Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи по вопросам физического воспитания и оздоровления воспитанников.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. А сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников является главным в работе с детьми. Невозможно вести работу с дошкольниками без взаимодействия с семьей.
Каждый год детский сад открывает для вновь пришедших детей двери и передо мной стоит сложная задача, как привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. Хочется, чтобы родители и я стали друзьями и партнерами, убедить родителей в том, что ответственность за ребенка у нас общая.
Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и физического воспитания дошкольников.
Прежде всего, я попыталась ответить на важные для меня и всего коллектива вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».
Актуальность:
дефицит внимания родителей к детскому спорту и физкультурной деятельности в целом;
отсутствие интереса к занятиям физической культуры в детском саду и дома как у детей так и у родителей;
недостаток информации по вопросам детского физического воспитания.
Цель: Реализация современных подходов и взаимодействие ДОУ и семьи в физическом воспитании дошкольников.
Задачи:
повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка;
приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
понятие и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему, как к уникальной личности.
поддерживать родителей в их стремлении вести здоровый образ жизни и сохранении здоровья.
Основные направления работы:
создание условий для развития и оздоровления ребенка;
осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей: это спортивный зал, интерьер которого, выполненный яркими цветами и оборудованный как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием
Физкультурные стенды, консультационный пункт из которых родители получают информацию о содержании физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, в частности в течение дня. Информирую родителей о том, какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные упражнения, пальчиковые гимнастики, самомассажи, дыхательные упражнения. Дорожки здоровья не только в спальнях, но и на спортивной площадке для занятий на улице.
В своей работе придерживаюсь ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы:
индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;
взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательном процессе.
Соблюдение данных принципов позволяет приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а так же помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.
Формы организации физического воспитания
Физическая культура (непосредственная образовательная деятельность)
Физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями, «побудка» - ленивая гимнастика)
Повседневная работа по физическому воспитанию детей(подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа
с отдельными детьми и с небольшими
группами, самостоятельные занятия
детей различными видами физических
упражнений, праздники)
Для достижения положительного результата, в своей работе использую такие традиционные формы работы с семьёй, как:
Беседы— индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.
Открытые физкультурные занятия для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков.
Дни открытых дверей в спортивном зале - помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.
Физкультурные праздники и развлечения – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
Консультации и рекомендации.
Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
Анкетирование– необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться и формы работы детского сада с семьей.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволила заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь нашего ДОУ.
Онлайн фотоконкурсы. Родители принимают участие в фотоконкурсе «Моя спортивная семья», данная форма работы способствует повышению интереса детей к физической культуре и спорту. А так же, детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких.
Изготовление нетрадиционного оборудования - родители вместе с детьми принимают участие в работе по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно-оздоровительной деятельности. Использование нетрадиционного оборудования благоприятно влияет на формирование всех систем и функций организма, удовлетворяет потребности ребенка в движении, вызывает большой восторг и бережное отношение к оборудованию, желание использовать его как можно чаще.
Совместные акции, например «День туризма», «День ходьбы», «День футбола», которые формируют у детей и взрослых позицию признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укреплении своего здоровья.
В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей:
физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, досуги, спортивные праздники, использование на занятиях и досугах ИКТ, планирую и организую образовательную деятельность по физическому воспитанию, методическая помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (консультации, рекомендации, семинары-практикумы и т.д.), дистанционная форма работы с детьми и родителями.
Сотрудничество с родителями по проведению физкультурно-оздоровительной работы с детьми, пропаганда здорового образа жизни через открытые мероприятия по физической культуре, совместные спортивные праздники: «Зимние забавы», «Спортивный светофорчик», «Весёлые старты» и т.д.
Такое взаимодействие с родителями приведет к значительному улучшению отношению к физкультуре и спорту в семье.
Стало традицией участие детей и родителей в спортивных мероприятиях, как на уровне детского сада, так и на муниципальном уровне: Спартакиада, Лыжня России», «Папа, мама, я – спортивная семья», актуальная на данный момент «Шумбрат, зарядка». Родители вместе с детьми принимают активное участие.
С целью морального стимулирования наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании вручаем благодарственные письма от администрации детского сада.
Особенность используемых мною форм работы заключается в том, что они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, воспитателей и детей.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в работе по физическому воспитанию детей в нашем ДОУ. Как показывает мой опыт работы, родители, которые преодолев стеснения во время открытых мероприятий в ДОУ, становятся более активными участниками жизни ребёнка в школе (с охотой участвуют в различных проектах, соревнования).
Считаю, что целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического воспитания и оздоровления детей в нашем дошкольном учреждении формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к школьной жизни не только детей, но и родителей, также способствует самореализации родительского потенциала.