Совершенствование исполнительской техники.
Необходимость работы над инструктивным материалом.
Работа над инструктивным материалом (гаммами, упражнениями, этюдами) — неотъемлемая часть обучения в
музыкальной школе. Она необходима для развития аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в
дальнейшем — владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения. Польза, которую принесёт изучение инструктивного материала, будет тем большей, чем интереснее поставленные при этом музыкальные задачи.
Последовательность изучения гамм в классе гитары зависит от удобства расположения тональностей,
возможностей использовать типовую аппликатуру, поэтому не всегда совпадает с последовательностью их расположения
по квинтовому кругу.
Планомерная работа над гаммами развивает музыкально-слуховые ладотональные представления,
способствует развитию беглости. Задачи при игре гамм: освоение техники переходов в другие позиции, ритмического
варьирования; работа над беглостью, динамикой и др.
Гаммы и арпеджио как элемент музыкальной пьесы, важный тренировочный материал для развития мелкой и
крупной техники учащегося.
Гаммы
Цели освоения гамм в первый период обучения:
-практическое овладение полным диапазоном гитары;
-умение играть в разных тональностях с разным количеством знаков при ключе;
-закрепление правильных мышечных ощущений;
-развитие первичной беглости и -скоординированности действий пальцев обеих рук;
-работа над звуком (необходимо добиваться ровного звучания нот зависимости
аппликатуры).
Развитие навыков артикуляции
Аппликатурные, штриховые, ритмические и динамические варианты исполнения.
Типовая аппликатура.
Этюды
Работа над этюдами способствует:
1. повышению технического уровня учащихся; (в этюдах ученик изучает приёмы игры на гитаре и
овладевает исполнительскими штрихами)
2. выравниванию общего звучания;
3. помогает в устранении различных проблем или хотя бы заостряет внимание ученика на существующих
проблемах.
4 вида этюдов:
Арпеджио: сюда входят этюды на все без исключения виды арпеджио и на чередования пальцев правой
руки по разным струнам при довольно статичном положении левой.
Гаммы, репетиции: вторая группа содержит этюды, содержащие гаммообразные пассажи и репетиции (в
том числе тремоло), то есть чередование пальцев i-m-а по одной струне.
Аккорды, интервалы, кантилена: в эту группу вошли этюды на аккордовую технику, на интервалы (в том
числе разложенные), а также медленные, певучие этюды, требующие связной игры левой руки.
Смешанная техника: сюда могут входить этюды с элементами первых трех групп (как, например, в
этюдах Карулли), на все виды легато» (включая мелизмы), ритм и другие трудности.
Упражнения
Упражнения должны быть направлены на решение технических трудностей, которые встречаются в
произведении,
Основы техники исполнения пассажей: четкость, динамическая ровность и интонационное разнообразие,
штриховая определенность, координация в работе рук.
https://www.prodlenka.org/component/mtree/477279-sovershenstvovanie-ispolnitelskoj-tehniki