Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Работа с родителями
  3. Статья "«Традиция и семья в детском театральном коллективе «Маскарад», как одна из форм воспитательной практики»

Статья "«Традиция и семья в детском театральном коллективе «Маскарад», как одна из форм воспитательной практики»

В статье рассказывается о том, какие традиции заложены в творческом коллективе. Семья, как фактор важнейшей среды формирования личности и главнейший институт воспитания. Как родители обучающихся вовлечены в общее дело и какую помощь они оказывают театральному коллективу.

Предметы

Работа с родителями

Категория

Работа с родителями
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества Курортного района г. Санкт-Петербурга «На реке Сестре»

Мелентьева Мария Анатольевна, педагог дополнительного образования

Шлипкина Юлия Сергеевна, методист

+7960-257-54-04; +7951-669-89-56

«Традиция и семья в детском театральном коллективе «Маскарад»,

как одна из форм воспитательной практики»

На протяжении многих лет ведущими педагогами высказывалась мысль о том, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание детского коллектива, сплоченного радостным и творческим товариществом». Основной целью воспитания, по мнению А.В. Луначарского, «должно быть всестороннее развитие личности, которая умеет жить гармонично с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».

Создать традиции и сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы. 

Детский театральный коллектив имеет большие воспитательные возможности, если он создается как театр детей, а не театр для детей. В таком коллективе гармонично сочетаются творчество и труд всех, и каждого во имя искусства, появляется возможность научить ребят свободному общению, уважению и вниманию к другим, требовательности и критическому отношению к себе.

С этими задачами легко справится, когда есть тесная связь трех участников творческого процесса: педагога-обучающихся-родителей.

Тесное общение и контакт, взаимопомощь родителей во время репетиций, показа спектаклей и концертов, способствует раскрытию потенциала обучающихся, создает прекрасные возможности для роста и творческого развития.

Очень часто родители театрального коллектива «Маскарад» помогают дома обучающимся

разучивать текст постановки, что способствует более основательному усвоению материала, глубокому пониманию. Таким образом, родители становятся частью большой театральной семьи.

Неразрывная связь и единство личного, и коллективного порождает этику, которая становится условием существования ребенка в театральном коллективе.

Синтетическая природа искусства музыкального театра усиливает воспитательный эффект. Работа над образом роли становится одновременно работой над собой. Стараться не форсировать этапы творческого развития ребенка; постепенность и многоступенчатость получения навыков сценического опыта - одни из главных принципов работы объединения музыкальный театр «Маскарад».

В театральном коллективе на данный момент существуют следующие традиции:

- посвящение в артисты музыкального театра и вручение фирменного значка «Маскарад»;

- исполнение гимна театра «Маскарад»;

- совместные праздники и досуги (День музыки - 1 октября, день рождения театра «Маскарад» - 17 ноября, международный день театра - 27 марта);

- совместные выезды на конкурсы, фестивали, на экскурсии и посещение театров

- встречи выпускников;

- вручение цветов каждому артисту на премьере;

- ежегодное закрытие театрального сезона – совместный выезд на природу с родителями;

- показы спектаклей.

Наши традиции неразрывно связаны с семьей, ведь родители выступают полноценными участниками всех мероприятий. Без их помощи и поддержки каждое мероприятие было бы неполноценным.

Начало занятий в театральной студии - всегда сложный и трудоемкий процесс. Поэтому на первом году обучения педагог дополнительного образования всегда в тесном контакте с родителями обучающихся, знакомит их со сформированными в творческом коллективе традициями и правилами. У нас есть архив и видеотека с отснятыми спектаклями, поездками, фестивалями, фотоматериалы и газетные статьи, которые демонстрируются на первоначальных занятиях - все это помогает детям первого года обучения и родителям окунуться в удивительный мир нашего детского театра. На первых порах большое внимание уделяется актерскому тренингу, направленному в первую очередь на раскрепощение и создание позитивного настроя детей. А так же упражнениям на развитие креативного мышления, дикции, артикуляции, основам сценического движения. Новые ребята знакомятся с основными театральными понятиями и терминами, правилами поведения на сцене и за кулисами, изучают устройство сценической площадки и зрительного зала. Много учебных часов отводится и на работу с актерскими этюдами – это небольшие зарисовки (индивидуальные, парные, групповые), подготовка к будущим ролям, первая проба себя в качестве артиста.

И вскоре наступает такой момент, когда ребенок понимает, что он сможет сам безбоязненно выйти на сцену и попробовать сыграть роль. У всех это происходит по-разному: способности и стремления в этом случае должны совпадать с возможностями ребенка.

