МАОУ КШИ «Первый Рузский казачий кадетский корпус им. Л. М. Доватора»
Учитель английского языка
Лалаева Екатерина Сергеевна
Система упражнений для развития диалогической речи
В программе по иностранному (английскому) языку для основного общего образования предусмотрено развитие речевых умений и языковых навыков, представленных в федеральной рабочей программе по иностранному (английскому) языку начального общего образования, что обеспечивает преемственность между уровнями общего образования, представленных в ФГОС ООО.
Изучение иностранного (английского) языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли иностранного языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует общему речевому развитию обучающихся, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Речевая компетенция в говорении (диалогическая форма) – это уметь вести:
диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение и отказываться от предложения собеседника;
диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника;
диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию.
Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка.
Диалог рассматривается как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Основой системы обучения диалогической речи обучающихся являются упражнения условно мотивированного и реально мотивированного характера.
Мною была разработана система упражнений для развития диалогической речи в 5 – 6 классах, которая основана на следующих принципах:
четкая последовательность упражнений;
с использованием текста образца;
на основе пошагового составления, диалога;
посредством создания ситуаций общения;
постоянство в применении различных типов предложений;
преемственность типов упражнений;
Упражнениям для развития диалогической речи даныназвания, которые обучающийся легко запоминает и использует при работе в классе.
1.«Вернисаж». Прослушайте диалог, используя визуальную опору.
2.«Микрофон». Прослушайте отдельные реплики для отработки правильного произношения, интонации и прочтите диалог.
3.«Театр», Разыграйте диалог с одноклассником по ролям.
4.«Коллаж». Послушайте аудиозапись и запомните ее содержание, напечатайте пропущенные в репликах слова, перетащите реплики и расставьте их по порядку.
5.«Алгоритм». Составьте диалог по аналогии с образцом в рамках данной устной темы, но в иной ситуации, при ином характере общения, смене собеседников, с иной задачей общения.
6.«Черное и белое». Опишите ситуацию, используя готовую реплику побуждения, и составьте реплики реагирования определённого типа (например, согласия, возражения, удивления, одобрения).
7.«Калейдоскоп». Разбейте диалог на микродиалогические единства (побуждение - реакция) и представьте их в самостоятельно придуманных ситуациях.
8.«Комиксы». Составьте диалог к серии картинок, используя ключевые слова. (Картинки изображают последовательность действий общающихся людей).
9.«Сюжеты». Составьте диалог по содержанию картинки, фотографии, слайда или кадра фильма.
10.«Сценарий». Составьте диалог по прочитанному тексту.
11.«Кино». Посмотрите ролик, отключите звук, распределите роли и озвучьте ролик.
12.«Режиссер». Посмотрите ролики запомните содержание диалогов, перетащите предложения к соответствующим персонажам и расставьте их по порядку. После правильного выполнения задания прочитайте диалоги по ролям.
Я уверена, что эта система упражнений способствует творческому самовыражению личности. После сбора и обобщения достоверной и объективной информации индивидуальных образовательных достижений обучающихся (состояния и динамики роста) я провела системный анализ образовательной ситуации, результатов своей работы, ее положительных сторон и недостатков.
Обучающиеся становятся более активными на уроках, употребляют большее количество фраз в собственных диалогических высказываниях. Они умеют вести диалог в типичных ситуациях бытового и межкультурного общения, умеют запрашивать и отвечать на полученную информацию, учатся быть активными через побуждение к действию в диалогическом высказывании.