МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УЧЕБА
Тема: «Танцетерапия как средство гармонизации личности»
Составитель:
Компаниец Наталия Владимировна
педагог дополнительного образования
2024г.
Я считаю, что такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма. Отсутствие двигательной активности и большие нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний.
Человек, который начинает двигаться, танцевать становится более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечнососудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее.
Существует ряд различных методик применения танцетерапии. Это, например, эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудольфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота.
Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал. Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.
Танцетерапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений.
Танцетерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного.
И многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно. Самый широкий круг разнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой терапией. При этом музыка вовсе не является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнуты творческие аспекты, иногда терапевтические.
Данная методика может быть полезна для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных.
Если человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов.
Мало того, танцетерапия может внести вклад в решение серьезнейших проблем современного человечества.
Успехи медицины и общее повышение уровня жизни привели к тому, что человечество быстро "стареет". Существенно возрастает среди населения многих стран доля лиц пожилого и преклонного возраста.
Сохранение психической и физической активности людей старших возрастов становится одной из серьезнейших проблем. Но наука доказала, что "вечная молодость" вполне реальна.
Здесь, как всегда, впереди идут выдающиеся люди человечества, до преклонных лет поражавшие современников своими физическими и психическими возможностями. Гете, Демократ, Толстой - список можно продолжить до внушительных размеров. Но "вечная молодость" доступна каждому! Наука работает в этом направлении.
Однако уже сейчас существуют простые, эффективные и общедоступные методы. Например, занятие любым творчеством продлевает психическую молодость "до упора".
Танцетерапия еще эффективнее! По статистике, танцоры живут исключительно долго. Они до глубокой старости молоды и душой, и телом. С этим все ясно и уже давно. Но в чем, же проблема? Проблема - в изменении менталитета населения.
2.Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии
Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека.
Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения.
У Ван Камп есть 20 страниц определения танца, каждое из которых она критикует, указывая, чему оно не удовлетворяет. Следуя этой традиции, приведу 5 определений импровизации, указывая какой важный аспект каждое из них акцентирует:
1. Словарное
Импровизация/Improvisation (от jraT.improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный) - Метод творчества (в некоторых видах искусства), предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации нет разделения функций сочинителя и исполнителя; они образуют органическое единство и осуществляются одновременно.
Да, и в танце еще нет разницы между материалом и творцом (каковая есть во всех других видах иск-ва). Здесь важен акцент на "здесь и сейчас", отсутствие пробела между замыслом и воплощением.
2. Американское
Импровизация означает выбор среди возможностей, присутствующих в данный момент, в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее (Синтия Новак).
К вопросу о случае и выборе. Кэннингхэм подчеркивал объективность случая (например, бросая кости для определения порядка танцевальных комбинаций), Пэкстон ищет равновесие между выбором и случаем, опираясь на естественные силы (гравитация, момент движения). Важно, что всегда есть предшествующий материал, словарь движений и возможностями расширения в каждый момент.
3. Российско-процессуальное
Импровизация - умение слышать свое тело, пространство и партнеров и отвечать на него. Важна активность внимания, отзывчивость тела на сигналы, внешние и внутренние.
4. Европейско-интеллектуальное
Танцевальная импровизация - это форма мышления
Мышление - это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать. Таким образом, импровизация - это то, что вы делаете, когда не знаете, что делать (Все это делает импровизацию эквивалентом мышления, но применяемым к телу).
Перенос внимания с эмоциональной составляющей танца на волевую-интеллектуальную, что характерно для современного европейского танца в целом.
5. Мое, как бы психологическое
Поскольку танец потенциально вовлекает всю целостность человека в процесс, то тотальность, честность и прочая позволяют действительно быть не только разным, но и любым.
Импровизация развилась за последние двадцать пять лет в мощное явление в танце и театре. В истории западноевропейского театра импровизация занимала большое место. На первый взгляд, импровизация означает спонтанность творческого выражения и для большинства людей именно в этом состоит ее ценность. Поэтому возникает вопрос - можно ли научиться импровизировать и что это может дать?