Если рассматривать руководителя театральной студии, как дирижера, а воспитанников, как музыкантов, то родители, выступающие в роли зрителей - это инструменты, а спектакль - мелодия. Можно смело сказать, что мелодия зависит от создателя, в нашем случае от истоков коллектива, от его фундамента. Задача педагога - не допустить возникновения конфликтных ситуация в связи с распределением ролей в спектакле. Детям свойственно огорчаться, узнав, что кто-то получил главную роль, а они будут выступать в «массовке». Поэтому очень важно с первых же встреч разъяснить устройство музыкального спектакля, что в нём есть разделение на солистов и ансамбль (слово «массовка» я в принципе никогда не использую на занятиях). Я объясняю ребятам, что для меня не существует главных и второстепенных ролей, все партии одинаково важны. Ведь даже без двух участников ансамбля нарушится хореографический рисунок, хоровая пария будет звучать иначе. По возможности стараюсь предоставить всем детям, исполнить хотя бы небольшие сольные партии и менять состав солистов от спектакля к спектаклю. Очень важно проговаривать с обучающимися и родителями, что большая роль – это и большая ответственность: каждодневный труд по изучению и запоминанию большого объёма текста, дополнительные репетиции, сильное волнение перед выступлением и т.д.

Показ спектакля - это одновременно отчет педагога о проделанной работе и момент мощного единения коллектива. На данный момент коллектив детского театра «Маскарад» насчитывает 40 воспитанников. В нём занимаются дети от 8 до 18 лет и что важно – в спектаклях они играют все вместе. На этом этапе можно видеть и творческий, и педагогический результаты. После каждого выступления растет уверенность в себе каждого его участника, что способствует рождению в коллективе доброжелательности, раскованности каждого ребенка, приносит колорит психологических взаимоотношений (меняется отношение ребенка к родителям, педагогам и сверстникам, старшие дети относятся к младшим, как к братьям и сестрам – с теплом и заботой).

В коллективе существует традиция представления всех участников спектакля и вручения цветов каждому ребенку. Это хорошая возможность, во-первых, поддержать ребят после премьерных волнений, а во-вторых, дать возможность почувствовать себя настоящими артистами. И в этой традиции главную роль я отвожу нашим родителям!

Для чего необходим гимн театра? Дети начинают ощущать свою причастность к нашей студии. "Я – часть чего-то большего и прекрасного" - эта мысль приходит порой именно в момент совместного хорового исполнения гимна театра. В торжественных случаях - посвящение в артисты, День рождения театра, закрытие театрального сезона всегда исполняется Гимн.

Гимн театра «Маскарад» (музыка И. Крутого, слова М. Мелентьевой)

1 куплет: 2 куплет:

Вот он! Театр! Всё прекрасней век от века.

Для чего же мы пришли сюда?

Театр стать нам помогает человеком,

Театр - верный друг наш навсегда!

ПРИПЕВ:

Через годы, через расстоянья,

На любой дороге, в стороне любой,

Театру ты не скажешь до свиданья,

Театр не прощается с тобой!

Здесь мы дружно петь и танцевать учились,

И на сцену смело мы идём.

Сколько раз с тобой мы в этом зале были,

Сколько мы ещё сюда придём! ПРИПЕВ

3 куплет:

Театр может рассказать про всё на свете!

Каждый будет счастлив здесь и рад.

Дарит праздник и родителям и детям

Музыкальный театр «МАСКАРАД»!

ПРИПЕВ

Во время праздника "День рождения театра" (17 ноября), раз в год, в студии происходит торжественный прием новых воспитанников в полноправные члены коллектива,посвящение в артисты музыкального театра. Успешно прошедшие подготовительный период (1,5 месяца) и принявшие твёрдое решение продолжать обучение, принимаются в театральную студию, им вручается фирменный значок театр «Маскарад» в форме звезды.

Ежегодно отмечается и Международный день театра (27 марта). В этот день дети получают творческие креативные задания. Например, разыграть древнегреческую трагедию по мотивам сказки «Колобок».

Для перевоплощения использовались созданные самими же воспитанниками бумажные маски и одежды из простыней и палантинов.

В коллективе существует традиция встречи выпускников. Встречи проходят в различной форме: выпускники приходят на день рождения театра и делятся опытом с нынешними воспитанниками, вместе ходят в кинотеатры на премьеры фильмов-мюзиклов и т.д.

Окончанием учебного года становится ежегодноезакрытие театрального сезона – традиция, существующая в профессиональных взрослых театрах. В «Маскараде» она реализуется посредством совместного выезда на природу детей и родителей, где организуется пикник, подвижные и актерские игры, дискотека на свежем воздухе, фотосессия и подводятся итоги года.

Конечно, традиции коллектива создаются не сразу, за годы работы. Моя задача, как руководителя - сохранить их и преумножить, ведь традиция - это фундамент нравственного и дружественного климата в детском коллективе.

Список информационных источников:

1.Белоусова, Бостанджиева, Казачёнок: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Метод. рекомендации. В 2 ч. Ч.2. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012. – 142 с.

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Степанова Е.Н. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003. – 128 с.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 23 с.

1

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В статье рассказывается о том, какие традиции заложены в творческом коллективе. Семья, как фактор важнейшей среды формирования личности и главнейший институт воспитания. Как родители обучающихся вовлечены в общее дело и какую помощь они оказывают театральному коллективу.
0 ₽