Воспитательный потенциал репертуара в вокально-хоровом ансамбле:
от патриотики до обработок народных песен.
16.11.2023, ДУМ.
Воспита́ние — процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни.
Многие исследователи отмечают, сознание ребёнка — как чистый лист бумаги, на котором в процессе взросления можно «записать» любую будущую личность.
«Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребёнка, я выращу из него такого специалиста, какого вы назовёте: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя и, если хотите, даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, предпочтений, способностей, призвания или расовой принадлежности его родителей.» (писал в начале прошлого века американский бихевиорист Джон Уотсон)
Традиционно выделяются следующие виды воспитания человека:
Поинституциональному признаку:
семейное
религиозное
социальное (в узком смысле)
дизсоциальное (асоциальное)
коррекционное
Подоминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
авторитарное
свободное
демократическое
Посодержанию воспитания:
умственное
трудовое
физическое
нравственное
духовно-нравственное
эстетическое
правовое
патриотическое
половое и полоролевое
экономическое
экологическое
и так далее.
В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Категория воспитания — одна из основных в педагогике.
Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяютвоспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией, (окружающий мир является для ребёнка единой образовательной средой: его воспитывает семья, школа, неформальный круг общения, средства массовой информации и т. п.), ивоспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.
т.о. Воспита́ние - целенаправленное создание условий для развития личности и её соответствия ценностям и интересам общества.
Воспитание направлено на формирование как поведения (например, на овладение своими эмоциями),так и мотивационно-смысловых компонентов психики.
Особую роль в воспитании играет искусство, развивающееэмоционально-образную сферу личности и творческие способности.
Проблема воспитания подрастающего поколения никогда не теряет своей актуальности, но особенно остро она встала в последние годы.
В этой связи к системе образования в целом и к учреждениям дополнительного образования детей в частности, общество предъявляет повышенные требования.
На первый план выходит задача организации образовательно – воспитательной среды, в которой формируется творческая саморазвивающаяся личность, способная, реализуя свои индивидуальные интересы и способности, решать проблемы общества.
Система дополнительного образования позволяет осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему», вооружить ребенка не только багажом знаний, но и сформировать навыки в выбранном виде деятельности, сориентировать профессионально.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей. Цель воспитательной работы в учреждении дополнительного образования - способствовать формированию общественно активной, нравственно ориентированной, творческой личности, обладающей умением адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях, сохраняя позитивный потенциал.
Одним из путей духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся учреждений дополнительного образования являетсявокальное, певческое искусство, способное воздействовать на эмоциональную сферу детей средствами музыкальной выразительности, формируя их нравственные убеждения.
Для нас Хоровое пение, любовь к нему - это верный показатель духовного здоровья нации. Русский народ всегда пел: это было естественным содержанием его природы. Приобщая детей к духовным ценностям, мы воспитываем в них чувство Патриотизма и любви к своей неповторимой Родине.
Слово и музыка – это взаимосвязанные атрибуты любого вокального произведения. Музыка эмоционально окрашивает текст, а поэтическая строка конкретизирует музыку, а также определяет значимость и весомость произведения в воспитании духовно- нравственных и патриотических чувств.
Поэтому именно репертуару юных исполнителей отводится особая воспитательная роль. Яркий, содержательный репертуар вызывает у детей большой эмоциональный отклик, а концертная деятельность, участие в различных творческих мероприятиях являются возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, показать результаты своего труда.
Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших. Знание истории своего народа, уважение традиций и сохранение их - основа, на которой только и может, и должен осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Современный ребенок формируется в условиях, которые, как я уже говорила, благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические, эмоциональные нагрузки, огромный поток информации - все это через бесконечные стрессовые ситуации негативно сказывается на формировании целостного «Я» ребенка. И все чаще поднимаются вопросы о воспитанности и воспитании.
Меня всегда смущает слово «идеал» и, тем не менее, он сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». К сожалению, во многом он остается декларативным. Общественная потребность найти способы защиты детей от агрессивной (агрессивнности) окружающей детей среды все очевиднее. И, к сожалению, все очевиднее разрыв между идеальным и реальным…
Мне очень нравится высказывание В. Гюго: «Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки». Будущее невозможно без прошлого – аксиома, не требующая доказательств. И в этом смысле невозможно переоценить воспитательный потенциал фольклора. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. Задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной. Народное творчество – это закодированная в устойчивых художественных образах–символах родовая коллективная память народа; секреты сохранения егоидентичности.Судите сами:
В фольклоре сохранились те устойчивые нормы поведения и взаимодействия человека с природной средой и окружающими людьми, которые способствовали сохранению егофизического и душевного здоровья.
