«Синквейн как прием технологии развития критического мышления »
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников и у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Составление синкваейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Приемчасто используется современными педагогами.
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. И сегодня я хочу поговорить о синквейне.
Что такое синквейн?
Составление сиквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль. Это прием позволяет развивать способности, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Для начальной школы такое задание отлично подойдёт на этапе рефлексии.
Синквейн — Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический. Аделаида Крэпси придумала традиционную форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке.Синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Я в своей работе использую дидактический синквейн.
Его отличие от традиционного вида синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки. Дидактический синквейн составляется следующим образом:
первая строка - одно слово (существительное или местоимение), выражающее тему,
вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,
третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,
четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме
пятая строка - одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, резюме, можно заменить синонимом к первой строке.
Можно незначительно отступать от правил и, например, написать в четвёртой строке 3 или 5 слов, а в последней - 2 слова.
Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения.
Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске.
Составление синквейна – это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
Варианты работы с синквейном
Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
- Составить краткий рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
- Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
- Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь.
-Составить синквейн в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.
Синквейн можно составлять на разных стадиях урока. На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, сделает его более интересным, ведь синквейн – это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Я хочу привести примеры составления синквейна в моем классе на уроке литературного чтения к произведениям «Листопадничек» «Опять про мальку», «Иван царевич и серый волк»
О чём можно написать синквейн?
Тема его может быть разнообразной: о литературном персонаже, о природе, о картине, о настроении и т.д. Очень важно, чтобы выбранная тема была близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, скудностью словарного запаса, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников и младших школьников
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Выводы о синквейне
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейнучит краткому пересказу.
Синквейнучит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составитьсинквейнполучается у всех.
Синквейнпомогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн— это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
В конце нашего разговора предлагаю вашему вниманию синквей о синквейне
Синквейн
Короткий, пятистрочный
Учит, помогает, увлекает
Развивается мышление и воображение
Творчество.
А сейчас я предлагаю саставить синквейн на тему: «ученик»
Уважаемые коллеги своё выступление хочу закончить словами:
Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.
(Античная поговорка)
Желаю всем творческих успехов !