Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности
Великая Победа-наше наследие
Автор методической разработки:
Рейнгардт Александра Сергеевна
учитель начальных классов
МАОУ СШ №48, г. Липецка
2024 год
Оглавление
Пояснительная записка
Тематическое направление
Тема (название) воспитательного мероприятия
Актуальность и обоснование выбора темы
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Цель
Задачи
Планируемые результаты
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Материально- технические, информационные ресурсы.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление
Для данной разработки было выбрано тематическое направление посвященное Великому празднику Дню Победы. Разработка направлена на воспитание патриотизма у младших школьников.
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия
Тема мероприятия « Велика победа: наследники и наследие».
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы
Актуальность темы Великой отечественной войны с каждым годом становится всё сильнее. Это связано с тем, что очевидцев тех лет остаётся всё меньше и меньше, но наши будущие поколения должны помнить подвиг советского народа, помнить и чтить своих герое, знать историю своей страны.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Данную методическую разработку можно использовать во время классного часа, на уроках окружающего мира, а так же на разговорах о важном.
1.5 Целевая аудитория воспитательного мероприятия.
Воспитательное мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся 1 класса (7 – 8 лет). Однако, методическая разработка представляет собой универсальный план действий, который подойдёт и другим возрастным категориям.
1.6. Цели
Формирование и воспитание гражданско-патриотической позиции у учащихся
Расширение знания детей об истории Великой Отечественной войны через различные виды деятельности
Формирование уважения и гордости за свою страну и народ
1.7. Задачи
Создать условия для формирования интереса у учащихся к истории своей семьи, своей страны
Формировать у детей и их родителей интерес к истории своей семьи
Воспитывать положительные качества личности
Воспитывать уважение к ветеранам
Показать наглядным примером, что сила народа в его единстве
1.8. Планируемые результаты
•Создание оптимальных условий для решения проблем патриотического воспитания школьников.
Приобретение учащимися первичных знаний о Великой Отечественной войне
Изучение истории своей семьи
Формирование чувства гордости за героическое прошлое, историческое наследие народа
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Формой проведения воспитательного мероприятия является беседа с элементами дискуссии и проектной деятельности, что стимулирует создание ситуации успеха у ребенка.
1.10. Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества.
Методы формирования сознания: беседа, пример, объяснение.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: воспитывающая ситуация.
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Во время подготовки к проведению мероприятия была организована работа с родителями по сбору информации исторических архивных документов родственников учащихся, что в свою очередь способствует совместной деятельности родителя и ребенка.
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы
При проведении мероприятия использовались: интерактивная доска, презентация, проектные работы детей, портреты участников, героев ВОВ, тематические плакаты.
2. Основная часть.
2.1 Описание подготовки внеклассного мероприятия
Внеклассное мероприятие реализуется в рамках классного часа посвящённого Великой Отечественной войне и памяти ее герое.
Для решения воспитательных задач в коллективе класса классный руководитель при подготовке к мероприятию определяет цель воспитательной работы, составляет сценарий внеклассного мероприятия, подготавливает необходимое оборудование, участвует в подготовке проектов учащихся.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Сценарий классного часа «Великая Победа: наследники и наследие».
Учитель:(Слайд 1)Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие священной памяти наших героев. Пройдем дорогой Великой Победы. Победы мужества, силы воли, единства народа над фашизмом, И конечно почтим память погибших в те страшные времена.
Еще до начала войны, 23 августа 1939 года между Германией и Советским союзом был подписан пакт о ненападении на СССР сроком на 10 лет. А уже 1 сентября 1939 Германские войска вторглись на территорию Польши.
(Слайд 2) К июню 1941 года под контролем гитлеровской Германии оказалась практически вся Европа. Отказавшись от предложенного перемирия, войну против Третьего рейха продолжала только Великобритания.
Утром 22 июня 1941 года Германия, нарушив договор, напала на Советский Союз. В 12 часов дня 22 июня советскому народу об этом объявили по радио. (Слайд 3)
Первые месяцы войны были очень тяжелые для нашей страны. Гитлеровская армия вела наступление очень стремительно, оно носило название «План Барбаросса».(Слайды 4,5,6,7) Несмотря на все предпринятые усилия 28 июня немецкие войска взяли Минск, 8 сентября окружили Ленинград, 19 сентября вошли в Киев, а к концу сентября вышли на подступы к Москве. К зиме 1941 года советские войска понесли колоссальные потери — свыше 5 миллионов человек; были оставлены Прибалтика, Беларусь, большая часть Украины и значительная доля европейской части России. Были потеряны многие важные промышленные центры и источники продовольствия.
