Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. Сольфеджио. Сказочное путешествие в страну интервалов. 2 класс фортепианного, хорового отделения

Сольфеджио. Сказочное путешествие в страну интервалов. 2 класс фортепианного, хорового отделения

В основе урока лежит обобщение пройденного материала «Интервалы» для детей 5-7 и 7-8 лет. Цель урока: повторение, закрепление и применение полученных знаний при пении, игре на инструменте, анализе музыкальных произведений и элементов музыкального языка. Навык дирижирования.

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 2 города Надыма

Открытый урок

Сольфеджио.

Сказочное путешествие в страну интервалов

2 класс фортепианного, хорового отделения

Составитель: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, концертмейстер

Садыкова Оксана Гайратовна

Надым 2024

2

Тема занятия: «Сказочное путешествие в страну интервалов»

Тип занятия: повторение и закрепление.

Цель урока: применение полученных знаний при пении, игре на инструменте, анализе музыкальных произведений и элементов музыкального языка. Навык дирижирования.

Задачи

Образовательные:

Знание теоретических правила о строении простых интервалов и трезвучий. Параллельные тональности (Ре мажор, Си минор).

Определения на слух: простых интервалов и трезвучий.

Ритмические упражнения: простейшие ритмические формулы с участием четвертей, половинных, четвертных и восьмых длительностей в двухдольном размере. Дирижирование.

Развивающие:

Развитие певческих слуховых навыков обучающихся.

Развитие музыкального мышления, памяти, воображения, речи.

Развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

Воспитание музыкальной культуры учащихся.

Воспитание самостоятельности, личностной активности.

Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Вид урока: комбинированный.

Материально – техническое обеспечение урока:

доска, мел;

музыкальный инструмент: фортепиано;

СD и DVD-проигрыватель;

CD,DVD диски с аудио- и видеозаписями;

учебные, учебно-методические пособия, нотные сборники;

3

наглядные пособия (клавиатура, таблицы, схемы, карточки интервалов, ладов, тональностей, ритмических тактов и фраз в разных размерах, обозначений динамических оттенков, штрихов и т.п.);

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Практический

Объяснительно-иллюстративный

Поисковый

Проблемный

Исследовательский.

Средства обучения:

1. Бланк заданий для обучающихся;

2. Медиа презентация урока (иллюстративный материал: ноты, картинки);

3. Видео презентация и фонограмма Э.Григ «Утро», Ф.Шопен «Ноктюрн»;

Время урока: 1 час(40 минут)

Ход занятия

Сказочное путешествие в страну интервалов.

Ослик на прогулке.

В основе сказки лежит обобщение пройденного материала «Интервалы» для детей 5-7 и 7-8 лет. Озвучивание сказки берётся в какой-либо одной, удобной для исполнения тональности, Ре мажор или Фа мажор. Затем работу желательно продолжить в других тональностях.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы совершим сказочное путешествие в страну интервалов. Но прежде, надо вспомнить их название. (попевка «интервалы» из учебного пособия Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», Приложение 1).

4

Сказка начинается, солнце просыпается…(звучит отрывок «Утро» Э.Грига)

Опросить детей об услышанной мелодии:

1. характер музыки;

2. лад (мажор, минор)

3. темп произведения (медленно, быстро)

4. штрихи (легато, стаккато)

После опроса спеть T35 (тоническое трезвучие) Ре мажора с учащимися:

Встало солнышко, улыбнулось всем(Приложение 2);

Где-то вдалеке пропел петушок:

Ку-каре-ку, всех раз-бу-жу!(спетьч4)(Приложение 2)

ему ответил другой, потом ещё и ещё…А затем запел целый петушиный хор(учащиеся поют хором ч4)

Петушиная песенка разбудила ослика, который понял, что наступило утро и пора вставать. Он вышел на крыльцо и зевнул:

И-а, и-а,у-ши, хвос-тик, го-ло-ва.(спетьч5)

Он остался доволен своим внешним видом и от удовольствия даже топнул копытцем (играем чистую квинту в гармоническом звучании). Затем ослик топнул еще раз и пошел на прогулку, напевая песенку.(Приложение 2).

