Л.П. Зайдуллина,
преподаватель МБУ ДО «ДШИ №8 «Радуга» г. о. Самара,
Самарская область (Россия)
« Современные вокальные приёмы и техники эстрадного исполнительства в системе дополнительного образования детей»
Аннотация: В данной работе автор ставит перед собой попытку рассмотреть технику эстрадного пения в современном мире как способную конкурировать в системе профессионального образования на ровне со сложившимися классическими музыкальными направлениями. В связи с тем, что по всему миру и в том числе, и в России все большую популярность набирает именно жанр “эстрадного вокала” можно сделать выводы, что ее техники актуальны как никогда и игнорировать их образовательные учреждения их больше не могут.
Ключевые слова: эстрада, эстрадное пение, современные техники вокала, музыкальное образование, музыкальная педагогика.
Несмотря на огромную популярность эстрады в современном мире и охотно воспринимающийся как предмет среди молодежи и молодых родителей - более взрослое поколение отдает предпочтение более классическим жанрам для изучения в образовательных учреждениях. Это связано с исторически сложившимися устоями консерваторий и музыкальных школ, изучением и сохранением классических произведений, которые передаются из поколения в поколения как неотъемлемый элемент истории. К сожалению, “легкий” жанр сравнительно новое направление в профессиональном понимании. Официальное подтверждение первого упоминания эстрадного вокала как профессиональной музыки датируется началом XX века. [1]
Тема вокальной музыки изучена достаточно хорошо и в наше время не теряет актуальности. Вокальная музыка зародился на заре человеческой цивилизации. Заключалось такое пение не в профессионализме исполнителя, а в бытовых, жизненных ситуациях, которые люди переносили в музыку и помогало справляться со многими ситуациями.[2] Происхождение пения связано со стремлением человека выразить свое настроение в звуках голоса. Один из старейших видов музыкального исполнения - передача идейно-образного содержания музыкальных произведений посредством певческого голоса. Вокальное искусство в высшем смысле слова — это еще и искусство актерского воплощения и перевоплощения, которое в своих лучших проявлениях базируется на всем огромном опыте развития этого вида творчества. Итак, вокальное и исполнительское творчество — это гармоничное сочетание традиций и новаторства. Исходя из статьи Снежинской можно сделать выводы, что древние люди воспринимали музыку от птиц, явлений природы и складывали их в первое подобие песен. [3] В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указана12
Актуальность проблемы заключается в том, что в современном мире эстрадный вокал, хоть и чрезвычайно популярен среди молодых родителей и их детей, не всегда вводится в музыкальные школы или иные музыкальные образовательные учреждения. Это обусловлено достаточно предвзятым отношением старшего поколения к данному жанру и их стереотипам о том, что эстрадный вокал – это «кружок творческой самодеятельности» или высказывания про то, что для эстрадного вокала не нужно профессионально заниматься музыкой. Достаточно просто петь своим голосом. В данной статье приведены некоторые примеры техник, которые дают возможность лучше понять эстрадных вокалистов и наглядно показать, что изучение этого стиля отнюдь не легкая задача даже для профессиональных музыкантов.
Изначально родители или сам ребенок, определив, что он хочет заниматься именно вокальной музыкой, а не инструментальной, должны определиться, какому именно жанр вокальной музыки они бы отдали предпочтение. Сделать это достаточно трудно, и многие ученики и студенты с течением времени понимают, что выбрали не то направление, но переучиться на другой задача трудновыполнимая. Это обусловлено тем, кто каждый из этих жанров имеют свои особенности, техники и методики, позволяющие лучше окрасить свой голос и правильно извлекать певческие звуки. Академический и народный вокал являются одними из самых распространенных направлений в музыкальных училищах. Они имеют свои каноны, а именно то, что не терпят никакого отклонения от музыкальных канонов. В это же время эстрадный вокал не имеет таких четких границ и приветствует любое проявления своего тембрального окраса, “несовершенств” в голосе и других импровизационных моментов. Если ребенок решил, что он не хочет быть в каких-то вокальных рамках, а хочет проявлять свою индивидуальную особенность и имеет сравнительно неплохие актерские навыки, то эстрадный жанр подойдет для него лучше всего.
