Статья«Народное творчество в развитии ребенка».
Народное творчество – наилучшие запоминающиеся искорки, блистающие на фоне многовековой жизни людей. Чтобы вырастить лес, надо посадить новые саженцы; чтобы оздоровить реки, пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи их питающие; чтобы возродить народные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Ребенок приходит в мир и мы, взрослые, должны окружить ребёнка любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному общению со сверстниками и с взрослыми.
Детство – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ним. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства – важнейшего периода в жизни человека.
А.М. Горький писал «Ребенок до 10-летнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего – и легче всего в игре, игрой».
Ребенок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор. Детский фольклор дает возможность на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии, у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Почти все дети любят, когда их поглаживают по голове, ручкам и т.д., тут нам на помощь приходят частушки, потешки, поговорки. Например: «Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели»...
А как внимательно слушают ребята загадки и активно любят отгадывать их: «Что за дерево стоит- ветра нет, а лист дрожит?». «Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят?»
Обращая внимание детей к явлениям природы, к насекомым, мы используем считалки. Проговаривая с детьми скороговорки и чистоговорки, мы незаметно обучаем их правильной и чистой речи. Например: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак…и тд
Веселые, шутливые дразнилки кратко и метко называют смешные стороны во внешности ребенка, в его поведении. Прибаутки, шутки, перевертыши своей необычностью веселят детей. Очень дети любят обыгрывать докучные сказочки, у которых нет конца. Народные игры помогают педагогам сделать процесс воспитания интересным и радостным. В игре дети обретают хороший настрой, бодрость, радость.
Одним из жанров детского фольклора является сказка. Сказки важны для развития ребенка, это неотъемлемая часть детства. Сказки любят все и взрослые тоже, ведь благодаря сказки мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой на примере сказок «Под грибом», «Рукавичка», «Теремок». Дети учатся взаимовыручке, состраданию, быть доброжелательными. Отношения с другими людьми зарождаются ещё в дошкольном возрасте и интенсивно развиваются в школьном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, в классе с учащимися, с взрослыми во многом зависит его следующий путь личного социального развития. Взрослому и ребенку, ребенку и ребенку становится все труднее найти общий язык, все хуже они понимают друг друга. И сказка – это один из немногих оставшихся способов объединить всех вместе, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравниваемое, настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Многие даже и не задумываются о том, что возможности сказки безграничны. Каждая сказка по-своему замечательна, имеет свое богатство и неповторимое значение на развитие ребенка. Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. И когда мы соединяем сказки с игрой, открывается новый и неизведанный мир. Сказки учат ребенка, что он не одинок перед лицом опасностей, что есть друзья, которые придут на помощь. И что за добро мир платит добром. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, учат гуманному, доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К.И. Чуковский писал, что цель сказочника - «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». В сказках противопоставляется трудолюбие лености, добро злу, храбрость трусости. И симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны отзывчивость, любовь к труду, смелость. Ребенок радуется, когда торжествует добро, облегченно вздыхает, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Для того, чтобы донести до маленьких все неповторимое художественное своеобразие сказки, богатство ее языка, идею, педагог должен тщательно подготовиться к рассказыванию. Рассказывая, необходимо следить за плавностью речи и выразительностью интонаций, передающих отношение рассказчика к героям и событиям.
Детям очень нравятся игры драматизации по сказкам, ребенок как будто входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Например, инсценируя сказку «Колобок», дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, скачет зайчик, топает волк. Сказка обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Игры на материале сказок дают детям большой опыт в навыках выразительной речи. На примере игры-драматизации по сказке «Репка» у детей развивается выразительность интонации, мимики движений, воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи. Детям сказки близки и интересны, а мы помогаем им играть и играть, набираться ума – разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться.
Таким образом, мы видим, что в развитии детей народное творчество позволяет решить многие задачи детского сада и школы.
Используемая литература:
Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. - С-Пб.: Детство - пресс - 2001г.- 400с.
Буренина А.И.. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей).
Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002. Картушина М.Ю.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.