Преподаватель предлагает поимпровизировать на интервале чистая квинта. Если сказка рассказывается в тональности, то квинту желательно строить на первой ступени лада, если рассказ не связан с тональностью, то на любой высоте. Они могут звучать на фортепиано в гармоническом и мелодическом виде сразу. Ритм для импровизации дети выбирают сами или предложенным педагогом.

Шёл ослик по дорожке и увидел две тропинки, параллельно друг другу.

5

-По какой из них пойти? – подумал ослик.(Приложение 2).

И решил пойти по весёлой, которая ему даже как-то подмигнула. Но вдруг испугался и вернулся обратно. (учащийся играет на фортепиано мажорную гамму в восходящим и в нисходящим движении):

Остальные учащиеся класса дирижируют гамму без пения.

В дирижировании принимает участие вся рука целиком

-Ребята, а теперь давайте пропоём и продирижируем гамму Ре мажор, в восходящим и в нисходящим движении (учащиеся поют гамму)

-Молодцы, а теперь надо Ре мажор пропеть по тетрахорду, верхний и нижний тетрахорд. (учащиеся поют и дирижируют)

Продолжение сказки:

Тогда пошёл ослик по соседней, грустной тропинке и тоже испугался.

(учащийся играет параллельную гамму Ре мажору – си минор натуральный. В восходящим и в нисходящим движении):

Остальные учащиеся класса дирижируют гамму без пения.

6

-Пропоём и продирижируем ребята, си минор натуральный, также в восходящим и в нисходящим движении.

-Что же делать, если и так страшно идти? – подумал ослик.

-Надо шагать по двум тропинкам сразу. – Решил ослик.

В исполнении двоих учащихся или с педагогом мажорная и параллельная минорная (натуральный) звучат гаммы одновременно в восходящим движении.

А в это время за осликом давно наблюдал весёлый…Послушайте и догадайтесь, ребята кто? (звучит большая секунда Б2в мелодическом звучании.)

-Правильно, это наш знакомый – ёжик. (Приложение 2). Он ждал ослика в конце грустно-весёлой дорожки и от нетерпения переступал с ножки на ножку.

Два друга встретились и решили прогуляться вместе.

Попробуем это сыграть.

(учащийся импровизирует на большой секунде Б2 в гармоническом и мелодическом звучании одновременно звучат большая секунда и чистая квинта).

На опушке леса друзья увидели жирафа. (Приложение 2) Он бродил между высокими деревьями и сравнивал себя с каждым из них:

«Интересно, кто же выше – я или дерево?»

Жи-раф, боль-шой(звучит октава ч8)

7

Ослик и ёжик засмотрелись на эту картинку и не заметили, как налетели осы. (Приложение 2). Друзья испугались и запели громко.

Ой, о-сале-тит, жуж-жит! Нас у-жалить но-ро-вит! (звучат большие и малые секунды Б2, м2)

Ос было очень много, и все они – полосатые, как соседние клавиши на клавиатуре.

Задание: импровизация «осиного роя» на фортепиано – все «полосатые» секунды найти и сыграть.

- Но вдруг к ним прилетели еще две странные осы – Ми – Фа и Си – До. Именно они больно укусили двух друзей, которые поспешили спрятаться на лесной опушке.

А там они услышали разговор двух кукушек, которые спорили о том, какой сегодня день: (Приложение 2).

День ве-се-лый! О-ченьскуч-ный, груст-ный день. (звучит большая терция Б3и малая терция м3).

Ослик и ёжик устали слушать кукушечий спор и пошли дальше гулять. Они так и не узнали, кто кого переспорил, но одно поняли точно: если разговор начинала веселая кукушка, то звучание было веселым, а если грустная, то – грустным.

Пока два друга гуляли по лесу, день стал клониться к вечеру. Вдалеке послышался голос петушка: (Приложение 2)

Ку-ка-ре-ку! Спать у-ло-жу! (звучит чистая кварта ч4)

Друзья поспешили к себе домой.

