Компенсаторно-нейтрализующие приёмы здоровьесбережения
«Оживлялки» и «чинилки»
Одним из эффективных приёмов здоровьесбережения являются компенсаторно-нейтрализующие упражнения. Они помогают снять физическое и психоэмоциональное напряжение у детей во время учебных занятий, нейтрализуют негативные воздействия статичности занятий, недостаточность физической нагрузки. Приведу примеры некоторых приёмов, которые использую в своей работе.
«Оживлялка» первая. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 сек. – и стало жарко. Повторите 3 раза, и во рту станет влажно.
«Оживлялка» вторая. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный раздел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно, в течение 10-15 сек.
«Оживлялка» третья. Разотрите хорошенько уши ладонями – вначале мочки, а потом целиком: вверх-вниз, вперед – назад, при этом поцокайте языком – 15-20 сек.
«Оживлялка» четвертая. Для предотвращения простуды сделайте массаж биологически активных зон. Первая зона – от уровня груди, вдоль переднее - среднего меридиана, до яремной ямки. Массируйте эту дорожку» с усилием, снизу вверх по спирали, не отрывая пальцев -4-5 раз. Отдельно, легонько – ямку. Вторая зона – на шее, под челюстями справа и слева. Поглаживание большими пальцами рук. Третья зона – перед ушными раковинами и за ними. Раздвиньте указательный и средний пальцы на обеих руках. Затем просуньте между ними уши, сдвиньте пальцы и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит зрение и слух. Четвертая зона – на носу. Кулачками – возвышениями больших пальцев – быстро разотрите крылья носа. Дышите при этом обязательно носом -10-15 сек. Пятая зона – середина лба «третий глаз». Положите три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, массируйте, пока не почувствуете под пальцами углубление. Это упражнение повышает чувствительность зрительного и слухового анализаторов.
«Оживлялка» пятая. Упражнение для профилактики простудных заболеваний, ангины.Беззвучно, с закрытым ртом произносите протяжно крик вороны -5-6 раз. Постарайтесь при этом как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок.
«Оживлялка» шестая. Это упражнение также направлено на профилактику заболеваний горла, кроме того, улучшаетартикуляцию.. Упражнение делается беззвучно и с закрытым ртом, с постепенным увеличением темпа. С усилием скользя кончиком языка по небу назад, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка – сделайте «колечко». Легче, быстрее, еще быстрее.
«Оживлялка» седьмая. «Лев». Попытайтесь языком дотянутся до подбородка, при этом как можно шире раскройте глаза. Спина прямая, плечи опущены.
«Оживлялка» восьмая. Эмоциональная разрядка, снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления. Улыбнитесь сами и разрешите посмеяться всем рядом. Для этого достаточно в начале сказать «сы-ыыы-ырр», а потом надавить на «хохотальную» точку – она на кончике носа – и произнести «хохотальные» звуки «ха-ха-ха-ха» - сначала медленно, потом быстрее, быстрее.
«Оживлялка» девятая. Упражнение лучше выполнять перед сложной работой. Учащиеся быстро сжимают и разжимают пальцы рук и одновременно также быстро моргают. Затем крепко зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят: «Я справлюсь!», «Я могу!», «Человек все может!», «Я ничего не боюсь!».
«Оживлялка» десятая. Необходимо закинуть голову назад, выдвинуть вперед подбородок так, чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание – дышите тихо, тихо, еще тише, кА только возможно. Посидите так около минуты. Чуть-чуть напрягите плечи, руки, потянитесь и за работу.
Чинилки» - это упражнения, направленные на улучшение кровообращение, дыхания, профилактику опорно-двигательного аппарата, укрепление памяти.
1. Вытяните вперед, как можно дальше, подбородок, а плечи отведите назад так, чтобы лопатки соединились. Прямые руки сзади соединены в замок. Постарайтесь нижней губой достать до носа.
2. Сложите кисти рук на уровне подбородка пальцами вверх и очень сильно сдавите основания ладоней. Предплечья составляют прямую линию, живот втянут, локти на уровне плеч, напрягаются мышцы плеч и спины. Зацепите пальцы за пальцы и пытайтесь растянуть – сильнее! Почувствуйте, что сильнее – пальцы или плечи? Дышите тихо, затем включайте все больше мышц – и плечи, и спину, и шею. Повторите упражнение 5-6 раз по 15 сек.
3. Положите обе руки на правое бедро поближе к паховой складке и оттолкнитесь изо всех сил. Перестаньте дышать и сильно втяните живот. Дышите тихо. Затем положите руки на левое бедро – отталкивание. Задержка дыхания, втягивание живота, легкое дыхание. Сомкните руки на уровне солнечного сплетения, сильно сдавите ладони, напрягите мышцы в области солнечного сплетения. Из сильного напряжения сделайте еще несколько толчков.
4.Потянитесь макушкой к потолку, заведите прямые руки за спину и возьмите пальцы в замок, стараясь соединить лопатки. Расправьте лопатки и потянитесь еще больше к потолку, вытягивая позвоночник.
5. Руки перед собой. Сожмите левую кисть в кулак, пальцами вверх. Вытянутые пальцы правой руки опираются в кулак левой руки. Кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой руки. Движения должны быть точными.
6. Правая рука производит круговые движения в кисте и локте («швейная машинка»), левая рука выполняет мелкие движения, характерные для работы с иголкой. Затем движения меняются.
7. Поэтапное введение в работу мышц туловища и конечностей. Кисти рук сжать в кулак и осуществить вращательные движения, затем движения в области локтей, руки опускаются и –круговые движения вперед, а потом назад осуществляются в плечевом поясе. Затем начинаются круговые движения головы вправо и влево. Руки на пояс и движения вправо и влево. Круговые движения в области таза вправо и влево. Круговые движения в коленном суставе правой, затем левой ноги в обе стороны. Голова опущена, плечи опущены, мышцы конечностей и туловища расслаблены, дыхание спокойное.
8. Положение сидя. Вытяните ноги. Носки – на себя, напрягите икроножные и бедренные мышцы – 3-10 сек. Расслабление. Затем носки от себя, напрягите ягодичные мышцы -4-5 сек. Расслабление. Ноги в расслабленном состоянии, вытянуты вперед и разведены на ширину плеч. Спина прямая, мышцы напряжены – сводить и разводить лопатки 3-4 сек. Расслабление. Ноги вперед, упритесь руками в сиденье стула и давите на него с силой в течение 4-5 сек. Расслабление.
9. Вдох – выпячивание живота как можно больше, выдох – втягивание мышц живота. Повторите 10-15 раз. Руки на груди – только брюшное дыхание, руки на животе – дыхание только грудной клеткой – по 5 раз.
10. Комплекс упражнений, направленных на тренировку памяти, ассоциативного мышления:
а) как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1, для начальной школы от10 до 1;
б) на любую букву алфавитанапишите, нарисуйте или произнесите в слух от10 до 20 слов в зависимости от возраста, нумеруя каждое из них (это могут быть слова и на темы, например: мужские и женские имена, название фруктов и овощей и т. д.);
в) произносите алфавит, придумывая на каждую букву слово, если вы затрудняетесь в отдельных случаях, пусть вам помогут, но это необходимо сделать как можно быстрее, либо вы пропускаете данную букву;
г) для усиления работы мозговых структур можно перевернуть текст «вверх ногами» и читать его вслух – через некоторое время возрастает скорость чтения обычного текста.