Эстрадный вокал сложился сравнительно недавно, если сравнивать эти цифры с другими музыкальными жанрами. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики» [4].
Под эстрадным вокалом подразумевается вокальная техника, искусство, представляющее собой синтез разных направлений. Эстрадная манера пения имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить следующие:
Отсутствие строгих правил, объединение разных вокальных техник в рамках одного жанра;
Поиск уникальной манеры исполнения, внимание к индивидуальности исполнителя;
Простота формы музыкального произведения, запоминающийся мотив, ориентация на широкую аудиторию.
В отличие от академического вокала, нацеленного на передачу красоты голоса, в эстрадном вокале передаются эмоции.
Становление профессионального образования в музыкальном эстрадном направлении приходится на 80-е годы ХХ века. «Приложение к приказу министерства культуры РСФСР от 8 января 1990 г. № 7» об аттестации эстрадных отделений музыкальных училищ и училищ искусств сделало возможным открытие самостоятельных эстрадных отделений в музыкальных училищах [5]. Возникает понятие «музыкальное искусство эстрады», получившее профессиональный статус. Несмотря на то, что эстрадный вокал теперь на государственном уровне является полноправным профессиональным образованием, его и спустя сорок лет отказываются принимать в многих учреждениях. Это обусловлено тем, что данный жанр не имел хорошо продуманной техники и методики преподавания. Многие годы его преподавали по методике академического вокала. Просмотрев и проанализировав исполнителей XX века, как Л. Лещенко, Л.Утёсова, Л.Зыкину, М.Магомаева можно отметить сходство в подаче и манере звукоизвлечения. Все они являясь эстрадными вокалистами имеют академическую манеру пения. Лишь недавно, в начале 2000х годов многие выпускники эстрадных отделений стали пробовать новые техники путешествуя по миру, вбирая в себя методики западных педагогов, меняя их, превращая все в более новое и новое. Некоторые техники на столько сложные, что даже профессиональные вокалисты академического жанра не могут даже представить, как такое возможно сделать голосом, при этом не повреждая связки. Но, все дело в том, что связки не повреждаются при правильном звук извлечении.
Проанализировав статью Толмачевой, можно выделить несколько техник, которые показывают некоторые приемы эстрадно-джазового звукоизвлечения, а именно:
Расщепление – это приём пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приёмы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв. В академическом вокале пение с воздухом, с призвуком, т.е. с любой долей шума считается серьёзным дефектом.
Глиссандо , также известен как «слайд». Данный приём представляет плавный переход с ноты на ноту, скольжение от одного звука к другому. Глиссандо может быть как восходящим, так и нисходящим. Приём широко используется во всех афроамериканских стилях.
Фальцет – пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке, особенно ритм-н-блюзе, где необходимо достичь особой энергетики. Причём, фальцет применяется как в ярких кульминациях, так и при негромком пении (что придаёт на первый взгляд приглушённому звучанию характерное напряжение).
Обертоновое пение также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Обертоновое пение характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).
Субтон – пение с придыханием. Примеры этого приёма можно весьма часто услышать в джазе и поп-музыке. Особенно часто он встречается в расслабленно-эротическом блюзовом пении. Субтон – звучание голоса с явно слышимыми воздушными шумами, реализуемое в нижнем регистре голоса, и соответственно на тихом динамическом нюансе. Данный приём отличается мягким, рыхлым и «нежным» звучанием.[6]
Как можно заметить из вышесказанного - некоторые приемы можно отнести как к эстрадному, эстрадно-джазовому, так и к академическому вокалу. Таким образом можно сделать выводы, что вокальные техники связаны между собой, несомненно пересекаются, образуя нечто новое. И это не удивительно, т.к эстрадный жанр появился от слияния народного и академического вокала.
