Приобщение к чтению через создание мультфильмов и иллюстрацию рассказов.
В нашей школе активно продвигается развитие читательской деятельности. Привитие любви к чтению процесс непростой. Чтобы этот процесс был современным и интересным для детей, я решила попробовать использовать возможности студии по созданию мультфильмов. У меня возникла идея сочинить сказку с детьми и по ней создать мультфильм.
Объектом будущей сказки я решила выбрать Дымковскую игрушку, так как мультфильм в будущем можно использовать на уроках изо, а так же в следующем году юбилей города Кирова, поэтому тема актуальна. Для работы над этим проектом я пригласила учениц 6 класса.
Всю работу мы разделили для на несколько этапов: изучение литературы по теме, сочинение своей сказки, работа над мультфильмом
Процесс работы:
Первый этап, как раз связан с развитием читательской деятельности. Нам нужно было изучить сказки о Дымковской игрушке, которые уже написаны. На этом этапе мы находили разные сказки об этом промысле, читали их и старались обращать внимание на структуру сказку, на персонажей, как в сказке описывается Дымковская игрушка, так же пытались представить, как мог бы выглядеть мультфильм по этой сказке . Мы нашли много разных сказок, выделили несколько, которые понравились больше всего:
«Козлик золотые рожки»
«Сказочная повесть о появлении Дымковской игрушки»
Художественная сказка «Дымковская игрушка»,
Сказка о русской игрушке Дымке
Сказки оказались небольшими, но интересными и лёгкими для прочтения, поэтому девочки быстро и с удовольствием читали о Дымковской игрушке.
Изучив структуры сказок, описание игрушек, главных героев и подачу информации о промысле мы приступили к созданию своего произведения. Для себя решили, рассказать о промысле кратко, но информативно и наглядно. Поэтому структуру сказки сделали следующей:
Вступление, которое относит зрителя к месту, в котором появилась Дымковская игрушка (Холодный, зимний вечер, над рекой Вяткой стелется дым от печей, и слобода Дымково, которая расположилась на противоположном берегу от города Вятки, погружается в туман.)
Основная часть, в которой описывается процесс создания игрушки от глины и речного песка до расписной игрушки (В 16 веке в Вятской губернии, на правом берегу Вятки, в слободе Дымково, начали создавать первые игрушки из глины и мелкого речного песка)
В заключении мы решили рассказать, о том, что стало с народным промыслом в современном мире.
В результате обсуждений определили для нашей сказки двух персонажей, которые будут рассказывать о происхождении Дымковской игрушки: Барыня и Мужичок с гармошкой.
Третий этап работа над мультфильмом в студии
Перед тем, как продолжить описывать процесс, немного расскажу о студии создания мультфильмов. Это установка, которая располагается на столе и включает в себя:
Три уровня стекла для того, чтобы делать в мультфильмах разный план
Две лампы, которые находятся под стеклом и два светильника, которые располагаются сверху для большего освещения
Полотно, которое располагается в самом верху и позволяет убрать блики на стекле от источников света на потолке.
Штатив, к которому крепится фотоаппарат
Процесс создания мультфильма, который предполагает студия:
Объекты будущего мультфильма выкладываются на один уровень или на два, делаются фотографии движений персонажей. После фотографии соединяются в редакторе, на них накладывается музыка и озвучка.
Изучив с ученицами работу студии, мы приступили к созданию персонажей. Барыню и мужичка с гармошкой решили нарисовать, а фон распечатать на цветном принтере, так же напечатали картинки материалов из которых изготавливается Дымковская игрушка, чтобы мультик наглядно показывал, как создается этот промысел.
И начали снимать вступление и начало основной части. На данный момент мы находимся в процессе работы над мультфильмом, пока получились такие кадры, пока без озвучки и музыки, ее будем делать в самом конце данного этапа
На мой взгляд процесс работы в данной студии получается интересным. Наблюдая со стороны, могу сказать, что девочки в начале работы над проектом с любопытством взялись за поиски сказок и их прочтение, представляя, что скоро будут создавать настоящий мультфильм.
Так же в продолжении темы групповой работы и приобщения к чтению, хочу вам рассказать о рабочей программе «Иллюстратор», я создавала ее для работы по общекультурному направлению. В рамках этой программы мы с детьми 7 класса читаем короткие произведения или сокращенные большие литературные произведения, затем их иллюстрируем. (выбран один класс 7е)
Примеры произведений:
Иван Бунин «Красавица»
Захар Прилепин «Бабушка, осы, арбуз»
Нина Дашевская «Второй»
Василий Шукшин «Сапожки»
Мария Метлицкая «Куриный бог».
Михаил Зощенко «Приключения обезьяны»
Виктор Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
Примеры творческих заданий по литературному произведению:
Нина Дашевская «Второй»
Перед занятием детям нужно познакомится с рассказом, прочитать его, выбрать дома отрывок из 5 предложений, который бы они хотели прочитать вслух на занятии. Так как рассказ об игре на фортепиано, то на этом занятии мы рассмотрит строение кистей рук и как их изображать вместе с предметом. Работа выполняется простым карандашом.
Василий Шукшин «Сапожки»
На данном занятии ребята познакомятся с рассказом «Сапожки» и создадут иллюстрацию, объектом иллюстрации на этом занятии будут сапожки, которые были куплены в подарок. Ребятам будет предложено пофантазировать и украсить сапожки, предварительно ученикам будут показаны разные декоративные варианты сапог. Работа выполняется цветными карандашами и фломастерами
Мария Метлицкая «Куриный бог».
Перед занятием детям нужно познакомится с рассказом, прочитать его, выбрать дома отрывок из 5 предложений, который бы они хотели прочитать вслух на занятии. На занятии мы рассмотрим, как изображать морской пейзаж, и каждый ученик на фоне пейзажа изобразит свой сюжет из рассказа с помощью теней. Работа выполняется гуашевыми красками.
Захар Прилепин «Бабушка, осы, арбуз»
На данном занятии дети познакомятся с рассказом «Бабушка, осы, арбуз». Рассказ делиться на три части и дети делятся на три группы, внутри группы участники обсуждают, что можно изобразить по их отрывку, затем выполняют рисунки, парные или индивидуально, на их выбор. Работа выполняется карандашами или фломастерами.
В среднем на каждый рассказ выделила по 2 часа, на один рассказа 4 часа, так как там работа более сложная.
Покажу пример нашей первой работы.
Мы читали сокращенный рассказ Захара Прилепина «Бабушка, осы, арбуз» и выполняли к нему иллюстрации, ребята были поделены на три группы, чтобы выполнить иллюстрации к трем частям рассказа (примеры в презентации)
В процессе первого занятия по данной программе, могу сделать вывод, что ребятам интересно знакомится с новыми произведениями, им нравится, что объем рассказов небольшой, но к сожалению рассказ к занятию прочитали не все, поэтому пришло читать его на занятии , для тех, кто не готов, думаю, что с каждым занятием все больше ребят будет, подключаться к чтению рассказов.