Текст «Сольфеджирование на уроках сольфеджио».
Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио.
При сольфеджировании вырабатываются пральные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту,воспитывается чувство лада.
Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале – выученных на слух мелодий, а в дальнейшем – незнакомых мелодий, песен). При этом преподаватель должен обращать внимание на правильность и чёткость дирижёрского жеста ученика.
Несмотря на то, что основная работа по воспитанию вокально-хоровых навыков проводится на хоровых занятиях, педагогу-теоретику необходимо с первых же уроков следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку учащихся при пении и т.д.
На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения (а cappell ), не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при интонационных оборотах или потере ощущения лада, можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением.
Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии или двухголосия без предварительного разучивания.
Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к моменту начала работы наличия у учащегося значительного слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность, темп, а в дальнейшем – перестраиваться из одного лада в другой.
В процессе работы особое внимание нужно уделять развитию внутреннего слуха (научить учащихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).
В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует приучать ученика всё время смотреть по нотному тексту как бы вперёд и петь без остановок, не теряя ощущения конкретной тональности.
При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Желательно, чтобы она проводилась самими учащимися от данной тоники или от ноты «ля», взятой с помощью камертона или фортепиано. Возможны и другие формы настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность) или даёт первый звук исполняемого примера, а учащиеся сами настраиваются в соответствующей тональности и т.д.
Музыкальные примеры для чтения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые учащимся мелодические и ритмические обороты. Очень важны художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.
Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий, пение мелодий в разных ключах.