«Семейные посиделки»
ко Дню семьи.
Цель:
укрепление семейных отношений, общение со сверстниками своего ребёнка и другими родителями.
Задачи:
познакомить учащихся с традициями, обычаями своего села, народа;
изучить совместно с детьми историю основных русских праздников;
развивать духовно-нравственную личность;
воспитывать чувство долга, ответственности, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Используемое оборудование:
Разнообразные памятные аксессуары старины: керосиновые лампы, самовар, деревянная и глиняная утварь, скатерти, занавески с орнаментом, костюмы.
Зал оформлен под интерьер деревенской избы.
В зал заходят гости праздника, рассаживаются на места, как только все успокоились, выходят Скоморохи и Хозяюшка.
Скоморох 1. На праздник к нам, на праздник!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, радости
Давно вас ждут, друзья!
Скоморох 2. Эй, не стойте у дверей!
Заходите к нам скорей!
Хозяюшка. Добрый день, гости званные и желанные, люди старые и молодые, женатые и холостые. Пожалуйте к нам в гости. Мы всегда рады гостям, как добрым вестям.
Скоморох 1. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Сегодня такой чудесный день – День семьи!
Скоморох 2.Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Скоморох 1. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Хозяюшка. С праздником, дорогие детки и ваши родители! Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Народ собирается – посиделки начинаются!
(Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла» танец исполняю девочки и мальчики 5 класса)
Скоморох 2.Бубны! Домры!
Трещотки! Ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становитесь в круг!
Хороводная игра «Ворон»
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок – ворон ( он стоит в кругу вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.
Хозяюшка.Ой, кто-то стучится. Это «Небылицы» в лицах. Те. Что сидят в теремах да светлицах. Щёлкают орешки да творят насмешки.
Появляются «Небылицы».
(Дети исполняют небылицы под музыку.)
Небылицы.
1- Иван, ты где?
- Я в горнице.
- А что ты там делаешь?
- А я Петру помогаю.
- А Петр что делает?
- Да на печке лежит.
2-Здорово, кума!
- На рынке была.
- Никак ты, кума, глуха?
- Купила курицу да петуха.
- Прощай, кума!
- Пять алтын дала.
3 - Фома , что из леса не идёшь ?
-Да медведя поймал !
- Так веди сюда !
- Да он не идет .
– Так сам иди .
– Да он меня не пускает !
4 - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Хором: Чепуха, чепуха, чистая чепуха
Чики - чики – а – ха – ха, в самом деле чепуха.
Скоморох 1. Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ!
Скоморох 2. А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!
Начальные классы исполняют хоровод «Весёлая ярмарка»
Звучит музыка «Коробейники» выходят продавцы( мальчики 7-8 класса) с товаром: ленты, яблоки, воздушные шары, сушки, поделки и т.д. Заранее раздать жетоны, на которые будут покупать товары. Обходят по кругу, останавливаются посередине.)
Коробейник 1. Мы ребята удалые!
Мы ребята озорные!
Всех на ярмарку зовём,
Всё, что хочешь, продаём!
Коробейник 2. А ну, честной народ!
Подходи посмелей!
Покупай товар, не робей!
Коробейник 3. Давай-покупай!
Выбирай, не зевай!
Коробейник 4. Не ходите никуда,
Подходите все сюда!
Коробейник 5. Диво дивное!
Чудо чудное, а не товар!
Коробейник 6. Гляди, не моргай!
Рот не разевай!
(Гости расходятся, подходят к коробейникам, рассматривают товар, покупают).
Коробейник 1. Кушайте, питайтесь!
На нас не обижайтесь!
Коробейник 2. Гости, не зевайте!
Кто, что хочет, выбирайте!
Коробейник 3. Вот товары хороши!
Что угодно для души!
Коробейник 4. Ворон не считай!
Товар покупай!
Коробейник 5. Мой товар на славу
И всем по нраву!
Коробейник 6. Тары-бары – растабары!
Расторгуем все товары!
Хозяйка. Вдоль ярмарки во конец
Ехал добрый молодец!
Не товар продавать –
Себя людям показать!
Конкурс « Русская баня»
Скоморох 1. Кто о чём, а мы заранее
Речь ведём о русской бане.
Кто попариться желает,
Кто парную уважает,
Скоморох 2. Приходи скорей сюда,
Есть и веник и вода!
Веник в руки и, как встарь,
Сам противника попарь.
В старину деревне в каждом доме была баня и все в семье любили попариться. Мы приглашаем на круг наших пап вместе с сыновьями. Они берут веники, вырезанные из бумаги( газеты) и парят друг друга по ногам, чтобы не было ревматизма. Кто первым веник обобьёт, тот и выиграет.
Скоморох 1.Что сегодня за веселье?
Скажем громко: «День семьи».
Можно петь и танцевать,
Скоморох 2. И конфеты уплетать,
Можно всем шутить, играть,
Танцевать и песни петь,
А ещё спектакль смотреть!
Дети показывают инсценировку сказки Ю. Ветошкиной «Как зайчата маму искали».
На сцену выбегают взволнованные Ворона и Сорока.
