Направления работы педагога-психолога по оказанию помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении
Профориентация — это процесс определения и развития профессиональных интересов, навыков и предпочтений человека. Значение профориентации велико. Она помогает людям осуществить выбор профессии в соответствии с их способностями, ценностями, интересами.
А.Д. Балюк даёт следующее определение профессиональной ориентации: «социокультурный процесс, реализуемый через серию индивидуальных выборов, обусловленных социальными факторами, с одной стороны, и личностными особенностями, с другой» [1: с. 15]. О.А. Махаева и Е.Е. Григорьева считают профессиональной ориентацией научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности [8].
Таким образом, профессиональная ориентация понимается авторами исследований как целенаправленная деятельность по подготовке обучающихся (молодёжи) к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с потребностями общества, требованиями рынка труда в кадрах различных профессий и различного уровня квалификаций [6].
Выбор профессии является сложным мотивационным процессом, в котором объединены познавательные и профессиональные потребности и интересы. Проанализировать эти факторы самостоятельно школьнику старшего школьного возраста непросто. Согласно результатам исследований, молодые люди часто ориентируются на другие факторы: престижность профессии, уровень заработной платы, интересная работа, хорошие условия труда[6].
Психологами выделяются следующие факторы, влияющие на выбор профессии:
потребностно-мотивационная сфера личности (интересы, стремления, ценностные ориентации, установки);
способности и другие личностные характеристики человека;
потребности экономики в специалистах определенного профиля на каждом конкретном этапе развития общества;
стереотипы о престижности и перспективности той или иной профессии.
Подросток не готов в полной мере к осознанному пониманию всех сторон своей будущей жизни, ему требуется поддержка со стороны взрослых. В связи с этим вопрос профессиональной ориентации старшеклассников в современной общеобразовательной школе является актуальным.
Успех профессионального самоопределения обучающихся зависит как от самого обучающегося, так и от деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессионального пути. Такая помощь осуществляется посредством системы профориентационных мероприятий в общеобразовательных учреждениях [7].
Приведём направления помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации, выделенные Н. С. Пряжниковым:
1) информационно-справочные, просветительские;
2) диагностические (в идеале — помощь в самопознании);
3) морально-эмоциональная поддержка клиента;
4) помощь в выборе, в принятии решения [9].
Для реализации существующих целей и задач профессионального самоопределения старших школьников используются работа психолога в следующих направлениях: диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа.
1. Диагностика.
Психодиагностические данные необходимы
для составления социально-психологического портрета учащегося;
для определения путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, обучении, общении и психическом самочувствии.
К наиболее важным особенностям личности, которые подлежат диагностике, относятся ценностные ориентации, интересы, склонности и способности, потребности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Основные методы диагностики личности школьника:
наблюдение, тесты;
беседы, интервью;
анализ документов, результатов деятельности, практических действий учащихся в школе [3: с. 58].
Приведём примеры диагностических методик, помогающих в профессиональном самоопределении.
Карта интересов А. Е. Голомштока позволяет выявить круг интересов учащегося к различным сферам деятельности и степень их выраженности.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова предназначена для выявления склонности (предрасположенности) старшеклассника к определенным типам профессий.
Опросник Дж. Холланда по определению профессионально ориентированного типа личности позволяет определить профессиональную среду, подходящую под характеристики личности.
2. Просвещение.
Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, способствующих успешному обучению и развитию в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии [3: с. 59].
К методам просвещения относят:
профессиограммы (краткие описания профессий);
экскурсии на предприятия и учебные заведения (СПО, вузы);
встречи с представителями разных профессий;
лекции о способах решения проблем самоопределения;
учебные фильмы;
организация и проведения «Ярмарок профессий».
В рамках работы по просвещению психолог знакомит учащихся с миром современных профессий, информирует о профессионально важных требованиях и качествах к конкретной профессии, о профессиональных учебных заведениях, о днях открытых дверей и т. п. Кроме того, в школе могут проводиться мероприятия с родителями старшеклассников, например, тематические родительские собрания.
3. Консультирование.
Профориентационное консультирование направлено на решение вопросов профессионального самоопределения старшеклассников: выбор профессионального профиля учащегося, будущей специальности, учебного заведения и др.
Консультирование может быть индивидуальным и групповым. «При индивидуальной работе взаимодействие с оптантом ориентировано, в первую очередь, на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиография и др. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинги, психологические практикумы и др.» [7: c. 113].
4. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа направлена на исправление нарушений развития и поведения обучающегося, на развитие личности школьника. Такая работа поможет учащемуся сориентироваться в разнообразном мире профессий, а также сопоставить свои индивидуальные особенности с требованиями, предъявляемыми профессиями [3: с. 59].
К методам коррекционно-развивающей работы относятся:
методы индивидуальной и групповой психотерапии;
проведение тренингов личностного роста;
профориентационные игры; тренинги общения [4: с. 84–86].
Таким образом, цель профориентации обучающихся старших классов – помочь молодому человеку сделать правильный выбор будущей профессии, который позволит наиболее эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности. Посредством профориентации формируются и развиваются навыки профессионального самоопределения, повышается мотивация к достижениям в профессиональной сфере и уверенность в себе.
Список литературы
Балюк А.Д. Профессиональная ориентация в системе социализации молодежи (на примере Ростовской области) // А.Д. Балюк: автореф. дис… канд. соц. наук: 22.00.06. – Тюмень, 2014. – 32 с.
Бородуля Л.М. Организация профориентационной работы в школе // Профессиональная ориентация. – 2017. – №1. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proforientatsionnoy-raboty-v-shkole.
Будников С.В. Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении // Образование и воспитание. – 2023. – № 2 (43). – С. 57-59.
Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.
Истомина В. В., Конышева Н. А. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – №3 (23). – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-urovnya-professionalnogo-samoopredeleniya-uchaschihsya-obscheobrazovatelnyh-shkol.
Казначеева С. Н., Быстрова Н. В., Мурыгин Н. С., Пасечник А. С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – №3 (37). – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-rabota-v-shkolah-kak-faktor-povysheniya-urovnya-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-1.
Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. – М.: 2002.
Пряжников Н. Проектируем жизнь: карточная групповая профориентационная игра /Н. Пряжников. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.