Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Система работы с одаренными детьми в студии эстрадного вокала

Система работы с одаренными детьми в студии эстрадного вокала

Проект поможет педагогам дополнительного образования выявлять одаренных детей и подростков .В проекте есть рекомендации как нужно налаживать взаимопонимание в организации продуктивного общения с одаренными детьми. Узнаете как оказывать психологическую помощь одаренным детям с учетом особенностей их развития.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Shape2Shape1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


Shape5Shape4Shape3

г.Верхняя Пышма

Разработчик проекта:

педагог дополнительного образования

1 категории

Поминова Ирина Валерьевна

«Система работы с одаренными детьми в студии эстрадного вокала»

Социально-образовательный проект



Паспорт проекта

Наименование Проекта

«Система работы с одаренными детьми»

Основание для разработки Проекта

- Конституция Российской Федерации;

- Закон РФ № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребенка;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г.;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

-Положение о наставничестве в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества»

- План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования на территории МО «Город Верхняя Пышма» на 2019-2023 г.»;

- Устав и локальные акты образовательной организации (учреждения)

Разработчик Проекта

Педагог дополнительного образования Поминова Ирина Валерьевна

Цель

Основная цель данного проекта

- обеспечить условия для развития способностей и самореализации обучающихся через создание эффективной системы выявления, поддержки и обучения одаренных детей в условиях дополнительного образования.

-активизировать у обучающегося творческий и мыслительный процесс, познавательную деятельность, способствующих переходу вокалиста из стадии исполнителя в стадию творца и созидателя, способного через вокальное творчество проявлять свой взгляд на мир.

Задачи

-изучение опыта работы с одаренными детьми в учреждении системы ДО;

- разработка материалов диагностики, обучения и развития одаренных детей;

-осуществление дифференцированного подхода в образовательном процессе студии;

- организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных обучающихся;

-внедрение в образовательный процесс форм обучения с целью создания успеха и психологической поддержки одаренных детей;

- повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей (тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, концерты, праздники)

Сроки и этапы реализации Проекта

Организационный этап - 2019-2020 гг.

Основной этап: сентябрь 2019 – по настоящее время.

Промежуточные этапы: сентябрь 2021,2022, 2023 г.

Обоснование актуальности проекта

Актуальность исследования позволяет сформулировать проблему исследования: поиск и научное обоснование способов развития творческих способностей подростков на вокальных занятиях в рамках дополнительного художественного образования, которая определила тему проекта: «Система работы с одаренными детьми в студии эстрадного вокала».

Особенностьданного проекта его масштабируемость. Можно передавать свой опыт работы любому количеству специалистов на любой образовательной площадке.

Особенности работы с одаренными детьми

на занятиях вокалом.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Я работаю педагогом эстрадного вокала в системе дополнительного образования с детьми от 5-18 лет. Постепенно я поняла, что одаренность учащегося состоит из нескольких компонентов, один из главных-это наличие красивого певческого голоса, то есть неповторимого тембра: это может быть звонкий, как колокольчик, а может быть мягкий, обволакивающий тембр.

Нельзя не отметить, что одаренность – это, как правило, целый комплекс гармонично сочетающихся данных, одни из которых более развиты, другие – менее, но все же имеются у ребенка изначально.

Проблема своевременного распознавания и дальнейшего развития одаренности ребенка на сегодняшний день очень актуальна для каждого педагога, стремящегося воспитать достойных учеников

Музыкальная одаренность в учащемся – это нечто особенное, каждый одаренный ребёнок – это подарок судьбы. Быть может, мой опыт и наблюдения будут полезны молодым педагогам, только начинающим свой трудовой путь.

Задача педагога состоит в выстраивании своей педагогической деятельности, позволяющей создать условия, при которых любой ребенок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслитьсамостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, то есть одаренность.

Одним из методов выявления детей с музыкальными способностями является наблюдение. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло.

Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей я начинаю с первого занятия при выполнении разных видов деятельности: пение, слушание и восприятие музыки, ритмические упражнения.

При первом знакомстве с учащимися я провожу прослушивание по следующим критериям: проверка голосовых данных и музыкального слуха. Сначала прошу спеть фрагмент любой песни a capella . Затем проверяю диапазон певческого голоса – прошу спеть несложное упражнение по полутонам вверх и вниз. Если я слышу, что ребенок поет очень чисто (правильно интонирует мелодию), прошу повторить звук, который я сыграю на фортепиано (играю в довольно быстром темпе ноты в пределах до первой октавы – ми второй октавы). Затем я проверяю чувство ритма: прошу повторить ритмический рисунок (я хлопаю в ладоши ритм, ребенок повторяет).