Неоспорима роль музыки в развитии и оздоровлениидетей с древнейших времен. Она помогала им расти здоровыми(пестушки - Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша, «пестовать», то есть нянчить, растить;
они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения), веселыми(прибаутки, потешки), спокойными(колыбельные). С помощью песен учили добру, красоте, остроумию, любви к природе, семье, земле русской. Средства фольклора, благодаря пронизывающим его «архетипам коллективного бессознательного» помогают развиватьдуховно – нравственные ценности и идеалы личности (архетипы матери, героя, домашнего очага, земли родной).
Традиционные свойства фольклора – вариативность, импровизационность – открывают широкий простор для развития творческих способностей.
Фольклор выступает как регулятор межличностных отношений, в нем очень ярко проявляетсяколлективность. И не только в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей (спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим). Но и в процессе исполнения, ведь некоторые компоненты формы, например, припев, предполагаютобязательное включение в исполнение всех участников действия, даже неактивных. Кроме того, участие в коллективной деятельности помогают человеку быстро и легко подружиться с другими людьми, а это развивает коммуникативные навыки. Взаимодействие «Я» и «Другие люди» - именно поэтому ребенку нужен этот опыт.
Фольклорбифункционален – в нем неразрывно единство практической и духовной функций. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.
В процессе разучивания и исполнения песни, знакомства с тем или иным обрядом, ребенок получает новую информацию о жизни предков, слышит новые слова – что расширяет кругозор и, в конечном счете, развивает интеллект. Причем, формирование познавательной активности идет не дидактически, а в ненасильственной, часто игровой форме, ненавязчиво и естественно.
Усвоение фольклора идет устно-слуховым, подражательным способом. Процесс передачи народной песни проходит не разучиванием, а передачей с “голоса на голос”, от “сердца к сердцу”.
Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения. Воспитательная емкость фольклора очевидна:
выстраивание модели поведения в заданных рамках;
принятие опыта поколений;
прочувствование неприходящих ценностей, нравственных принципов;
развитие коммуникативных навыков;
приобретение нового эмоционального опыта;
овладение языком эмоций, снятие эмоциональных перегрузок
получение новой информации, расширение кругозора, увеличение словарного запаса.
Образно – символическая природа фольклора, его полиэлементность, массовость, вариативность, коллективность, ненавязчиво и в то же время эффективно оказывает воздействие на формирование личности и несомненно обладает огромным воспитательным потенциалом.
Осознание своих «корней», приобщение к генетической памяти поколений также необходимы для полноценного формирования личности ребенка, для его духовного и нравственного развития, как пища и движение для тела. __________________________________________________________________________
////У каждого человека своё понимание того, что такое Родина. Для кого-то - это необъятные российские просторы, красота природы, для кого-то - место, где он родился, где прошло его детство, для детей младшего школьного возраста образ Родины, прежде всего, ассоциируется с мамой. Всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери. "Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким ему людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Да и само слово "Родина" ассоциируется с родным домом.
Такое всеобъемлющее понятие этого слова конечно предполагает не только любовь ко всему выше перечисленному, но и любовь к своему народу, его культуре, традициям, любовь к родному языку.
Хоровое пение - древнейшее искусство. Вся история мировой музыкальной культуры неразрывно связана с хоровым исполнением.
Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу.
Хоровое пение - это надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности.
Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось олицетворением и выражением русского духа, русской художественной натуры, русского национального характера.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности. Этому способствует то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово.
Коллективный вид деятельности воспитывает умение подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
Я глубоко убеждена в том, что приобщить детей к искусству и воспитать в них настоящих патриотов можно только на прочном фундаменте народной, духовной, патриотической музыки, классики и лучших произведений современности.
Если хормейстер будет использовать в своей работе все направления, он поможет сформировать детям представление о русской хоровой культуре, и, как следствие, воспитать уважение и гордость за землю, на которой живёшь.
Несомненно, содержание патриотического воспитания раскрывается через приобщение детей к культурному наследию своей страны. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих ребят - всё это способствует решению многих воспитательных задач.
А.А.Маслов в своей книге "Методика пения в начальной школе" (1913 г.) указывает: " Мы настаиваем на введении в школу старинной песни, даже не в целях её возрождения, но в целях воспитания молодого поколения". И несмотря на то, что это высказывание было сказано ещё в начале 20 века, оно актуально и сейчас, так как русская народная песня - это наши корни, наши истоки, через народную песню дети знакомятся с историей народа, его традициями и обычаями.
Народные песни актуальны в репертуаре хорового коллектива на любой стадии обучения, они понятны и очень удобны в вокальном отношении, интонации знакомы нам с детства. У мл. школьников на примере русской народной песни "Во поле берёза стояла" можно рассмотреть не только классификацию народной песни, но и предложить ребятам подумать, почему берёзка является символом России и ассоциируется с Родиной.
Народных песен очень много и все они разные по характеру. Все русские песни можно разделить по видам. Это
- Лирические, Трудовые, Обрядовые, Календарные, Шуточные, Плясовые, Хороводные, Исторические, Солдатские, Былины, Игровые, Колыбельные, Плачевные, Частушки.
