Приложение №113
Система оценки учащихся с ОВЗ на уроках физики.
В соответствии с современными требованиями к коррекционному образованию в настоящее время возникла необходимость разработки основной образовательной программы коррекционного образования. Одним из разделов данной программы является система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, так как если результат планируем, то необходимо проследить и оценить достижения обучающихся.
При существующем на настоящий момент разнообразии методов обучения контрольно - оценочная деятельность учителя физики может строиться по двум основным направлениям.
Традиционная система. В этом случае по теме учащийся должен иметь:
оценку за устный ответ или другую форму контроля теоретического материала,
за контрольную работу по решению задач,
а также за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных выше.
Зачетная система. В этом случае сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за итоговый зачет. Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. Следует отметить, что в зачетный материал должны быть включены все три элемента: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие же оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений.
Система аттестации обучающихся с ОВЗ.
Виды контроля:
Вводный
текущий
тематический
итоговый.
Формы контроля:
фронтальный опрос
индивидуальный опрос (устный, тест, развёрнутый письменный ответ на поставленный вопрос)
практические задания
лабораторные работы
самостоятельные работы
контрольные работы
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя.
Оценочная система может включать три этапа:
Продолжительность этапа зависит от ребёнка, насколько быстро ему удалось адаптироваться к новым условиям обучения, выйти из психологического кризиса. На этом этапе не ставится «3» и «2» , оценки слегка завышаются, даются дополнительные задания, с которыми ребёнок точно справится и сможет получить хорошую отметку. Проводится беседа с родителями, объясняется принцип оценочной системы. Только когда ребёнок раскрепостился и поверил в себя, переходим ко второму этапу.
Перестаём завышать оценки, добавляем «3». Обязательно сохраняем дополнительные задания, посильные ребёнку, делая тем самым переход более мягким.
На последнем этапе пользуемся всей оценочной шкалой, сохраняя возможность ребёнку проявить себя в дополнительных заданиях, творческих работах.
Оценивать учащихся необходимо в течение всего урока (оценка сочетательная).
При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе.
Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).
Нормы оценки знаний и умений по физике.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные связи; творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу; самостоятельно, уверено и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет самостоятельно или по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу.
Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся:показывает знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; материал излагает в определённой логической последовательности, допуская при этом одну не грубую ошибку или не более двух недочётов; может их исправить самостоятельно; делает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определений, понятий; допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи; применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использует научные термины; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируются, но работает медленно), допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии; не использует в качестве выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя; обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении теста учебника.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если учащийся ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний.
Элементы, выделенные курсивом, считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки.
Физическое явление.
Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение)
Условия при которых протекает явление.
Связь данного явления с другими.
Объяснение явления на основе научной теории.
Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)
Физический опыт.
Цель опыта
Схема опыта
Условия, при которых осуществляется опыт.
Ход опыта.
Результат опыта (его интерпретация)
Физическая величина.
Название величины и ее условное обозначение.
Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
Определение.
Формула, связывающая данную величины с другими.
Единицы измерения
Способы измерения величины.
Физический закон.
Словесная формулировка закона.
Математическое выражение закона.
Опыты, подтверждающие справедливость закона.
Примеры применения закона на практике.
Условия применимости закона.
Физическая теория.
Опытное обоснование теории.
Основные понятия, положения, законы, принципы в теории.
Основные следствия теории.
Практическое применение теории.
Границы применимости теории.
Прибор, механизм, машина.
Назначение устройства.
Схема устройства.
Принцип действия устройства
Правила пользования и применение устройства.
Физические измерения.
Определение цены деления и предела измерения прибора.
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения.
Определять относительную погрешность измерений.
Оценка самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочётов или допустил не более одного недочѐта.
Оценка «4» ставится, если выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта; или не более двух недочѐтов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочѐта; или не более двух-трѐх негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов; или при отсутствии ошибок и трѐх недочѐтов.
Оценка «2» ставится, если ученик допустил число ошибок и недочѐтов, превосходящих норму, при которой может быть выставлена оценка «3» или, если правильно менее половины работы.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных и практических работ.
«5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требование правил безопасности труда, в отчѐте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно проводит анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится,если выполнены требования к оценке «5», но было допущено 2-3 недочёта или не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объѐм выполненной части не позволяет сделать выводы, опыты, измерения, наблюдения, вычисления проводились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.