На самом деле, большинство техник обучения импровизации (а в программах обучения современных танцоров есть такая дисциплина) построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим из тела - его ощущений, его памяти, его тонкой малоосознаваемой жизни; на способности мгновенно реагировать на импульсы, идущие из тела и сигналы из окружающего пространства и, реагируя, превращать их в историю, не всегда ясную и простую, но обладающую смыслом и своего рода красотой.
Правда, мне давно уже хотелось развенчать один из мифов, относящихся к импровизации - миф об абсолютной спонтанности. Полная спонтанность также невозможна, как и вечный двигатель: мы в любом случае обусловлены нашим прошлым опытом, мышечными зажимами и культурными табу. Возможно лишь ощущение полной спонтанности - экстатическое состояние свободы, которое достаточно редко подтверждается внешним наблюдением. Что с этим делать?
Мы не можем уйти от этой обусловленности, но нам доступно осознание этой обусловленности. Тогда появляется расстояние между мной и тем, что меня обуславливает, появляется возможность выбора, игры с этой обусловленностью. В этот момент и начинается настоящая спонтанность - при возможности открыто наблюдать за собой, при готовности к неожиданностям (не всегда приятным).
Поэтому для меня импровизация - это осознанная спонтанность.
Возвращаясь к терапевтическому и трансформационному контексту, можно отметить, что внутри него существует своего рода дихотомия, противоречие: осознанность/спонтанность. Эти качества и навыки обслуживаются разными школами и традициями. Спонтанность в большей степени связана с экстатическими практиками, а осознанность - с практиками внимательности и самонаблюдения. Спонтанность определяется доверием - себе, своим чувствам, своим реакциям, а осознанность - рефлексией, беспристрастностью, равностным отношением, полнотой восприятия и отсутствием "фильтров восприятия". Использование техник импровизации позволяет соединять эти зачастую противоположные состояния и навыки, обретать большую целостность и полноту мироощущения и самовыражения.
Проявления человека в танце, его манера исполнения, яркость, передача музыки, образа, эмоциональная окраска во многом зависят от состояния чувственной сферы и осознания человеком последней. Стиль танцовщицы может зависеть от темперамента человека. Меланхолик наверняка будет выразителен в медленных движениях и танцах, холерики предадут все буйство своей натуры в быстрых, зажигательных связках и комбинациях. По манере исполнения, по внешнему виду танцора, по его глазам, по телу, рукам и т.д. можно судить о состоянии, в котором находится человек, можно судить, насколько танцор погружен в сам процесс танца.
Чем больше человек осознает себя в жизни, тем проще ему быть осознанным в процессе танца, легче понять, что творит его тело, что выражает, что пытается сказать и передать. Естественно, настоящий профессиональный танцор, прежде всего, несет задуманный образ, пытается донести всю его гамму, красоту и эмоциональное переживание.
Танец может выступать средством достижения гармонии в семье. Ко всему прочему, предложение потанцевать не так настораживает, как, скажем предложение пойти к психотерапевту. Вот несколько несомненных достоинств танца: танец - это общение, он может выполнять как диагностическую, так и терапевтическую функцию; в танце происходит отражение и переобучение.
В семейных взаимоотношениях посредством танца человек может проследить и отрегулировать цикл развития семьи, распределение власти, супружеское общение, установки на брак, и т.д. В танце многие процессы выполняются парами. Но в этом, опять же, очень разные уровни взаимодействий - и не обязательно мужчины и женщины..., например, отец и ребенок, мать и дочь... Все эти отношения можно проигрывать, использовать и выражать в движении.
Танец - это совершенная форма игры. Очень многие сценарии отношений можно оптимизировать. В танце очень легко менять роли. Только что ты вел - и вот уже ведет твой партнер!
Только что было напряжение, конфликт - и вот уже все меняется! Восприятие отношений, которые есть в жизни семьи - не только восприятие, но и развитие... Умом мы понимаем, что любые отношения изменяются, живут во времени, в жизни же очень часто отношения фиксируются.
Танец - своеобразное напоминание и уму, и телу, что отношения постоянно нужно развивать.
Мир танца диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни.
Танец, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Язык танца - это, прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает, то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения.
На сегодняшний день традиционным является использование танца как средства выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что танец - это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов.
Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы само принятия. М., МГУ, 1997, 100с.
Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208.
Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.
Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности. Москва, Когито-центр, 2001.
Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004, 219с.
Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. – М.: Книга, 2005 – 345с.
10