Тихонова Т.А., учитель биологии, географии
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1»
г. Екатеринбург
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Ключевые слова: проблема экологического воспитания, ответственность за окружающую среду, обязанность людей беречь и охранять природу, формирование экологических знаний на уроках биологии и географии, экологически ориентированное поведение.
Аннотация: статья посвящена актуальности формирования экологической культуры обучающихся на уроках биологии, географии и во внеурочной деятельности. Здесь же рассматриваются вопросы экологического воспитания, что становится основой экологически ориентированного поведения обучающихся.
Статья может быть адресована учителям-предметникам и педагогам дополнительного образования, которые занимаются вопросами экологического воспитания подростков.
Китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал: «Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна. Если вы думаете на десять лет вперёд – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперёд – воспитывайте человека». В школе экологическое воспитание обучающихся происходит на уроках биологии, географии и во внеурочной деятельности. Важно, чтобы человек был не только грамотен и образован, но и умел защитить природу.
Такие предметы как биология и география дают обучающимся систематические знания о природе, современном мире и о месте нашей страны в этом мире. Именно эти предметы дают возможность эффективно воспитывать школьников, учить их любить и охранять природу. «Меня поражало», - говорит Сухомлинский, - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности».
Проблема экологического образования и воспитания существовала, и будет существовать всё время, пока существует человечество. Человек может внедрять новые технологии, использовать новейшее оборудование, прокладывать дороги и строить города, но это не даст должного эффекта, если каждый человек не научится чувствовать свою ответственность за состояние окружающей среды. Именно уроки естествоведческого цикла дают возможность научить воспитать и применять экологические знания в повседневной жизни. Конституция Российской Федерации определяет, что «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». (статья 44 часть 3; статья 58). Чтобы это требование претворилось в жизнь, необходимо систематически и целенаправленно с первых дней жизни маленького человека учить, воспитывать чувство ответственности за природу. Человек нещадно эксплуатирует природу: вырубает леса, загрязняет реки, обедняет почву, засоряет землю, активно воздействуя на неё. С одной стороны, жизнь человека становится лучше, обеспечиваются его потребности. С другой стороны, такое воздействие на природу негативно влияет на саму природу. Наша задача – целенаправленно, систематически, грамотно воспитывать подрастающее поколение, учить бережно относиться к природе, заботиться о её состоянии.
Экологическое воспитание - это единство экологического поведения и сознания, призванное формировать активную природоохранную позицию. Нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями, только если подросток экологически образован. [20] «Экологическое образование – процесс воспитания, обучения самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности», - говорится в законе РФ «Об экологическом образовании населения Российской Федерации».
В.А.Сухомлинский писал, что в процессе организованной работы детей с природой достигается сразу несколько целей: развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское трудовое и физическое развитие. Это относится и к образованию и воспитанию школьников. В книге «Сердце отдаю детям» он писал: «Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира…» [26]
Компоненты природы не существуют отдельно, они взаимосвязаны, поэтому воздействуя на что-то одно, мы непременно повлияем на всё остальное. Обучающиеся должны понимать, что, отрицательно влияя на природу, мы можем повлечь глобальные проблемы в будущем.
Основы экологического воспитания закладываются в раннем детстве, в семье. Именно в семье ребёнок впервые получает представление о том, как надо относиться к природе, какая связь существует между природой и человеком. Первые уроки доброго отношения к дереву, животному, всему живому ребёнок получает от родителей, в семье он может увидеть, как относятся к природе его родители и взять этот пример на вооружение. [23] И, если ребёнок не получил этих навыков в раннем детстве, в школе приходится навёрстывать упущенное, что значительно усложняет задачу воспитания. Дальнейшее их развитие происходит в начальной школе. Опрос обучающихся показывает, что они знают, что такое загрязнение окружающей среды, какой вред это наносит человеку, его здоровью, но, к сожалению, эти знания не находят применения на практике, не становятся экологически ориентированным поведением. Зачастую они не только не принимают участие в природоохранной деятельности, но сами активно губят природу. Поэтому перед экологическим воспитанием подростков стоят следующие задачи [2,с.6]:
Закрепление умений и навыков экологически безопасного поведения в природе;
Воспитание бережного отношения к окружающему миру;
Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;
Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности для природы; [5]
Систематизация знаний об экологических проблемах современности и путей их преодоления.
