Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Статья "Недостатки в речевом развитии первоклассников, препятствующие успешному овладению навыком чтения и практические способы их преодоления на логопедических занятиях"

Статья "Недостатки в речевом развитии первоклассников, препятствующие успешному овладению навыком чтения и практические способы их преодоления на логопедических занятиях"

0 подписчиков
С приходом ребёнка в школу к задачам, которые стоят перед ним в дошкольном возрасте: правильное звукопроизношение, развитие связной речи, накопление словарного запаса, соответствующего определённому возрасту, верное оформление лексико-грамматической стороны речи, добавляются вопросы связанные с овладением письменной речью: чтением и письмом. В первую очередь ребёнок, пришедший в школу, начинает активно пользоваться фонематическим слухом, анализом и синтезом. В данной статье приведены формы работы и упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях и в домашних условиях для того, чтобы помочь ребёнку запомнить буквы и успешно овладеть навыком чтения и письма.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Недостатки в речевом развитии первоклассников, препятствующие успешному овладению навыком чтения и практические способы их преодоления на логопедических занятиях.

Результаты обследования речевой подготовленности обучающихся пришедших в первый класс стабильно показывают, что слабым звеном в речевой готовности первоклассников является развитие фонематического слуха, что возможно объяснимо, ведь дети в полной мере не пользовались им, поскольку не было в этом острой необходимости, но это может оказаться серьёзным недостатком в овладении детей письмом. Причём хуже дети слышат гласные звуки и соответственно чаще допускают их пропуски на письме. Для преодоления данной проблемы на занятиях систематически использую и всегда рекомендую брать в работу родителям, оказывая помощь дома ребёнку, определённый набор подсказок, объясняя, что важно подключать все органы чувств, и то что ребёнок не может услышать, мы учим чувствовать кинестетически.

Р абота проходит в таком порядке: сначала наблюдаем у зеркала за положением артикуляционного аппарата во время произнесения того или иного гласного звука, учимся чувствовать свои мышцы, затем проговариваем: «если рот открыт широко, пишем «А», если улыбается «И», ведь она тоже улыбается, если губы трубочкой «У», у этой буквы тоже есть узенький уголок» и так далее. Для запомнинания оформляем наши наблюдения на доске (рис 1.) Эта подсказка всегда находится у детей перед глазами. Родителям рекомендую оформить такую же подсказку на листе фомата А4 и разместить перед глазами ребёнка возле рабочего места, а также оборудовать рабочее место дома небольшим зеркалом.

Т акже всегда доступны подсказки про гласные звуки и буквы, обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными буквами, что тоже часто вызывает затруднения.

С приходом ребёнка в школу к задачам, которые стоят перед ним в дошкольном возрасте: правильное звукопроизношение, развитие связной речи, накопление словарного запаса, соответствующего определённому возрасту, верное оформление лексико-грамматической стороны речи, добавляются вопросы связаные с овладением письменной речью: чтением и письмом. В первую очередь ребёнок, пришедший в школу, начинает активно пользоваться фонематическим слухом, анализом и синтезом. В настоящее время достаточно большой процент детей, пришедших в общеобразовательные классы, которые не могут запомнить буквы, соответственно им недоступно овладение навыком чтения, а также письмом.

В последние два-три года среди первоклассников есть дети, которые отказываются от пересказа, даже после 2-х кратного прочтения, даже с помощью, при этом называют причину «Я не могу запомнить» или «У меня плохая память». А память настолько плоха, а мотивация низка, что дети не могут запомнить буквы, соответственно не могут овладеть письменной речью. Хочу рассказать о приёмах работы с такими обучающимися. При этом хочу обратить внимание на то, что эти дети изначально при поступлении в школу не являлись детьми с ОВЗ и, казалось бы, таких проблем при поступлении в школу ничего не предвещало.

Picture 2Picture 3

Что же можно делать для того, чтобы помочь ребёнку испытывающему трудности в запоминании букв и в овладении навыком чтения. Начинаем мы с того, что учимся чувствовать, запоминать и не путать гласные буквы (затем то же самое делалли с согласными). Для себя отметила, что лучше дети работают именно с буквами, которые можно взять в руки.

Picture 5 Следует включать в работу все анализаторы: стоит дать возможность ребёнку потрогать букву, слепить из пластилина, насыпать из песка, выложить из крупы, нарисовать, раскрасить, обвести, сконструировать, вырезать из бумаги, сконструировать и выполнить другие всевозможные виды работ.

С целью подключения мышечной памяти, делаем буквы из своего тела (фото постановочные, с целью показать пример работы. На занятиях дети делают самостоятельно в нужную сторону, стоя лицом).