Сорока: Эй, подружка, ты слыхала?
Нынче на рассвете
У зайчихи - бедолаги
Потерялись дети!
Ворона: Дети, говоришь, пропали?
Это же кошмар!
Надо их найти скорее!
Полетели, кар-р!
Птицы убегают. На сцену выходят два грустных Зайчонка.
1-й зайчонок: Ты, братишка, не реви –
Обойдем весь лес
И отыщем нашу маму,
Если волк не съест.
2-й зайчонок: Как же мы ее найдем?
Лес такой большой!
Здесь мы просто пропадем
Без мамы дорогой.
Появляется Белка.
Белка: Это что тут за потоп?
Мокро все от слез.
Кто же плачет горько так
Здесь, в тени берез?
1-й зайчонок: Это мы, зайчата, плачем –
Потеряли домик свой.
2-й зайчонок: Нам без мамы очень страшно!
Мы хотим домой!
Выбегает Мышка.
Мышка: Ай-ай-яй, беда какая!
Бедные зайчата!
Как же трудно вам без мамы
Здесь в лесу, ребята!
Кто ж вас, бедненьких накормит,
Кто вас пожалеет?
Кто сырой холодной ночью
Малышей согреет?
Выходит рассерженный Медведь.
Медведь: Что за шум в лесу дремучем?
Что еще за гам?
Кто кричит и громко плачет,
Вспоминая мам?
Белка: Как тебе не стыдно, Мишка,
Малышей ругать!
Взял бы да помог зайчишкам
Маму отыскать.
Сам-то ты в берлоге с мамой
Сытно ешь и пьешь,
Даже в холод лютый самый
Ты в тепле живешь.
Мышка: Как же быть им, невезучим?
Кто научит их
Выжить здесь, в лесу дремучем,
Средь зверей чужих?
Медведь: Да, несладко им придется,
Что лукавить тут!
Если мама не найдется,
Вовсе пропадут.
Мама всех важней на свете,
Всех умней, добрей.
Жить должны все ребятишки
С мамою своей.
Появляются Ворона и Сорока. Они держат за руки Зайчиху.
Сорока: Эй, вы, звери, не шумите –
Маму мы нашли.
Ворона: На поляну к трем березам
Маму привели.
Зайчиха: Мои милые зайчата!
Как я волновалась!
Убежали вы куда-то –
Я так испугалась!
Я боялась, как бы волки
Вас в лесу не съели,
Как бы вы тут не промокли
И не заболели.
1-й зайчонок: Было плохо нам без мамы,
Страшно, одиноко,
Но зато теперь мы с братом
Поняли так много!
2-й зайчонок: Далеко без разрешенья
Убегать не будем
И расскажем всем, что маму
Очень – очень любим.
1-й зайчонок: Хорошо, что мама наша
Отыскалась и пришла.
Хорошо, что мама наша
Нас в лесу нашла.
2-й зайчонок: Мы не будем больше маму
Огорчать и обижать,
Будем слушаться мы маму,
Будем уважать.
Скоморох 1. Слышь, Хозяюшка, кто-то песни поёт…
Хозяюшка. Да полно те, это комары звенят!
Скоморох 2. Слышь, кто-то каблучками чечётку выводит…
Хозяюшка. И правда.… Это ж под нашими окнами народ собирается!
Звучит музыка. Девочки исполняют танец «Хороводная»(3 класс)
Хозяюшка. Хорошо потанцевали, милые подружки,
Только, что за посиделки без лихой частушки?
Девочки 8 класса исполняют частушки.
Хозяюшка. Среди наших гостей немало родственников. А мне всегда было интересно, кто кому приходиться в родственных связях, да вот все никак не могла разобраться. Сейчас, я думаю, с помощью небольшого блица - опроса, мы сможем найти ответ на столь важный вопрос.
Конкурс «Кто я тебе?».
Ведущая очень быстро задает вопросы:
1. Брат жены. (Шурин)
2. Брат мужа. (Деверь)
3. Сестра мужа. (Золовка)
4. Сестра жены. (Свояченица)
5. Мать жены. (Теща)
6. Отец жены. (Тесть)
7. Мать мужа (Свекровь)
8. Отец мужа. (Свекор)
9. Дочь брата или сестры. (Племянница)
10. Брат отца или матери. (Дядя)
11. Сестра отца или матери. (Тетя)
12. Жены двух братьев. (Свояченицы)
13. Мужья двух сестер. (Свояки)
14. Матери жены или мужа. (Сватьи)
Хозяюшка. Тары-бары! Тарара ,
Начинается игра!
Обруч в центре – дети держатся за него и под музыку двигаются по кругу.
Хозяюшка.Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз! Два! Раз! Два!
Вот и кончилась игра!
Выбегают Скоморохи, толкаются, кувыркаются.
Скоморох 1. Музыка, тише!
Скоморох 2. Кот на крыше!
Скоморох 1. Тише домры!
Скоморох 2. До свиданья, люди добры!
Вместе с Хозяюшкой Скоморохи. Умолкает барабан,
Закрываем балаган!
7