У одаренных детей не все бывает идеально. Несмотря на великолепные вокальные данные, бывают проблемы с музыкальным слухом. Когда мы работаем над разучиванием произведения, приходится много раз петь мелодию на слог. Особенно это полезно, когда в мелодии встречаются трудные ходы, скачки.

На первом этапе необходимо внимательно отслеживать, как будет развиваться ребёнок, правильно или нет, с какой нагрузкой. Поэтому самое главное – не навредить, относиться к голосовому аппарату очень бережно, ведь голосовой аппарат – очень хрупкий, особенно в таком возрасте. Хочется посоветовать молодым педагогам: не допускать форсированного звука, крика, давления на голос. Важно сразу ставить голос на певческое (диафрагмальное) дыхание, развивать голос аккуратно, не торопиться в погоню за дипломами, соразмерять возраст, возможности и нагрузку ребенка на занятиях.

Как правило, с одаренными детьми я занимаюсь два раза в неделю по 45 минут. Затем постепенно можно добавить третий день занятий. Желательно, чтобы учащийся регулярно наблюдался у врача-фониатра. Очень важно вовремя услышать, что голос нездоров и своевременно начать его лечение. Необходимо постоянно проводить беседы о гигиене голоса, о том, что категорически нельзя кричать в школе, на улице, петь высокие ноты без педагога. Я всегда говорю учащимся: «Сорвать голос можно в одно мгновение, а восстанавливается он неделями, месяцами, а может и вообще прийти к профнепригодности».

Очень важен период мутации, ломки голоса, особенно у мальчиков. У девочек мутация проходит более плавно и прекращение пения почти никогда не требуется. У мальчиков подходить к работе в период мутации нужно очень осторожно. Например, когда у обучающегося в возрасте 12 лет началась мутация, фониатр временно запретила ему петь. Ученик сказал, что не может обходиться без пения, и мы решили очень осторожно продолжать петь. В этом вопросе мнения педагогов разделяются: одни считают, что петь во время мутации категорически нельзя, другие – что в это период при осторожных занятиях голос плавно готовится к переходу ко взрослому состоянию. Мы с учащимся продолжали заниматься, и его голос сформировался как альтино.

Работу с одарёнными детьми я веду по индивидуальным планам с перспективой на несколько лет, имеющих личностно-ориентированную направленность.

Индивидуальный план представляет собой разработку индивидуального образовательного маршрута с постоянным сопровождением педагога:

  • подбор специального репертуара повышенной сложности;

  • привлечение учащихся к участию в мастер-классах ведущих педагогов города;

  • активная концертная деятельность;

  • участие в творческих проектах разного уровня;

  • участие в конкурсах и фестивалях городского и международного уровня.

Естественно, одаренные дети осваивают обширный репертуар. Работа по активному расширению репертуара ведется по нескольким причинам:

  • более широкие возможности таких учащихся, вызванные более высоким уровнем способностей;

  • большее количество публичных выступлений, часто тематических или конкурсных;

  • развитие общего культурно-образовательного уровня учащегося.

Подход к выбору репертуара в работе с одаренным ребенком очень индивидуален. Постепенно он становится намного сложнее, чем у детей с обычными музыкальными данными.

Работа над каждым жанром с одаренным ребенком становится крайне интересной, так как параллельно с систематической работой по постановке голоса и певческого дыхания, также идёт работа над пластикой, артистичностью, образностью, эмоциональностью, выразительностью исполнения произведений.

Творческая атмосфера на занятиях, репетициях, создание ситуации успеха позволяют ребенку по-настоящему передать свои чувства и переживания, постичь тайны вокального искусства, для этого я стараюсь проводить занятия живо и увлекательно.

Большое внимание я уделяю воспитанию в детях волевых качеств, высокой нравственной позиции, музыкального вкуса, воспитанию певческой культуры, культуры поведения на сцене – быть настоящими артистами. Сюда же относится глубоко психологичная по своей сути работа над освобождением от сценического волнения. Необходимый аспект в работе с одаренными детьми – повышенные требования к эмоциональной подаче исполнения произведений, артистичности, глубокому осмыслению содержания произведений. Для этого необходимо знакомиться с творчеством композитора и поэта – создателями данного музыкального произведения

Пение не является самоцелью; разучиваемые произведения учат вникать в вечные и актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей.

Творческая активность учащихся проявляется через углубление и развитие теоретического и практического материала, создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения детей, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса.

Ансамблевое и сольное пение являются эффективными средствами воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несут в себе здоровье сберегающее начало.

В каждом учащемся я вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром, с разными музыкальными задатками.

Вся работа с одаренными детьми всегда проходит в тесном контакте с их родителями. Высоких результатов можно достичь в том случае, когда педагог, ребёнок и родители работают в единой команде.

