Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. Сольфеджио. Сказочное путешествие в страну интервалов. 2 класс фортепианного, хорового отделения

Сольфеджио. Сказочное путешествие в страну интервалов. 2 класс фортепианного, хорового отделения

В основе урока лежит обобщение пройденного материала «Интервалы» для детей 5-7 и 7-8 лет. Цель урока: повторение, закрепление и применение полученных знаний при пении, игре на инструменте, анализе музыкальных произведений и элементов музыкального языка. Навык дирижирования.

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 2 города Надыма

Открытый урок

Сольфеджио.

Сказочное путешествие в страну интервалов

2 класс фортепианного, хорового отделения

Составитель: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, концертмейстер

Садыкова Оксана Гайратовна

Надым 2024

2

Тема занятия: «Сказочное путешествие в страну интервалов»

Тип занятия: повторение и закрепление.

Цель урока: применение полученных знаний при пении, игре на инструменте, анализе музыкальных произведений и элементов музыкального языка. Навык дирижирования.

Задачи

Образовательные:

Знание теоретических правила о строении простых интервалов и трезвучий. Параллельные тональности (Ре мажор, Си минор).

Определения на слух: простых интервалов и трезвучий.

Ритмические упражнения: простейшие ритмические формулы с участием четвертей, половинных, четвертных и восьмых длительностей в двухдольном размере. Дирижирование.

Развивающие:

Развитие певческих слуховых навыков обучающихся.

Развитие музыкального мышления, памяти, воображения, речи.

Развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

Воспитание музыкальной культуры учащихся.

Воспитание самостоятельности, личностной активности.

Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Вид урока: комбинированный.

Материально – техническое обеспечение урока:

доска, мел;

музыкальный инструмент: фортепиано;

СD и DVD-проигрыватель;

CD,DVD диски с аудио- и видеозаписями;

учебные, учебно-методические пособия, нотные сборники;

3

наглядные пособия (клавиатура, таблицы, схемы, карточки интервалов, ладов, тональностей, ритмических тактов и фраз в разных размерах, обозначений динамических оттенков, штрихов и т.п.);

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Практический

Объяснительно-иллюстративный

Поисковый

Проблемный

Исследовательский.

Средства обучения:

1. Бланк заданий для обучающихся;

2. Медиа презентация урока (иллюстративный материал: ноты, картинки);

3. Видео презентация и фонограмма Э.Григ «Утро», Ф.Шопен «Ноктюрн»;

Время урока: 1 час(40 минут)

Ход занятия

Сказочное путешествие в страну интервалов.

Ослик на прогулке.

В основе сказки лежит обобщение пройденного материала «Интервалы» для детей 5-7 и 7-8 лет. Озвучивание сказки берётся в какой-либо одной, удобной для исполнения тональности, Ре мажор или Фа мажор. Затем работу желательно продолжить в других тональностях.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы совершим сказочное путешествие в страну интервалов. Но прежде, надо вспомнить их название. (попевка «интервалы» из учебного пособия Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», Приложение 1).

4

Сказка начинается, солнце просыпается…(звучит отрывок «Утро» Э.Грига)

Опросить детей об услышанной мелодии:

1. характер музыки;

2. лад (мажор, минор)

3. темп произведения (медленно, быстро)

4. штрихи (легато, стаккато)

После опроса спеть T35 (тоническое трезвучие) Ре мажора с учащимися:

Встало солнышко, улыбнулось всем(Приложение 2);

Где-то вдалеке пропел петушок:

Ку-каре-ку, всех раз-бу-жу!(спетьч4)(Приложение 2)

ему ответил другой, потом ещё и ещё…А затем запел целый петушиный хор(учащиеся поют хором ч4)

Петушиная песенка разбудила ослика, который понял, что наступило утро и пора вставать. Он вышел на крыльцо и зевнул:

И-а, и-а,у-ши, хвос-тик, го-ло-ва.(спетьч5)

Он остался доволен своим внешним видом и от удовольствия даже топнул копытцем (играем чистую квинту в гармоническом звучании). Затем ослик топнул еще раз и пошел на прогулку, напевая песенку.(Приложение 2).

