Особенности вокальной работы с детьми
младшего и среднего школьного возраста
Четверткова Наталия Валерьевна
педагог дополнительного образования
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель.
Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, социальная и эстетическая природа которого создает предпосылки для комплексного воспитания подрастающего поколения. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Многие исследователи в разных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные способности, а так же происходит общее укрепление и оздоровление организма.
Голос – самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Как и любым другим инструментом, им надо учиться пользоваться. Конечно же лучше начать обучение с раннего возраста, учитывая основы физиологии детского голоса данной возрастной категории.
В младшем возрасте дети очень любят играть, играют легко и эмоционально. Особенностью работы в данном возрасте я считаю заключается в системном обучении детей вокальному творчеству , опирающемся на развитие эмоциональной сферы детей, так как отличительной особенностью музыкального искусства является способность с большой впечатляющей силой передавать тончайшие оттенки чувства, воспроизводя их в процессе непрерывного развития, переходя от одного настроения и душевного состояния к другому. Таким образом новизной и отличительной особенностью такого подхода в обучении является овладение не только механической, но и нейрохроноксической системой певческих навыков через развитие воображения и раскрытие эмоциональной сферы детей под влиянием музыкальных впечатлений, музыкальных игр, игровых и ассоциативных приемов и упражнений.
Эмоции – это язык нашего внутреннего мира.
Все мы хорошо знаем , что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции являются «индикатором » состояния ребенка и существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Эмоции – это язык нашего внутреннего мира, функция оценки, отвечающей на вопрос, какое значение имеет то или иное событие, люди. Эмоция – временное переживание, возникающее в ответ на воздействие или как реакция на обстоятельство. Эмоция – это язык общения, предопределяющий восприятие мира, понимания того, чего хочешь, что ты чувствуешь.
В современном мире развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличии от его интеллектуального развития. Тогда как только согласованное единство этих двух систем может, на мой взгляд, обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, а в наше время набирает течение музыкотерапия, звукотерапия.
Музыка влияет и на интеллектуальное развитие – повышает работоспособность и умственную активность мозга. Но главное - музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Наиболее благоприятного периода для развития эмоциональной отзывчивости посредством музыки, чем детство, трудно представить. Ее эмоциональное воздействие на детей через чувства и мысли, выраженные в звуковых и художественных образах, велико; она захватывает их воображение. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, кругозор и воздействует на его внутренний мир, мир его чувств, его души, эмоций. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний при вокальной работе с детьми определяются:
- по мимике ( выразительным движениям мышц лица);
- по пантомимике ( выразительным движениям всего тела);
- по « вокальной мимике» ( выражению эмоций в интонации, тембре, ритме).
Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением того служат слова С.Л. Рубинштейна :
« Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его так же, как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».
Игровой замысел – фундамент для вокального, игрового творчества и развития внутреннего мира ребенка.
Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать некую сумму знаний и апеллирующей преимущественно к памяти, становится педагогикой динамичной, педагогикой творческого сотрудничества. Учеба должна способствовать развитию самостоятельного творческого мышления, тренировке повышенной чувствительности, развитию индивидуальности. Основные принципы динамической педагогики совпадают с принципами театральной (музыкального театра), как одной из самых творческих по своей природе.
Созданию максимальных условий для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы способствует игра. Игра для детей младшего ( д/с и школьного) возраста остается одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игровую деятельность на уроке, поскольку она является одним из наиболее важных и эффективных методов работы с детьми. Игры на занятиях могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определенные умения и навыки.
Игра естественно включает ребенка в обучающий процесс, активизирует важнейшие психические процессы ребенка : эмоции, память, интеллект и т.д.
Игра позволяет организовать и воодушевить детей в процессе занятий, ярче запечатлеть в сознании ребенка моделируемые музыкальные процессы. Все фундаментальные понятия, выражающие глубинную специфику музыкального и вокального творчества как искусства, разумеется, достаточно сложны, поэтому овладение ими в той или иной степени доступно ребенку в форме игры и сказки. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемые и изучаемые музыкальные явления и процессы, познает их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию и тому подобное.
Особенно важны ролевые игры , которые позволяют ребенку реализовать свою потребность в самоутверждении. Дети с удовольствием исполняют роли : « дирижера», « концертмейстера», « оркестрового музыканта». И ролевые, и дидактические игры, а так же ассоциативные упражнения и приемы помогают не только приобрести новые знания, но и развивают воображение, творческий потенциал личности, артистичность, формируют устойчивый интерес к вокальному творчеству и музыке с детства.