Поскольку одаренные дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители (а иногда и педагоги) считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.

Не менее необходимо приучать ребенка правильно относиться и к собственным успехам. Для того чтобы ребенок четко представлял границы своих возможностей, необходимо правильно оценивать результаты его деятельности. Чаще всего оценка взрослых сводится к банальным «хорошо-плохо». При этом не поясняется, в чем прав или не прав ребенок, где допустил ошибку, по какой причине. Но оценочное мнение должно быть аргументированным – только тогда оно станет конструктивным.

И здесь велика, и ответственна задача педагога – помогать этим детям влиться в коллектив, осознать свои возможности, адекватно оценить их и самого себя. Все это будет способствовать гармоничному развитию ребенка, в том числе его одаренности, и он сможет реализовать себя как полноценная личность.

Самым главным результатом своей работы с одаренными детьми я вижу в помощи его самореализации в жизни. Поэтому одна из важнейших задач педагогов – помочь учащемуся в профессиональном самоопределении.

С течением времени становится понятно, кто из учащихся может претендовать на дальнейшее обучение – в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Поэтому многие старшие дети, готовясь к поступлению, посещают мастер-классы с педагогами и артистами ведущих театров и вузов, а также осваивают все более широкий репертуар.

Нередко для различных нужд (участие в конкурсах, подготовка к поступлению) формируетсяпортфолио учащегося, состоящее из:

  • визитной карточки;

  • списка достижений;

  • описания концертной деятельности;

Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Залог успеха в работе с одаренными детьми неразрывно связан с методами обучения, так как они ведут к достижению намеченных целей. Я выделила наиболее эффективныеметоды организации учебно-творческой деятельности с одаренными детьми.

  • На начальном этапе обучения, внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод, метод наглядности. Для этого используются аудио и видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого музыкального материала, помогающего увидеть обучающимся конечный результат, который наступит при успешном освоении данной конкретной темы. Выполняются практические задания по исполнению вокальных упражнений.

  • фонетический метод помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата, активизирует работу гортани и органов дыхания.

  • проблемно-поисковый метод, когда перед детьми ставится проблемная ситуация. Обучающиеся путем самостоятельных размышлений могут неоднократно повторять отдельные «трудные» места в произведении; упражнения-задания: ритмические рисунки в размерах 2/4, 3/4, 4/4, дуоли, триоли, квартоли; упражнения в последовательном чередовании – исполнение песен вслух и «про себя» и находить правильное решение.

  • метод импровизации и сценического движения. Такой метод помогает развивать умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями.

  • метод мысленного пения (И.М.Сеченов), который активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания, учит внутренней сосредоточенности в разучиваемом произведении, предохраняет голос от переутомления. Особенно это полезно перед выступлением.

  • метод эмоционального тренинга (П.И.Сикур). Этот метод развивает воображение и способность запоминать различные эмоциональные состояния, чтобы затем с помощью фантазии, оживлять их и включать в творческий процесс. Обучающиеся тренируются произносить текст и петь музыкальные фразы с различным эмоциональным подтекстом (радости, горя, раздражительности и т.п.). Использую различные упражнения (пение распевов на гласные, слоги, пение отдельных мелодических фраз из знакомых произведений с различным эмоциональным подтекстом).

Важной частью реализации индивидуального подхода является повышенное внимание к выбору репертуара.

Грамотный, систематизированный репертуар является одним из средств воспитания всесторонне развитого ученика, и подбирается он исключительно индивидуально. При выборе репертуара я всегда опираюсь на закономерности развития певческого голоса в разные возрастные периоды. Это создает фундамент для постепенного укрепления голоса, накопления устойчивых навыков и умений. В песнях должен быть соответствующий диапазон, удобная тесситура. Решение технических задач исполнения не должно влиять на художественный уровень произведения. Также репертуар обязан соответствовать возможностям именно этого исполнительского коллектива. Видимо, поэтому в студии «АРТ-СОЛО» редко идут повторы произведений, уже ранее исполненных предыдущими ансамблями. Часто выбор делается в пользу редко исполняемых или вообще новых, неизвестных вокальных произведений (учащиеся старшей возрастной категории реализуют эту возможность наиболее заметно). Индивидуальный подход позволяет максимально раскрыть и подчеркнуть сценическую харизму каждого ансамбля студии. В наше время есть возможность сотрудничества с авторами песен, композиторами, которые специализируются на написании детских эстрадных произведений. Для ансамблей создаются индивидуальные фонограммы, темп и тональность песен меняются, приспосабливаясь к индивидуальным запросам. Также при помощи музыкальных редакторов создаются оригинальные фонограммы, позволяющие представить вокальные произведения в уникальном варианте.

