Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. статья "Особенности вокальной работы с детьми младшего и среднего школьного возраста"

статья "Особенности вокальной работы с детьми младшего и среднего школьного возраста"

Статья об особенностях вокальной работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Предлагаются игровые и ассоциативные методы работы с детьми на вокально-хоровых занятиях. Рассматривается эмоциональный аспект работы с младшими школьниками. Исходя из изложенного материала, рекомендуются упражнения, тренинги, распевки для работы с данной категорией учащихся на базе отделений дополнительного образования государственных бюджетных образовательных учреждений.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Особенности вокальной работы с детьми

младшего и среднего школьного возраста

Четверткова Наталия Валерьевна

педагог дополнительного образования

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Аристотель.

Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, социальная и эстетическая природа которого создает предпосылки для комплексного воспитания подрастающего поколения. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Многие исследователи в разных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные способности, а так же происходит общее укрепление и оздоровление организма.

Голос – самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Как и любым другим инструментом, им надо учиться пользоваться. Конечно же лучше начать обучение с раннего возраста, учитывая основы физиологии детского голоса данной возрастной категории.

В младшем возрасте дети очень любят играть, играют легко и эмоционально. Особенностью работы в данном возрасте я считаю заключается в системном обучении детей вокальному творчеству , опирающемся на развитие эмоциональной сферы детей, так как отличительной особенностью музыкального искусства является способность с большой впечатляющей силой передавать тончайшие оттенки чувства, воспроизводя их в процессе непрерывного развития, переходя от одного настроения и душевного состояния к другому. Таким образом новизной и отличительной особенностью такого подхода в обучении является овладение не только механической, но и нейрохроноксической системой певческих навыков через развитие воображения и раскрытие эмоциональной сферы детей под влиянием музыкальных впечатлений, музыкальных игр, игровых и ассоциативных приемов и упражнений.

Эмоции – это язык нашего внутреннего мира.

Все мы хорошо знаем , что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции являются «индикатором » состояния ребенка и существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Эмоции – это язык нашего внутреннего мира, функция оценки, отвечающей на вопрос, какое значение имеет то или иное событие, люди. Эмоция – временное переживание, возникающее в ответ на воздействие или как реакция на обстоятельство. Эмоция – это язык общения, предопределяющий восприятие мира, понимания того, чего хочешь, что ты чувствуешь.

В современном мире развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличии от его интеллектуального развития. Тогда как только согласованное единство этих двух систем может, на мой взгляд, обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, а в наше время набирает течение музыкотерапия, звукотерапия.

Музыка влияет и на интеллектуальное развитие – повышает работоспособность и умственную активность мозга. Но главное - музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Наиболее благоприятного периода для развития эмоциональной отзывчивости посредством музыки, чем детство, трудно представить. Ее эмоциональное воздействие на детей через чувства и мысли, выраженные в звуковых и художественных образах, велико; она захватывает их воображение. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, кругозор и воздействует на его внутренний мир, мир его чувств, его души, эмоций. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний при вокальной работе с детьми определяются:

- по мимике ( выразительным движениям мышц лица);

- по пантомимике ( выразительным движениям всего тела);

- по « вокальной мимике» ( выражению эмоций в интонации, тембре, ритме).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением того служат слова С.Л. Рубинштейна :

« Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его так же, как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

Игровой замысел – фундамент для вокального, игрового творчества и развития внутреннего мира ребенка.

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать некую сумму знаний и апеллирующей преимущественно к памяти, становится педагогикой динамичной, педагогикой творческого сотрудничества. Учеба должна способствовать развитию самостоятельного творческого мышления, тренировке повышенной чувствительности, развитию индивидуальности. Основные принципы динамической педагогики совпадают с принципами театральной (музыкального театра), как одной из самых творческих по своей природе.

Созданию максимальных условий для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы способствует игра. Игра для детей младшего ( д/с и школьного) возраста остается одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игровую деятельность на уроке, поскольку она является одним из наиболее важных и эффективных методов работы с детьми. Игры на занятиях могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определенные умения и навыки.

Игра естественно включает ребенка в обучающий процесс, активизирует важнейшие психические процессы ребенка : эмоции, память, интеллект и т.д.

Игра позволяет организовать и воодушевить детей в процессе занятий, ярче запечатлеть в сознании ребенка моделируемые музыкальные процессы. Все фундаментальные понятия, выражающие глубинную специфику музыкального и вокального творчества как искусства, разумеется, достаточно сложны, поэтому овладение ими в той или иной степени доступно ребенку в форме игры и сказки. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемые и изучаемые музыкальные явления и процессы, познает их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию и тому подобное.

Особенно важны ролевые игры , которые позволяют ребенку реализовать свою потребность в самоутверждении. Дети с удовольствием исполняют роли : « дирижера», « концертмейстера», « оркестрового музыканта». И ролевые, и дидактические игры, а так же ассоциативные упражнения и приемы помогают не только приобрести новые знания, но и развивают воображение, творческий потенциал личности, артистичность, формируют устойчивый интерес к вокальному творчеству и музыке с детства.

