Психолого-педагогические особенности подростков из социально-неблагополучных семей, специфика жизненной перспективы и мотивации к самореализации
Классификация Т.А. Шульги подразумевает следующие категории таких
детей:
дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
дети из неблагополучных, асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- психологической помощи и поддержке;
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
По данной классификации аспектом нашей работы является третья
категория детей, т.е. дети из социально неблагополучных семей. К этой категории относятся дети, родители которых не занимаются их воспитанием и развитием. В результате такие подростки характеризуются слабым здоровьем, отклонениями в развитии, низкой успеваемостью в школе, различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д.
Слово риск в данном случае означает возможность, большую вероятность
негативного, нежелательного влияния образа жизни родителей, семейного уклада на развитие и становление личности подростка. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие "группа риска" появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. В последнее же время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих
отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска для детей, изучаемой нами категории:
медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
психологические (отчуждение от социальной среды, непринятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темп психического развития детей и темп обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Общественная практика педагогов и психологов позволяет выделить также и другие факторы. Основными такими факторами являются следующие обстоятельства жизни этих детей:
пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
устройство на квартире родителями притонов для криминальных и
асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками, или
другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;
лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
оставление малолетних детей одних без пищи и воды;
отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без
средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Все вышеперечисленные факторы во многом являются объективными характеристиками подростков из социально неблагополучных семей.
К ак показывает опыт работы с детьми данной категории, ребенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткового) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные процедуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагополучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям. Проанализируем особенности неблагополучных семей с алкогольной зависимостью. Такие семьи можно охарактеризовать следующим образом. Члены семей отличаются нечеткостью и размытостью границ собственного Я, их жизнь является непредсказуемой и неупорядоченной, присутствуют трудности с оценкой и дифференциацией собственных чувств. Важной характеристикой является действие механизма отрицания, отрицания наличия проблем, склонности скрывать правду в межличностном общении. Для семей такого типа свойственно непостоянство, в частности, в отношении ребенка, когда его потребности удовлетворяются время от времени, что приводит к тому, что ребенок, привлекая внимание, использует девиантные и деликвентные формы поведения. Членов алкогольной семьи, как взрослых, так и детей, характеризует низкая самооценка, в большей степени страдают дети, которые думают, что в происходящем неблагополучии есть их вина. Присутствует дефицит информации о здоровом семейном функционировании. Психологический климат в семье во многом зависит и определяется эмоциональным состоянием матери (жены). Проживание с зависимым от алкоголя человеком не проходит бесследно, оно оказывает влияние на личность и характер созависимого супруга. Созависимость может проявляться в следующем: жизнь всей семьи строится вокруг зависимого, при этом все тревожатся о том, какое впечатление семья производит на окружающих. Матери часто поглощены заботами о зависимом муже и контролем за ним, в своем поведении руководствуются страхом и тревогой.
Дети в алкогольной семье оказываются в очень сложной ситуации. Они испытывают бессилие и беспомощность, часто имеют низкую самооценку, их чувства в отношении алкоголезависимого родителя амбивалентны – поведение зависимого в состоянии опьянения и в трезвом состоянии различно. Детям свойственны многочисленные страхи и тревоги, связанные с семьей. Дети оказываются заброшенными вследствие того, что предоставлены сами себе – что приводит к не усвоению базовых семейных обязанностей и ролей, и проблемам в будущей семье. Само по себе наблюдение конфликтных отношений родителей является психологической травмой для ребенка. Родители могут позволять себе жестокое обращение в отношении своих детей. Часто спасением от разочарований для ребенка является уход мир фантазий. Дети в алкоголезависимых семьях вынуждены быстро взрослеть и становиться самостоятельными, брать заботы о младших братьях и сёстрах.
С пецифика жизненной перспективы детей в семьях конфликтного типа характеризуются следующим образом. Главной чертой является присутствие конфликтов, практически во всех сферах семейной жизни. Происходит столкновение интересов и намерений, последствиями конфликтов являются негативные эмоции, тревогу, страхи. Могут быть очень громкие конфликтные семьи, привлекающие внимание других людей, в таких семьях привычны крупные и мелкие ссоры, в тихих конфликтных семьях, напротив, нет ярких конфликтов, но присутствует высокая степень отчужденности, члены семьи избегают взаимодействия, вследствие разных интересов и неумения найти компромисс. Конфликты в семье негативно отражаются на эмоциональном состоянии всех членов семьи, особенно детей. Последствия конфликтов в семье могут различным образом сказываться на детях. В том случае, когда ребенок является свидетелем семейных конфликтов, он чувствует недостаток незащищенности, недостаток стабильности, страх, напряжение, может страдать различными нарушениями сна, может замкнуться в себе, отдалятся от сверстников. Вместе с тем ребенок вынужден прятать собственные сильные эмоции, так как в таких семьях часто присутствует запрет на выражение своих чувств, что противоречит детской непосредственности. Дети в конфликтных семьях часто получают психологические травмы. Они испытывают негативные чувства в отношении родителей. Дети так же могут реагировать частыми капризами, по причине высокого внутреннего напряжения. Второй вариант положения ребенка в конфликтной семье, когда ребенок становится объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. В таком случае родители либо сбрасывают эмоциональное напряжение на ребенка, либо, напротив, осуществляют гиперопеку, замещая собственную эмоциональную неудовлетворенность. Часто случается, что конфликт интересов родителей затрагивает вопросы воспитания, в таком случае присутствует противоречивость и непоследовательность требований родителей к ребенку. Ребенок так же может стать инструментов в разрешении семейных конфликтов.