Данный проект «Система работы с одарёнными детьми в студии эстрадного вокала» реализуется в нескольких направлениях:

-выявление музыкальной одаренности у обучающихся 1 года обучения;

-создание условий для развития одаренности на образовательной и творческой деятельности;

-разработка и реализация модуля к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Ассоль»;

-психологическая поддержка одаренных детей;

-создание индивидуального образовательного маршрута.

Этапы и содержание реализации проекта

Реализация проекта проходит в два этапа.

На 1 этапе проходит подготовка кабинета, дидактических материалов, разработка вариативного модуля «Работа с концертной группой учащихся».

На 2 этапе была непосредственная работа по реализации проекта:

-формирование навыков целенаправленной вокальной работы;

-формирование готовности к принятию «творческих неудач» как стимула дальнейшего развития.

- разработка индивидуального образовательного маршрута.

Главное в своей работе сформировать четкую структуру взаимодействия: педагог-одаренный обучающийся, педагог- родитель. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания одарённых детей (тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, концерты, праздники). На этом этапе родители принимали непосредственное участие.

Описание полученных результатов с наличием подтвержденных статистических данных.

В моей педагогической деятельности разработаны анкеты по выявлению способностей к творческой деятельности. Составлены индивидуальные репертуарные планы, проведена работа над исполнительским мастерством, психолого- педагогическая поддержка юных вокалистов. Об эффективности данной деятельности свидетельствуют высокие результаты участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня.

Результаты участия одаренных обучающихся в конкурсах, фестивалях, проектной деятельности с 2019 по 2023 учебных периодов

Наименование конкурсного мероприятия

Статус мероприятия (интеллектуальный,

творческий , спортивный)

Дата проведения

Направленность

Уровень конкурсного мероприятия

Наименование студии, участники

Результат участия

Реквизиты приказа об итогах участия в конкурсном мероприятии

Международный конкурс-фестиваль «Планета Талантов»

Творческий

Январь 2019

Вокальное искусство

Международный

«Ассоль»

Чирков Игорь

Призер

Протокол

Международный конкурс -фестиваль детского и юношеского творчества «Московское время»

Творческий

Январь 2019

Вокальное искусство

Международный

«Ассоль» Лунева Виолетта, Чирков Игорь

Призеры

Протокол

Международный конкурс-фестиваль песни ,музыки, театра и танца « Малахитовый узор»

Творческий

Февраль 2019

Вокальное искусство

Международный

«Ассоль» Стрекнев Никита,

Лунева Виолетта

Призеры

Протокол

Муниципальный этап, вокальный конкурс «Пусть наша песня об уральском крае говорит»

Творческий

Февраль 2019

Вокальное искусство

Муниципальный

«Улыбка»

ансамбль

Дипломанты

Диплом

Международный конкурс детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей « Адмиралтейская звезда»

Творческий

Апрель 2020

Вокальное искусство

Международный

«Ассоль»

Давыдова Анастасия,

Гашко Софья

«Улыбка» Литвинова Юнона

Призеры

Приказ

Детский вокальный конкурс патриотической песни «Бессмертные песни Великой страны» в рамках проведения Патриотического марафона «Бессмертные песни Великой страны»

Творческий

Февраль 2020

Вокальное искусство

Всероссийский

«Ассоль»

Банникова Оксана,

Стрекнев Никита

Дипломы

Дипломы

Муниципальный конкурс –фестиваль «Наследники победы»

творческий

Февраль 2021

Вокальное искусство

Муниципальный

«Ассоль» Гашко Софья

«Улыбка» Романова Диана

Дипломанты

Дипломы

Международный конкурс-фестиваль «Redstylefest»

творческий

Май 2021

Вокальное искусство

Международный

«Улыбка»-ансамбль

Призеры

Дипломы

творческий

2021

Вокальное искусство

Международный конкурс-фестиваль «Адмиралтейская звезда»

Творческий

Апрель 2022

Вокальное искусство

Международный

«Ассоль»

Титор Артем, Таланова Виктория

Призеры

Протокол

Муниципальный конкурс-фестиваль песен на иностранном языке «Lettheworldbe»

творческий

Апрель 2022

Вокальное искусство

Муниципальный

«Улыбка»Лебедев Ларина и Рявкина Дарья

Призеры

Дипломы

Городской конкурс патриотической песни «Песни, рожденные сердцем»

творческий

Февраль 2022

Вокальное искусство

Муниципальный

«Улыбка» ансамбль

Дипломанты

Диплом

Международный конкурс-фестиваль АртТалант «Страна моя, земля моя »

