Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Семинар-тренинг для родителей «Как реагировать на детские эмоции? Как понять своего ребёнка?»

Семинар-тренинг для родителей «Как реагировать на детские эмоции? Как понять своего ребёнка?»

Практическое занятий для родителей с целью повышения родительской компетентности в вопросах воспитания, развитие эмоциональной компетентности родителей через получение навыков адекватного выражения собственных эмоций и умения распознавать эмоции ребёнка.

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Семинар-тренинг для родителей

«Как реагировать на детские эмоции? Как понять своего ребёнка?»

Директор ДДиЮ№2: Иванова Анжелика Семёновна

Разработали и провели семинар-тренинг:

Матвеева Елена Фёдоровна, социальный педагог ДДиЮ№2

Складан Виктория Вячеславовна, педагог-психолог ДДиЮ№2

Цель:повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, развитие эмоциональной компетентности родителей через получение навыков адекватного выражения собственных эмоций и умения распознавать эмоции ребёнка.

Задачи:

  • Изучение теоретического материала: что такое эмоции, классификация эмоций, как проживают эмоции взрослые и дети.

  • Исследование собственного эмоционального состояния и способов выражения эмоций.

  • Получение и отработка на практике навыков взаимодействия с ребёнком в разных жизненных ситуациях, а также навыков реагирования на разные эмоции ребёнка).

Участники семинара: группа родители дошкольного возраста из объединения «Школа развития», 15 человек.

Материалы и оборудование: ноутбук и проектор,бумага А4, цветные карандаши, презентация «Как реагировать на детские эмоции», набор карточек для игры «Игра в эмоции».

Место проведения: Актовый зал учреждения.

Практическая значимость подобного вида проведения семинара. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Длительность собрания 1.5 - часа. Количество участников — до 30 человек. Используются наглядный материал, практические методы, происходит живое общение с родителями.

Этап

Время

Содержание

Формат работы

Ресурсы

Организационный

3-5 минут

Знакомство с задачами встречи, настрой на работу, сбор ожиданий, формирование собственных целей.

Беседа, индивидуальная работа

Разноцветные стикеры

Мотивационный

5-10 минут

Проблематизация. Игра «Алфавит эмоций»

Групповой

-

Теоретический

15 минут

Мини-лекция

Групповое обсуждение, дискуссия

Презентация

Практический

10 минут

«Игра в эмоции»

(И. Голубина)

Групповой

Карточки

Практический

5-10 минут

«Какой мой ребёнок» («Солнце»)

Индивидуальный

Бумага, карандаши

Рефлексивный

3 минуты

Заполнение анкеты

Индивидуальный

Бланки с анкетой

Ход семинара:

Организационный этап.

Социальный педагог: Добрый день, дорогие родители! Мы благодарим вас за то, что вы пришли на нашу встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и постараемся узнать много нового как о самих себе, так и она своих детях.

Сегодняшний семинар-тренинг посвящён миру детско-родительских отношений. На этой встрече мы предлагаем познакомиться с тем, что такое эмоции, как адекватно и экологично выражать собственные эмоции и как реагировать на детские эмоции.

Педагог-психолог: для того, чтобы настроиться на работу на стикере напишите: что вы ожидаете от встречи, на какие вопросы хотите получить ответ, имеете ли вы какие-то знания по этой теме, на сколько баллов от 1 до 10 вы владеете этой темой на практике.

Мотивационный этап.

Социальный педагог: с детства каждого из нас учат базовым навыкам – читать, писать, считать, говорить. Учат также различным социальным нормам и правилам – не переходить на красный сигнал светофора, не мусорить, не говорить грубых слов. Мы с детства знаем, что у человека есть тело - руки, ноги, кости и кожа.

Педагог-психолог: но часто ли нас учат прислушиваться к внутреннему миру, к собственным переживаниям? Поднимите руки те из вас, кого учили распознавать свои и чужие эмоции. Сейчас мы проверим, сколько слов вы знаете для того, чтобы обозначить ваши переживания, чувства и эмоции. Я буду называть буквы алфавита, а вы будете называть как можно больше слов на эту букву, связанных с эмоциональным миром.

А- агрессия, апатия, антипатия.

Б – боль, беспокойство, брезгливость, блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.

В- веселье, возбуждение, восхищение, восторг, воодушевление.

Г – гордость, гнев, горе, грусть.

Д- досада.

Ж – жалость.

З – злость, замешательство.

И – испуг, игнорирование, изворотливость, инертность.

К – критиканство, колкость.

Л – любопытство, ликование, любовь.

М – месть, монотонность.

Н – ненависть, надменность, настороженность, неодобрение.

О – одиночество, оцепенение, оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.

П – предвкушение, паника, покой, презрение, потерянность, потрясение.

Р – радость, разочарование, решимость,

С – стыд, счастье, смущение, страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.

Т – тревога, тяжесть, трепет.

У – умиротворение, удовлетворение, удивление, ужас, уверенность, утомительность.

Х – хандра, холодность, храбрость.

Ч – чёрствость.

Э – энтузиазм, эгоизм.

Я – ярость, язвительность.

Теоретический этап.

Разбор материала из учебника «Путешествие в гештальт» (Н. Лебедева, Е. Иванова)

Для лучшего усвоения материала демонстрируется презентация с картинками, а также выслушивается мнение участников, возможна дискуссия.