Решением этих вопросов мы и занимаемся на уроках естествоведческого цикла. К формам экологического воспитания относятся экологические игры, традиционные учебные занятия, экскурсии, практические занятия, опыты. Наиболее действенное средство экологического воспитания - непосредственная деятельность обучающихся, направленная на охрану природы. Использую в своей работе следующее: защита окружающей среды (изготовление кормушек для птиц; борьба с загрязнением улиц, мусором; обсуждаем, что значит неправильное поведение в природе, чем это чревато; улучшение состояния природной среды (высадка цветов около школы, посадка деревьев и кустарников); разъяснение задач охраны природы, пропаганде их (выпуск стенгазет, изготовление плакатов, вторичное использование отходов). Практически на каждом уроке биологии и географии стараюсь акцентировать внимание на вопросах охраны окружающей среды. Особое место в моей работе занимают вопросы сохранения растений и животных. Так, давая характеристику животного по плану, обращаю внимание на тот факт, что нет только вредных или только полезных животных или растений (вредных для кого? полезных кому?). Анализируем пищевую цепочку животного и выясняем, что да, действительно, животное не может быть только вредным или полезным. Оно моет быть либо тем, либо другим в зависимости от ситуации. Многие обучающиеся относятся к тому или иному животному пренебрежительно только потому, что оно плохо выглядит или может нанести вред человеку. Моя задача – доказать ребятам, что в каждом животном есть что-то положительное, за что его можно и нужно любить, и ценить. Постоянно объясняю детям, что необходимо бережно относиться к растениям леса, поля, об исчезающих видах растений и животных, которые занесены в «Красную книгу области» или «Красную книгу России». Организуем просмотры кинофильмов и обучающих фильмов об охране животных, растений, природы в целом. Посещаем зоопарк, осуществляем ознакомительные экскурсии к водоёму (кормление уток, знакомство с окружающей природой с последующим обсуждением, зарисовками и оформлением фотоотчёта). В результате у детей вырабатывается сознательное отношение к природе, формируются навыки экологически ориентированного поведения.
Экологические ролевые игры обычно вызывают у подростков интерес к экологическим проблемам, вовлекают их в природоохранную деятельность. Игры интересны детям, они позволяют приобрести им экологические умения, знания и навыки. В.А.Сухомлинский писал, что «…игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Мы не можем не осознавать, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Хозяйственная деятельность человека часто становится основным источником загрязнения биосферы.
После прохождения курсов в ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» в 2021 году «Методика формирования грамотного обращения детей с твёрдыми коммунальными отходами», где нас познакомили с проблемами загрязнения улиц и городов нашего города мусором, и правильной и грамотной утилизацией его, вместе с детьми мы инсценировали пьесу «Сэр Мусэр», которую с восторгом приняли зрители. Её девизом было изречение: «В природе нет мусора, нет и отходов, давайте учиться, друзья, у природы». После инсценировки дети изготавливали изделия из отходов пластиковой посуды и др. Оформили выставку новых изделий с такой аннотацией: «Мы вырастим в этих стаканах рассаду, игрушки для детского сделаем сада, матрёшку, лопатку, забавную хрюшку – отличные выйдут ребятам игрушки».
Большую роль в экономическом воспитании подростков играет их проектная деятельность. Ребята сами выбирают тему для данной работы из предложенных мной и самостоятельно (или вместе с родителями) выполняют ее. Результаты этой работы являются личностно значимыми для подростков, они эмоционально окрашены, а значит, сформированное на их основе отношение к природе, будет иметь осознанный характер. Темы проектов были самыми разнообразными: «Океан – человеку, человек – океану», «Плавающие пятна», «Спасите обитателей морей и океанов», «Путешествие по стране «Энергия», «Здоровье – богатство на все времена», «Наши питомцы», «Вот оно, какое наше лето» и др.
