Тема: Решение задач
Цели:
закреплять умение анализировать и решать задачи, через смысловое чтение
отрабатывать вычислительные навыки.
Познакомить учащихся с новыми видами решения задач и анализировать информацию разных видов.
Задачи:
Развивающие
развивать умение и навыки умственных действий: сравнение, сопоставление, установление взаимосвязи, наблюдение;
развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке.
формировать умение выделять части задачи (условие, вопрос и их взаимосвязь)
Воспитательные:
привитие интереса к предмету;
воспитание у учащихся чувства товарищества, взаимопомощи, прилежания в процессе учения;
Здоровьесберегающие:
создание благоприятных условий на уроке для учащихся.
Планируемые результаты:
Учащиеся закрепят умения анализировать и решать простые текстовые задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
Научатся переводить сплошные тексты в несплошные и наоборот.
Научатся анализировать представленную информацию.
Тип, вид урока: повторение пройденного.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно “ голову ломать”!
- Как вы понимаете выражение “ломать голову”? (Думать, находить ответ к трудной задаче или заданию).
- Но сначала надо сделать гимнастику для активной работы. А что нам в этом поможет? (устный счёт). Вы совершено правы, а ещё устный счёт поможет вам определить тему нашего урока. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа, математический диктант.
Математический диктант:
Белка устроила гнездо в дупле дуба. Днём она принесла туда 18 грибов, а вечером – 7 грибов. Сколько грибов оказалось в дупле? (нахождение суммы)
Пульс человека 60 ударов в минуту, а у лягушки – на 30 ударов меньше. Какой пульс у лягушки? (уменьшение числа на несколько единиц)
Во дворе играли 13 рябят. Из них 4 мальчика, а остальные – девочки. Сколько было девочек? (нахождение неизвестного слагаемого)
С начала марта прошло 7 дней. Сколько дней осталось до конца марта? (нахождение остатка)
Когда Игорь решил 12 примеров, ему осталось решить еще 16. Сколько всего примеров надо решить Игорю? (нахождение уменьшаемого)
Самопроверка.
- Над чем же мы сейчас ломали головы? (задачами)
- А какие это были задачи? (простые)
- Скажите, какие виды задач, мы только что решали?
- И так, как называется наша тема урока? (Решение задач)
2. Сообщение темы и цели урока.
- Вы совершенно правы. Сегодня «ломать голову» мы будем над задачами. Наша цель – совершенствовать умение решать простые задачи, а еще увидим, как способ записи задачи дает нам дополнительную различную информацию.
- Давайте вспомним, из каких частей состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ).
- А что самое важное в решении задачи?(понимание смысла задачи). Верно, а чтобы понять смысл надо уметь находить самые важные слова в тексте задачи и правильно их записывать. Давайте приступим.
3. Работа по теме урокас элементами смыслового чтения
Задача 1 (на нахождение суммы)
На клумбах около школы вырастили 48 красных роз, а жёлтых - 19 роз. Сколько (всего) роз вырастили школьники?
- Ребята, о чём говорится в задаче? Какие слова мы выделим для записи условия? Какой вопрос в задаче? Давайте запишем и решим задач.
- Вспомним, какие задачи называются обратными?
- Можем ли мы к данной задаче составить обратные?
- Как они будут звучать?
- Давайте запишем задачи обратные данной.
(условие первой задачи написано на доске. Вопрос переставной и перебегает с одного значения на другое) Дети записывают задачи в тетрадь.
-Ребята, можем ли мы не меняя условие задачи, получить ещё задачу с другим решением? (да. Надо изменить вопрос)
- Какой вопрос мы можем здесь задать? ( На сколько красных роз больше?)
- Всё верно? Давайте запишем получившуюся задачу.
4. Физкультминутка.
5. Работа с элементами смыслового чтения
Задача 2.
На улице Яблочная в доме номер 1 живут 5 белочек, в доме номер 2 - 4 собачки,
а в домике номер 3 – 5 зайчиков. Сколько всего животных проживают на яблочной улице? ( выделяем главное, определяем вопрос, записываем задачу.)
- давайте рассмотрим эту задачу более подробно. Для этого представим задачу графически, такая запись называется диаграмма.
Домики на доске, карточки гармошки на партах (дети закрашивают окошки по количеству проживающих в домике). Заполняем наши домики. Задаем вопросы по диаграмме.
- Взгляните на ваши диаграммы. Подумайте, какие вопросы мы можем задать по условию задачи?
•В каком доме живет больше всего животных?
•В каких домах живет одинаковое количество животных?
•На сколько меньше животных живет во 2 доме, чем в 1 и 3 ?
- Можем ли мы с помощью этих вопросов составить новую задачу? (да)
- С помощью какого вопроса? Всё верно. Мы можем узнать, на сколько меньше животных живёт во 2 доме. Как мы можем это записать? (5-4 =1)
Давайте сделаем выводы по этой задаче:
Как влияет способ записи задачи на понимание ее содержания? (условие становится более наглядным, понятным)
Графическая запись задачи позволяет увидеть дополнительную информацию для решения новых задач.
Подведение итогов
- Сегодня на уроке вспомнили:
какие виды простых задач мы знаем;
вспомнили структуру задачи;
какие задачи называются обратными;
познакомились с понятием диаграмма и увидели, как данная запись раскрывает условие задачи, давая дополнительную информацию.
А также научились:
сохранив условие составлять новые задачи;
задавать дополнительные вопросы по задаче.
Приложение 1
Приложение 2