Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Современные вокальные приёмы и техники эстрадного исполнительства в системе дополнительного образования детей

Современные вокальные приёмы и техники эстрадного исполнительства в системе дополнительного образования детей

В данной работе автор ставит перед собой попытку рассмотреть технику эстрадного пения в современном мире как способную конкурировать в системе профессионального образования на ровне со сложившимися классическими музыкальными направлениями. В связи с тем, что по всему миру и в том числе, и в России все большую популярность набирает именно жанр “эстрадного вокала” можно сделать выводы, что ее техники актуальны как никогда и игнорировать их образовательные учреждения их больше не могут. Ключевые слова: эстрада, эстрадное пение, современные техники вокала, музыкальное образование, музыкальная педагогика.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Л.П. Зайдуллина,

преподаватель МБУ ДО «ДШИ №8 «Радуга» г. о. Самара,

Самарская область (Россия)

« Современные вокальные приёмы и техники эстрадного исполнительства в системе дополнительного образования детей»

Аннотация: В данной работе автор ставит перед собой попытку рассмотреть технику эстрадного пения в современном мире как способную конкурировать в системе профессионального образования на ровне со сложившимися классическими музыкальными направлениями. В связи с тем, что по всему миру и в том числе, и в России все большую популярность набирает именно жанр “эстрадного вокала” можно сделать выводы, что ее техники актуальны как никогда и игнорировать их образовательные учреждения их больше не могут.

Ключевые слова: эстрада, эстрадное пение, современные техники вокала, музыкальное образование, музыкальная педагогика.

Несмотря на огромную популярность эстрады в современном мире и охотно воспринимающийся как предмет среди молодежи и молодых родителей - более взрослое поколение отдает предпочтение более классическим жанрам для изучения в образовательных учреждениях. Это связано с исторически сложившимися устоями консерваторий и музыкальных школ, изучением и сохранением классических произведений, которые передаются из поколения в поколения как неотъемлемый элемент истории. К сожалению, “легкий” жанр сравнительно новое направление в профессиональном понимании. Официальное подтверждение первого упоминания эстрадного вокала как профессиональной музыки датируется началом XX века. [1]

Тема вокальной музыки изучена достаточно хорошо и в наше время не теряет актуальности. Вокальная музыка зародился на заре человеческой цивилизации. Заключалось такое пение не в профессионализме исполнителя, а в бытовых, жизненных ситуациях, которые люди переносили в музыку и помогало справляться со многими ситуациями.[2] Происхождение пения связано со стремлением человека выразить свое настроение в звуках голоса. Один из старейших видов музыкального исполнения - передача идейно-образного содержания музыкальных произведений посредством певческого голоса. Вокальное искусство в высшем смысле слова — это еще и искусство актерского воплощения и перевоплощения, которое в своих лучших проявлениях базируется на всем огромном опыте развития этого вида творчества. Итак, вокальное и исполнительское творчество — это гармоничное сочетание традиций и новаторства. Исходя из статьи Снежинской можно сделать выводы, что древние люди воспринимали музыку от птиц, явлений природы и складывали их в первое подобие песен. [3] В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указана12

Актуальность проблемы заключается в том, что в современном мире эстрадный вокал, хоть и чрезвычайно популярен среди молодых родителей и их детей, не всегда вводится в музыкальные школы или иные музыкальные образовательные учреждения. Это обусловлено достаточно предвзятым отношением старшего поколения к данному жанру и их стереотипам о том, что эстрадный вокал – это «кружок творческой самодеятельности» или высказывания про то, что для эстрадного вокала не нужно профессионально заниматься музыкой. Достаточно просто петь своим голосом. В данной статье приведены некоторые примеры техник, которые дают возможность лучше понять эстрадных вокалистов и наглядно показать, что изучение этого стиля отнюдь не легкая задача даже для профессиональных музыкантов.

Изначально родители или сам ребенок, определив, что он хочет заниматься именно вокальной музыкой, а не инструментальной, должны определиться, какому именно жанр вокальной музыки они бы отдали предпочтение. Сделать это достаточно трудно, и многие ученики и студенты с течением времени понимают, что выбрали не то направление, но переучиться на другой задача трудновыполнимая. Это обусловлено тем, кто каждый из этих жанров имеют свои особенности, техники и методики, позволяющие лучше окрасить свой голос и правильно извлекать певческие звуки. Академический и народный вокал являются одними из самых распространенных направлений в музыкальных училищах. Они имеют свои каноны, а именно то, что не терпят никакого отклонения от музыкальных канонов. В это же время эстрадный вокал не имеет таких четких границ и приветствует любое проявления своего тембрального окраса, “несовершенств” в голосе и других импровизационных моментов. Если ребенок решил, что он не хочет быть в каких-то вокальных рамках, а хочет проявлять свою индивидуальную особенность и имеет сравнительно неплохие актерские навыки, то эстрадный жанр подойдет для него лучше всего.