(Звучит снова импровизация на интервалах чистой квинты и большой секунды ч5, Б2).

Ёжик полез к себе в норку, а ослик дальше пошел один.

(тема Ослика звучит как в начале сказки).

8

Наступил вечер. Закончилась прогулка ослика. Уже пора спать и ему, и солнышку (Приложение 2).

(звучит любой фрагмент из «Ноктюрнов» Ф. Шопена)

Опросить детей об услышанной мелодии:

  1. Характер музыки

  2. Лад (мажор, минор)

  3. Темп (быстро, медленно)

  4. Штрихи (легато, стаккатто)

После опроса спеть минорное t35(тоническое трезвучие) си минор с учащимися.

Вот и вся сказка про Ослика и его друзей, которую мы рассказали в параллельных тональностях – Ре мажоре и си миноре.

Опросить учащихся:

какие персонажи-интервалы сказки звучали в восходящим и в нисходящим движении;

гармоническое и мелодическое звучание интервалов;

какие интервалы прозвучали – широко, какие узко в зрительном образе героев сказки;

какой самый яркий образ сказки был – мажорный, а какой минорный.

После опроса, задать домашнее задание:

  1. Петь и дирижировать гаммы Ре мажор, си минор (натуральный);

  2. Выучить обозначение пройденных интервалов.

9

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Музыка. 2014.

  2. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Музыка. 2017.

  3. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио: Часть 1. Одноголосие. Музыка. 2014.

  4. В. Кириллова, В. Попов Сольфеджио ч.1. Музыка 1986.

  5. Н. Котикова сольфеджио для ДМШ. Музыка, 1983

  6. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. 2 класс. Комплект ученика. Учиться музыке легко. Композитор (СПб). 2011.

  7. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Методическое пособие. Часть 1,2. Музыка. 2017.

  8. Никитина И.П. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. Престо. 2002.

  9. Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха. Начальный курс сольфеджио. Престо. 2015.

  10. https://infourok.ru/plankonspekt-otkritogo-uroka-po-solfedzhio-po-stupenkam-muzikalnih-znaniy-vo-klasse-strunnosmichkovogo-otdeleniya-2003242.html

  11. https://infourok.ru/plankonspekt-otkritogo-uroka-po-solfedzhio-po-stupenkam-muzikalnih-znaniy-vo-klasse-strunnosmichkovogo-otdeleniya-2003242.html

  12. https://znanio.ru/media/penie-s-uvlecheniem-2852501

10

Приложение 1

Попевка «Интервалы» исполняют в любой мажорной тональности:

Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава –

Кто не знает этих интервалов, быть музыкантом не имеет право.

11

Приложение 2

Слайды к сказке «Ослик на прогулке» (MicrosoftPowerPoint)

T35

Рисунок 2к 2" /

ч4

12

ч5

ч5

13

Ёжик, ёжик, ты хорош,

С нами песенки поёшь.

Б2

14

Б2ч5

ч8

15

16

б3

м3

ч4

17

КОНЕЦ СКАЗКИ

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В основе урока лежит обобщение пройденного материала «Интервалы» для детей 5-7 и 7-8 лет. Цель урока: повторение, закрепление и применение полученных знаний при пении, игре на инструменте, анализе музыкальных произведений и элементов музыкального языка. Навык дирижирования.
0 ₽
Предлагаемая методическая разработка детально описывает профессиональную деятельность пианиста–концертмейстера хореографии в детской школе искусств. В содержание методической разработки подобран музыкальный материал к отдельным элементам движений. Целью рабочей программы является изучение и обобщение имеющиеся педагогические исследования, методические рекомендации и свой практический опыт в области педагогической деятельности концертмейстера. В данной рабочей программе представлен примерный музыкальный репертуар для каждого класса различный по уровню трудности. Рабочая программа составлена для учащихся прошедших двухлетнее обучение подготовительного класса.
0 ₽