Современный вокал как новый вид творчества детей
Хоробрых Людмила Ремовна,
педагог дополнительного образования,
концертмейстер,
КОГОАУ ДО
«Дворец творчества - Мемориал»
г.Киров
В современном мире происходит много изменений во всех сферах жизни. Не осталось в стороне и вокальное искусство. На смену понятию «эстрадный вокал» приходит термин «современный вокал». Эстрадный вокал возник с появлением городской культуры и, прежде всего, ориентирован на легкость, доступность восприятия. Задача же современного исполнителя - поиск своей уникальной манеры исполнения и создание своего сценического образа. Поэтому занятия современным вокалом – это очень увлекательный вид творчества, поле для смелых экспериментов и неожиданных открытий. Занятия современным вокалом расширяют кругозор, повышают уровень интеллекта, дают возможность идти «в ногу со временем». Владея богатым арсеналом техник и приемов, можно любое произведение исполнить индивидуально, не копируя оригинал, сделать именно свое прочтение, свою версию, свой кавер, что сейчас очень модно и востребовано.
Важно то, что изменилось не только название, но и сам подход к занятиям вокалом. Раньше основой пения считались опора, владение дыханием, а также пение на ощущениях. В настоящее время в сфере вокально-исполнительского творчества все более укрепляется связь педагогики и медицины. Учет анатомических особенностей строения голосового аппарата, и в первую очередь, гортани, позволяет не только грамотно управлять своим голосом, петь, используя различные техники, но и, что очень важно, - не наносить вред своему голосу и здоровью. Современный подход к вокальным занятиям дает возможность освоить множество новых вокальных техник, приемов (бэлт, миксвойс, тванг, субтон, экстрим-приемы и другие), что, безусловно, обогащает исполнение произведений, повышает мастерство. Расширяется диапазон голоса и его качество, исчезает боязнь высоких звуков, переходных нот.
Тогда возникает закономерный вопрос: «Можно ли заниматься современным вокалом с детьми?». Ответ: «Конечно да, но грамотно, обязательно с педагогом-профессионалом».
Соответствие идеям здоровьесбережения – один из базовых принципов современной педагогики. Этим обусловлена необходимость учета возрастных особенностей развития голосового аппарата в ходе занятий современным вокалом.
Занимаясь с детьми, необходимо учитывать, что голосовой аппарат детей младшего возраста (6-10 лет) еще не сформирован, а в мутационный период (11-13 лет) при активном росте и изменениях во всем организме, в том числе и в гортани, петь становится труднее. Возникает много сложностей, порой перестает получаться то, что раньше звучало без проблем. Здесь особенно важен индивидуальный педагогический подход к каждому ребенку. Постмутационный период (с 14-15 лет) самый благоприятный. Голосовой аппарат сформирован, можно использовать новые техники и приемы.
Таким образом, в домутационном периоде необходимо:
1. Познакомить детей со строением голосового аппарата, как появляется звук (понятия: гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма).
2. Изучить строение гортани, три типа положения гортани (высокое, нейтральное, низкое).
3. Изучить особенности процесса звукоизвлечения (смыки голосовых складок), выполнять упражнения на толстое, тонкое смыкание, фрай, свисток.
4. Освоить основной, самый популярный тип дыхания - брюшной, при котором работает главная дыхательная мышца - диафрагма.
5. Работать с интонацией. Распевки-упражнения рекомендуются не только в мажоре, но и в миноре. Также важно уделять внимание интонированию хроматизмов и всех интервалов.
В мутационный период, продолжая предыдущую работу, можно уже добавить:
1. Второй тип дыхания - грудное (небольшой вдох без использования диафрагмы).
2. Знакомство с тремя видами атак звука: твердая, мягкая, предыхательная.
3. Очень интересный и обширный блок - мелизматика. Он включает в себя как простые (классические) украшения (форшлаг, мордент, группетто, трель), так и сложные (современные). Здесь же можно заниматься приемом вибрато и скэтом (пение на слоги).
Постмутационный период - это овладение современными приемами:
1. Основные приемы современного вокалиста: спич, бэлт, полубэлт, край, миксвойс, субтон.
2. Другие приемы: опера, леджит, соб, хэдвойс.
3. Экстрим-приемы.
4. Совершенствование мелизматики.
5. Работа над зонированием песен.
В процессе регулярных и последовательных занятий голос раскрывается, приобретает индивидуальное звучание.
Современные технологии открывают широкие возможности для обогащения образовательного процесса инновационными идеями. Сегодня на помощь педагогам приходят различные видеоматериалы, реалистичные макеты, 3D-модели голосового аппарата. Все это позволяет обучающимся лучше и быстрее понять процесс звукообразования. Осознанное исполнение позволяет в полной мере реализовать творческий потенциал юных вокалистов.
Современный вокал как явление XXI века, в отличие от классического, продолжает развиваться, появляются и будут появляться новые техники и приемы. Поэтому современный вокал - это увлекательная сфера деятельности, которая открывает безграничные возможности для творчества.