В своей практике я стараюсь постоянно развивать воображение детей , даже на самых простых попевках и распевках. Так например, при работе над чистотой интонирования в работе над распевкой на одном звуке – «МА_МЭ_МИ_МО_МУ», я ставлю перед ребятами следующую задачу. Я предлагаю им « голосом изобразить» ( по аналогии, как художник изображает красками; танцор – движениями рук, ног, тела), как цветок из маленького семени , посаженного в землю, растет и тянется к солнцу вверх, как все живое на Земле. Тем самым дети очень эмоционально, буквально с любовью, как будто нечто живое, начинают исполнять эту ранее, казавшуюся им скучной и неинтересной, попевку. Можно предложить ребятам вырастить свой цветок для самого любимого ими человека ( мамы, папы и т.д..), и вы увидите сами, как преобразятся их лица, как засияют их глаза, и вы услышите совсем другое звучание их голосов. Это так просто и так удивительно и неповторимо! Выращивая свой « музыкальный цветок» голосом, дети стараются не занижать интонацию, а держать ее, петь повторяющиеся звуки с тенденцией к повышению и аккуратно вести звук в одной позиции. Задача педагога – следить , чтобы звук тянулся ровно, без толчков; чтобы все слоги с разными гласными звучали единообразно, округло и в высокой позиции.

Затем ребятам можно предложить « поиграть в мячик». Упражнение аналогичное, но слоги исполняются приемом nonlegato. Это активизирует работу дыхательного аппарата. Необходимо следить за правильностью взятия активного дыхания и петь слоги с разными гласными в единой манере ( опора на диафрагму).

Одной из любимых детьми распевок является « Песня для любимой мамы». Слова попевки : « Милая мама, милая мама, милая мама я тебя люблю!». Детям предлагается спеть это упражнение вместе, но каждый при этом будет петь именно - своей САМОЙ ЛЮБИМОЙ МАМЕ! С таким внутренним чувством, всей душой ( светло, искренне и открыто), чтобы, где бы не находилась его мама в данный момент времени – она обязательно почувствовала это! Волшебным образом при этом настрое на упражнение преображаются детские лица и голоса! Упражнение исполняется по секвенции, и направлено на выработку гибкости, пластичности, подвижности голоса при пении легато. Как другой вариант работы над этим упражнением, можно предложить детям, исполняя эту распевку «вырастить и распустить музыкальный цветок» для своей мамы. Каждый ребенок будет «распускать» голосом свой цветок, а потом нужно обсудить с детьми:

« Кто какой цветок «выращивал и распускал» для своей мамы?»

«Вот какой у нас получился букет!»

Очень нравится ребятам игра-попевка «Музыкальное эхо». Суть данного игрового приема в перекличке- разговоре «голоса» и «эхо». Сначала роль «голоса» выполняет педагог, а дети повторяют за ним , как «эхо» мелодию. Затем, когда музыкальный материал будет выучен, роль «голоса» выполняют сами ребята по желанию. Это упражнение очень полезно при работе над развитием звуковысотной координации ( исполнение интервалов терции, кварты) и чистоты интонирования.

Таких игр- попевок, упражнений можно много придумать и предложить детям, здесь простор для творчества бескраен. А самое важное то, что в процессе такой работы дети очень раскрываются эмоционально, раскрепощаются телесно и становятся более гибкими и пластичными в обучении. Таким образом, в младшем детском возрасте, способность к замыслу получает значительное развитие – от случайной, по ассоциации возникающей цели, до сознательно задуманной темы игры, планирование ее сюжета; от подражания действиям того или иного человека до переживания его чувств. Переживания ребенка, его эмоциональное отношение к тому, что он хочет изобразить или изображает, реализуются с помощью различных средств и в первую очередь – игр, ассоциативных приемов.

С первых же минут занятия ребенок погружается в мир музыкальных звуков, настраивается на переживание различных эмоций. Все разделы занятия направлены на развитие интереса к музыкальному искусству. Чтобы этот интерес, мотивацию к обучению пробудить, занятия проводятся в игровой форме, как наиболее близкой и доступной детям младшего возраста, форме деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития детей младшего возраста, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных особенностей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

А.С. Макаренко говорил, что та игра хорошая, которая требует от ребенка рабочего усилия, усилия мысли. Очень важно, чтобы дети трудились в игре, а это – роль педагога. Какие задачи поставить, какими играми увлечь, что сегодня их волнует, на что они живее откликнутся?

Основное условие для успешного проведения игры – занятия, это желание самого педагога играть искренне, так как дети очень это чувствуют.

Подводя итоги выше изложенного, хочется сказать, что игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Игра важна для подготовки ребенка к будущему, для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой, развить более полно его внутренний мир – чувств, переживаний, эмоций.

Список литературы:

1. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии. Учебное пособие. - 2-ое издание. - М.: Директ-медиа, 2014.

2.Огороднов Д.Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека. – М., 2013

3. Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. 4-е изд., стер. – СПб.: Планета музыки, 2012.

4.Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. – СПб.: Лань, 2013.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья об особенностях вокальной работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Предлагаются игровые и ассоциативные методы работы с детьми на вокально-хоровых занятиях. Рассматривается эмоциональный аспект работы с младшими школьниками. Исходя из изложенного материала, рекомендуются упражнения, тренинги, распевки для работы с данной категорией учащихся на базе отделений дополнительного образования государственных бюджетных образовательных учреждений.
0 ₽