творческий

Октябрь 2022

Вокальное искусство

Международный

Ансамбль «Улыбка»-

Иванова Анна,

Ведерникова Мария,

Лебедева Арина,

Рявкина Дарья

Дипломанты

Дипломы

Международный конкурс –фестиваль «Gooddayfest»

творческий

Ноябрь 2022

Вокальное искусство

Международный

Булыгина Таисия «Улыбка»;

Рявкина Дарья «Ассоль»;

Епанешников Николай «Ассоль»;

Одинцов Константин «Ассоль»

Призеры

Протокол

Муниципальный конкурс патриотической песни " Пою тебе, мое Отечество"

Творческий

Февраль 2023

Вокальное искусство

Муниципальный

«Улыбка» Оленева Анастасия

Призер

Протокол

Областной фестиваль-конкурс песен на иностранном языке

Творческий

Февраль2023

Вокальное искусство

Муниципальный

«Ассоль» Дуэт

Гришанова Софья и Одинцов Константин

Соло - Одинцов Константин;

Соло

Диплом Степанова Мария

Призеры и дипломанты

Дипломы

Муниципальный Марафон патриотической

песни

"Времен связующая нить"

Творческий

Февраль 2023

Вокальное искусство

Муниципальный

«Ассоль» Гришанова Софья и Одинцов Константин

Призеры

Протокол

Международный конкурс –

фестиваль «LightVoice»

Творческий

Май 2023

Вокальное искусство

Международный

«Улыбка» ансамбль

«Ассоль»

Соло:Одинцов Константин, Епанешников Николай , Рявкина Дарья , Гришанова Софья

Призеры

Приказ от 18.05.2023 №16/П

Результаты участия обучающихся в творческой и социально значимой деятельности

Мероприятие

Студия

Дата мероприятия

Сроки реализации

Результаты реализации

Муниципальное казенное учреждение «Управление физической культуры, спорта и молодежной политики городского округа Верхняя Пышма»

«Ассоль»

Июль 2019

18 июля 2019

Диплом получил вокальный коллектив «Арт-соло» за участие в фестивале «Город талантов» в рамках празднования Дня молодежи -2019

Муниципальный проект «Самый сильный школьник города Верхняя Пышма» муниципальные спортивные соревнования, по инициативе Федерации пауэрлифтинга

«Ассоль»

2019

6 марта -13 мая 2019

Учащиеся приняли участие в качестве приглашенных гостей, вокальная студия выступила в поддержку учащихся с вокальными номерами-7 обучающихся

Муниципальное бюджетное учреждение культуры « Верхнепышминский парк культуры и отдыха»

«Ассоль»

2019

15.06.2019

Участие вокального коллектива «Арт-соло» в концертной программе удмуртского народного праздника «Гербер»

Участие в городском мероприятии прошедшем на базе МАОУ ДО «ДДТ» открытие мемориальной доски в честь Ампиловой

« Улыбка» и « Ассоль»

2021

Август 2021

Обучающиеся исполнили песни пионерии, вручили подарки педагогам-ветеранам

Муниципальное бюджетное учреждение культуры « Верхнепышминский парк культуры и отдыха»

«Улыбка» и солистки студии «Ассоль»

2023

15 Марта

Участие обучающихся в игровой программе, приуроченной к удмуртскому празднику«Йо келян» в парке

Выявление одаренных детей -продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного обучающегося. Кроме образовательной деятельности обучающиеся студий активно участвуют деятельности творческой направленности как внутри студии, так и в муниципальных мероприятиях.

В дальнейших планах у одаренных обучающихся наблюдается ярко выраженный интерес к творческой деятельности, желание продолжить обучение в среднем специальном или высшем образовательных учреждениях, а также твердая жизненная позиция. Проанализировав фактические достижения обучающихся можно утверждать, что мои подходы в выявлении интеллектуальной и творческой одаренности успешно работают в педагогической деятельности.

Приложение №1

Методические рекомендации в области диагностирования одаренности учащихся на занятиях по эстрадному вокалу

Диагностика вокальной одаренности

Одним из основных научно-практических аспектов резонансной теории искусства пения (РТИП) является разработанный Морозовым В. П. метод описанный в его книге «Вокальное искусство и наука». Новизна и приоритетность составляющие данный метод защищена рядом авторских свидетельств и патентов Российской Федерации. Метод включает подробный анализ важнейших вокально-технических и эстетических свойств певческого голоса по его объективным акустическим характеристикам с помощью новейших специализированных и запатентованных компьютерных технологий, в том числе:

  1. Определение типа певческого голоса

  2. Измерение силы голоса

  3. Измерение динамического диапазона

  4. Оценка вибрато голоса

  5. Оценка тембровых качеств по спектральным характеристикам

  6. Измерение гармоничности тембральных составляющих

  7. Измерение высокой и низкой певческих формант

  8. Измерение коэффициентов звонкости и полетности голоса

  9. Измерение ровности вокальных гласных

  10. Измерение дикции и орфоэпии вокальной речи

С помощью психофизиологического тестирования производится оценка основных вокально-музыкальных и художественных способностей певца, в том числе:

- Определение вокального слуха

- Определение эмоционального слуха (пассивного и активного)

- Определение интонационного слуха (активного и пассивного)

- Оценка принадлежности певца к художественному типу личности

- Оценка ряда необходимых певцу психологических особенностей личности и др.

