«Осуществление учащимися волонтерской деятельности –
путь к их саморазвитию»
Слесарева Татьяна Эдуардовна
Учитель географии
МОУ СОШ № 4
г. Комсомольска-на-Амуре
Особую значимость сегодня приобретает организация волонтерской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, самореализации учащихся, оказывает существенное влияние на личностное и профессиональное становление подрастающего поколения.
Организация волонтерской деятельности учащихся – мощная воспитательно-образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством развития и реализации интеллектуального, духовного, социального потенциала учащихся, участия их в жизни общества.
Именно волонтерская деятельность является уникальной сферой развития мотивации ребенка к познанию, сферой самореализации и личностного роста, предоставления учащимся больших возможностей для формирования знаний, умений, навыков, компетенций в различных сферах деятельности, культуры, полученияновых для учащихся способов деятельности, жизненного опыта.
В осуществлении волонтерской деятельности каждый может продвигаться своим темпом, успехи детей сравниваются только с предыдущими их же достижениями. При выборе волонтерской деятельности дети имеют выбор, который создает условия для развития индивидуальности, учит самостоятельному решению жизненных задач.
В процессе обучения по образовательным программам происходит постоянное взаимодействие педагога и учащихся. Реализуя воспитательную работу по программе, педагог способствует самостоятельности учащихся, развитию их творческого потенциала, организуя данную работу по принципу, когда дети сами принимают активное созидательное участие в планировании, разработке, организации, проведении мероприятий, событий, праздников как своем коллективе, так и для более младших учащихся. Такой подход помогает школьникам учиться, саморазвиваться, социализироваться, направляет их самоопределение.
Вершинойразвития самостоятельной позиции, на основе которой ребенок может решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь является его участие в волонтерской деятельности.
Учащиеся 7 Б класса МОУ СОШ № 4 являются волонтерами второй год подряд, организовав работу волонтерского отряда «Научился сам – помоги другому».
Обучаясь по образовательным программам естественнонаучной и туристско-краеведческой направленностей, дети выбрали работу волонтерами в сфере экопросвещения и охраны природы.
В течение двух лет ребята по самостоятельному решению и желанию, при поддержке педагога, активно участвуют в работе лагеря с дневным пребыванием на базе школы «Мой мир» по работе с детьми младшего школьного возраста.
Дети самостоятельно планируют, разрабатывают, проводят квесты, интеллектуальные игры, викторины, беседы на темы «Мой город», «Береги растения», «Изучаем животных», «День эколога», «Особо охраняемые природные территории», «Калейдоскоп природы», «Семья и труд», «Безопасность в природе», «Профессии». При этом они всем темам учатся сами, а затем делятся своими знаниями в интересной и познавательной форме (кроссворды, ребусы, занимательные вопросы, задачи, нестандартные ситуации) с младшими наставляемыми.
Активно ребята помогают руководителям и воспитателям лагеря в организации и проведении массовых общелагерных праздников и мероприятий.
Такой опыт волонтерства дает ребятам навыки в наставнической, педагогической, сценарной деятельности, учит общению, диалогу.
Дети в рамках работы волонтерского отряда «Научился сам – помоги другому» приобщились к природоохранной работе в рамках решения проблемы ТКО в городе Комсомольске-на-Амуре. Сотрудничая с сообществом волонтеров «Чистая лига», Комсомольским заповедником, Детским технопарком «Кванториум», ДЮЦ «Дзёмги», ребята принимают активное участие в акциях по уборке от несанкционированных свалок территорий города, в акциях «Раздельный сбор», в «Чистых играх» - соревнованиях команд по уборке мусора, проводят флэшмоб-акции в школе по экопросвещению детей – по снижению и разделению отходов, сбору и сдаче макулатуры, использованных батареек, участвуют в организации школьных акций «Макулатура», «Батарейки, сдавайтесь!», «Добрые крышечки», по оказанию помощи, сбору средств и материалов для Приюта животных.
Такой опыт волонтерства дает ребятам навыки организаторов акций, компетенции по обращению с отходами.
Ребята и руководитель отряда зарегистрированы на крупнейшей платформе для добрых дел Добро.ру, имеют электронные волонтерские книжки.
Любое новое дело, начинание не пугают ребят, а заинтересовывают и являются новым вызовом для принятия новых значимых решений, получения новых возможностей для саморазвития, укрепления активной гражданской позиции.
Организация и реализация волонтерской деятельности влияет на развитие личности учащегося, позволяет создать условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию, активно участвовать в созидательной деятельности для других в общественном пространстве.
При реализации волонтерской деятельности учащихся происходит формирование нового вида педагогического общения –по-настоящему творческого сотрудничества педагога и учащихся, возникает атмосфера духовной близости и сотворчества, вырабатывается стиль поведения единомышленников, коллег.