(Слайд 8) Гитлеровская армия быстро наступала и уже к лету 1942 года армия противника подошла к Сталинграду. В течение осени шли ожесточенные бои в городе. Сталинград был практически полностью уничтожен немецкой авиацией, артиллерией и пожарами.
Давайте остановимся и подумаем, почему армии советского союза в начале войны пришлось отступать и сдавать города?
Ответы учеников.
Учитель: Но сражения на поле боя - только одна сторона Великой войны. Другая – это внутренняя борьба народа с фашизмом, угнетением, истреблением и жестокостью. Несмотря на то, что многие города были оккупированы, жители не сдавались и пытались не только выжить, но внести вклад в общую народную победу. (Слайд 9) Так зародилось партизанское движение. Главная задача партизан во время боевых действий заключалась в том, чтобы не дать немцам подготовить оборону, подорвать боевой дух и нанести их тылу такой урон, от которого сложно оправиться. Подрыв коммуникаций – преимущественно железных дорог, мостов, лишение связи и многое другое серьезно помогало в борьбе с врагом. Растерянный противник не мог оказать сопротивление, и Красная Армия побеждала.
(Слайд 10) Отдельного внимания и гордости заслуживает такое явление, как дети-партизаны. Мальчишки и девчонки школьного возраста хотели сражаться с захватчиком. Юноши и девушки занимались разведкой, снабжали бригады припасами и водой, сражались в бою против врага, подрывали танки – делали все, чтобы прогнать фашистов. Детьми-партизанами времен Великой Отечественной сделано не меньше, нежели взрослыми. Многие из них погибли и получили звание «Героя Советского Союза». Давайте узнаем о подвигах некоторых из них.
1 ученик:Лера Михеенко
За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела...
Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".
2 ученик:Володя Казначеев
В начале войны юный Володя Казначеев сразу решил стать партизаном: мальчик страстно желал отомстить за смерть своей мамы, которая пекла хлеб для партизан, за что и была расстреляна немцами. Наконец, в 1942 году мальчика взяли в партизанский отряд подрывником — он блестяще изучил основы этого дела под руководством присланных в партизанский отряд специалистов из Москвы. Довелось ему участвовать в знаменитой партизанской операции «Ковельский узел» — бойцы подрывали немецкие транспортные эшелоны на линии Брест-Ковель. Партизаном Володя прошёл всю войну.
3 ученик:Валя Котик
Когда началась война, Валя учился в шестом классе. С первых дней войны он начал бороться с немецкими оккупантами и вскоре стал связным в партизанском отряде имени У. Я. Кармелюка. Однажды ему удалось сильно навредить работе местного немецкого штаба: он обнаружил и уничтожил подземный телефонный кабель, который обеспечивал связь немцев со ставкой Гитлера в Варшаве! Участвовал Валя и в подрыве немецких железнодорожных эшелонов и оружейных складов. А заметив приближающихся к партизанской стоянке немецких солдат, он поднял тревогу и спас своих товарищей. Валя был смертельно ранен в бою за город Изяслав зимой 1944 года. Валентин Котик стал самым молодым героем Советского Союза.
4 ученик:Зоя Космодемьянская
В октябре 1941 года, будучи ученицей 10 класса, добровольцем ушла в партизанский отряд. В конце ноября 1941 при выполнении задания была схвачена фашистами. Несмотря на пытки, издевательства, не выдала товарищей, не открыла своего настоящего имени. 29 ноября 1941 года была казнена. 16 февраля 1942 посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
(Слайд 11) В каждом городе, каждой деревне были партизанские отряды, которые вносили свой вклад в Великую победу. Их подвиги бессмертны. Партизанские отряды во времена Великой Отечественной войны стали самыми массовыми за всю историю. Миллионы мирных жителей встали стоять за свою страну, чтобы привести её к Победе.