Основные выводы

1 Компьютерные исследования акустических характеристик голоса, в частности касающиеся уровня и частотного положения ВПФ в спектре звука, а также характера вибрато (по сонограмме), являются весьма важным объективным показателем эстетического совершенства голоса певца.

2.По спектрограммам и сонограммам в свете РТИП можно судить и о совершенстве вокально-технических механизмов голосообразования и прежде всего - о способности певца к использованию резонансной техники пения, поскольку высокая и низкая певческие форманты есть результат активности резонансной системы голосового аппарата певца.

Метод включает как акустические показатели певческого голоса, которые частично были рассмотрены (особенности высокой певческой форманты, вибрато и др.), так и ряд психологических характеристик певца, от которых сильно зависит способность певца к овладению резонансной техникой пения, равно как и музыкально-художественная выразительность его пения и способность к перевоплощению при создании сценических образов вокальных произведений.

К числу психологических показателей вокальной одаренности относятся: эмоциональный слух, вокальный слух, новый метод оценки ладово-гармонического слуха (разработан автором совместно с Ю. М. Кузнецовым), латеральная асимметрия слухового восприятия эмоциональных и нейтральных звучаний (ФАМ) как один из показателей принадлежности певца к художественному или мыслительному типу личности, традиционные психологические тесты-опросники Изарда, Кеттела, Айзенка, Меграбяна и др. Психологические показатели существенно дополняют результаты акустических исследований голоса певца по разработанной автором совместно с инженерами-программистами новой компьютерной технологии.

Таким образом, акустические показатели специально разработанные компьютерные методы, позволяют реконструировать технику голосообразования певца, определить ее совершенство или несовершенство, в частности - в какой степени ее можно отнести к резонансной певческой технике, а психологические характеристики позволяют прогнозировать, в какой степени певец способен овладеть этой резонансной техникой, и использовать ее в целях музыкально-художественной выразительности пения, т. е.- исполнительского мастерства.

Разработанные объективные методы оценки вокальной одаренности - не противопоставление, а дополнение к традиционным субъективным вокально-педагогическим методам.

Приложение №2

Опубликованные методические рекомендации и пособия по работе с одаренными обучающимися

Дата проведения

Полное наименование мероприятия

Полное наименование организации, проводившей конкурсное мероприятие

Уровень

Форма участия

Результат

Ссылка на проведение конкурсного мероприятия.

Мультимедиа материалы: видеопрезентация «Одаренность и ее проявление и развитие»

28.05.2020

Научно-методическая работа в рубрике "Методическая копилка". Тема публикации:" Гармоничное сотворчество и виды педагогической поддержки талантливых учащихся"

Педагогические конкурсы на образовательном портале

« НИКА»Свидетельство №911399)

Федеральный

Заочная

Сертификат серия СП №107774

Гармоничное сотворчество и виды педагогической поддержки талантливых учащихся - Статья №107774 - Портал «НИКА» (xn--80ajjine0d.xn--p1ai)

Февраль 2021

Межрегиональная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей: ресурсы развития»

Тема работы «Роль внеурочной деятельности в развитии творческих способностей в студии эстрадного вокала»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец Молодежи»

Межрегиональная

Заочная

Сертификат

dm-centre.ru

04.01.2021

Методическая публикация по психолого- педагогической работе «Психолого-педагогическая работа с музыкально одаренными детьми и подростками во внеурочной деятельности» Образовательный портал «Инфоурок»

Образовательный портал

« Инфоурок»

Федеральный

Заочный

Свидетельство № ЗТ 35965890

Приложение №3

Модель многомерного психологического благополучия для одаренных подростков

в вокальной студии эстрадного пения «АРТ-СОЛО»

Модель психологического благополучия К. Рифф помогает выявить характеристики образовательной среды, анализ взаимосвязей.