Эстрадный вокал сложился сравнительно недавно, если сравнивать эти цифры с другими музыкальными жанрами. Её специфика заключается в лёгкой приспособленности к различным условиям публичной демонстрации и кратковременности действия, в художественно-выразительных средствах, искусство, содействующее яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры, публицистики» [4].

Под эстрадным вокалом подразумевается вокальная техника, искусство, представляющее собой синтез разных направлений. Эстрадная манера пения имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить следующие:

  • Отсутствие строгих правил, объединение разных вокальных техник в рамках одного жанра;

  • Поиск уникальной манеры исполнения, внимание к индивидуальности исполнителя;

  • Простота формы музыкального произведения, запоминающийся мотив, ориентация на широкую аудиторию.

  • В отличие от академического вокала, нацеленного на передачу красоты голоса, в эстрадном вокале передаются эмоции.

Становление профессионального образования в музыкальном эстрадном направлении приходится на 80-е годы ХХ века. «Приложение к приказу министерства культуры РСФСР от 8 января 1990 г. № 7» об аттестации эстрадных отделений музыкальных училищ и училищ искусств сделало возможным открытие самостоятельных эстрадных отделений в музыкальных училищах [5]. Возникает понятие «музыкальное искусство эстрады», получившее профессиональный статус. Несмотря на то, что эстрадный вокал теперь на государственном уровне является полноправным профессиональным образованием, его и спустя сорок лет отказываются принимать в многих учреждениях. Это обусловлено тем, что данный жанр не имел хорошо продуманной техники и методики преподавания. Многие годы его преподавали по методике академического вокала. Просмотрев и проанализировав исполнителей XX века, как Л. Лещенко, Л.Утёсова, Л.Зыкину, М.Магомаева можно отметить сходство в подаче и манере звукоизвлечения. Все они являясь эстрадными вокалистами имеют академическую манеру пения. Лишь недавно, в начале 2000х годов многие выпускники эстрадных отделений стали пробовать новые техники путешествуя по миру, вбирая в себя методики западных педагогов, меняя их, превращая все в более новое и новое. Некоторые техники на столько сложные, что даже профессиональные вокалисты академического жанра не могут даже представить, как такое возможно сделать голосом, при этом не повреждая связки. Но, все дело в том, что связки не повреждаются при правильном звук извлечении.

Проанализировав статью Толмачевой, можно выделить несколько техник, которые показывают некоторые приемы эстрадно-джазового звукоизвлечения, а именно:

Расщепление – это приём пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приёмы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв. В академическом вокале пение с воздухом, с призвуком, т.е. с любой долей шума считается серьёзным дефектом.

Глиссандо , также известен как «слайд». Данный приём представляет плавный переход с ноты на ноту, скольжение от одного звука к другому. Глиссандо может быть как восходящим, так и нисходящим. Приём широко используется во всех афроамериканских стилях.

Фальцет – пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке, особенно ритм-н-блюзе, где необходимо достичь особой энергетики. Причём, фальцет применяется как в ярких кульминациях, так и при негромком пении (что придаёт на первый взгляд приглушённому звучанию характерное напряжение).

Обертоновое пение также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Обертоновое пение характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).

Субтон – пение с придыханием. Примеры этого приёма можно весьма часто услышать в джазе и поп-музыке. Особенно часто он встречается в расслабленно-эротическом блюзовом пении. Субтон – звучание голоса с явно слышимыми воздушными шумами, реализуемое в нижнем регистре голоса, и соответственно на тихом динамическом нюансе. Данный приём отличается мягким, рыхлым и «нежным» звучанием.[6]

Как можно заметить из вышесказанного - некоторые приемы можно отнести как к эстрадному, эстрадно-джазовому, так и к академическому вокалу. Таким образом можно сделать выводы, что вокальные техники связаны между собой, несомненно пересекаются, образуя нечто новое. И это не удивительно, т.к эстрадный жанр появился от слияния народного и академического вокала.

