Семинар-практикум для воспитателей
«Как воспитать в детях бережное отношение к природе»
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Берёзка»
р.п. Новые Бурасы» Давыдова М.В.
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.
Задачи.
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
Развивать познавательный интерес у педагогов;
Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
Ход семинара.
Чтобы зайди в зал для работы семинара-практикума педагогам предлагается листочек с загадкой, кто отгадал, получает осенний лист, проходит в зал и занимает место, где лежит пара осеннего листочка.
Загадки для педагогов
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Длинноножка хвалится –
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка.
(Вишня)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.
(Лук)
В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это?
(Горошек)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
На стебле зелёный крюк,
А на нём висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча рядышком сидят.
(Горох)
Внизу красно, вверху зелено,
В землю вросло.
(Свекла)
Маленький и горький, луков брат.
(Чеснок)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …
(Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Сто одежек -
Все без застежек.
(Капуста)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Это вовсе не игрушка -
Ароматная…
(Петрушка)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
(Свекла)
В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа.
(Фасоль)
Маленький и горький, луку - брат.
(Чеснок)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(Яблоко)
Ход Семинара.
Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше, особенно тех мест, где он родился, где живет. Каждый житель должен знать окружающий мир и стремиться к гармонии во взаимоотношениях с живой природой. Человек, вырастивший дерево, выходивший раненую птицу, никогда не сможет сломать цветущую ветку или разорить птичье гнездо. Постоянное и доброе общение с природой и должно стать важнейшей потребностью любого человека. Для того чтобы избежать угрожающих природе последствий, мы должны хорошо знать природу и ее законы, беречь и охранять ее, и конечно же, приумножать ее богатства!
Наш сегодняшний семинар будет состоять из двух частей.
В первой части мы поговорим об актуальности экологического воспитания детей дошкольного возраста, немного вспомним основные понятия, наши педагоги познакомят нас с птицами, животными редкими рыбами Саратовской области (краснокнижные) и немного окунемся в историю Новобурасского края.
Вторая часть нашего семинара пройдет в игровом формате, вы поучаствуете в экологических играх, сможете проверить свои знания, возможно узнать что-то новое и интересное для себя, ну и конечно –же пообщаться с коллегами, выполняя задания.
1 слайд
Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического образования детей дошкольного возраста?
Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду. Рассмотрим такие значимые понятия как экология, экологическая культура, экологическое воспитание и образование.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, а так же влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Экологическая культура включает экологическое сознание и экологическое поведение человека. Люди, могут обладать необходимыми знаниями, но из-за несформированности экологической культуры, не руководствоваться ими.
2 слайд
Экологическое воспитание это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.
Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии
Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, ведь в природе все взаимосвязано. Маленькие дети не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу, поэтому основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
3 слайд
Выступление воспитателя подготовительной к школе группе Обуховой О.В.
Презентация «Край мой – капелька России»
4 слайд
Выступление воспитателя старшей группы Калининой Е.Н.
Презентация «По страницам красной книги: птицы Саратовской области»
5 слайд
Выступление воспитателя средней группы Новик О.В.
Презентация «Животные Саратовской области» (красная книга)
6 слайд
Выступление инструктора по физической культуре Метелевой Т.В.
Презентация «Редкие рыбы Саратовской области»
А сейчас переходим к практической части нашего семинара, которая состоит из нескольких заданий.
Для того чтобы работа проходила продуктивнее, предлагаю разделиться на команды.
И так первое наше задание называется «Перевертыши». Перед вами появятся названия сказок, ваша задача назвать правильно сказки. Чья команда справиться быстрей, получает 1 балл. (открыть презентацию)
2 слайд
3 слайд
7 слайд
Следующее задание, я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- Ворона кричит зимой – (к метели).
- Лягушки квакают – (к дождю).
- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
8 слайд
Викторина «Кто лишний?»
Вопросы | ответы |
1. Кто лишний из животных: а) лось б ) слон в) кабан | Б) слон |
2. Кто из животных занесён в Красную книгу Саратовской области: цапля, дрофа, утка? | дрофа |
3. Какая рыба изображена на гербе Саратовской области? | Стерлядь |
4. Назови ядовитого пресмыкающегося? | Степная гадюка |
1) соловей 2) фламинго 3) дрозд 4) синица | фламинго |
6. Назовите хищника на букву «Х»? | Хорёк степной |
7.Как называются заказники в Саратовской области? | Семёновские, Алексеевские |
8. Какую рыбу нельзя поймать в реках нашей области? 1) судака 2) щуку 3) сазана 4) минтая 5) сома | минтай |
9. Назовите 5 птиц на букву «с» в Саратовской области? | Сокол, синица, соловей, снегирь, сова |
10. Назовите водоплавающую птицу на букву «ц» в Саратовской области? | цапля |
Творческое задание
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Увидел грача – весну встречай.
3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Любишь кататься – люби и саночки возить.
6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
Психологический тренинг направленный на профилактику профессионального выгорания педагогов (проводит педагог – психолог)
«Метаморфоза»
Педагогам предлагается написать на листке бумаги, свои негативные установки, которые мешают и влияют на настроение, взаимоотношение с людьми и т.д. Затем смять листок, сжать его в ладони правой руки, переложить в левую ладонь и повторить сжатие. После этого выкинуть смятый лист в мусорное ведро и избавиться от удручающих, разрушающих мыслей.
(После того как все участники положат смятую бумагу в ведро, вытащить из него заранее приготовленную золу)
А сейчас, я хочу показать вам превращение, преобразование минуса на плюс. Ваши ненужные мысли сгорят синим пламенем и станут хорошей подкормкой для цветов, которые мы высадим этой весной на клумбе возле центрального входа.
Ведущий: - А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Березка русская) Послушайте музыку и скажите о каком дереве рассказывает музыка? (Берёза).
Слайд 9
Ведущий:
Берёза на Руси не просто дерево,
Оно как свет родного очага,
Любовь к берёзе чистая, безмерная,
Как символ дома сердцу дорога.
Ах, сколько песен о берёзе сложено!
Уж лучше ни придумать, ни сказать!
А сколько душ те песни растревожили,
Берёза греет сердце, словно мать.
Стоит она, то страстная, то нежная,
То утомлённая от зноя и тревог,
Над головой её лазурь безбрежная,
А под ногами – сто путей-дорог.
Берёза-матушка любимая заветная
От бед оберегает и хранит!
Пусть её песня русская приветная
Для всех людей, во все века звучит!
На Руси почти вся домашняя утварь делалась из бересты: корзины, плетёные короба, посуда для солений, варений, воды. В этой посуде, как в термосе, вода не замерзает даже в трескучий мороз, а в жару не нагревается: солнышко бересту не пропекает.
Ведущий: - Предлагаю Вам сделать с помощью техники пластилинография сделать картину «Берёза русская». А проведет мастер-класс воспитатель подготовительной группы Четверикова Л.Г.
(Педагоги выполняют задание).
Заключение.
Ведущий: - На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании и флоре и фауне Саратовской области. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.