Русские народные игрушки как пример воспитывающих игрушек
Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Роль культуры усиливается во всех сферах общественной жизни, включая образование, и диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Кроме этого, следует учитывать, что ребенок в современном обществе взаимодействует с разными культурами. Это требует от него понимания и уважения особенностей культуры других людей. Только личность, способная к освоению национальных культур и диалогу культур, может раскрыть для себя общечеловеческие и общекультурные ценности. В связи с этим к этнокультурному воспитанию детей, приобщению их к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть в и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре, предъявляются особые требования.
Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский говорил, что «игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка» [Покровский, 2011, с. 83].
Исследователь и собиратель народных игрушек Н.Д. Бартрам, а вслед за ним и классики дошкольной педагогики Е.А. Флерина, А.П.Усова отмечали особую воспитательную роль народной игрушки, ведь она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, игрушка была интересна и детям и взрослым. Игрушке были присущи все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь и овладевать основными видами труда взрослых.
В последнее время в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Народная игрушка используется в обучении детей лишь как образец художественной деятельности или элемент оформления интерьера детского сада. Чаще всего народные игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности. В современной семье не восполняется пробел в воспитании ребенка, с помощью народной игрушки, а преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов и другие). С их помощью решается узкий спектр воспитательно-образовательных задач [Грибовская, 2007].
Л.Н. Соловьев отмечал пластичность и многогранность русской народной игрушки, как инструмента народной педагогики. Смысл ее в следующем:
введение ребенка с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - глины, дерева, ткани;
освоение через игрушку бытия конкретного этноса, прямое введение его в культуру с ее устойчивыми предпочтениями, становление ребенка в качестве сына или дочери своего народа;
формирование в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке - матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы;
активное вовлечение в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушек с самого малого возраста (с 2-3 лет);
воспитание творческого отношения к миру как наиболее продуктивного;
ориентация на высшее качество, так как народная игрушка всегда – подлинник и, как правило, маленький шедевр [Соловьев, 2002].
Играя с народной игрушкой, ребёнок имеет возможность знакомиться с цветовыми эталонами. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Цвет также обладает психотерапевтическим свойством и способен излечивать различные виды заболеваний, поэтому народная игрушка помогает не только освоить цветовой ряд малышам, но и справиться с такими нежелательными проявлениями, как агрессия и страхи.
Говоря о дидактическойсоставляющей народной игрушки, следует отметить игрушку – вкладыш, ярким образцом которой является матрешка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как величина игрушек строго выдержана, то ребенок не может обойти принцип их вкладывания друг в друга, а также и простую расстановку в ряд. В конце концов, он дает правильную гамму величин.
Русская народная игрушка имеет свою славную историю и богатые традиции. Ей присущи упрощенность и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цвета. Народная игрушка органично сочетает в себе древние традициии индивидуальное творчество мастера. Она несёт на себе отпечаток времени и местности, где была изготовлена, что находит выражение в выборе материала, стиля и сюжета. Наиболее характерными, подсказанными самой природой материалами, являются дерево и глина. С течением времени техника создания игрушки изменялась, сама игрушка приобретала более совершенные форму и цветовое сочетание элементов росписи, объединяя в себе богатую культуру нашего народа, национальные особенности и своеобразие уголков России [Ковычева, 2012].
Русская деревянная расписная кукла появилась в России, в Москве в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Она явилась символом материнства и плодородия, так как кукла с большим семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры, в частности материнскую сущность русской женщины [Горожанина, 2012].
Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Городец Нижегородской области поистине уникален. Здесь делали все – от кораблей до глиняных свистулек. Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий, как и в старину, так и в наши дни, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.
Дымковская игрушка названа по наименованию слободы Дымково, расположенной возле города Кирова. Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Всем нравятся живые, праздничные, яркие куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.
Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.
Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области славится известным народным промыслом, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда гласит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.
Народные мастера в селе Богородское Московской области создают деревянные резные игрушки (курочки, клюющие зернышки; медведи, бьющие по наковальне и др.). Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы. Богородская резьба занимает значительное место в современном декоративном искусстве. Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы [Князева, 2009].
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.
Русские народные игрушки всегда являлись одним из важнейших элементов правильного воспитания детей. В настоящее время ценность исконно русских игрушек ещё более ощутима. Видимо игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.