Историческая песня, как считается, появилась на Руси в эпоху татаро-монгольского ига. Она призвана была поднять национальный дух и сплотить русский народ в борьбе с врагами.
Разбойничьи песни поются лихо, широко, раздольно. Часто они рассказывают не столько о разбоях, сколько о героических поступках. Повествуют они об истории народа, о сильных смелых людях. Все, о чем тосковала душа, выливалось в лирической песне широкой распевной мелодией. Медленные протяжные мотивы лирических песен обрастали многоголосными распевами. Их пели во время застолий, хором и сольно. На грани лирических и плясовых песен находятся хороводы. Плавное течение роднит их с лирическими песнями. Но поются они с движением. Пожалуй, это самый значительный по широте тематики и образов пласт народных песен.
Солдатские песни В таких песнях чаще звучит призыв к объединению перед лицом опасности и уверенность в победе, в них говорится о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ. Самая известная солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
Думается, есть смысл объединить в сознании ребят народные песни упомянутых жанров и авторские патриотические песни. ведьмы часто упускаем из виду тот факт, что патриотические песни 20 века, актуальные для нас, педагогов, звучавшие в нашем детстве и юности, зачастую такая же архаика для наших учеников, как былины об Илье Муромце, - слишком уж сильно изменилось время, в котором мы живем.
Патриотическая песня - необходимый элемент воспитания подрастающего поколения. Именно исполняя такие произведения, возникает чувство гордости за страну, город, в котором мы живём. Выступление детей, исполняющих песни военных лет, вызывает сильнейший эмоциональный отклик у сверстников.
Память о Великой Победе, о её героях и жертвах - это не только праздничные торжества, но и кропотливая работа по воспитанию у подрастающего поколения уважительного отношения к историческому прошлому России, гордости за подвиг русского народа.
Необходимо акцентировать внимание ребят на то, что несмотря на все ужасы и тяготы военного времени, люди сохранили в себе такие качества, как доброта и человечность. Если внимательно проанализировать тематику военных песен, то наряду с прославлением мужества, отваги, отражением в текстах примеров героизма, есть ещё одна линия - любовь к ближнему, и безграничная любовь к Родине.
Не секрет, что Россия переживает определенный кризис воспитания подрастающего поколения. Мы пытаемся преодолеть его созданием, например, «Движение первых»[2] — общероссийское общественно-государственное движение, созданное 14 июля 2022 года по инициативе руководства России, для воспитания, организации досуга подростков, и формирования мировоззрения «на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей»[3]. Отделения движения открылись в каждом муниципалитете России, а в каждой школе могут быть созданы первичные ячейки движения.
Но нельзя отвергать и наши исторические возможности в а значит, приобщение детей к хоровому искусству, а через него – к музыкальной и общечеловеческой культуре нашей страны, может некоторым образом помочь в решении этой проблемы, конечно при тесном взаимодействии семьи и школы.
Исследователи доказали, что наиболее продуктивная познавательная деятельность начинается тогда, когда её объект (музыкальное произведение) значим, то есть приобрёлличностный смысл, воспринят личностью как ценность, способен вызвать яркие чувства, переживания, мысли, обогатить духовно. Поэтому так необходимо тщательно подбирать музыкальные произведения.
Забота об интересах Родины, гордость за своё Отечество, уважительное отношение к истории, языку, гуманизм, милосердие, обращение к русской музыке способно оказать сегодня реальную помощь в музыкально-патриотическом воспитании.
Каков механизм формирования у учащихся понятия "Родина"? Мне хотелось бы выделить три составляющие:
1) Представление - педагог формирует понятие о Родине основываясь на эмоциональном восприятии и опирается на наглядно-образное мышление учащихся: подбираются произведения с ярко выраженной мелодикой, доступным текстом; произведения о красоте любимого края, о подвигах сверстников во время войны. Так же педагог создаёт такие ситуации, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью простых людей. Можно включить просмотр кинофильмов с соответствующей тематикой, провести конкурс рисунков "Моя Родина".
2) Убеждение - осмысление сущности любви к Родине в различных видах деятельности:в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведение музыкально-литературных гостиных, участие в социально-значимых проектах, организованных администрацией района или города. В этот период происходит осмысление детьми самого понятия "Родина", увеличивается объём знаний о родной земле, усиливается способность учащихся размышлять о Родине, развивается рассудочно-логическое мышление, позволяющее им использовать либо усвоенные оценки, либо осуществлять оценочную деятельность посредством размышления.
3) Действенная сторона - непосредственное переживание детьми ценностного отношения к Родине, формирование у учащихся способности к мотивированным проявлениям в области патриотизма: это концертная деятельность, встречи с ветеранами, празднование юбилейных дат, значимых для страны.
Пройдя все три этапа у ребёнка появляется личный смысл в понятии "Родина" и он может осознавать значимость Родины для самого себя и жизни других людей. И это осознание помогает ему более эмоционально исполнять тематические произведения, вкладывая в них частичку своей души.