Кроме того, эстрадный вокал — это не просто “легкая музыка”. Романсы начала XX века, как в России, так и зарубежном также являются Частью истории на ровне с классическими произведениями. Романсы Алябьева, Варламова, Морозова и других уже давно вошли в список отечественной классической музыки несмотря на то, что являются эстрадными классическими произведениями. Это доказывает, что несмотря на неприязнь старшего поколения к современной музыке они не могут отрицать тот факт, что также обучают детей классическим эстрадным произведениям.[7]
Л. Киселева о выдающемся учителе русского вокала В. Хачатурове вспоминает его главные слова и утверждает, что Владимир Христофорович создал свою вокальную технику эстрадного и джазового пения на основе итальянской школы. Как один из лучших камерных певов, исполняющих как классическую, так и современную музыку, он всегда говорил: «Поп-стиль в классической вокальной школе»[8]
Кроме классичеких технических приемов существуют техники, используемые исключительно в эстрадной и эстрадно-джазовой музыке, а именно:
Йодль. Также известен как «тирольское пение». Он заключается в резком переходе от пения «на опоре» к фальцету.
Громулинг или громул (от английского гроулинг - «гроулинг») - техника пения с расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк, дэт и дум-метал, а также в грайндкоре и дэткоре.
Вокальное лик - это хвост или приставка фальцета, в начале в конце или в середине слов и фраз. С помощью лица можно выделять слова, фразы в пении, а также расставлять яркие акценты и вносить разнообразие в свое пение. Они используют лицо, чтобы оживить задержанные слова и фразы.
Дёрти-тоны Грязные тона (англ. Dirty tones - буквы. Нечистые, ложные тона) - тона, которые характеризуются зоной нестабильности высоты тона, неопределенным тембральным оттенком, звуком, навязанным динамикой, и искусственной вибрацией различной ширины. Они являются одной из главных отличительных черт афроамериканской народной и джазовой музыки. По своему происхождению грязные тона восходят к архаичным африканским религиозным культам. Незаменимая составляющая современной джазовой и рок-музыки.
Крик, или стиль крика (крик, стиль крика, от английского крик-крик) - это особый стиль пения, в котором используются различные техники интонации речи (шепот, стон, крик, фальцет и т. Д.), Восходящий к африканскому фольклору происхождение. Крик сохранился в культовых обрядах афроамериканского фольклора (варк-песни, баллады, спиричуэлы, блюз).
Кричащие элементы составляют одно из основных выразительных средств традиционного и современного джаза - как вокального, так и инструментального. Одна из разновидностей крика - скрим эдж (громкое пение).
Список литературы:
Н.О.Подпоринова. Современное вокальное эстрадное искусство в контексте Российской музыкальной традиции XX В. 2016
2. Саркисова А.А. «Историко-теоретические аспекты развития эстрадного вокала»: 2019 г.
3. Снежинская М.Г. “Эволюция музыкальной индустрии.” 2018
4. Белоусенко М.И «Сравнительный анализ академического, народного и эстрадного вокала» /Наука.Искусство.Культура: Выпуск 2 (26) 2020
5.Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. - М.: Олма, 2004 – 862с.
6. Клитин С.С. Эстрада и современность // Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1968
7. Толмачева Н. Эстрадное и джазовое пение. Студия современного вокала, 2014.
8. Киселёва, Л.Л. Эстрадно-джазовая школа В.Х. Хачатуряна и продолжение её традиций на кафедре эстрадно-джазового пения вокального факультета МГУКИ: мат. науч.-практ. конф., посвящ. пятилетию вокал. фак. МГУКИ / Л.Л. Киселева; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2004. - С.117.
1
2 Прим. «Закон об образовании РФ» и Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» нацеливают на «формирование базиса личностной культуры человека, основанной на осознанном и творчески-преобразующем отношении к окружающему миру».
6