Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 2 города Надыма
Открытый урок
Сольфеджио.
Сказочное путешествие в страну интервалов
2 класс фортепианного, хорового отделения
Составитель: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, концертмейстер
Садыкова Оксана Гайратовна
Надым 2024
2
Тема занятия: «Сказочное путешествие в страну интервалов»
Тип занятия: повторение и закрепление.
Цель урока: применение полученных знаний при пении, игре на инструменте, анализе музыкальных произведений и элементов музыкального языка. Навык дирижирования.
Задачи
Образовательные:
Знание теоретических правила о строении простых интервалов и трезвучий. Параллельные тональности (Ре мажор, Си минор).
Определения на слух: простых интервалов и трезвучий.
Ритмические упражнения: простейшие ритмические формулы с участием четвертей, половинных, четвертных и восьмых длительностей в двухдольном размере. Дирижирование.
Развивающие:
Развитие певческих слуховых навыков обучающихся.
Развитие музыкального мышления, памяти, воображения, речи.
Развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
Воспитание музыкальной культуры учащихся.
Воспитание самостоятельности, личностной активности.
Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Вид урока: комбинированный.
Материально – техническое обеспечение урока:
доска, мел;
музыкальный инструмент: фортепиано;
СD и DVD-проигрыватель;
CD,DVD диски с аудио- и видеозаписями;
учебные, учебно-методические пособия, нотные сборники;
3
наглядные пособия (клавиатура, таблицы, схемы, карточки интервалов, ладов, тональностей, ритмических тактов и фраз в разных размерах, обозначений динамических оттенков, штрихов и т.п.);
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Практический
Объяснительно-иллюстративный
Поисковый
Проблемный
Исследовательский.
Средства обучения:
1. Бланк заданий для обучающихся;
2. Медиа презентация урока (иллюстративный материал: ноты, картинки);
3. Видео презентация и фонограмма Э.Григ «Утро», Ф.Шопен «Ноктюрн»;
Время урока: 1 час(40 минут)
Ход занятия
Сказочное путешествие в страну интервалов.
Ослик на прогулке.
В основе сказки лежит обобщение пройденного материала «Интервалы» для детей 5-7 и 7-8 лет. Озвучивание сказки берётся в какой-либо одной, удобной для исполнения тональности, Ре мажор или Фа мажор. Затем работу желательно продолжить в других тональностях.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы совершим сказочное путешествие в страну интервалов. Но прежде, надо вспомнить их название. (попевка «интервалы» из учебного пособия Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», Приложение 1).
4
Сказка начинается, солнце просыпается…(звучит отрывок «Утро» Э.Грига)
Опросить детей об услышанной мелодии:
1. характер музыки;
2. лад (мажор, минор)
3. темп произведения (медленно, быстро)
4. штрихи (легато, стаккато)
После опроса спеть T35 (тоническое трезвучие) Ре мажора с учащимися:
Встало солнышко, улыбнулось всем(Приложение 2);
Где-то вдалеке пропел петушок:
Ку-каре-ку, всех раз-бу-жу!(спетьч4)(Приложение 2)
ему ответил другой, потом ещё и ещё…А затем запел целый петушиный хор(учащиеся поют хором ч4)
Петушиная песенка разбудила ослика, который понял, что наступило утро и пора вставать. Он вышел на крыльцо и зевнул:
И-а, и-а,у-ши, хвос-тик, го-ло-ва.(спетьч5)
Он остался доволен своим внешним видом и от удовольствия даже топнул копытцем (играем чистую квинту в гармоническом звучании). Затем ослик топнул еще раз и пошел на прогулку, напевая песенку.(Приложение 2).
Преподаватель предлагает поимпровизировать на интервале чистая квинта. Если сказка рассказывается в тональности, то квинту желательно строить на первой ступени лада, если рассказ не связан с тональностью, то на любой высоте. Они могут звучать на фортепиано в гармоническом и мелодическом виде сразу. Ритм для импровизации дети выбирают сами или предложенным педагогом.
Шёл ослик по дорожке и увидел две тропинки, параллельно друг другу.
5
-По какой из них пойти? – подумал ослик.(Приложение 2).
И решил пойти по весёлой, которая ему даже как-то подмигнула. Но вдруг испугался и вернулся обратно. (учащийся играет на фортепиано мажорную гамму в восходящим и в нисходящим движении):
Остальные учащиеся класса дирижируют гамму без пения.
В дирижировании принимает участие вся рука целиком
-Ребята, а теперь давайте пропоём и продирижируем гамму Ре мажор, в восходящим и в нисходящим движении (учащиеся поют гамму)
-Молодцы, а теперь надо Ре мажор пропеть по тетрахорду, верхний и нижний тетрахорд. (учащиеся поют и дирижируют)
Продолжение сказки:
Тогда пошёл ослик по соседней, грустной тропинке и тоже испугался.
(учащийся играет параллельную гамму Ре мажору – си минор натуральный. В восходящим и в нисходящим движении):
Остальные учащиеся класса дирижируют гамму без пения.
6
-Пропоём и продирижируем ребята, си минор натуральный, также в восходящим и в нисходящим движении.
-Что же делать, если и так страшно идти? – подумал ослик.
-Надо шагать по двум тропинкам сразу. – Решил ослик.
