Формирование читательской грамотности на уроках ОБЖ
Программа ОБЖ максимально приближена к окружающей учащихся действительности, при чем не только в стенах школы, но и за ее пределами - на улице, среди незнакомых людей, в семье и в обществе. На занятиях ОБЖ учащиеся имеют возможность развивать все элементы функциональной грамотности (особое место среди которых занимает чтение). Согласно новой образовательной философии ОБЖ, читательская грамотность формируется в системе практических действий в самых разных ситуациях. Задания по читательской грамотности в рамках PISA 2018 также основаны на ситуациях (художественная литература, реальность и бизнес). В начальной школе основы читательской и письменной грамотности формируются на основе этих грамотностей в рамках предметов ОБЖ. К средней школе грамотность чтения приобретает самостоятельное развитие: решение контекстных задач - один из способов развития грамотности чтения в программе ОБЖ.
Решая контекстные задачи, соответствующие реальным жизненным ситуациям, студенты развивают способность быстро ориентироваться в широком спектре информации, самостоятельно и быстро искать информацию, необходимую для решения задач, и тем самым учатся активно и творчески использовать свои знания. Изучение текстов с контекстными заданиями стимулирует студентов к исследованию тем и постановке вопросов ("Что мне нужно узнать? Чего они не знают?"). . Информация становится для них легкой для понимания и воспроизведения. Контекстные задания для развития навыков чтения могут использоваться на разных этапах обучения. Контекстные задачи могут ставиться и решаться по-разному.
Примеры контекстно-зависимых задач приведены ниже. На мотивационной фазе учебной деятельности.
1. предъявляется конкретная ситуация и дается список различных действий, из которых обучаемый выбирает правильные и неправильные ответы.
На этапе организацииип роверки материала.
.предъявляетсяконкретная ситуация, дается несколько вариантовответа,обучаемыйвыбираетправильный.
3-5 Представлены варианты правильных действий в конкретных ситуациях, и обучающийся расставляет эти действия в порядке приоритетности и важности (ранжирование ответов).
Даны условия задачи без примеров правильного поведения или ответов. Студент решает проблему: ищет Для выхода из ситуации использует информацию из учебников, энциклопедии, конспекты, газетные статьи, Интернет; извлекает информация; интегрирует, интерпретация (сообщения/информации); (понимание, обобщение)
Понимает и оценивает (сообщение/информацию) (точность, достоверность, учет, устранение противоречий).
Для оценки читательской грамотности студентов при решении ситуационных задач я использую карту наблюдения и оценки, каждый раздел которой является основой алгоритма работы студента при решении ситуационной задачи. Карта составлена в соответствии с таксономией полного усвоения знаний, разработанной американским ученым Б. Блумом. Анализируя карту ситуационных задач каждого студента, можно сделать выводы о сформированности у него навыков решения практических задач и соответствующих компетенций.
Оценить качество читательской грамотности в олимпиадной программе BL по: тестовые работы по курсу, темам и главам; разделы Комплексные работы; - практическим и самостоятельным заданиям; проектной деятельности. Качество предметных знаний учащихся стабильно составляет 70-83%, успеваемость - 100%. Ребята добились отличных результатов в соревнованиях на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников "ОБЖ" 2021-2022 годов для учащихся средней школы. Использование контекстных заданий способствует реализации и успешному освоению программы обучения учащихся начальной школы по безопасности жизнедеятельности, дети также участвуют в школьных и муниципальных конкурсах.
Таким образом, решение ситуационных задач в учебной программе ОБЖ способствует развитию у студентов способности к самоорганизации своей деятельности, формированию умения объяснять реальные явления, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня всех компонентов функциональной грамотности.