Кроме того, эстрадный вокал — это не просто “легкая музыка”. Романсы начала XX века, как в России, так и зарубежном также являются Частью истории на ровне с классическими произведениями. Романсы Алябьева, Варламова, Морозова и других уже давно вошли в список отечественной классической музыки несмотря на то, что являются эстрадными классическими произведениями. Это доказывает, что несмотря на неприязнь старшего поколения к современной музыке они не могут отрицать тот факт, что также обучают детей классическим эстрадным произведениям.[7]

Л. Киселева о выдающемся учителе русского вокала В. Хачатурове вспоминает его главные слова и утверждает, что Владимир Христофорович создал свою вокальную технику эстрадного и джазового пения на основе итальянской школы. Как один из лучших камерных певов, исполняющих как классическую, так и современную музыку, он всегда говорил: «Поп-стиль в классической вокальной школе»[8]

Кроме классичеких технических приемов существуют техники, используемые исключительно в эстрадной и эстрадно-джазовой музыке, а именно:

Йодль. Также известен как «тирольское пение». Он заключается в резком переходе от пения «на опоре» к фальцету.

Громулинг или громул (от английского гроулинг - «гроулинг») - техника пения с расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк, дэт и дум-метал, а также в грайндкоре и дэткоре.

Вокальное лик - это хвост или приставка фальцета, в начале в конце или в середине слов и фраз. С помощью лица можно выделять слова, фразы в пении, а также расставлять яркие акценты и вносить разнообразие в свое пение. Они используют лицо, чтобы оживить задержанные слова и фразы.

Дёрти-тоны Грязные тона (англ. Dirty tones - буквы. Нечистые, ложные тона) - тона, которые характеризуются зоной нестабильности высоты тона, неопределенным тембральным оттенком, звуком, навязанным динамикой, и искусственной вибрацией различной ширины. Они являются одной из главных отличительных черт афроамериканской народной и джазовой музыки. По своему происхождению грязные тона восходят к архаичным африканским религиозным культам. Незаменимая составляющая современной джазовой и рок-музыки.

Крик, или стиль крика (крик, стиль крика, от английского крик-крик) - это особый стиль пения, в котором используются различные техники интонации речи (шепот, стон, крик, фальцет и т. Д.), Восходящий к африканскому фольклору происхождение. Крик сохранился в культовых обрядах афроамериканского фольклора (варк-песни, баллады, спиричуэлы, блюз).

Кричащие элементы составляют одно из основных выразительных средств традиционного и современного джаза - как вокального, так и инструментального. Одна из разновидностей крика - скрим эдж (громкое пение).

Список литературы:

    1. Н.О.Подпоринова. Современное вокальное эстрадное искусство в контексте Российской музыкальной традиции XX В. 2016

2. Саркисова А.А. «Историко-теоретические аспекты развития эстрадного вокала»: 2019 г.

3. Снежинская М.Г. “Эволюция музыкальной индустрии.” 2018

4. Белоусенко М.И «Сравнительный анализ академического, народного и эстрадного вокала» /Наука.Искусство.Культура: Выпуск 2 (26) 2020

5.Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. - М.: Олма, 2004 – 862с.

6. Клитин С.С. Эстрада и современность // Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1968

7. Толмачева Н. Эстрадное и джазовое пение. Студия современного вокала, 2014.

8. Киселёва, Л.Л. Эстрадно-джазовая школа В.Х. Хачатуряна и продолжение её традиций на кафедре эстрадно-джазового пения вокального факультета МГУКИ: мат. науч.-практ. конф., посвящ. пятилетию вокал. фак. МГУКИ / Л.Л. Киселева; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2004. - С.117.

1

2 Прим. «Закон об образовании РФ» и Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» нацеливают на «формирование базиса личностной культуры человека, основанной на осознанном и творчески-преобразующем отношении к окружающему миру».

6

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данной работе автор ставит перед собой попытку рассмотреть технику эстрадного пения в современном мире как способную конкурировать в системе профессионального образования на ровне со сложившимися классическими музыкальными направлениями. В связи с тем, что по всему миру и в том числе, и в России все большую популярность набирает именно жанр “эстрадного вокала” можно сделать выводы, что ее техники актуальны как никогда и игнорировать их образовательные учреждения их больше не могут. Ключевые слова: эстрада, эстрадное пение, современные техники вокала, музыкальное образование, музыкальная педагогика.
0 ₽