В исполнении двоих учащихся или с педагогом мажорная и параллельная минорная (натуральный) звучат гаммы одновременно в восходящим движении.
А в это время за осликом давно наблюдал весёлый…Послушайте и догадайтесь, ребята кто? (звучит большая секунда Б2в мелодическом звучании.)
-Правильно, это наш знакомый – ёжик. (Приложение 2). Он ждал ослика в конце грустно-весёлой дорожки и от нетерпения переступал с ножки на ножку.
Два друга встретились и решили прогуляться вместе.
Попробуем это сыграть.
(учащийся импровизирует на большой секунде Б2 в гармоническом и мелодическом звучании одновременно звучат большая секунда и чистая квинта).
На опушке леса друзья увидели жирафа. (Приложение 2) Он бродил между высокими деревьями и сравнивал себя с каждым из них:
«Интересно, кто же выше – я или дерево?»
Жи-раф, боль-шой(звучит октава ч8)
7
Ослик и ёжик засмотрелись на эту картинку и не заметили, как налетели осы. (Приложение 2). Друзья испугались и запели громко.
Ой, о-сале-тит, жуж-жит! Нас у-жалить но-ро-вит! (звучат большие и малые секунды Б2, м2)
Ос было очень много, и все они – полосатые, как соседние клавиши на клавиатуре.
Задание: импровизация «осиного роя» на фортепиано – все «полосатые» секунды найти и сыграть.
- Но вдруг к ним прилетели еще две странные осы – Ми – Фа и Си – До. Именно они больно укусили двух друзей, которые поспешили спрятаться на лесной опушке.
А там они услышали разговор двух кукушек, которые спорили о том, какой сегодня день: (Приложение 2).
День ве-се-лый! О-ченьскуч-ный, груст-ный день. (звучит большая терция Б3и малая терция м3).
Ослик и ёжик устали слушать кукушечий спор и пошли дальше гулять. Они так и не узнали, кто кого переспорил, но одно поняли точно: если разговор начинала веселая кукушка, то звучание было веселым, а если грустная, то – грустным.
Пока два друга гуляли по лесу, день стал клониться к вечеру. Вдалеке послышался голос петушка: (Приложение 2)
Ку-ка-ре-ку! Спать у-ло-жу! (звучит чистая кварта ч4)
Друзья поспешили к себе домой.
(Звучит снова импровизация на интервалах чистой квинты и большой секунды ч5, Б2).
Ёжик полез к себе в норку, а ослик дальше пошел один.
(тема Ослика звучит как в начале сказки).
8
Наступил вечер. Закончилась прогулка ослика. Уже пора спать и ему, и солнышку (Приложение 2).
(звучит любой фрагмент из «Ноктюрнов» Ф. Шопена)
Опросить детей об услышанной мелодии:
Характер музыки
Лад (мажор, минор)
Темп (быстро, медленно)
Штрихи (легато, стаккатто)
После опроса спеть минорное t35(тоническое трезвучие) си минор с учащимися.
Вот и вся сказка про Ослика и его друзей, которую мы рассказали в параллельных тональностях – Ре мажоре и си миноре.
Опросить учащихся:
какие персонажи-интервалы сказки звучали в восходящим и в нисходящим движении;
гармоническое и мелодическое звучание интервалов;
какие интервалы прозвучали – широко, какие узко в зрительном образе героев сказки;
какой самый яркий образ сказки был – мажорный, а какой минорный.
После опроса, задать домашнее задание:
Петь и дирижировать гаммы Ре мажор, си минор (натуральный);
Выучить обозначение пройденных интервалов.
9
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. Музыка. 2014.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Музыка. 2017.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио: Часть 1. Одноголосие. Музыка. 2014.
В. Кириллова, В. Попов Сольфеджио ч.1. Музыка 1986.
Н. Котикова сольфеджио для ДМШ. Музыка, 1983
Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. 2 класс. Комплект ученика. Учиться музыке легко. Композитор (СПб). 2011.
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Методическое пособие. Часть 1,2. Музыка. 2017.
Никитина И.П. 200 примеров для чтения с листа на уроках сольфеджио. Престо. 2002.
Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха. Начальный курс сольфеджио. Престо. 2015.
https://infourok.ru/plankonspekt-otkritogo-uroka-po-solfedzhio-po-stupenkam-muzikalnih-znaniy-vo-klasse-strunnosmichkovogo-otdeleniya-2003242.html
https://infourok.ru/plankonspekt-otkritogo-uroka-po-solfedzhio-po-stupenkam-muzikalnih-znaniy-vo-klasse-strunnosmichkovogo-otdeleniya-2003242.html
https://znanio.ru/media/penie-s-uvlecheniem-2852501
10
Приложение 1
Попевка «Интервалы» исполняют в любой мажорной тональности:
Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава –
Кто не знает этих интервалов, быть музыкантом не имеет право.
11
Приложение 2
Слайды к сказке «Ослик на прогулке» (MicrosoftPowerPoint)
T35
к 2" /
ч4
12
ч5
ч5
13
Ёжик, ёжик, ты хорош,
С нами песенки поёшь.
Б2
14
Б2ч5
ч8
15
16
б3
м3
ч4
17
КОНЕЦ СКАЗКИ