Преподаватель предлагает поимпровизировать на интервале чистая квинта. Если сказка рассказывается в тональности, то квинту желательно строить на первой ступени лада, если рассказ не связан с тональностью, то на любой высоте. Они могут звучать на фортепиано в гармоническом и мелодическом виде сразу. Ритм для импровизации дети выбирают сами или предложенным педагогом.

Шёл ослик по дорожке и увидел две тропинки, параллельно друг другу.

5

-По какой из них пойти? – подумал ослик.(Приложение 2).

И решил пойти по весёлой, которая ему даже как-то подмигнула. Но вдруг испугался и вернулся обратно. (учащийся играет на фортепиано мажорную гамму в восходящим и в нисходящим движении):

Остальные учащиеся класса дирижируют гамму без пения.

В дирижировании принимает участие вся рука целиком

-Ребята, а теперь давайте пропоём и продирижируем гамму Ре мажор, в восходящим и в нисходящим движении (учащиеся поют гамму)

-Молодцы, а теперь надо Ре мажор пропеть по тетрахорду, верхний и нижний тетрахорд. (учащиеся поют и дирижируют)

Продолжение сказки:

Тогда пошёл ослик по соседней, грустной тропинке и тоже испугался.

(учащийся играет параллельную гамму Ре мажору – си минор натуральный. В восходящим и в нисходящим движении):

Остальные учащиеся класса дирижируют гамму без пения.

6

-Пропоём и продирижируем ребята, си минор натуральный, также в восходящим и в нисходящим движении.

-Что же делать, если и так страшно идти? – подумал ослик.

-Надо шагать по двум тропинкам сразу. – Решил ослик.

В исполнении двоих учащихся или с педагогом мажорная и параллельная минорная (натуральный) звучат гаммы одновременно в восходящим движении.

А в это время за осликом давно наблюдал весёлый…Послушайте и догадайтесь, ребята кто? (звучит большая секунда Б2в мелодическом звучании.)

-Правильно, это наш знакомый – ёжик. (Приложение 2). Он ждал ослика в конце грустно-весёлой дорожки и от нетерпения переступал с ножки на ножку.

Два друга встретились и решили прогуляться вместе.

Попробуем это сыграть.

(учащийся импровизирует на большой секунде Б2 в гармоническом и мелодическом звучании одновременно звучат большая секунда и чистая квинта).

На опушке леса друзья увидели жирафа. (Приложение 2) Он бродил между высокими деревьями и сравнивал себя с каждым из них:

«Интересно, кто же выше – я или дерево?»

Жи-раф, боль-шой(звучит октава ч8)

7

Ослик и ёжик засмотрелись на эту картинку и не заметили, как налетели осы. (Приложение 2). Друзья испугались и запели громко.

Ой, о-сале-тит, жуж-жит! Нас у-жалить но-ро-вит! (звучат большие и малые секунды Б2, м2)

Ос было очень много, и все они – полосатые, как соседние клавиши на клавиатуре.

Задание: импровизация «осиного роя» на фортепиано – все «полосатые» секунды найти и сыграть.

- Но вдруг к ним прилетели еще две странные осы – Ми – Фа и Си – До. Именно они больно укусили двух друзей, которые поспешили спрятаться на лесной опушке.

А там они услышали разговор двух кукушек, которые спорили о том, какой сегодня день: (Приложение 2).

День ве-се-лый! О-ченьскуч-ный, груст-ный день. (звучит большая терция Б3и малая терция м3).

Ослик и ёжик устали слушать кукушечий спор и пошли дальше гулять. Они так и не узнали, кто кого переспорил, но одно поняли точно: если разговор начинала веселая кукушка, то звучание было веселым, а если грустная, то – грустным.

Пока два друга гуляли по лесу, день стал клониться к вечеру. Вдалеке послышался голос петушка: (Приложение 2)

Ку-ка-ре-ку! Спать у-ло-жу! (звучит чистая кварта ч4)

Друзья поспешили к себе домой.

