиции».

3. Заключительный: подведение итогов проделанной работы, анализ результатов проектов, оформление результатов.

Результаты и показатели эффективности педагогической практики: главный результат, это вовлеченность детей в изучение истории своих корней и заинтересованность судьбой страны в целом, формирование ценностного отношения к историческому наследию и преемственности поколений. Пополнение семейного архива материалами различных лет и их систематизация, открытие новых имен и героических событий, которые получают огласку не только в стенах отдельно взятой школы, но и выходят за ее пределы (участие в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, размещение в интернет пространстве). Расширение знаний обучающихся, не только о государственной символике, профессиях и традициях своих семей, героического прошлого и настоящего, но и истории страны в целом.

Представление детей о традициях, профессиях, подвигах народа и проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность; формирование внимания и уважительного отношения к ветеранам и пожилым людям, различным профессиям, традициям, бережного отношения к государственной символике, обогащение духовного мира, приобщение подрастающего поколения к национальной истории; знакомство с поисково-творческой деятельностью и умение представить готовый продукт как перед школьной аудиторией, так и на других образовательных площадках.

Результаты практики есть не только на уровне детей, но и на уровне педагога, это повышение уровня ответственности за формирование у детей общероссийской гражданской идентичности, патриотических чувств, что прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте [2]. Умение систематизировать, обобщать и презентовать накопленный опыт по реализации детских проектов патриотической направленности. Возможность вовлечения в исполнение проекта не только детей, но и их родителей, что является актуальным в 2024 году, объявленным президентом РФ Владимиров Владимировичем Путиным «Годом семьи» [5]. Работа по проектной деятельности актуальна и в связи с вступлением в силу Федеральной образовательной программы основного общего образования [6], в котором говорится о взаимодействии с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Педагогическая практика успешно реализуется с 2016 года, все больше детей и их родителей вовлекается в изучение истории своей семьи, края, страны. Пополняются и систематизируются семейные архивы. Растет школьный архив детских работ, под названием «Профессии моих родителей», «Герб семьи», «Помним, чтим, гордимся», «Семейные традиции». Проекты детей получают высокие оценки на всероссийских, городских и краевых конкурсах.

Социальный эффект: педагогическая практика помогает защищать, сохранять и приумножать историческую память о семье и России, что в свою очередь способствует формированию семейных ценностей, общероссийской гражданской идентичности. Значимым социальным эффектом проекта является привлечение к деятельности не только детей и учителей, но и их семей, тем самым внося вклад в укрепление семейных ценностей и преемственности поколений.

Точки роста: в пределах МАОУ СОШ № 99 можно распространить на начальное звено, а также оформить экспозицию ученических работ в школьном музее, на школьных страница в социальной сети, следующая ступень – это создание сайта, на котором будут представлены работы учеников, для возможности ознакомления с ними. Продвижение и популяризация практики в других общеобразовательных учреждениях города и страны.

Возможности тиражирования: впервые проект был реализован, мной, в 2016-2017 учебном году на базе МАОУ СОШ № 99, как классным руководителем в 5а классе, в следующем учебном году были вовлечены в этот проект ученики параллели 6 и 7 классов (в которых я как учитель-предметник вела уроки истории и обществознания), далее проект вышел на всю параллель основного общего образования (5-9 классы), в 2023-2024 учебном году ученики 10 классов так же присоединилась к проекту. На протяжении этих лет в проект рос, добавлялись новые разработки и материалы, он стал масштабным и доказал свою эффективность, универсальность и доступность, возможность ежегодного его применения и переноса опыта в другие школы и образовательные учреждения России.

Заключение: сила всего русского народа, как и наших родственников в несгибаемой воле, крепко стоит на семейных ценностях, беспредельной любви к Родине, непоколебимой верности долгу и чести. Многие ученики и их семьи, заинтересовались данной работой и сделали великолепные проекты, которые заняли призовые места в городских, краевых и всероссийских конкурсах. Это не только история, это память о героях давно минувших лет, но и современниках, о родных людях, увековеченная в проекте. Необходимо продолжить работу по данной педагогической практике, дабы способствовать формированию ценностного отношения к историческому наследию и преемственности поколений.

Список литературы

  1. Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы// [Электронный ресурс]. Сборник тезисов, докладов и сообщений участников XXII Всероссийской научно-практической конференции (15 апреля 2021 г. – Серов). – URL: https://admivdel.ru/images/doc2021/sbornik_npk_2021_severnyj_pedagogicheskij_kolledzh.pdf (дата обращения: 08.09.2024).

  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 08.09.2024).

  3. Сайт учителя Бортниковой Ирины Владимировны. [Электронный ресурс]. Доступ из реестра - Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – URL: https://nsportal.ru/irina-vladimirovna-bortnikova (дата обращения: 08.09.2024).

  4. Сайт учителя Бортниковой Ирины Владимировны. [Электронный ресурс]. Доступ из реестра - Образовательная социальная сеть prodlenka.org – URL: https://www.prodlenka.org/profile/151496 (дата обращения: 08.09.2024).

  5. Указ Президента РФ В.В. Путина от 22 ноября 2023 г. № 875 “О проведении в Российской Федерации Года семьи”. [Электронный ресурс]. Доступ из реестра - Официальный интернет-портал правовой информации». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013/ (дата обращения: 08.09.2024).

  6. Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370). [Электронный ресурс]. Доступ из реестра - Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-370 (дата обращения: 08.09.2024).

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Аннотация: педагогическая практика направлена на формирование ценностного отношения к историческому наследию и преемственности поколений, чувства патриотизма у современных школьников, расширение их социального опыта, сохранению уважения к истории не только своей семьи, а страны в целом, посвящена сохранению исторической памяти, культурного кода страны. Основа педагогической практики, это проектная деятельность, выходящая далеко за рамки урока или отдельно взятой школы. В создании проекта задействованы не только учащиеся, учителя-предметники, классные руководители, администрация образовательной организации, но и семьи (родители, бабушки, дедушки и т.д.). Это возможность узнать о своих родственниках, в различные исторические периоды, например, принимавших участие в боевых действиях, на трудовом фронте, сделавших научные открытия, семейных традициях и ценностях. Каждый ребёнок является частью истории России, носителем информации рода, поэтому он должен знать об истории не только страны, малой родины, но и своей семьи и понимать, какое влияние они оказали как на судьбу семьи, так и страны в целом. Это увековечивание памяти предков и изучение собственной родословной в определённых исторических границах с возможностью поделиться историей своей семьи на защите проектов как в школе, так и за ее пределами, например, в различных конкурсах освещающих данную тематику.
0 ₽