Picture 9Picture 11Picture 10 В есь процесс запоминания основан на хорошо развитом воображении и ассоциативном восприятии, поэтому на занятиях много внимания уделяем развитию воображения. На это направлен многолетний мини-проект «Живые буквы», в котором дети, в том числе дети с ОВЗ, с огромным удовольствием участвуют. Суть проекта заключается в том, чтобы нарисовать «Живую букву», представить её ребятам, придумав о ней рассказ, насколько это может сделать ребёнок. В своём рассказе непременно нужно употребить как можно больше слов с этой буквой. На данном этапе ребёнку необходима помощь, так как в силу слабо развитых звуко-буквенного восприятия, анализа и синтеза он затрудняется в подборе слов на определённую букву. Таким образом, в подборе слов и составлении мини-рассказов, взрослый должен оказать помощь. Например, выполняя проект с буквой П, совместно со взрослым были придуманы слова: помидор, перец, Петя, полезный. Ребёнок составил такой мини-рассказ: «У буквы П есть друг Петя. Он любит есть Перец и Помидоры, потому что это Полезно». Озвучивая рассказ, слова с нужным звуком произносим «утрированно», чтобы звук был отчётливо слышен. Для того, чтобы подключить максимально возможное количество рецепторов, если есть возможность «съесть» букву, используем и эту возможность. Например: букву М можно выложить из брусочков МАНГО, которые потом ребёнок съел и подкрепили запоминание просмотром небольшого видеоролика на котором обезьяны поедают манго, затем составили предложение: «Мартышки любят Манго», и произнесли все слова с запоминаемой буквой утрированно, то есть вызывали как можно больше ассоциаций. Находим запоминаемую букву в предметах вокруг себя, которые нас окружают. Например буква О похожа на солнышко, колесо от велосипеда, часы, бутон тюльпана; буква П – это «папина буква», потому что Похожа на Перекладину во дворе, на которой Папа занимается, чтобы быть сильным и на дверной или оконный Проём.

Picture 15 А ссоциации и запоминание связаны неразрывно, поэтому большой успех в запоминании букв приносит использование картинок, мнемо-стишков, которые вызывают как можно больше ассоциаций и тренируют память.


Picture 16

Picture 18Picture 19

Когда определённое количество букв более менее запомнились, переходим к чтению. На начальном этапе ребёнок допускает достаточно много ошибок. Самые распространённые: смешение букв, неверное обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными, замены одних букв другими по оптическому и акустическому признаку. На этом этапе нужно набраться терпения, ВАЖНО, чтобы у ребёнка была возможность и время на самостоятельное исправление ошибок. Так формируется необходимый навык самоконтроля. Если взрослый сам исправляет ошибки, не предоставляя такой возможности ребёнку, обучающийся привыкает и ждёт, отсиживаясь, когда за него исправят ошибку другие, как часто происходит при работе в общеобразовательном классе. Например, на индивидуальных занятиях обучающаяся второго класса, чтобы вспомнить букву Е, каждый раз должна подойти к алфавиту и проговорить его до буквы Е, таким образом вспоминая эту букву, после чего садилась и продолжала чтение. Через какое-то время буква запомнилась, но смешивалась ребёнком с буквой Ё. Для дифференциации применяли такой приём:, когда встречалась буква Ё, подставляли кулачки к голове с разных сторон, тем самым имитируя точки у этой буквы. Затем рёбёнок запомнил, что буква Ё «с глазками». Чтобы запомнить букву Ф, нашли ассоциацию, чтоу Ф есть «щёки». Когда ребёнок во время чтения втречал букву Ф, вспоминал про щёки, надувал свои и со звуком выдыхал, произнося звук. Через определённое время девочка букву запомнила.

Внастоящее время в соответствии с ФГОС нового поколения много внимания уделяется компетенциям, поэтому целесообразно параллельно с овладением навыком чтения вести работу и над читательской грамотностью. Овладеть навыком чтения, не значит научиться называть подряд буквы, сливая их между собой. Некоторые дети читают достаточно бегло, при этом не понимая о чём. Важно, чтобы ребёнок понимал, что он читает для того, чтобы узнавать что-то новое, смочь понять и решить задачу, что каждое слово, которое нами сказано или почитано, что-то значит. На начальном этапе работу над читательской грамотностью провожу так: ребёнок при помощи взрослого составляет слово из одного -двух слогов, читает и объясняет его смысл. Например, ребёнок прочёл слово «суп» как «сёп». Выясняем: «Есть ли такое слово?», «Что оно обозначает?» таким образом ребёнок понимает, что прочёл не верно. Предпринимаем повторную попытку, работа проводится снова. Важно также, чтобы в это время обучающийся осознал смыслоразличительную роль буквы. Выполняем такую работу: ребёнок составил слово «нота». Читает, объясняет значение слова. Затем взрослый меняет в слове букву «т» на букву «р», ребёнок читает новое слово, объясняет его значение. После этого сравниваем, что в слове поменяли всего одну букву, но получились разные слова, которые называют разные предметы.

Если ребёнок испытывает трудности при запоминании букв, взрослым, которые рядом, стоит запастись терпением. Любая коррекция – процесс длительный и кропотливый. К сожалению, из-за того, что в последнее время усиленно пытаются развлечь детей (или как говорят «увлечь»), усердием и работоспособностью отличаются не все. В последнее время очень много новой информации, различных методов и приёмов, в школе изо всех сил стараются разнообразить деятельность, заинтересовать. Но важно помнить, всё что связанно с коррекцией – это упорный, ежедневный, кропотливый труд.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

С приходом ребёнка в школу к задачам, которые стоят перед ним в дошкольном возрасте: правильное звукопроизношение, развитие связной речи, накопление словарного запаса, соответствующего определённому возрасту, верное оформление лексико-грамматической стороны речи, добавляются вопросы связанные с овладением письменной речью: чтением и письмом. В первую очередь ребёнок, пришедший в школу, начинает активно пользоваться фонематическим слухом, анализом и синтезом. В данной статье приведены формы работы и упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях и в домашних условиях для того, чтобы помочь ребёнку запомнить буквы и успешно овладеть навыком чтения и письма.
0 ₽