(Звучит снова импровизация на интервалах чистой квинты и большой секунды ч5, Б2).

Ёжик полез к себе в норку, а ослик дальше пошел один.

(тема Ослика звучит как в начале сказки).

8

Наступил вечер. Закончилась прогулка ослика. Уже пора спать и ему, и солнышку (Приложение 2).

(звучит любой фрагмент из «Ноктюрнов» Ф. Шопена)

Опросить детей об услышанной мелодии:

  1. Характер музыки

  2. Лад (мажор, минор)

  3. Темп (быстро, медленно)

  4. Штрихи (легато, стаккатто)

После опроса спеть минорное t35(тоническое трезвучие) си минор с учащимися.

Вот и вся сказка про Ослика и его друзей, которую мы рассказали в параллельных тональностях – Ре мажоре и си миноре.

Опросить учащихся:

какие персонажи-интервалы сказки звучали в восходящим и в нисходящим движении;

гармоническое и мелодическое звучание интервалов;

какие интервалы прозвучали – широко, какие узко в зрительном образе героев сказки;

какой самый яркий образ сказки был – мажорный, а какой минорный.

После опроса, задать домашнее задание:

  1. Петь и дирижировать гаммы Ре мажор, си минор (натуральный);

  2. Выучить обозначение пройденных интервалов.

9

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Музыка. 2014.

  2. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Музыка. 2017.

  3. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио: Часть 1. Одноголосие. Музыка. 2014.

  4. В. Кириллова, В. Попов Сольфеджио ч.1. Музыка 1986.

  5. Н. Котикова сольфеджио для ДМШ. Музыка, 1983

  6. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. 2 класс. Комплект ученика. Учиться музыке легко. Композитор (СПб). 2011.

  7. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Методическое пособие. Часть 1,2. Музыка. 2017.

  8. Никитина И.П. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. Престо. 2002.

  9. Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха. Начальный курс сольфеджио. Престо. 2015.

  10. https://infourok.ru/plankonspekt-otkritogo-uroka-po-solfedzhio-po-stupenkam-muzikalnih-znaniy-vo-klasse-strunnosmichkovogo-otdeleniya-2003242.html

  11. https://infourok.ru/plankonspekt-otkritogo-uroka-po-solfedzhio-po-stupenkam-muzikalnih-znaniy-vo-klasse-strunnosmichkovogo-otdeleniya-2003242.html

  12. https://znanio.ru/media/penie-s-uvlecheniem-2852501

10

Приложение 1

Попевка «Интервалы» исполняют в любой мажорной тональности:

Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава –

Кто не знает этих интервалов, быть музыкантом не имеет право.

11

Приложение 2

Слайды к сказке «Ослик на прогулке» (MicrosoftPowerPoint)

T35

Рисунок 2к 2" /

ч4

12

ч5

ч5

13

Ёжик, ёжик, ты хорош,

С нами песенки поёшь.

Б2

14

Б2ч5

ч8

15

16

б3

м3

ч4

17

КОНЕЦ СКАЗКИ

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В основе урока лежит обобщение пройденного материала «Интервалы» для детей 5-7 и 7-8 лет. Цель урока: повторение, закрепление и применение полученных знаний при пении, игре на инструменте, анализе музыкальных произведений и элементов музыкального языка. Навык дирижирования.
0 ₽
Предлагаемая методическая разработка детально описывает профессиональную деятельность пианиста–концертмейстера хореографии в детской школе искусств. В содержание методической разработки подобран музыкальный материал к отдельным элементам движений. Целью рабочей программы является изучение и обобщение имеющиеся педагогические исследования, методические рекомендации и свой практический опыт в области педагогической деятельности концертмейстера. В данной рабочей программе представлен примерный музыкальный репертуар для каждого класса различный по уровню трудности. Рабочая программа составлена для учащихся прошедших двухлетнее обучение подготовительного класса.
0 ₽