ФИО

Позитивное отношение с др. обучающимися

Автономия

Целенаправленность

Управление средой

Личный рост. Развитие и самореализация

Самопринятие. Внутреннее недовольство собой

Отношение к образовательной среде

Удовлетворённость при взаимодействии в среде

Защищенность от псих. насилия

Для выявления одаренности, помимо успешного обучения вокалу в студии применима диагностика шкалы поведенческих характеристик одаренных детей Дж. Рензулли. Она позволяет зафиксировать результаты НАБЛЮДЕНИЙ за проявлением познавательных, мотивационных, лидерских, творческих характеристик в поведении подростков, в качестве эксперта была сама как педагог, отлеживающий все успехи своих обучающихся.

Одаренные подростки с высоким уровнем психологического благополучия выстраивают доверительные отношения с окружающими, способны к сопереживанию, демонстрируют самостоятельность и независимость, стремятся к саморазвитию, планируют свое будущее, оценивают себя положительно, реалистично.

У подростков с высоким уровнем психологического благополучия можно выявить 5 системообразующих компонентов: «Цели в жизни», «Самопринятие», «Психологическое благополучие», «Напряженность и чувствительность», «Изменение настроения», а также 2 дополнительных компонента: «Субъективное благополучие» и «Степень удовлетворенности повседневной деятельностью».

Роль внеурочной деятельности в развитии одаренности творческой деятельности в студии эстрадного вокала «АРТ-СОЛО»

«Если ты умеешь самый обычный факт
подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можно считать, что половину дела ты уже сделал»

Е. Кубракова

В настоящее время общество, в котором мы живём, испытывает огромную потребность в активной, творческой личности, которая обладает индивидуальными творческими качествами. Практика показывает, что высоких профессиональных результатов достигают люди, имеющие с раннего возраста опыт творческой деятельности.

«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» — Константин Георгиевич Паустовский. Эти слова как нельзя точно отображают, по моему мнению, основу работы каждого педагога дополнительного образования. Отсюда следует, что если не поддерживать творческое начало учеников, не развивать их, то эти качества, данные природой, можно легко утратить. И поэтому, задача каждого педагога заключается в поддержании и развитии творческих способностей детей. Для того чтобы богатый творческий потенциал обучающихся мог раскрыться, необходимо создать определенные условия — прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.

Наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей личности обучающихся в учреждении дополнительного образования создают занятия различными видами художественной деятельности, среди которых эстрадный вокал занимает важное место, как особое сосредоточение способов и средств активизации художественно-творческого потенциала, где одним из главных механизмов является формирование необходимой образовательной среды и предоставление возможностей свободного выбора, поиска новизны и права на ошибку.

Особую роль в развитии творческих способностей у обучающихся подросткового возраста я уделяю внеурочной деятельности, так как в условиях нормированного временем процесса учебных занятий эти способности развиваются не в полной мере. Для формирования модели работы внеурочной деятельности я включаю различные методы и формы обучения. Благодаря нетрадиционной форме учебных занятий, юные вокалисты получают умения и навыки в новых развивающих условиях. Например, открытое занятие в форме брифинга дает возможность обучающимся научиться вести диалоги о современных эстрадных артистах, представлять разные песенные жанры, демонстрировать собственный сценический образ. Использование формы видеопроекта способствует раскрытию актерских навыков. В результате этой работы обучающийся старшей вокальной группы получил возможность создания интерпретации песни «Верю», где видеоролик стал его совместной работой с молодежным телевидением «29 элемент». Для юного исполнителя — это первый видеоклип. И такие ситуации успешности дают огромный стимул и мотивирует остальных обучающихся проявлять активность в творческой деятельности.

Использование следующих видов игр - подвижных, сюжетных и ролевых, деловых и имитационных как основной формы взаимодействия детей первого года обучения помогает мне развивать коммуникативные качества у обучающихся, способствуют развитию инициативности, находчивости, успешности, так необходимых им в социальной сфере межличностного взаимодействия.

Открытость и восприимчивость к новизне детей второго года обучения определяет их готовность и желание к творческому развитию. Поэтому внедрение во внеурочную деятельность элементов тренинга (игры, обсуждения, дискуссии), расширяет границы психологического взаимодействия среди обучающихся и оказывает эффективную помощь в раскрытии творческих способностей юных вокалистов. Данный подход очень продуктивен в подростковом возрасте в период повышенной пластичности психики, когда наступает время проблем и противоречий.

Используя современные формы организации внеурочного времени в учебном процессе, я создаю в студии эмоционально- творческую атмосферу. Мастер-классы, творческие встречи, музыкальные гостиные, походы, выставки, экскурсии, творческие проекты, проведенные в процессе воспитания, способствуют формированию эстетического вкуса обучающихся, духовно- нравственного развития, социальной компетентности, а также интеллектуального и общекультурного развития личности.