В своей практике я стараюсь постоянно развивать воображение детей , даже на самых простых попевках и распевках. Так например, при работе над чистотой интонирования в работе над распевкой на одном звуке – «МА_МЭ_МИ_МО_МУ», я ставлю перед ребятами следующую задачу. Я предлагаю им « голосом изобразить» ( по аналогии, как художник изображает красками; танцор – движениями рук, ног, тела), как цветок из маленького семени , посаженного в землю, растет и тянется к солнцу вверх, как все живое на Земле. Тем самым дети очень эмоционально, буквально с любовью, как будто нечто живое, начинают исполнять эту ранее, казавшуюся им скучной и неинтересной, попевку. Можно предложить ребятам вырастить свой цветок для самого любимого ими человека ( мамы, папы и т.д..), и вы увидите сами, как преобразятся их лица, как засияют их глаза, и вы услышите совсем другое звучание их голосов. Это так просто и так удивительно и неповторимо! Выращивая свой « музыкальный цветок» голосом, дети стараются не занижать интонацию, а держать ее, петь повторяющиеся звуки с тенденцией к повышению и аккуратно вести звук в одной позиции. Задача педагога – следить , чтобы звук тянулся ровно, без толчков; чтобы все слоги с разными гласными звучали единообразно, округло и в высокой позиции.
Затем ребятам можно предложить « поиграть в мячик». Упражнение аналогичное, но слоги исполняются приемом nonlegato. Это активизирует работу дыхательного аппарата. Необходимо следить за правильностью взятия активного дыхания и петь слоги с разными гласными в единой манере ( опора на диафрагму).
Одной из любимых детьми распевок является « Песня для любимой мамы». Слова попевки : « Милая мама, милая мама, милая мама я тебя люблю!». Детям предлагается спеть это упражнение вместе, но каждый при этом будет петь именно - своей САМОЙ ЛЮБИМОЙ МАМЕ! С таким внутренним чувством, всей душой ( светло, искренне и открыто), чтобы, где бы не находилась его мама в данный момент времени – она обязательно почувствовала это! Волшебным образом при этом настрое на упражнение преображаются детские лица и голоса! Упражнение исполняется по секвенции, и направлено на выработку гибкости, пластичности, подвижности голоса при пении легато. Как другой вариант работы над этим упражнением, можно предложить детям, исполняя эту распевку «вырастить и распустить музыкальный цветок» для своей мамы. Каждый ребенок будет «распускать» голосом свой цветок, а потом нужно обсудить с детьми:
« Кто какой цветок «выращивал и распускал» для своей мамы?»
«Вот какой у нас получился букет!»
Очень нравится ребятам игра-попевка «Музыкальное эхо». Суть данного игрового приема в перекличке- разговоре «голоса» и «эхо». Сначала роль «голоса» выполняет педагог, а дети повторяют за ним , как «эхо» мелодию. Затем, когда музыкальный материал будет выучен, роль «голоса» выполняют сами ребята по желанию. Это упражнение очень полезно при работе над развитием звуковысотной координации ( исполнение интервалов терции, кварты) и чистоты интонирования.
Таких игр- попевок, упражнений можно много придумать и предложить детям, здесь простор для творчества бескраен. А самое важное то, что в процессе такой работы дети очень раскрываются эмоционально, раскрепощаются телесно и становятся более гибкими и пластичными в обучении. Таким образом, в младшем детском возрасте, способность к замыслу получает значительное развитие – от случайной, по ассоциации возникающей цели, до сознательно задуманной темы игры, планирование ее сюжета; от подражания действиям того или иного человека до переживания его чувств. Переживания ребенка, его эмоциональное отношение к тому, что он хочет изобразить или изображает, реализуются с помощью различных средств и в первую очередь – игр, ассоциативных приемов.
С первых же минут занятия ребенок погружается в мир музыкальных звуков, настраивается на переживание различных эмоций. Все разделы занятия направлены на развитие интереса к музыкальному искусству. Чтобы этот интерес, мотивацию к обучению пробудить, занятия проводятся в игровой форме, как наиболее близкой и доступной детям младшего возраста, форме деятельности.
По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития детей младшего возраста, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных особенностей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
А.С. Макаренко говорил, что та игра хорошая, которая требует от ребенка рабочего усилия, усилия мысли. Очень важно, чтобы дети трудились в игре, а это – роль педагога. Какие задачи поставить, какими играми увлечь, что сегодня их волнует, на что они живее откликнутся?
Основное условие для успешного проведения игры – занятия, это желание самого педагога играть искренне, так как дети очень это чувствуют.
Подводя итоги выше изложенного, хочется сказать, что игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Игра важна для подготовки ребенка к будущему, для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой, развить более полно его внутренний мир – чувств, переживаний, эмоций.
Список литературы:
1. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии. Учебное пособие. - 2-ое издание. - М.: Директ-медиа, 2014.
2.Огороднов Д.Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека. – М., 2013
3. Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. 4-е изд., стер. – СПб.: Планета музыки, 2012.
4.Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. – СПб.: Лань, 2013.