Например, жена, конфликтующая с мужем, сбрасывает нервное напряжение на детях, провоцирует тем самым формирование у детей нарушения эмоционального и поведенческого плана. Мужчины в конфликтных семьях часто делают более жесткими свои требования в отношении ребенка, ребенок вынужден выбирать, чьей позиции придерживаться – матери или отца, находить способы приспособиться, сред которых ложь и извлечение выгоды из конфликтов. В таких случаях негативными последствиями для личности ребенка являются отсутствие доверия к взрослым, ябедничество, могут развиваться эмоциональные расстройства, повышаться возбудимость, беспокойство, снижаться фон настроения, нарушаться сна и аппетит.
Рассмотрим основные формы семей со скрытым неблагополучием.
«Недоверчивая» семья характеризуется высоким уровнем настороженности в отношении окружающих (соседей, знакомых, педагогов), восприятием окружающих людей как враждебных. Следствием этого является снижение общения с окружающими людьми, конфликтные отношения с окружающими, позиция «правого» в конфликтных ситуациях.
Дети в семье недоверчивого типа относятся к людям недоверчиво- враждебно, отличаются подозрительностью, недоверчивостью, агрессивными реакциями, сложностью контактов со сверстниками, так же позицией собственной правоты, подозрительностью, нарушениями контактов со сверстниками, конфликтностью отношений с учителями и воспитателями.
«Легкомысленная» семья характеризуется беззаботностью в отношении будущего, стремлением к жизни в настоящем, ориентацией на сиюминутные удовольствия. У таких семей нечеткая перспектива будущего, не построены планы, ригидность вплоть до старой мебели в квартире, отсутствия необходимых в доме вещей, однообразности и примитивности досуга.
В такой семье есть скрытые конфликты, которые не выходят на
поверхность только потому, что их избегают. При попытках выяснения отношений появляются конфликты. Дети в «легкомысленной» семье имеют неразвитую силу воли, не организованы.
Следующий тип - семья с нарушениями нравственных устоев. В таких семьях присутствует ценность предприимчивых, удачливых, ловких в отношении собственных целей людей, людей, которые нацелены на большой успех при малых затратах, готовы на любые средства для достижения целей. Такие люди заинтересованы в авантюрах, с азартом находят способы обойти законы и нормы морали, рассматривают окружающих людей с точки зрения полезности в процессе достижения собственных целей. Члены семьей с нарушением нравственных устоев пренебрежительно относятся к трудолюбивости, терпеливости, настойчивости.
Дети в таких семьях как правило усваивают ценности взрослых, не критичны к ним.
Семьи, ориентированные на успех ребенка. В таких семьях дети
испытывают определенные сложности, которые, в первую очередь, связаны с тем, что положительная оценка ребенка напрямую зависит от успехов ребенка, и ребенок это чувствует. В таких семьях присутствует негативная оценка происходящих неудач, дети чувствуют огромную ответственность, высокое эмоциональное напряжение, которое может привести к неадекватным реакциям на неудачу, сред которых суицидальные попытки, уход из дома.
Псевдовзаимосвязанные семьи разрешают выражать исключительно
положительные чувства, негативные чувства находятся под запретом.
Псевдовраждебные семьи, в отличие от псевдовзаимосвязанных, под запретом держат положительные чувства и открыто проявляют негативные.
Дети в псевдовзаимосвязанных и псевдовраждебных семьях вырастают с проявлениями неискренности, их поведение наигранно, они внешне эмоционально холодны.
Переживания травматических ситуаций или событий повторяются и
внедряются в сознание, постоянные воспоминания детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим события, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительность, преувеличенном реагировании. Симптомы травматических переживаний в виде психических отклонений являются способом выживания.
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния – психической депривации. Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не представляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, то есть возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.
В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого факта обнаружены и другие (сенсорная депривация – обеднение среды, ее сужение; социальная – уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая – невозможность удовлетворения основных потребностей).
Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-
интернаты, кризисные центры, то есть оставшимися без попечения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и пагубное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются вместе. Благодаря принципу активности ответственность за принятые решения принадлежит родителям, а не перекладывается на специалиста. Охарактеризуем следующую форму работы с подростками из неблагополучных семей. Среди моделей консультирования семьи выделяются психоаналитическая, бихевиористическая, системная. В психоаналитической модели акцент делается на повышении мотивации супругов. В бихевиоризме целью является коррекция поведения супругов методами научения. Системный подход предполагает тщательный анализ истории семьи и каждого ее члена. Социально-педагогическое консультирование - форма работы с неблагополучными семьями, содержание которой - осуществление социальным педагогом консультативной помощи в решении проблем, конфликтов в родительских и детско–родительских отношениях.