Учитель: Сражения, как на поле боя, так и в тылу шли не только в крупных и стратегически важных городах. Война, голод, оккупация, разрушение коснулись всех городов. Наш край тоже не остался в стороне. (Слайд 12) Липецкая земля дважды попадала в оккупацию. Сотни мирных жителей, в том числе и дети, были расстреляны, замучены, повешены, сожжены. Множество женщин и детей пропали без вести. На временно оккупированной территории действовали партизанские группы и отряды. Заводы выпускали продукцию для нужд фронта. Липчане круглосуточно работали на предприятиях, строили на подступах к городу оборонительные укрепления и организовывали госпитали. Работали не только взрослые, но и дети достигшие 12 лет. Конечно, у нас тоже есть свои герои.
Нине Беляевой было всего 10 лет, когда в её деревне появились немецкие солдаты. Однажды маленькая Нина пошла в сарай за сухим навозом, которым топили печи, и обнаружила в сарае раненого советского солдата, у него было раздроблено бедро. Вместе с матерью они перетащили его в дом, а затем отвезли к медсестре. Медсестра оставила раненого у себя, положила его на печку, закидала старыми тряпками и запустила в дом коз. Когда подошли немцы, то из-за неприятного запаха внутрь заходить не стали. Раненый солдат был спасен.
УчительницаВарвара Ляшкова в здании школы № 4 укрыла и спасла от фашистской расправы 33 раненых красноармейца. Дважды фашисты устраивали обыск в здании и во дворе, но не смогли обнаружить замаскированных опилками раненых. Гитлеровцы избивали учительницу, но она не показала местонахождение бойцов.
Как вы думаете, почему под страхом собственной смерти и дети, и взрослые помогали раненым солдатам?
Ответы детей
Учитель: Такие поступки говорят о том, что каждая жизнь бесценна, каждый понимал, что он в долгу перед солдатами, которые ценной собственной жизни защищают других. А сейчас мы познакомимся еще с одним подвигом маленького, но очень отважного, доброго ребёнка. Ведь так важно даже в самые тяжёлые времена, протянуть руку помощи ближнему.
Выступление учеников о своих родственниках.
Вскоре Липецкий край был освобождён от оккупантов. Эта маленькая победа в небольшом городе стала первой успешной фронтовой операцией Красной армии. Двигаясь в направлении Москвы, Красная армия освободила не одну оккупированную территорию.
20 апреля 1942 года завершилась битва за Москву. А к ноябрю 1942 года немецкое наступление оккупировавшее Сталинград выдохлось, и советские войска перешли в наступление. Сталинградская битва считается коренным переломом в войне. С тех пор стратегическая инициатива перешла к Красной армии.
(Слайд 13) Летом 1943 года Советские войска отразили все атаки противника. В результате были освобождены Орёл, Белгород и Харьков.
В декабре 1943 года началась серия операций по освобождению Украины. В одной из таких операций участвовал дедушка вашего одноклассника, совершил подвиг и получил орден красной звезды. Давайте узнаем его историю.
Выступление ученика о своем прадеде.
Учитель: В январе 1944 года снятия блокады Ленинграда.
Июнь 1944 года освобождению Беларуси.
В январе 1945 года советские войска начали наступление по всему фронту. От войск вермахта к апрелю были освобождены европейские территории.
16 апреля 1945 года советские войска начали Берлинскую операцию, а 2 мая берлинский гарнизон сдался.
(Слайд 14)8 мая 1945 года Германия подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Великая Отечественная война завершилась.
Великая Отечественная война завершилась полным разгромом Германии и ее союзников. СССР не только отстоял свою независимость, но и освободил от нацизма страны Европы.
Советский Союз внес наибольший вклад в победу над нацизмом. По итогам войны СССР стал одной из двух ведущих мировых держав наряду с США.
(Слайд 15) Но победа советскому народу досталась очень тяжело. Погибло свыше 27 миллионов человек, были разрушены тысячи городов и десятки тысяч деревень. Была уничтожена большая часть инфраструктуры на территориях, захваченных немцами: предприятия, мосты, железные дороги.
Подводя итоги урока, ответьте на вопрос, Какие качества помогли Советскому народу победить фашизм? В чем заключается сила нашего народа?
Ответы детей.
Самоотверженность
Любовь к Родине
Единство народа
Память о подвиге нашего народа должна жить вечно! Нам долг хранить и уважать память тех лет.
Посмотрите на доску, на лица бессмертного полка. Запомните их. Давайте почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во имя своей Родины и своего народа.
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Для более старшего возраста можно использовать данную разработку, дополнив хронологией событий и историческими фактами Великой Отечественной войны. С последующим проведением блиц опроса.