Эмоции имеют три уровня:

1.Нейрофизиологический – работа коры, гипоталамуса, базальных ганглиев лимбической системы, лицевого и тройничного нервов.

2.Экспрессивно-мышечный – деятельность мимической мускулатуры лица, эндокринные и голосовые реакции.

Picture 2Picture 4

3.Субъективный (феноменологический) – переживания, имеющие непосредственную значимость для человека.

Рисунок 3к 3" /

Все три уровня эмоций проявляются одновременно и являются взаимосвязанными. Однако иногда встречаются несоответствия, например, человек чувствует страдания или гнев, но при этом улыбается или его лицо выражает спокойствие.

Традиционно выделяют 6 базовых, «фундаментальных» эмоций, которые являются врождёнными и имеются даже у животных.

Их можно объединить в пары-противоположности, каждая из которых «обсуживает» определённое поведение. Каждой базовой эмоции соответствует множество более тонких, отражающих её нюансы и степень.

Поведение

«Позитивные» эмоции

«Негативные» эмоции

Приближение - удаление

Интерес (желание, возбуждение…)

Отвращение (омерзение, отвержение…)

Атака - защита

Гнев (раздражение, ярость…)

Страх (опасение, ужас…)

Приобретение - утрата

Радость (удовольствие, ликование…)

Грусть (горе, печаль, страдание…)

Представьте, что эмоции похожи на пирог. Пирог состоит из нижней и верхней части. Нижняя часть – это бисквиты, а верхняя – крем и украшения. Рассмотрим на этом примере, за что человек несёт ответственность в проживании и выражении эмоций, а за что – не несёт. Любой пирог невозможно съесть сразу, иначе станет плохо, так же и с эмоциями – их необходимо «есть по частям» - то есть изучать, осознавать и адекватно выражать.

1. Слой «не несу ответственности».

Эмоции и чувства – непроизвольный процесс. Человек не имеет выбора – переживать ему те или иные из них или нет, и за их возникновение человек не несёт ответственности.

2. Слой «несу ответственность». Однако человек может выбрать, переживать ему данную эмоцию во всей полноте или нет, осознавать своё переживание или от него отстраняться, выбирает степень и форму предъявления (выражения) своего чувства и несёт ответственность за его резонанс в среде.

«Пирог ответственности»

Практический этап.

«Игра в эмоции» (И. Голубина)

Перед участниками лежат две колоды карт. В первой колоде находятся карты с названиями эмоций и чувств, например, «радость», «страх», «тревога» и т.д. Во второй колоде обозначены действия и вопросы, например, «по каким признакам можно узнать, что человек испытывает это чувство?», «нарисуй эту эмоцию на чистом листе бумаги» и т.д.

Участнику необходимо вытянуть по одной карте из каждой колоды и выполнить действие или ответить на вопрос.

Shape1

Упражнение «Какой мой ребёнок» («Солнце»)

Педагог-психолог:«Ребёнок – это солнышко, ребёнок – это ветер, ребёнок – это
главное, что есть у нас на свете». В заключение нашей встречи, предлагаю
следующее задание «Какой он мой ребенок».

Инструкция:

1. Обведите контур руки на листе бумаги.

2. На изображении каждого пальца напишите по букве имени своего
ребёнка.

3. Расшифруйте буквы: напишите лучшие качества характера своего
ребёнка, начинающиеся на эту букву.

4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в
семье.

После выполнения задания предлагается поделиться
впечатлениями, рассказать о своей работе.

Педагог-психолог: Вот и подходит к концу наш семинар. Сегодня мы поговорили о удивительном мире эмоции. Узнали о видах эмоций, выявили проговорили о трех уровнях эмоций и выделили шесть базовых эмоций. Поучились определять свои эмоции, и выявили какие эмоции вызывает у нас свой ребенок.

Рефлексивный этап:

Для подведения итогов и для формулировки запросов на следующий семинар проводим «Обратную связь».

Понрави-лось

Не понравилось

Было трудно

Возьму на заметку

1.Организационный блок

2. Мотивационный блок: игры «Алфавит эмоций» и «Встаньте те из вас…»

3. Теоретический блок (мини-лекция)

4. Прктический блок. «Какой мой ребёнок» («Солнце»)

5. «Игра в эмоции»

Общий комментарий

Спасибо за участие!

Источники:

1. Голубина Ирина, «Игра в эмоции» -

https://kidspsyhology.ru/tproduct/427760643-307858840201-igra-v-emotsii

2. Кузнецова Ю.В, Психологический тренинг «Путешествие в мир эмоций» -

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/12/04/psikhologicheskiy-trening-v-mire-emotsiy

3. Лебедева Н, Иванова Е. – «Путешествие в гештальт. Теория и практика» - Санкт-Петербург, Москва : Речь, 2021. – 400 с.

4. Москалюк О. В., Погонцева Л. В. Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. - Волгоград,: 2008.

5. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет).- М.: Линка-Пресс, 2005.

Книги как рекомендации для родителей:

1. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Источник: https://detstrana.ru/article/roditeli/psihologiya/10-knig-kotorye-nauchat-ponimat-detej/

2. Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

3. Л. Петрановская «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»

4. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. - М.: АРКТИ, 2004.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Практическое занятий для родителей с целью повышения родительской компетентности в вопросах воспитания, развитие эмоциональной компетентности родителей через получение навыков адекватного выражения собственных эмоций и умения распознавать эмоции ребёнка.
0 ₽