Одна из распространенных форм внеклассной работы в школе – проведение предметных недель. Ежегодно в октябре в нашей школе проводится Неделя экологии. Этого события с нетерпением ждут и дети, и учителя. Вот где можно блеснуть своими знаниями, проявить выдумку, смекалку, творческие способности. Неделя включает различные виды познавательной, поисковой, исследовательской работы. Темы самые разнообразные, например, «Экологический калейдоскоп», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Мы пришли к природе в гости», «У природы нет плохой погоды», «Планета Земля просит помощи», «Там, где всегда снега» и др.
По завершении Недели в школе либо оформляется выставка работ, либо фотоотчёт о проделанной работе, либо выпускаются газеты на заданную тему. Такое мероприятие хорошо зарекомендовало себя, так как способствует развитию интереса и склонность обучающихся к учебным предметам биологии и географии, интерес к самостоятельной работе и экологическим знаниям.
С целью экологического воспитания очень познавательными могут быть «Круглые столы», на которых обсуждаются проблемы сохранения живой природы и проведение акций, которые в нашей школе проводятся на постоянной основе: «Птицам холодно зимой», «Добрые дела – людям», «Сделаем чистым наш школьный двор», «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек…». Обучающиеся участвуют во всех конкурсах о природе и бережном к ней отношении, которые нам предлагаются.
Интересно и увлекательно проходят экологические вечера: «Войди в лес другом», «Лекарственные травы и цветы», «О бедном болоте заиолвите слово» и др. Так, проводя вечер «Войди в лес другом», начинаем такими словами Л.Леонова6 «Лес является единственным открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека». Мы выясняли, что даёт лес человеку. Затем разговор шёл о том, кто или что губит лес. Дети рассказывали о том, чем страшен лесной пожар («Нет в лесу беды страшнее огня»), какие виды пожаров известны; какие беды они могут принести; какие меры необходимо предпринять в случае обнаружения возгорания; что остаётся после пожара; как не допустить этого бедствия.
Таким образом, получив определённые экологические представления и знания, подростки будут бережнее относиться к окружающей среде, а в будущем это, возможно, повлияет на улучшение экологии на всей планете, сохранит для будущих поколений живую природу.
Для привития у обучающихся любви к родным местам ведётся работа старших классов по охране, уходу и облагораживанию мемориала воинам-железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
В марте этого года девять наших учащихся приняли участие в Международном конкурсе «Экология России». Перед тем, как отвечать на вопросы викторины, зачитала им строки из стихотворения Николая Старшинова: «Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!»
Список используемых источников
Алексеев В.А., Груздева Н.В. Экологический практикум школьника. М.: Изд-во «Учебная литература», 2005.
Анфалова И.В. Особенности социльной адаптации подростков девиантного поведения: социальный анализ. Автореферат КСН, Екатеринбург, 2007, с.34.
География и экология в XXI веке. № 5, 6,7, 2008.
Гришаева Ю.М. Экологическое образование как стратегия гуманизации // Вестник ГУУ М.: Издательский Дом ГОУВПО ГУУ, №23, 2010, с.24-26.
Ермолаева М.В. Психология развития М.:МПСИ; Издательство МПО, 2010.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание вн начальной школе. СПб, 2003, с.55.
Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии. – М.: Просвещение, 2020.
Конституция РФ ст.44 ч.3, ст.58.
Криксунов Е.А, Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. Изд. Дом «Дрофа», 2010.
Старшинов Н.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.Издательство: Концептуал, 2019.
ФГОС основного общего образования. Режим доступа http://mon/gov/ru/files/materials/7195/1897.pdf.