Для детей с ярко выраженными способностями составляю индивидуальный образовательный маршрут, предполагающий дальнейшее развитие каждого ребенка в вокальной деятельности. Психолого-педагогические знания мне помогают грамотно организовать сопровождение такого образовательного маршрута с учетом возрастных особенностей обучающихся. В контакте с ребенком и оказании ему необходимой поддержки в общем развитии, я как заинтересованный и опытный педагог проявляю заботу о его достижениях. Так, один из учеников первого года обучения принял участие в фотоконкурсе «Сценический образ рок-вокалиста». Главной моей задачей в такой деятельности было снятие у ребенка психологических зажимов, возникающих на начальном этапе работы и приобретение уверенности в концертной практике.

В каникулярное время, когда есть вероятность потерять эмоциональный контакт с подростками, воспитательный процесс не заканчивается, он переходит в актуальную выездную форму проведения досуга с игровыми элементами тренинга. Вместе со мной группа обучающихся выезжает на велопрогулку или выходит в поход на природу на определенное время с небольшими запасами питания. На таком выездном мероприятии общение не обходится без пения под гитару, интересных игр, порождающих яркие эмоции. В качестве эксперимента, юные вокалисты выбирают себе роль исполнителя или аккомпаниатора и демонстрируют свой песенный репертуар Атмосфера гармоничного взаимодействия создает благоприятный эмоциональный фон, помогающий подросткам раскрепоститься и почувствовать единение друг с другом. Данные неформальные условия динамичного времяпровождения всегда приветствуются обучающимися и проходят на высокой эмоциональной волне.

Исходя из опыта педагогической практики, хочу сказать, что обучение детей эстрадному вокалу – это не только развитие вокальных навыков, музыкального слуха, чувства ритма и сценического мастерства, но и формирование эмоционального опыта действовать в новых обстоятельствах и неожиданных ситуациях, умение отстаивать свою точку зрения в реальных жизненных условиях. На развитие и реализацию творческих способностей в студии эстрадного вокала существенное влияние оказывает роль внеурочной деятельности, и именно она дает обучающимся хороший старт для выдающихся достижений и успехов в будущем. Используя творческий потенциал, мои выпускники уверенно проходят вступительные испытания, добиваются поставленных целей, качественно взаимодействуют с окружающими людьми и уже сегодня успешно продолжают свое музыкальное образование в средне-специальных учреждениях Свердловской области.

Приложение 4

Методы психологических воздействий при работе с одаренными детьми

(по Ю.Б. Гатанову)

1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.

2. «Мягкое соревнование»реализуется в соответствии со следующими правилами:

— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;

— соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;

— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

3. Сотрудничество и кооперациядают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

Приложение №5

Рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми

Рекомендации психологического характера: как развивать творческие способности у детей

  1. Подхватывай мысли обучающихся и оценивай их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.

  2. Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (искусство, техника и т.д.).

  3. Поощряй оперирование предметами, материалом, идеями. Обучающийся пытается практически решать исследовательские задачи.

  4. Учи обучающихся систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.

  5. Вырабатывай у обучающихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.

  6. Культивируй творческую атмосферу. Обучающиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, принимает их, использует.

  7. Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному обучающемуся, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.

  8. Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.

  9. Рассеивай страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывай об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.

  10. Стимулируй и поддерживай инициативу и самостоятельность обучающихся, подбрасывай им проекты, которые могут увлечь.

  11. Привязывай талантливых обучающихся к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.

  12. Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.

  13. Создавай поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.

  14. Развивай критическое отношение.

  15. Побуждай доводить начинания до логического завершения.

  16. Воздействуй собственным примером

Рекомендации по возрастным особенностям

Младший школьный возраст (7-11 лет):

 Педагогу не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.

 Педагогу следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.

 Педагогу не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.

 Педагогу следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия.

Средний, старший школьный возраст (12-18).

  1. Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.

  2. Разрешение и поощрение множества вопросов.

  3. Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.

  4. Стимулирование ответственности и независимости.

  5. Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

  6. Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.

  7. Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.

  8. Научить прослеживать межпредметные связи.

  9. Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.

  10. Оказывать поддержку в ситуации успеха.

  11. Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.

  12. При взаимодействии с одаренным ребенком педагог должен проявлять чувство юмора.

  13. Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Проект поможет педагогам дополнительного образования выявлять одаренных детей и подростков .В проекте есть рекомендации как нужно налаживать взаимопонимание в организации продуктивного общения с одаренными детьми. Узнаете как оказывать психологическую помощь одаренным детям с учетом особенностей их развития.
0 ₽
На занятии дети разберут творчество известных российских дизайнеров моды и познакомятся с модными коллекциями . Узнают что включает в себя понятие "дизайн одежды"? Какими качествами должен обладать дизайнер?
0 ₽